7


Урок по теме: Орфоэпия.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Девушка пела в церковном хоре е-е-о-о (ударные звуки)

О всех усталых в чужом краю, о-а-о-ю

О всех кораблях, ушедших в море, о-я-е-о

О всех, забывших радость свою. о-ы-а-ю


Так пел ее голос, летящий в купол, а-е-о-я-у

И луч сиял на белом плече, у-я-а-е

И каждый из мрака смотрел и слушал, а-а-е-у

Как белое платье пело в луче. е-а-е-е


И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.


И голос был сладок, и луч был тонок, о-ы-а-у-ы-о

И только высоко, у Царских Врат, о-о-а-а

Причастный Тайнам,- плакал ребенок а-а-а-е

О том, что никто не придет назад. о-о-е-а


Стихотворение А. Блока "Девушка пела в церковном хоре" было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны.

Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва - надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого.

Вторая же часть: "И только высоко, у Царских Врат, /Причастный Тайнам, - плакал ребенок /О том, что никто не придет назад", - раскрывает всю безысходную правду. При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня - надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по - своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, "что никто не придет назад".

Стихотворение не имеет определённого размера, смешиваются двусложные и трёхсложные размеры (акцентный, или свободный стих) - чтобы не нарушить ритм, приходится двусложные части читать медленнее, нараспев.

В первой части, в сочетании с алитерацией на "л" и "р", на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности.

Ассонанс: повторение гласных «е-о».

В стихотворении "Девушка пела в церковном хоре… " А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, мы видим святость молитвы и великую скорбь. С другой, люди способны на такое кровавое и жестокое действо, как война. И это противоречие помогают раскрыть звуки речи.

Ночь, улица, фонарь, аптека, о-у-а-е
Бессмысленный и тусклый свет. ы-у-е
Живи ещё хоть четверть века - и-е-о-е-е
Всё будет так. Исхода нет. е-у-а.о-е

Умрёшь - начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
10 октября 1912

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» было написано 10 октября 1912 года. Оно является одним из самых безнадёжных и трагических произведений Блока. Поэт глубоко переживал из-за отсутствия творческого начала, дисгармонии окружающей жизни, что побудило его назвать свой сборник «Страшный мир».

Стихотворение воспроизводит действительность. Образ мрачной улицы - это философская метафора трагичности жизни. Свет лишается своего ореола. Нет свободы движения, а только имитация. Даже смерть не может преодолеть унылого однообразия. Жизнь представляет собой череду повторяющихся событий, которые бессмысленны и скучны. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция, те же слова расположены в другой последовательности. Первая строка заканчивается словом «аптека». Ударение падает на второй слог, это называется «женское» ударение. Последняя строка заканчивается словом «фонарь». Ударение «мужское». Оно придаёт последнему предложению жестокость, резкость. Продолжение невозможно, время и пространство ограничено, а ощущение безысходности усиливается.

Это стихотворение было написано уже зрелым Блоком, который перестал возносить девушку, Мировую душу. Он начал задумываться о более сложных вещах. Композиция этого стихотворения - кольцевая, которая усиливает заколдованный круг. Из него не вырваться. Блок использует эпитеты в этом стихотворении: "бессмысленный свет", "ледяная рябь". Размер стиха - ямб. Он придает стиху какую-то заунывность и безысходность: "Все будет так. Исхода нет." Во всем стихотворении преобладает черный, мрачный цвет: "Ночь, тусклый свет". "Жизнь темна", - говорит нам Блок. - "И бессмысленна". В стихотворении практически нет глаголов, в нем нет движения, нет выхода. В бессмысленном и тусклом свете фонаря мы видим бессмысленную человеческую жизнь. И от безысходности не спасет даже смерть - все начнется сначала. Блок считает, что жизнь человека, обычного, среднего - бессмысленна и пуста. Но пусть он проживет ее так, как считает нужным. А если он задумается о смысле своего существования, то он не безысходен. Человек, ведущий бессмысленную жизнь, не замечает этого, но если человек задумался, его жизнь уже не бессмысленна. А многие ли думают о смысле жизни в 5 лет - никто, в 10 - почти никто, в 15 - единицы... Лишь к 35-40 годам человек задается вопросом, а зачем он живет. До этого он живет, не думая, он зависит от обстоятельств: нужно закончить школу, впервые заработать, нужно поступить в институт, найти работу... Но когда вся стремнина жизни пройдена, человек все сделал, приходит вопрос: "Ну и что дальше?", "Зачем я живу?" Если на него ответ найден - смысл жизни есть.

Ассонанс: повторение гласных звуков: «е, у, о».

Аллитерация: мы встречаем аллитерацию в виде повторяющихся звуков [л],[н], [с] [р], [ш].

«Россия» Александр Блок

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Александр Блок - один из немногих русских поэтов, который принял октябрьскую революцию, но, разочаровавшись в новом режиме, все же не пожелал покидать родину. Объясняется подобное поведение не только патриотизмом и любовью к своей стране, но и верой в то, что Россия - действительно могущественная держава, которая способна восстать из пепла.

Задолго до революции, осенью 1908 году Александр Блок написал удивительное стихотворение под названием «Россия», которому суждено было стать пророческим. Примечательно, что заложенным в нем идеям сам поэт остался верен до самой смерти, считая, что война и смена политического строя не могут существенно повлиять на устои государства и менталитет людей - сильных, работящих и с должным уважением принимающих все то, что уготовила им судьба.

