- Учителю
- Урок-представление 'МИР И БОГИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ', 5 класс
Урок-представление 'МИР И БОГИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ', 5 класс
УРОК - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
«МИР И БОГИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ» / 5 класс/
Л.В.Шуваева, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
МОУ ООШ№12,г. Бугульма
Цели урока:
-познакомить детей с представлением древних славян об устройстве мира;
- формировать владение навыками монологической речи, умение работать в группах;
-воспитывать уважительное отношение к традициям и истории своей родины.
На доске:
Во всех углах жилья, проходах,
за дверьми
Стоят чудовища, не зримые людьми...
В.Я.Брюсов "Чудовища".
УЧИТЕЛЬ:
Прочитайте внимательнее строки из стихотворения Валерия Брюсова, записанные на доске. Вот такими страшными, таинственными существами был населен быт древних славян. Даже в собственном доме им чудилась опасность. А когда славяне встречались с чем-либо непонятным в природе, страх, сознание собственного бессилия охватывало их еще больше. Всюду чудилась им неведомая сила, могущая уничтожить, стереть с лица земли людей, и они панически боялись этой силы. Но наступали дни, когда мир вокруг был светел и спокоен, ничто не беспокоило людей, все им удавалось. И опять не веря в собственное могущество, они пытались объяснить удачу вмешательством извне, помощью какой-то, теперь уже доброй силы. Так человек начал создавать еще один мир - населенный богами и духами ,приведениями и бесами. Но рядом, по мнению славян, не могли существовать добрые и злые существа. И Вселенная, в представлении древних людей, оказалась разделенной на 3 яруса: на небе жили высшие боги /Перун, Белбог, Хоре, Сварог и др./, земля была отдана духам природы/ домовым лешим, русалкам/, под землей обитали злые демоны /бесы, черти/. Конечно, поклонялись и приносили жертвы только богам, всех остальных боялись. Молились деревянными изображениями богов, сделанных в виде идолов. Когда князь Владимир, в 10 в. начал править Киевом, он поставил идолов на холме, за теремным двором, у реки Днепра. "И приносили им жертвы, называя богами, и приводили к ним своих сыновей дочерей", - записано в летописи. Это место стало своеобразным пантеоном-храмом на открытом воздухе.
УЧИТЕЛЬ:
Итак, мы с вами идем по пантеону киевского князя Владимира, всматриваемся в лики безмолвных богов-идолов, стоящих перед нами. И нам кажется, что они оживают и начинают рассказывать о себе.
/1-АЯ ГРУППА УЧАЩИХСЯ/
1 УЧЕНИК:
Я - бог солнца Ярило. Неустанно совершаю я свой путь по небу. Озаряю землю днем и покидаю ее во мраке ночью, согреваю весной и летом и оставляю во власть холоду осенью и зимой. А живу я далеко-далеко, на востоке, в стране вечного лета и плодородия. В золотом дворце восседаю я на златотканом престоле. Солнцевы девы разбирают по прядям мои золотые кудри, расчесывают их и поют небесные песни. Каждое утро выезжаю я на колеснице, запряженной белыми лошадьми, чтобы совершить обычный путь по небесному своду.
2 УЧЕНИК:
А я - сестра Солнца. Называют меня Марьей - Моревной - Морской царевной и Царь - девицей, Зарей - Зарницей и Ненаглядной Красотой. Живу я в золотом царстве, на краю света белого, плаваю по морю в серебряной лодочке с золотыми весельцами. Часто стремятся попасть в мое царство те, кто ищет живую воду, которую храню я под изголовьем. А это моя младшая сестра.
3 УЧЕНИК:
Как и у людей, у нас, богов, тоже свои семьи; есть жены и мужья, братья и сестры, дочери и сыновья. Вместе с Зарей - Зарницей я несу людям рассвет, начало дня. А зовут меня, богиню утренней зари, Зимцерлой.
4 УЧЕНИК:
Гром и молний, дождь и грозы посылаю я людям, пугая их, а иногда и карая непокорных. Имя мое - Перун. Я управляю облаками, тучами, ветрами. Но чаще не зло, а добро несу я, разгоняя золотыми молниями бесов, борясь со злыми силами. Верховным богом считают меня в Киевской Руси.
5 УЧЕНИК:
Отшумит гром, и приходит на землю ясный день, который несу я - Погода - бог ясных дней, вестник весны, муж Зимцерлы.
6 УЧЕНИК:
А мое имя Макошь. Вечно несу я людям рог изобилия. А особо я покровительствую женщинам, тем, кто несет на себе тяжесть женских работ, прядения и ткачества.
7 УЧЕНИК:
Я - богиня любви, домашнего очага, богиня юности, Красоты. За мир и покой, за лад, который я несу всем, дали мне имя светлое и нежное - Лада.
УЧИТЕЛЬ:
Живут боги в своей небесной стихии, наблюдая за жизнью людей, помогая одним, наказывая других. Но иногда сходят они на землю, как сошла Снегурочка, дочь Весны и Мороза.
Сценка по народной сказке "Снегурочка "
УЧИТЕЛЬ:
Образы народной мифологии входили не только в устное народное творчество. Их широко использовали и известные писатели 19-20 веков. Так, драматург А.Н.Островский создал свой вариант появления и жизни Снегурочки среди людей в Берендеевом царстве.
Сцена из 4 явления пролога сказки "Снегурочка "
/бобыль, бобылиха, леший, Снегурочка, берендеи/
УЧИТЕЛЬ:
Бросим прощальный взгляд на вновь застывших богов и покинем их. С верхнего яруса нам предстоит спуститься на землю, которая отдана духам природы. Домовые и лешие, русалки и водяные жили рядом с людьми. Им не приносили жертв, как богам, им не молились, но и раздражать, злить не хотели, веря, что эти таинственные существа могут помешать спокойной жизни. И сейчас еще верят люди в доброжелательных или враждебных духов природы. А вот есть ли они на самом деле?
/2-АЯ ГРУППА УЧАЩИХСЯ/
1 УЧЕНИК:
А как же нет?! Вот - я - Леший. Живем мы с женой, Лешачихой, в дупле старого дуба. Люблю я шутить с людьми: то покажусь, то исчезну внезапно, то в глубь леса заведу, то свистом испугаю, то хохотом заморочу. Мой дом - лес, но иногда я и к людям захаживаю: детей крестить, в карты играть и ... водки выпить. Но людям в лес показываться в день святого Ерофея /7/Х/ не советую - могу под землю за собой уволочь. А про одного моего брата - великого Лесного царя - поэт Жуковский даже балладу сочинил.
Баллада Жуковского "Лесной царь "
УЧИТЕЛЬ:
Летали над землей, видимые и невидимые людям, Вилы - лесные, полевые, водяные, воздушные девы в легких одеждах и с длинными волосами. Появлялись духи в виде старцев, как например, Полевой, или в виде женщин. Так являлась в полдень на полях Полудница. И если видела на поле в это время работающего, то сурово карала, сворачивая нарушителю голову. А те, кто проводил свое время у воды, могу увидеть и водяных духов.
2 УЧЕНИК:
Я - Болотняник - дух болота. Обернувшись монахом, завлекаю я людей в трясины. А помогают мне жены и дети. Самая любимая - Болотница. Черные волосы ее раскинуты по плечам и убраны осокой и незабудками. Иногда встречаемся мы с своим старшим братом - водяным, смеемся, как людей одурачиваем. Только что-то изменился он в последнее время, загрустил, затосковал.
3 УЧЕНИК:
ПЕСНЯ ИЗ М/Ф "Я ВОДЯНОЙ"
Сценка из трагедии Пушкина "Русалка"
/''Днепровское дно"
Монолог русалки из повести Гоголя "Майская ночь или утопленница"
/в сцене хоровода и игр русалок/
УЧИТЕЛЬ:
Сцены из жизни русалок, увиденные вами, подсмотрели и пересказали читателям Пушкин и Гоголь. Писали о жизни духов природы и другие писатели: Мельников- Печерский, Хлебников, Лермонтов. А И.С.Тургенев в рассказе "Бежин луг" рассказал сразу о нескольких духах: о русалках, водяных и домовых. Но иногда в жизнь людей вмешивались не духи природы, а злые демоны, обитающие под землей: ведьмы, бесы, черти. Бесы иногда вселялись в человека, иногда мучили, завораживали его, иногда ссорились, побеждали, но и побежденными были.
/3-Я ГРУППА УЧАЩИХСЯ/
Стихотворение Пушкина "Бесы"
Отрывок из сказки Пушкина "О попе и его работнике
Балде"
Монолог Солохи по сказке Гоголя "Ночь перед рождеством"
УЧИТЕЛЬ:
Вот и прошли мы все три яруса обитания таинственных существ, которые, по верованиям древних славян,влияли на жизнь людей. Но такая многоярусная структура возникла не сразу. Язычество прошло 4 стадии развития. Вначале возникла вера в духов природы, затем началось поклонение земледельческим небесным божествам, затем культ бога грозы, молний и грома - Перуна. А после принятия христианства на Руси долгое время живет "двоеверие". Причем язычество становится тайным, вытесняясь под давлением христианства. И все же отзвуки языческих праздников дошли и до наших дней.
Святки на Руси считались важным праздником для умиротворения, задаривания Мороза, сытная пища на масленицу должна была воздействовать на будущий урожай, сделав его обильным. А купание в воде, прыжки через костер в ночь на Ивана Купалу /7VII/ обещали сохранить и приумножить урожай, если человек очистится от грехов. Многие сотни лет эти праздники запрещались церковью, как напоминание об старой вере не в единого, а во множество богов, но и сегодня эти игры, ритуальные обряды, обычаи в памяти людей. И с некоторыми мы поближе познакомимся на последующих уроках.
А сейчас небольшое обобщение того, о чем вы услышали сегодня или узнали при подготовке к уроку,-
- викторина:
-Как назывались девы в легких одеждах,
хозяйки лесов, поле, вод или воздуха?
/Вилы/
- Когда отмечался день Ивана Купалы?
/7/УП/
- На берегу какой реки был устроен пантеон богов князем Владимиром?
/На берегу Днепра/
- Когда Леший сквозь землю проваливается?
/День Ерофея, 17/Х/
- В каком рассказе Тургенев пишет о духах природы?
/В рассказе "Бежин луг"/
- Из скольких ярусов состояла Вселенная, по преданиям древних славян?
/Из 3-х/
- Кто жил на каждом ярусе?
/На небе- высшие боги, на земле- духи природы, под
землей - злые демоны/