Александр Блок не питает иллюзий по поводу своей родины, считая, что во многих отношениях ей далеко до развитых западных стран. Поэтому свое стихотворение он начинает со строк о том, что в России, которая уже вступила в новый, 20 век, ничего не меняется. Вместо автомобиля - обычная повозка со стертыми шлеями в упряжке. И по-прежнему, как и во времена юности поэта, «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи…». Автор видит всю убогость и нищету крестьянского быта, серые покосившиеся избы и угрюмых людей, которые озабочены лишь тем, как прокормить свои многочисленные семьи. Однако Александр Блок признается, что не испытывает жалости к своей стране, заведомо зная, что она и ее жители будут обмануты еще не раз. В этом он видит своего рода крест судьбы, от которого никуда не деться. Остается лишь смириться и нести его до самого конца, укрепляя свою веру в то, что когда-нибудь, возможно, жизнь изменится к лучшему.

У России, по мнению поэта, много слабостей, одной из которых является доверчивость и простота. Поэтому свою родину поэт сравнивает с обманутой женщиной, которая даже в самых сложных ситуациях не пропадет - «одной заботой боле - одной слезой река шумней». Однако главная сила России заключается в ее монументальности, ведь даже самые сильные потрясения не способны сломить ее традиции и устои, которые создавались веками. Эти тяжесть и неповоротливость уже неоднократно спасали страну от полного краха, надежно защищая как от внутренних, так и от внешних врагов. Однако Александр Блок понимает, что новая эпоха несет с собой перемены, проигнорировать которые Россия будет уже не в состоянии. Тем не менее, поэт очень надеется на то, что «невозможное возможно», и вместо хаоса и разрушений, которые ожидают Россию при смене общественно-политической формации, в стране воцарятся мир, равенство и справедливость. И сам же признается в утопичности подобных идей, раскрывая свои карты и втайне посмеиваясь над тем, что нет смысла думать о преобразованиях, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика».

Сегодня, спустя более чем век после создания стихотворения «Россия», следует признать, что Александр Блок оказался во многом прав. Ведь мегаполисы западного образца - лишь вершина айсберга, которая именуется цивилизацией. В то же время российская глубинка по-прежнему остается нищей, убогой и беспросветной. И также вместо автомобилей на разбитых проселочных дорогах сегодня можно увидеть скрипучие телеги, которые увязают в грязи. Но именно в этой первобытности и дикости, по мнению поэта, кроется подлинная сила России, ее уникальная способность преодолевать трудности и находить выход даже из самых сложных ситуаций, которые для русского человека и для страны в целом - лишь капля в море череды повседневных забот и проблем, на которые все мы попросту перестали обращать внимание.

Домашнее задание:

1. Найдите в тексте стихотворения А.Блока выразительные средства языка, ассонанс, аллитерацию.

2. Сделайте фонетический разбор слов: живая, красивая, смею.

Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,

Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту -
Что же? Разве я обижу вас?

О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я - сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.

Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и о небе.

Право, я буду рад за вас,
Так как - только влюбленный
Имеет право на звание человека.
6 февраля 1908

Незнакомка

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.


Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.


И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.


Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.


И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.


А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!»* кричат.


И каждый вечер, в час назначенный,

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.


И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.


И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.


И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.


Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.


И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.


В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.


24 апреля 1906

Фонетические средства выполняют очень важные функции, как в создании целостности стихотворного произведения, так и в выражении его тематического развития.
Фонетические средства создают звуковое единство текста. Это выражается в процентном соотношении согласных и гласных. В стихотворении самыми частотными являются шумные согласные: взрывные 34%, сонорные 26%, щелевые 18 %. Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью. В стихотворении встречаются ассонансы (повтор гласных звуков) и аллитерации (повторение согласных звуков), создающие ощущение воздушности образа: «И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…»; «Девичий стАн, шелкАми схвАченный, В тумАнном движется (А) о (А) кне». Ассонансы на у придают утончённость образу Незнакомки: И вею (У) т древними поверьями Её УпрУгие шелка, И шляпа с траУрными перьями, И в кольцах Узкая рУка.

Фонетика стихотворения выражает пластику образа Незнакомки: шипящие передают проникновение одетой в шелка героини в суету быта.

Поэт очень чутко слышал музыку во всём, что его окружало, и старался наполнить ею каждое своё творение. Так вся «Незнакомка» построена на музыкальной антитезе. Для того чтобы убедиться в этом, необходимо сравнить начала первой и второй частей стихотворения:
По вечерам, над ресторанами
Горячий воздух дик и глух.

Поэт сознательно нагромождает труднопроизносимые согласные п, в,ч,р,д,с.т и другие и нерегламентированно использует ударные гласные а,о,у,и.э. Всё это придаёт первой части нестройное звучание, которому противостоит гармония второй:

И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

Здесь Блок сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным л, м, н, р. А повторение шипящих и свистящих ч, ш, с напоминает шуршание шёлка. Одновременно поэт обращается к повторам гласных а, и, о, у, и этим добивается напевного звучания стиха. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение своеобразно по содержанию и поэтике.

Исследователь творчества А.Блока А.В.Терновский подчёркивал предельное различие звуковой и лексической материи первой части стихотворения (до появления Незнакомки) и второй, когда она медленно проходит «меж пьяными»: «В первой части перед нами умышленное нагромождение труднопроизносимых согласных (Например, « По вечерам над ресторанами, горячий воздух дик и глух-пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх). Лексика этой части подчёркнуто «заземлена», оценки носят отрицательный характер (« воздух дик и глух», « окриками пьяными», « пылью переулочной», « заламывая котелки», « скрипят уключины», « женский визг» и даже лунный диск «бессмысленно кривится». Отличие второй части от первой очевидно уже на уровне её звуковой инструментовки. Поэт сводит к минимуму шипящие, отдавая предпочтение сонорным л, р, м.н. одновременно он использует повторы гласных. Изобразительная сила поэта настолько велика, что уже не важно, привиделась ли «Незнакомка герою в пьяном забытьи».




О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

30 декабря 1908





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал