7


  • Учителю
  • Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви

Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Сценарий внеклассного мероприятия

«Поговорим любви»

Звучит музыка Е.Доги «Мой ласковый и нежный зверь»

Учитель : Дорогие ребята, сегодняшняя наша встреча необычная. Мы будем говорить о любви. Да-да, о той любви, что движет солнца и светила. О любви, что сильнее смерти и страха смерти; о любви, формулу которой пытались разгадать многие философы и мудрецы, но которая так и осталась величайшей тайной в мире. Мы обратимся к лирике Пушкина, и Лермонтова, Тютчева и Фета, поговорим о любви в литературе ХХ века.

Ведущий: О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями.

Ведущий: В произведениях А.С.Пушкина запечатлена не только психологическая правда переживаний героев, но и выражены представления поэта о женщине как источнике красоты и гармонии. Робкая, и в то же время сильная своей душевной красотой Татьяна из «Евгения Онегина» - это и есть женский идеал Пушкина. Раскрывается он, конечно же, в известном письме Татьяны.

Чтец Р.Рождественский «Все начинается с любви»

Bce нaчинaeтcя c любви...

Tвepдят:

"Bнaчaлe

былo

cлoвo..."

A я пpoвoзглaшaю cнoвa:

Bce нaчинaeтcя

c любви!.. Bce нaчинaeтcя c любви:

и oзapeньe,

и paбoтa,

глaзa цвeтoв,

глaзa peбeнкa -

вce нaчинaeтcя c любви. Bce нaчинaeтcя c любви,

C любви!

Я этo тoчнo знaю.

Bce,

дaжe нeнaвиcть --

poднaя

и вeчнaя

cecтpa любви. Bce нaчинaeтcя c любви:

мeчтa и cтpax,

винo и пopox.

Tpaгeдия,

тocкa

и пoдвиг --

вce нaчинaeтcя c любви... Becнa шeпнeт тeбe:

"Живи..."

И ты oт шeпoтa кaчнeшьcя.

И выпpямишьcя.

И нaчнeшьcя.

Bce нaчинaeтcя c любви!

Ведущий: Но для

понимания такого состояния нужна душевная зрелость. Вне чувства любви нет настоящего высокого человеческого существования.

Ведущий: «Только влюбленный имеет право на звание человека»,- с гордой уверенностью говорил Александр Блок в феврале 1908года. И влюблялся страстно, безумно. И рождались в порыве страсти высокие лирические строки.

Чтец. А.Блок «Предчувствую Тебя…»

Ведущий: Вы знаете, Александр Иванович Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета». Плакал скупыми и облегчающими слезами. Он говорил, что ничего более целомудренного еще не писал. Любовь в рассказе как нежданный подарок, поэтический и озаряющий жизнь - среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта.

Ведущий: Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано: «Сильна, как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а радость. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать финальную сцену рассказа с его изумительно найденным рефреном: «Да святится имя твое!»

Звучит музыка Бетховена (D-dur №2,ор.2)

Чтец. (на фоне музыки) Читает письмо из «Гранатового браслета»

"Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как

громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в

жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем

счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь

чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если

можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и

ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я

проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою

богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая

Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: "_Да святится имя Твое_".

Восемь лет тому назад я увидел Вас в пирке в ложе, и тогда же в первую

секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего

на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни

человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся

красота земли...

Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно

сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено

Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом. Я очень стыжусь и

мысленно краснею за мой дурацкий браслет, - ну, что же? - ошибка.

Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.

Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить

письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это

письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что

было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его

забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, - о ,как я

ее целовал, - ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной

выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стулепри

выходе... Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы

обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то... я знаю, что Вы очень

музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, - так вот,

если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur,

N 2, op. 2.

Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то,

что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением,

единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не

тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.

Г.С.Ж.".

Ведущий: Куприн к теме любви прикасается целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться.





Ведущий: А вот Сергей Есенин Чувство любви воспринимал как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Его стихи настолько мелодичны, в каждом из них звучит своя мелодия.

</ Звучит песня на стихи С.Есенина «Любовь хулигана».

Заметался пожар голубой...

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.



Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.



Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.



Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.



Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.



Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Ведущий: Но в стихах С.Есенина столь же ясно ощутима грустная и печальная нота. Она как бы неотступно звенит в каждом, даже самом радостном стихе. Это чувство связано с раздумьями о жизни, о пережитом.

Девочки исполняют песню на стихи С.Есенина «Над окошком месяц»

Ведущий: А почему мы все время говорим о мужчинах? Разве о любви писали только они?

Ведущий : Ты прав(а)! Век ХХ, век бурь, потрясений и потерь, принес в литературу два нетленных женских имени - Анна и Марина. Две женщины - две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие стихи.

Ведущий: Лирика Ахматовой почти исключительно лирика любви. Сочетание нежности, которая могла показаться беззащитной, с твердостью характера, шепота любви и языка страсти, интонацией отчаяния и веры, молитв и проклятий - все это отозвалось в ее стихах.

Чтец А.Ахматова «То змейкой свернувшись клубком…»

Любовь

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,



То в инее ярком блеснет,

Почудится в дреме левкоя...

Но верно и тайно ведет

От радости и от покоя.



Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно ее угадать

В еще незнакомой улыбке.

Чтец А.Ахматова «Как велит простая учтивость…»

Как велит простая учтивость,

Подошел ко мне, улыбнулся,

Полуласково, полулениво

Поцелуем руки коснулся -

И загадочных древних ликов

На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слов

И сказала его - напрасно.

Отошел ты, и стало снова

На душе и пусто и ясно.

Звучит романс на слова М.Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа»

Ведущий: Это романс на слова другой поэтессы, такой же огромной лирической силы - Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в ХХ веке.

На сцене юноша и девушка (О С.Эфрон и М.Цветаевой)

Звучит Лист «Грезы любви»

Ведущий: (на фоне музыки) Любить для Цветаевой - всегда мочь! Поэтому, когда влюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца - любовь становится поединком, спором, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом.

Ведущий: Никто лучше, чем Цветаева, не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных любящих.

Ведущий: Глубина мысли в стихах Цветаевой подчеркивает: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит.

Чтец М.Цветаева «Вчера еще в глаза глядел….»

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Всё жаворонки нынче - вороны!



Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:

"Мой милый, что тебе я сделала?!"



И слезы ей - вода, и кровь -

Вода,- в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха - Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.



Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

"Мой милый, что тебе я сделала?"



Вчера еще - в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала - копейкой ржавою!



Детоубийцей на суду

Стою - немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

"Мой милый, что тебе я сделала?"



Спрошу я стул, спрошу кровать:

"За что, за что терплю и бедствую?"

"Отцеловал - колесовать:

Другую целовать",- ответствуют.



Жить приучил в самом огне,

Сам бросил - в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе - я сделала?



Всё ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.



Самo - что дерево трясти! -

В срок яблоко спадает спелое...

- За всё, за всё меня прости,

Мой милый,- что тебе я сделала!

Звучит романс на слова М.Цветаевой «Мне нравится…»

Ведущий: Да, красиво! Так могли писать о любви лишь поэты «серебряного века»

Ведущий: И опять ты не прав(а). В феврале 1942 года, когда гитлеровцы отступали от Москвы, газета «Правда» напечатала стихотворение Константина Симонова. Оно совершило переворот в сердцах советских людей, особенно фронтовиков, которые посылали его в виде писем своим женам, невестам, веря и надеясь, что их будут ждать.

Чтец К.Симонов «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.



Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.



Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Звучит песня «Темная ночь»

Ведущий: Да, в военные годы бойцы носили у сердца еще и другое стихотворение. Написано оно было Александром Кочетковым в 1932 году, а напечатано лишь через 35 лет. Но стихотворение хорошо знали - это «Баллада о прокуренном вагоне».

Чтецы (юноша и девушка) А.Кочетков «Баллада о прокуренном вагоне»

- Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана -

Прольется пламенной смолой.



- Пока жива, с тобой я буду -

Душа и кровь нераздвоимы,-

Пока жива, с тобой я буду -

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду -

Ты понесешь с собой, любимый,-

Ты понесешь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.



- Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

- За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернемся оба - я и ты.



- Но если я безвестно кану -

Короткий свет луча дневного,-

Но если я безвестно кану

За звездный пояс, в млечный дым?

- Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.



Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал бездомным и смиренным,

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колеса оторвал.



Нечеловеческая сила,

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали.



С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!

Звучит отрывок из рок - оперы «Юнона и Авось»

«Ты меня на рассвете разбудишь»

Исполняется танец

Чтецы (юноша и девушка) А.Вознесенский «Сага»

Ты меня на рассвете разбудишь,

проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь.

Ты меня никогда не увидишь.



Заслонивши тебя от простуды,

я подумаю: "Боже всевышний!

Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу".



Эту воду в мурашках запруды,

это Адмиралтейство и Биржу

я уже никогда не забуду

и уже никогда не увижу.



Не мигают, слезятся от ветра

безнадежные карие вишни.

Возвращаться - плохая примета.

Я тебя никогда не увижу.



Даже если на землю вернемся

мы вторично, согласно Гафизу,

мы, конечно, с тобой разминемся.

Я тебя никогда не увижу.



И окажется так минимальным

наше непониманье с тобою

перед будущим непониманьем

двух живых с пустотой неживою.



И качнется бессмысленной высью

пара фраз, залетевших отсюда:



"Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу".

Ведущий: Любовь -это прекрасное возвышенное чувство.

Ведущий: Любовь - это прекрасное животворящее начало всего.

Ведущий: Любовь приходит к нам внезапно, вспыхивает и поражает, как молния. Она смешивает в нашей крови страсть, нежность, ревность. И мы - уже не мы, а… Любовь. И ничто не может остановить Любовь - ни время, ни расстояние, ни смерть.

Чтец Э. Асадов «Я могу тебя очень ждать»

Ведущий: И действительно, Любовь - это стихия, не поддающаяся разуму. Она ни о чем нас не спрашивает. А если бы и спросила, то мы ничего не смогли бы ей ответить.

Ведущий: Любовь требует от нас только одного - любви. Любви к женщине, любви к матери, любви ребенку, любви к каждой живой клеточке на земле.

Чтецы (юноша и девушка) А. Дементьев «Баллада о любви»

- Я жить без тебя не могу,

Я с первого дня это понял...

Как будто на полном скаку

Коня вдруг над пропастью поднял.

- И я без тебя не могу.

Я столько ждала! И устала.

Как будто на белом снегу

Гроза мою душу застала.

Сошлись, разминулись пути,

Но он ей звонил отовсюду.

И тихо просил: «Не грусти...»

И тихое слышалось: «Буду...»

Однажды на полном скаку

С коня он свалился на съемках...

- Я жить без тебя не могу,-

Она ему шепчет в потемках.

Он бредил... Но сила любви

Вновь к жизни его возвращала.

И смерть уступила: «Живи!»

И все начиналось сначала.

- Я жить без тебя не могу...-

Он ей улыбался устало,

- А помнишь на белом снегу

Гроза тебя как-то застала?

Прилипли снежинки к виску.

И капли росы на ресницах...

Я жить без тебя не смогу,

И значит, ничто не случится.

Ведущий: На самом деле любовь пропитывает собой все другие чувства и ощущения человека. Данте Алигьери говорил: «Все - о любви, о ней одной».

Ведущий: Сколько замечательных стихов о любви написано нашими современниками!

Чтец В.Тушнова «Мне говорят, нету такой любви»

Мне говорят:

нету такой любви.

Мне говорят:

как все,

так и ты живи!

Больно многого хочешь,

нету людей таких.

Зря ты только морочишь

и себя и других!

Говорят: зря грустишь,

зря не ешь и не спишь,

не глупи!

Всё равно ведь уступишь,

так уж лучше сейчас

уступи!

...А она есть.

Есть.

Есть.

А она - здесь,

здесь,

здесь,

в сердце моём

тёплым живёт птенцом,

в жилах моих

жгучим течёт свинцом.

Это она - светом в моих глазах,

это она - солью в моих слезах,

зренье, слух мой,

грозная сила моя,

солнце моё,

горы мои, моря!

От забвенья - защита,

от лжи и неверья - броня...

Если её не будет,

не будет меня!

...А мне говорят:

нету такой любви.

Мне говорят:

как все,

так и ты живи!

А я никому души

не дам потушить.

А я и живу, как все

когда-нибудь

будут жить!

Ведущий: Мы все привыкли думать, что мир чувств человека, как апельсин из долек, состоит из отдельных чувств, обособленных друг от друга. Но так ли это? Может быть, любовь - это особое состояние всех чувств человека? Может, это перестройка души, переворот во всех мыслях, ощущениях, во всей жизни?

Ведущий: Совершая подвиги и просто поступки, человек отдает всего себя чему-то во имя… любви, добра, во имя самой жизни. Отдавая себя, человек что-то теряет. Ему приходится чем-то жертвовать. Любовь тесно связана с потерей.

Чтец Е.Ренар «А ты не знал….» (Благодарю тебя за равнодушье)

Ведущий: Жизнь ничего просто так не дает, любовь - тоже. Чтобы увидеть свет, нужно знать, что такое тьма. Чтобы обрести друга, надо познать одиночество. Чтобы почувствовать любовь, нужно испытать боль…боль разлуки, безответности, потери…

Чтец В.Тушнова «Знаешь ли ты, что такое горе»?

Знаешь ли ты, что такое горе,

когда тугою петлей на горле?

Когда на сердце глыбою в тонну,

когда нельзя ни слезы, ни стона?



Чтоб никто не увидел, избави боже,

покрасневших глаз, потускневшей кожи,

чтоб никто не заметил, как я устала,

какая больная, старая стала...



Знаешь ли Ты, что такое горе?

Его переплыть - всё равно что море,

его перейти - всё равно что пустыню,

а о нём говорят словами пустыми,



говорят: "Вы знаете, он её бросил..."

А я без Тебя как лодка без вёсел,

как птица без крыльев,

как растенье без корня...

Знаешь ли Ты, что такое горе?



Я Тебе не всё ещё рассказала, -

знаешь, как я хожу по вокзалам?

Как расписания изучаю?

Как поезда по ночам встречаю?



Как на каждом почтамте молю я чуда:

хоть строки, хоть слова

оттуда....

оттуда....

Чтец В.Воронов «Убивали любовь»

Убивали любовь, убивали в четыре руки,

Били с разных сторон, состязаясь в сноровке и силе.

Им шептала любовь: "Ах, какие же вы дураки!"

Но они ей в ответ за ударом наносили.

Убивали любовь, и однажды любовь умерла,

Ей бы их обмануть, притвориться убитой - и только,

Но любовь, как любовь, притворяться и лгать не могла,

Да и им поначалу не жаль её было нисколько.

Убивали любовь. На поминках его желваки

Заходили на скулах, а взгляд её слёзы затмили,

И тайком друг от друга всё те же четыре руки

Поливают отныне цветы у неё на могиле.

Чтец С.Капутикян «И все равно, любовь - это не всегда розы»

И все равно, любовь - это не всегда розы!

Знаете, как больно, когда тебя предают!

Чтобы поднять тебя на пьедестал,

Чтоб ширится ты на пьедестале,

Чтоб крыльями орлиными блистал,

Орлиным взором созерцая дали,

За это я всю душу отдала.

Я верила в тебя, как верят дети.

За все твои; недобрые дела

Передо мною не был ты в ответе.

Закрыв глаза, смотрела на тебя,

Чтоб видеть лишь таким, как мне хотелось.

Обманывалась, вымысел любя...

Куда же ослепленье это делось!

Ты рухнул с пьедестала

И тотчас прозрела я,

Но как сознаться тяжко:

Всем сердцем я платила за алмаз,

А оказался он простой стекляшкой.

Звучит романс на слова Б.Ахмадуллиной «А напоследок я скажу…»

Чтец «Насильно не будешь мил…»

Ведущий: В раннюю пору жизни, как солнце утром, восходит в душе человека. Первая!

Ведущий: Но талант любящего сердца надо лелеять, воспитывать, развивать, ведь мы в ответе за тех, кого любим, и только от нас зависит, чем станет наша любовь.

Звучит романс на слова Э.Рязанова «Любовь - волшебная страна»

Чтец Л.Татьяничева «Чем станет любовь твоя…»

Чем станет любовь твоя?

Песней?

Хлебом?

Кипящей сталью?

Соколом в поднебесье?

Морем за дальней далью

Или сорвавшись с выси,,

Камнем в глубь сердца канет...

От нас самих зависит,

Чем любовь наша станет!

Чтец О.Высоцкая «Любовь - она бывает разной»

Любовь - она бывает разной.

Бывает отблеском на льду.

Бывает болью неотвязной.

Бывает яблоней в цвету.

Бывает вихрем и полетом.

Бывает цепью и тюрьмой...

Мы ей покоем, и работой,

И жизнью жертвуем самой!

Но есть еще любовь такая,

Что незаметно подойдет

И, поднимая, помогая,

Тебя сквозь годы поведет

И будет до последних дней Душой

И совестью твоей.

Чтец В.Тушнова «Улыбаюсь, а сердце плачет…»

Улыбаюсь, а сердце плачет в одинокие вечера.

Я люблю тебя.

Это значит - я желаю тебе добра.

Значит, как мне тебя покинуть,

Как мне память из сердца вынуть,

Как не греть твоих рук озябших,

Непосильную ношу взявшись?

Кто же скажет, моя отрада, что нам надо,

А что не надо,

Посоветует, как же быть?

Нам никто об этом не скажет,

И никто пути не укажет,

И никто узла не развяжет...

Кто сказал, что легко любить?

Ведущий: А может, вовсе и нет никакой любви? Доказали же ученые, что любовь - это просто химическая реакция. Даже формулу вывели.

Ведущий: Я не думаю, что ученые-химики думают о химическом составе формулы любви, когда они смотрят на своих возлюбленных. Они мыслят другими категориями и, в частности, красивыми стихами.

Чтец Э.Асадов «Сатана»

Ей было двенадцать, тринадцать - ему,

Им бы дружить всегда.

Но люди понять не могли, почему

Такая у них вражда?!



Он звал ее «бомбою» и весной

Обстреливал снегом талым.

Она в ответ его «сатаной»,

«Скелетом» и «зубоскалом».



Когда он стекло мячом разбивал,

Она его уличала.

А он ей на косы жуков сажал,

Совал ей лягушек и хохотал,

Когда она верещала.



Ей было пятнадцать, шестнадцать - ему,

Но он не менялся никак.

И все уже знали давно, почему

Он ей не сосед, а враг.



Он бомбой ее по-прежнему звал,

Вгонял насмешками в дрожь.

И только снегом уже не швырял

И диких не корчил рож.



Выйдет порой из подъезда она,

Привычно глянет на крышу,

Где свист, где турманов кружит волна,

И даже сморщится: - У, сатана!

Как я тебя ненавижу!



А если праздник приходит в дом,

Она нет-нет и шепнет за столом:

_ Ах, как это славно, право, что он

К нам в гости не приглашен!



И мама, ставя на стол пироги,

Скажет дочке своей:

- Конечно! Ведь мы приглашаем друзей.

Зачем нам твои враги?!



Ей - девятнадцать. Двадцать - ему.

Они студенты уже.

Но тот же холод на их этаже,

Недругам мир ни к чему.



Теперь он «бомбой» ее не звал,

Не корчил, как в детстве, рожи.

А «тетей Химией» величал

И «тетей Колбою» тоже.



Она же, гневом своим полна,

Привычкам не изменяла:

И так же сердилась: - У, сатана! -

И так же его презирала.



Был вечер, и пахло в садах весной.

Дрожала звезда, мигая…

Шел паренек с девчонкой одной,

Домой ее провожая.



Он не был с ней даже знаком почти,

Просто шумел карнавал,

Просто было им по пути,

Девчонка боялась домой идти,

И он ее провожал.



Потом, когда в полночь взошла луна,

Свистя, возвращался назад.

И вдруг возле дома: - Стой, сатана!

Стой, тебе говорят!



Все ясно, все ясно! Так вот ты какой?

Значит, встречаешься с ней?

С какой-то фитюлькой, пустой, дрянной!

Не смей! Ты слышишь? Не смей!



Даже не спрашивай почему! -

Сердито шагнула ближе

И вдруг, заплакав, прижалась к нему:

- Мой! Не отдам, не отдам никому!

Как я тебя ненавижу!

Ведущий: А вот я согласна с Иваном Алексеевичем Буниным. В рассказе «Темные аллеи» он писал: «Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена»

Чтец Б.Заходер «Не бывает любви несчастной»

Не бывает любви несчастной.

Может быть она горькой, трудной,

Безответной и безрассудной,

Может быть смертельно опасной,

Но несчастной любовь не бывает.

Даже если она убивает.

Тот, кто этого не усвоит,

И счастливой любви не стоит!

Чтец Ю.Друнина «Ты рядом, и все прекрасно»

Ты - рядом, и все прекрасно:

И дождь, и холодный ветер.

Спасибо тебе, мой ясный,

За то, что ты есть на свете.



Спасибо за эти губы,

Спасибо за руки эти.

Спасибо тебе, мой любый,

За то, что ты есть на свете.



Ты - рядом, а ведь могли бы

Друг друга совсем не встретить..

Единственный мой, спасибо

За то, что ты есть на свете!

Ведущий: Любовь порой нужнее хлеба. Но для того, чтобы ощутить это, необходима душевная зрелость. Испытать жгучую потребность в духовной близости с любимым человеком можно лишь тогда, когда душа созрела для такого единения. Вне любви и душевной близости нет, вероятно, и подлинного человеческого существования.

Чтец: Ю. Друнина «Как объяснить?»

Как объяснить слепому,

Слепому, как ночь, с рожденья,

Буйство весенних красок,

Радуги наважденье?

Как объяснить глухому,

С рожденья, как ночь, глухому,

Нежность виолончели

Или угрозу грома?

Как объяснить бедняге,

Рожденному с рыбьей кровью,

Тайну земного чуда,

Названного любовью?

Ведущий: С любви все начинается и заканчивается тоже ею. Так что же такое любовь? Что она для каждого из нас? Для всех нас вместе?

Ведущий: На протяжении всей жизни мы ни раз и ни два будем задавать себе эти вопросы. И каждый раз, отвечая на них, будем поражаться тому, что такое маленькое слово имеет множество значений и обладает такой мощной силой, которую сломить невозможно.







































































































Литературно-музыкальная гостиная « Любви прекрасные порывы»

Дата проведения: 7 марта 2014 года

Учитель: Маслакова Г.Я.

Цель:

с помощью интеграции 3-х предметов: истории, литературы и музыки показать историю возникновения романса, используя лучшие произведения русской классической литературы и музыки.

Задачи:

показать красоту, многообразие и долговечность романсов, описанного в русской классической литературе;

привлечь учащихся старших классов к чтению произведений русской классической

литературы;

приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с лучшими классическими

произведениями русской музыкальной культуры;

повысить мотивацию самосовершенствования, как в эстетическом, так и

интеллектуальном плане.

Музыкальное и видео оформление: проектор, слайды с портретами поэтов и их возлюбленных, аудиозаписи романсов.

На вечере прозвучали:

- романс «А напоследок я скажу…» (Муз. Андрея Петрова, сл. Б.Ахмадулиной)

- романс «Мне нравится…» (Муз.М.Таривердиева, сл. М.Цветаевой)

- романс «Средь шумного бала…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)

- романс «Я встретил вас… (Муз. Л.Д.Малашкина, сл. Ф.И.Тютчева.)

- романс «Утро туманное» (Муз. Ю.Абазы, сл. И.Тургенева)

- романс « Я помню чудное мгновенье» (сл. А.С. Пушкина, муз. М.И. Глинки).





Ход вечера.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о любви. А как лучше всего передать наши чувства? Конечно же, стихами. А еще лучше, если эти стихи положены в основу песни. Русский романс любим многими людьми. Сначала мы узнаем немного об истории возникновения романса.

1 ведущий: Родиной романса считается Италия. Именно здесь в 13-14 веке странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр - романс. Слово романс происходит от итальянского «романсе», что значит «романский», т.е. исполняемый на романском (итальянском) языке. Романс - это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще гитары.

В Испании выходили сборники романсов, которые назывались «Романсеро».

В романсах красивые, плавные мелодии, лирически проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине - словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.







Зарождение русского романса началось во 2 половине 18 века. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых в них чувств. Своим происхождением в России романс обязан русской песне и вначале мало чем от неё отличался. Его исполняли под фортепьяно, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах.

Но особенно популярным стал романс с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко передавала интимные переживания автора. Романс и семиструнная гитара стали единым целым.

Романс - авторское произведение. У него должен быть поэт, сочинивший стихи, и композитор, написавший музыку. Иногда и поэт, и композитор могут выступать в одном лице. Но главное - нужен был импульс, который заставлял человека раскрыть своё сердце. И часто таким импульсом была случайная встреча, любовь с первого взгляда. Тогда из - под пера поэтов появлялись удивительные по своей красоте стихотворения, которые были полны музыкой.

Удивительное это явление - романс. Услышишь, и всё в тебе перевернётся, охватит неотразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним желанна и приятна.

Учитель

Любовь к романсу непреходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Он волновал души великих людей и простых смертных. Но романс не был бы так популярен без замечательных исполнителей, приносящих в наши сердца трепет, волнение, глубину чувств. Давайте послушаем романс из кинофильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс» в исполнении удивительной певицы Валентины Понамаревой.

Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любвиЗвучит романс « А напоследок я скажу» (сл. Б. Ахмадулиной, муз. А. Петрова)

Учитель: Вряд ли найдется человек, который не слышал бы следующих удивительных строк:

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не поплывет под нашими ногами.

Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они в 1915 году. Обращены стихи к будущему мужу сестры М. Минцу.

2 ведущий рассказывает историю М.Цветаевой и М.Минца.

Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любвиЗвучит романс М. Таривердиева на стихи М. Цветаевой 'Мне нравится'.

Учитель: Встреча двух известных людей, чья любовь была примером для многих поколений, встреча самая романтическая, самая красивая, подарила миру строки замечательного стихотворения «Средь шумного бала…». Это встреча Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер. Алексей Константинович Толстой встретил её случайно.

3 ведущий:







На маскараде в петербургском Большом театре зимой 1850-51 года 33-летний камер-юнкер Алексей Толстой увидел незнакомку. Кто же была та незнакомка в чёрной полумаске - с тонким станом, звонким смехом, печальными глазами? Её звали Софья Андреевна Миллер, урождённая Бахметьева. Женщина она была незаурядная, и судьба у неё тоже сложилась необычно. Современников поражала её образованность. Она знала множество иностранных языков: по одним сведениям четырнадцать, по другим - шестнадцать. Черты лица Софьи Андреевны были несколько крупноваты, тяжеловаты. Зато глаза были прекрасны - живые, блестящие, умные. Так что маскарадная чёрная маска ("...и тайна твои покрывала черты"), в которой её впервые увидел Толстой, пришлась ей кстати. Обладала она и редкостно красивым ("как зов отдалённой свирели"), "проникающим в душу голосом ангела".

Жизнь была к ней неласкова, да и сама она, не считавшаяся с предрассудками своей среды, была, пожалуй, слишком смела для той церемонной эпохи. Трагически завершилась любовная связь юной Софии Бахметьевой с князем Вяземским, который соблазнил её, но женился на другой. Брат покинутой девушки Пётр Бахметьев вызвал обидчика на дуэль и был убит. Всю жизнь Софья Андреевна считала себя виноватой в несчастьях и бесчестии своей семьи.

Неудачным оказался и брак Софьи Андреевны с полковником-кавалергардом Л.Ф. Миллером. Молодожёны почти и не жили друг с другом. Тем не менее Миллер долго не давал развода жене - даже тогда, когда её связь с графом А.К. Толстым стала известна всему свету и нуждалась лишь в узаконении. "Бедное дитя, с тех пор, как ты брошена в жизнь, ты знала только бури и грозы", - напишет ей Алексей Константинович.

Толстой был человеком широких взглядов. Но против его избранницы намертво встала мать - Анна Алексеевна Толстая. Женщина волевая, она имела на сына большое влияние. Мать никак не хотела смириться с тем, что у сына завязался роман с замужней женщиной, да ещё с подмоченной репутацией. Как это часто бывает, она усматривала в намерениях Софьи Андреевны лишь корыстные соображения и тщеславие. Говорят, что она ревновала сына и к другим женщинам - возможно, в этом отчасти была причина того, что он, перевалив за 30, всё ещё оставался холостяком.

Анна Алексеевна сделала всё, чтобы скомпрометировать подругу сына и отвлечь Алексея от связи, длившейся уже семь лет. Сын не решился идти против воли матери. Лишь после её внезапной смерти, а также долгожданного развода любящие обвенчались, и Софья Андреевна Миллер стала графиней Софьей Андреевной Толстой. Под этим именем она вошла в историю литературного ХIХ века, хотя надо заметить, что её в дальнейшем будет всегда отодвигать в тень полное совпадение имен с младшей Софьей Андреевной, знаменитой супругой Л.Н. Толстого и хозяйкой Ясной Поляны.

Алексей Константинович скончался 28 сентября 1875 года в возрасте 58 лет в своём имении Красный Рог. Он страдал жестокими головными болями, с которыми не могла справиться тогдашняя медицина. Спасал только морфий. Дозы всё увеличивались, и умер Толстой от того, что теперь принято называть "передозировкой наркотика".

Путешествуя по Европе в 1895 году, она тяжело заболела и скончалась в Лиссабоне. После трудного пути гроба на родину Софья Андреевна по её завещанию была похоронена в имении Красный Рог. Рядом с могилой Алексея Константиновича Толстого.

  • Романс «Средь шумного бала…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)

Учитель: На стихи следующего поэта создано много красивых, лиричных романсов. Это Фёдор Иванович Тютчев.

4 ведущий: В 1823 году поэт находится на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с 16-летней Амалией фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха - Вильгельма III. Она была побочной сестрой другой дочери короля - русской императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Ф.И.Тютчев влюбляется в юную красавицу, которая поразила его своей красотой, образованностью, глубиной чувств. В 1824 году он написал стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полный…»

В 1825 году он уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия, чьи портреты висели в галерее европейских красавиц у баварского короля Людвига I, чьей красотой и обаянием восхищались Г.Гейне, А.С.Пушкин и царь Николай I, выходит замуж за сослуживца Ф.И.Тютчева - барона А.С.Крюденера. Поэт по-прежнему любит её и всю жизнь будет дружен с ней. В 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде произойдет встреча Амалии Крюденер и Ф.И.Тютчева. После этой встречи поэт написал стихотворение «Я встретил вас…». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом. Музыку к романсу писали С.Донауров, Л.Малашкин и некоторые другие композиторы. Однако наибольшую известность романс получил в переложении замечательного певца Ивана Семёновича Козловского. Он сделал аранжировку и записал этот романс. Долгое время считалось, что автор этой музыки неизвестен, но были найдены ноты - сборник произведений Л.Д.Малашкина.

Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любвиЗвучит романс «Я встретил вас…» (Муз. Л.Д.Малашкина, сл. Ф.И.Тютчева.)

Учитель: Существуют две версии появления следующего романса.

Утро туманное, утро седое, Нехотя вспомнишь и время былое,

Нивы печальные, снегом покрытые, Вспомнишь и лица, давно позабытые…

Это слова Ивана Сергеевича Тургенева.

Этим строкам мы обязаны встрече И.Тургенева с Полиной Виардо. 1843 год, а именно 1 ноября, - год знакомства с П.Виардо. Тургенев назвал этот день «священным днём».

5 ведущий: Их отношения длились 40 лет - с 1843 по 1883 годы. Вероятно, это самая продолжительная история любви. Тургенев познакомился с певицей Виардо в 1843 году, когда Виардо находилась на гастролях в Петербурге. У нее был прекрасный голос - меццо-сопрано.

В мае 1845 года супруги Виардо едут в Париж, куда вскоре приезжает Тургенев. Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной, романтической. До самой старости он любил избранницу своего сердца свежо и молодо, весенним чувством первой любви.

Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любвиЗвучит романс «Утро туманное» (Муз. Ю.Абазы, сл. И.Тургенева)

Учитель. Гордостью русской классики можно назвать романсы Михаила Ивановича Глинки. Композитор писал их на протяжении всей жизни на стихи современных ему поэтов и близких друзей. Особое место в вокальной лирике автора занимают произведения на слова Александра Сергеевича Пушкина. Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.

6 ведущий: Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. «Как будто тяжелый груз давил ее, а в огромных глазах затаенная грусть». Такой запомнилась поэту Анна Керн. 16-летней девочкой она была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека. Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у Осиповых, друзей соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. Каждый вечер Александр Сергеевич слушал пение Керн, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и подарил ей недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин».

Когда Анна раскрыла еще не разрезанные страницы подаренной книги, оттуда выпал небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновенье», посвященными ей. Это стихотворение навсегда вошло в историю русской лирики как один из шедевров.

В 1838 году на одной из семейных вечеринок у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн. В тот вечер Глинка был не в духе. Ссоры с женой лишали его сна, аппетита. Он не мог творить самозабвенно и увлеченно как прежде. Рядом вот уже несколько лет жила вздорная, глупая, напыщенная женщина - его жена, интересы которой не шли дальше балов, карт и лошадей. Он знал, что так продолжаться дальше не может. От невеселых мыслей композитора отвлекли звуки вальса, и тут он увидел Екатерину Ермолаевну. Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием.

Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любвиЗвучит романс « Я помню чудное мгновенье» (сл. А.С. Пушкина, муз. М.И. Глинки).

Учитель: Наш вечер подошёл к концу. За такое короткое время мы не смогли прикоснуться даже к сотой доли многообразия русского романса, затронули лишь маленькую частичку любовной лирики. Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. И если прислушаться, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает всё больше юных и молодых, старых и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

Учитель. Не забывайте песен старых, Их разнесло по свету ветром,

Они о многом расскажут вам, Но в наши годы, в наши дни

Их пели под гармонь и под гитару, Для радости и грусти светлой

И просто так, и просто так. Друзьями к нам придут они.

Е. Долматовский.









































Историко-литературная композиция,



посвященная женам декабристов



«Подвиг любви бескорыстной…»







Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви





607717

Нижегородская область

Шатковский район.

с. Смирново, улица Советская, д. 40

Е-mail: smirnowo_shool@mail.ru

Тел: 8 (831) 90 48 844





Автор работы:

Рябинина Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы









с. Смирново.



2012 г.



Пояснительная записка.

Историко-литературная композиция «Подвиг любви бескорыстной…» предназначена как внеклассное мероприятие для учащихся старших классов, так как материал, представленный в ней, тесно перекликается с программой по литературе (изучение Н.А. Некрасова «Русские женщины») и истории.

Данное мероприятие было разработано как открытый классный час в 8 классе. Посвящен он подвигу замечательных женщин, которые пошли против мнения света, пренебрегли роскошью и добрым именем и отправились в неизведанную Сибирь, в добровольное изгнание. В основном у всех из них были маленькие дети, которых нельзя было брать с собой. Здесь оставались родственники, близкие и друзья. А они отправились в край, который располагался на краю света, где жили каторжники. И все это ради любви к своим мужьям.

Материал, представленный здесь, направлен на развитие интереса к изучению истории своей страны, воспитание уважение к самим декабристам, их подвигу и гражданскому подвигу их жен.

Перед проведением была проведена большая подготовительная работа, участвовал в ней весь класс. Совместно с детьми было изучено много источников (книги, справочники, Интернет - ресурсы), проведены беседы с историками, была приготовлена презентация, составлен сценарий, подобрана музыка. Те, кто непосредственно участвовал в сценарии, вживались в образ, учили слова.

Данную разработку можно рекомендовать использовать при проведении внеклассных мероприятий в старших классах.





Цели и задачи:

- расширить знания учащихся по истории декабристского движения;

-раскрыть гражданский подвиг женщин - декабристок и причины, побудившие их поехать за опальными мужьями в Сибирь;

- показать глубину и красоту человеческой души;

- способствовать воспитанию у учащихся чувства национальной гордости за лучших дочерей Отечества.



Оформление и оборудование:

Музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, книжная выставка, композиция крестьянской избы, карта России 19 века.





Вступительное слово ведущего.



Звучит музыка из кинофильма «Звезда пленительного счастья».

Наше мероприятие называется «Подвиг любви бескорыстной» и посвящено подвигу замечательных женщин, последовавших в Сибирь за опальными мужьями. Презентация. Слайд 1.

В истории каждой страны есть незабываемые, памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. Презентация. Слайд 2.

186 лет отделяют нас от сурового, студеного дня, когда лучшие сыны России вышли на Сенатскую площадь, чтобы ценою жизни своей разбудить крепостную Россию. Презентация. Слайд 3.

По делу декабристов были привлечены 579 человек. Пятерых император Николай 1 распорядился повесить (П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев - Апостол, М. Бесстужев -Рюмин, П. Каховский). В ночь на 13 июля 1826 года они были повешены. 25 человек сосланы на вечную каторгу, десятки декабристов - на каторжные работы сроком на 20 лет, разжалованные рядовые были сосланы на Кавказ.

В июле 1826 года началась отправка осужденных в Сибирь. Вслед за «государственными преступниками» отправились и их жены. Разрешение от царя на выезд к мужьям, в Сибирь, получили 14 женщин, среди них Трубецкая Е.И,, Волконская М.Н., МуравьеваА Г., Нарышкина Е.П., Фонвизина Н.Д., Розен А.В., Юшневская М.К., Давыдова А.И., Ентальцева А.В., Камила-ле-Дантю выехала к Ивашеву, а Полина Гебль к Анненкову, и там были обвенчаны с ними. Презентация. Слайд 4.

Я назвала 11 фамилий, но разрешение получили 14 женщин. Якушкина А.В и жены А. Муравьева и Бриггена не смогли выехать.

Их было 11 женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них были незнатные, как А.В. Ентальцева и А.И. Давыдова, но большая часть - высший свет общества: княгини М.Н.Волконская и Е.И. Трубецкая. А.Г. Муравьева - дочь графа Чернышева. Е.П. Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, А.В. Розен - баронесса, генеральские жены Н.Д. Фонвизина и М.К. Юшневская. Николай 1 предоставил каждой право развестись с мужем - «государственным преступником». Однако женщины пошли против воли и мнения большинства, открыто поддержав опальных. Они отреклись от роскоши, оставили детей, родных и близких, и пошли за мужьями, которых любили. Добровольное изгнание в Сибирь получило громкое общественное звучание. Сегодня трудно представить себе, чем была Сибирь в те времена. Презентация. Слайд 5. Для самого быстрого курьера - более месяца пути. Бездорожье, разливы рек, метели и леденящий душу ужас перед сибирскими каторжниками - убийцами и ворами. Женщины-декабристки многое сделали в Сибири, прежде всего они разрушили изоляцию, на которую власти обрекли революционеров. Николай 1 хотел всех заставить забыть имена осужденных, изжить их из памяти. Но вот приезжает А.Г. Муравьева и через тюремную решетку передает И.И. Пущину стихи его лицейского друга А. Пушкина. Стихотворные строки «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…» рассказали декабристам о том, что они не забыты, что их помнят, им сочувствуют. Презентация. Слайд 6.Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви

Родные, друзья пишут узникам. Им же запрещено отвечать (право на переписку они получили только с выходом на поселение). Помогают женщины, связывавшие заключенных с внешним миром. Они писали от своего имени, копируя иногда письма самих декабристов, получали для них корреспонденцию, посылки, выписывали газеты и журналы. Находясь в Сибири, женщины вели непрестанную борьбу с петербуржской и сибирской администрацией за облегчение условий заключения. Они называли в лицо коменданта Лепарского тюремщиком, добавляя, что не один порядочный человек не согласился бы принять эту должность без того, чтобы не стремиться к облегчению участи узников. Когда генерал возражал, что его за это разжалуют в солдаты, те, не замедлив, отвечали: «Ну что же, станьте солдатом, генерал, но будьте честным человеком». Старые связи декабристок в столице, личное знакомство некоторых из них с царем удерживали иногда тюремщиков от произвола. Обаяние молодых образованных женщин, случалось, укрощало и администрацию, и уголовников. Женщины умели поддержать павших духом, успокоить расстроенных, утешить огорченных. Естественно, что сплачивающая роль женщин увеличилась с появлением семейных очагов (с тех пор, как женам разрешили жить в тюрьме), а затем и первых «каторжных» детей - воспитанников всей колонии. Прошло много лет, но мы не перестаем восхищаться величием их любви, бескорыстной душевной щедростью и красотой.

Подвиг жен декабристов не забыт. Их подвиг в сердцах всех, кому дорога наша отечественная история. Подвиг декабристок, как это было давно… Жизнь изменилась, но духовная красота остается красотой, и обаятельный образ женщины второй четверти 19 столетия сияет и теперь в немеркнущем блеске прежних дней.





Действующие лица:



  1. Повествователи - Михеева С., Захаренков А.



  2. Екатерина Трубецкая - Куренкова А.



  3. Мария Волконская - Ерофеева Алена



  4. Александра Муравьева-Козлова Т.



  5. Прасковья Анненкова -Угляница Т.



  6. Иркутский губернатор - Щелкунов Д.



  7. Император - Киселев А.



Сценарий.



Звучит музыка. Свиридов «Метель».



Повествователь. Зимний вечер в Сибири. Бушует вьюга. В холодной, темной избе собрались подруги по несчастью, «сестры по изгнанию» - женщины, последовавшие в Сибирь вслед за мужьями, осужденными по делу «14 октября».

Одна из них - Екатерина Ивановна Трубецкая, урожденная графиня Лаваль, Каташа, как называли ее подруги. Презентация. Слайд 7.

Петербургский дом графа Лаваля славился красотой и великолепием. Пол банкетного зала был выложен мрамором, привезенным из римского дворца императора Нерона. Одно это позволяет представить, сколь богат и роскошен дом, как чтят в нем состоятельность, знатность рода.



Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви

(Звучит вальс. Трубецкая бросает шитье и быстро переходит на другую половину сцены ). Презентация. Слайд 8.





Трубецкая. Я помню балы во дворце моего отца… Какое изысканное общество собиралось здесь! Сам государь император мог почтить дом своим присутствием, и я танцевала с ним. Мы были молоды, веселы, шутили. Говорили о заграничных поездках. Могла ли я подумать, что пройдет несколько лет, и я буду умолять императора о разрешении выехать в Сибирь!



Повествователь. Двадцатишестилетняя дочь графа Лаваля - Екатерина - первой покинула дом, отвергла блеск и роскошь, отказалась от богатства и доброго имени. Порвала с прошлым и бросилась, как в пропасть, в неведомую Сибирь, чтобы разыскать своего мужа - «государственного преступника», осужденного по делу о восстании на Сенатской площади, князя Сергея Трубецкого. Презентация. Слайд 9.



Трубецкая. Далекий путь был полон опасностей. То бушевали бураны, заметая дорогу, и мы были вынуждены останавливаться; то сбивались с пути, то кибитку преследовали волки. Когда сломался мой экипаж, я продолжала путь на перекладных. В Иркутске меня ждала большая радость и, пожалуй, самое суровое испытание. Мне посчастливилось нагнать партию осужденных, среди которых находился муж. Мы встретились, но свидание было коротким. Несчастных увезли, а я…



Повествователь. Екатерина Трубецкая осталась в Иркутске. Презентация. Слайд 10.



Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любвиСценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви

Цейдлер, губернатор города, получил указание всячески задерживать тех, кто осмелился следовать в Сибирь за мужьями. Он уговаривал, угрожал, запугивал…





Губернатор. …

Хорошо ли известно вам,

Что ожидает вас?

Бесплодна наша сторона.

А та - еще бедней,

Короче нашей там весна,

Зима - еще длинней

Да-с, восемь месяцев зима

Там - знаете ли вы?

Там люди редки без клейма.

И те душой черствы;…

Вам не придется

С мужем быть

Минуты глаз на глаз.

В казарме вам придется жить.

А пища - хлеб да квас.

Пять тысяч каторжников там,

Озлоблены судьбой,

Заводят драки по ночам,

Убийства и разбой.





Повествователь. Никакие доводы и угрозы не заставили Трубецкую отказаться от выбранного пути. Тогда Цейдлер объявил, что разрешит ей двигаться дальше, но только по этапу, вместе с каторжниками, под конвоем.



Трубецкая. Я готова пройти семьсот верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу, плечом к плечу с каторжниками, но только не тяните, прошу Вас, отправьте меня сегодня же!

Пусть смерть мне суждена!

Мне нечего жалеть!

Я еду! Еду! Я должна

Близ мужа умереть!



Повествователь. Наконец разрешение было получено. Екатерина Трубецкая продолжила путь.



Трубецкая. В дороге меня согревали письма мужа, которые я получила в Иркутске.Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви

«Милый ангел! Четвертая неделя пошла, что я с тобой разлучился, и вчера только был обрадован известием от тебя, получив письма твои,… любовь твоя придает мне неимоверные силы; я тебе говорил и говорю, что Господь дал тебя мне видимым Ангелом моим. Мы разлучены телами, но души неразлучны; твоя душа охраняет мою душу, и теплые молитвы мои не перестанут сопровождать тебя до тех пор, пока милосердный Творец соблаговолит нам высылать их вместе. Господь милостив, он сократит время испытания нашего и не замедлит послать тебя в мои объятия. Целую тебя и обнимаю от всех сил тобой занятой души и для тебя одной бьющегося сердца».





Повествователь. Вслед за Трубецкой выехала к мужу 20-летняя княгиня Мария Николаевна Волконская, дочь генерала Раевского, прославленного героя Отечественной войны 1812 года. Презентация. Слайд 11.Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви

Волконская. Мне 19 лет. У отца собираются. Среди них несравненный поэт - великий Пушкин. Мы давно знакомы: он сопровождал нашу семью во время незабываемой поездки на Кавказ в сентябре 1820 года. Я помню, как во время этого путешествия недалеко от Таганрога, я ехала в карете с сестрой Софьей. Увидя море, мы приказали остановиться, бросились к морю любоваться им. Оно было покрыто волнами. И, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала для забавы бегать за волной, и вновь убегать от нее, когда она меня настигала; под конец у меня вымокли ноги; я это, конечно, скрыла и вернулась в карету. Пушкин нашел эту картину такой красивой, что воспел ее в прелестных стихах, поэтизируя детскую шалость.





Повествователь. И в самом деле, Пушкин описал эту сцену в «Евгении Онегине»:

Я помню море пред грозою;

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою,

С любовью лечь к ее ногам.

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!



Волконская. Я вышла замуж в 1825 году за князя Сергея Григорьевича Волконского, достойнейшего и благороднейшего из людей;Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви

мои родители думали, что обеспечили мне блестящую, по светским воззрениям, будущность. Презентация. Слайд 12. Мне было грустно с ними расставаться: словно сквозь подвенечный вуаль мне смутно виднелась ожидавшая нас судьба. Вскоре после свадьбы я заболела, и меня отправили вместе с матерью, сестрой Софьей и моей англичанкой в Одессу, на морские купания. Сергей не мог нас сопровождать, так как должен был по служебным обязанностям остаться при своей дивизии. До свадьбы я его почти не знала. Я пробыла в Одессе все лето, и таким образом, провела с ним только 3 месяца в первый год нашего супружества.





Повествователь. Молодая женщина не знала о существовании тайного общества. И вдруг- арест мужа, суд, приговор… Только что Мария Николаевна стала матерью.Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви

Семья окружила ее заботами… и молчала: ей не говорили правды о муже. Но как только Волконская узнала о его судьбе, она немедленно выехала в Петербург.





Волконская. Некому было дать мне доброго совета.



Повествователь. Вся семья, все родные отговаривали молодую женщину от опасного шага. Но ее не остановило даже то, что невозможно было взять с собой маленького сына.



Волконская. Простите, родные! Мне сердце давно мое подсказало решенье. И верю я твердо: от Бога оно…



Повествователь. Волконская отправилась в путь 21 декабря 1826 года, как только установилась санная дорога. Новогоднюю ночь она провела в пути, в степи между Европой и Азией. Долгий путь. Метели, морозы - «слеза замерзала в глазу, дыханье, казалось, леденело» - и бесконечное препятствие чиновников… Тот же иркутский губернатор подавал ей «отречение», которое Волконская подписала не читая. Наконец, после всех формальностей, отправилась она на Благодатский рудник, и первым желанием ее было увидеть мужа. Презентация. Слайд 13.



Волконская. Сергей бросился ко мне, бряцание его цепей поразило меня: я не знала, что он был в кандалах. Суровость этого заточения дала мне понятие о степени его страданий. Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его в кандалы, а потом его самого.



Повествователь. Император Николай 1 отнял у осужденных имущественные и наследственные права; всего этого лишились и жены.



Волконская. Аристократка Трубецкая иногда была вынуждена «сидеть на черном хлебе с квасом», в Благодатском руднике она отморозила ноги: из своих теплых башмаков княгиня сшила шапку одному из товарищей мужа. Презентация. Слайд 14.



Трубецкая. Мария Волконская стремилась помочь всем и каждому. Так, например, она купила холст и заказала из него рубахи для уголовных преступников.



Повествователь. Через день после Волконской выехала в Сибирь жена графа Муравьева - графиня Александра Григорьевна, златовласая красавица Александрина. Презентация. Слайд 15.



Волконская. Я должна вам сказать, что к Александрине Муравьевой я была привязана больше всех: у нее было горячее сердце, благородство проявлялось в каждом поступке; восторгаясь мужем, она его боготворила и хотела, чтобы мы к нему относились также. Презентация. Слайд 16.



Повествователь. Арестованный Никита Михайлович Муравьев жестоко страдал, считал, что причинил величайшее горе своей жене. Из Петропавловской крепости он написал покаянное письмо: «Увы! Да, мой ангел, я виновен - я один из руководителей только что раскрытого общества. Я виновен перед тобой. Я причинил горе тебе и всей твоей семье. Мой ангел, я падаю к твоим ногам, прости меня».



Муравьева. «Мой дорогой друг, мой ангел. Не говори со мною так, ты разрываешь мне сердце. Мне нечего тебе прощать. В течение почти трех лет, что я замужем, я не жила в этом мире, - я была в раю. Счастье не может быть вечным. Не предавайся отчаянию, это слабость, недостойная тебя. Не бойся за меня, я все вынесла. Ты упрекаешь себя за то, что сделал меня кем-то вроде соучастницы такого преступника, как ты… Я самая счастливая из женщин. Не теряй мужества».



Повествователь. Это письмо, написанное нервной, дрожащей рукой, неразборчивым почерком, сохранилось в архиве семьи как свидетельство и душевного благородства, и мужества молодой женщины - добрейшей и обаятельной Мурашки, как называли ее подруги по несчастью.



Муравьева. Когда я приехала в Нерчинский рудник, комендант сказал мне: «Ваш муж болен, я разрешу свидание сегодня». Под конвоем провели меня по пустому тюремному коридору, и я шагнула в полутьму, Никита рванулся мне навстречу, зазвенели его цепи, и звон этот ударил меня в сердце. Презентация. Слайд 17. У мужа был жар, я чувствовала это, когда прижалась ко лбу его, и, позабыв о нашей встрече, я целовала мужа, и слезы текли по его щекам. «Пора», - сказал офицер, и я, найдя руку мужа, передала ему то, что везла из Москвы.



Повествователь. Туго свернутый листок бумаги, летящим почерком на нем были написаны стихи.Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любвиСценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любвиСценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье…



Муравьева. Чтобы передать стихи в Сибирь Пушкин пришел ко мне незадолго перед моим отъездом; я в это время писала письмо. Отложив перо, я протянула руку, и Пушкин так порывисто сжал ее, что пальцы мои онемели.



Повествователь. Вместе с Никитой Муравьевым в Читинском остроге томился Захар Чернышев, родной брат Александры Григорьевны. Им было запрещено видеться, и лишь когда закончился срок его каторги, брату и сестре позволили проститься.



Волконская. Прощание Александрины с братом было раздирающим.

Муравьева. Я имела счастье видеться с братом перед его объездом, но трудно сказать, было ли это хорошо для меня или плохо, так как мысль, что я, быть может, никогда больше его не увижу, сделала для меня свиданье очень мучительным.





Трубецкая.

Зачем ночная тишина не принесет живительного сна,

Тебе, страдалица молодая?

Уже давно заснули небеса;

Как усыпительна их сонная краса

И дремлющих полей недвижимость ночная.





Волконская.

Спустился мирный сон; но он не освежит тебя, страдалица молодая!

Опять недуг порывом набежит,

И жизнь твоя, как лист перед бурей задрожит.





Муравьева. Нет жалости у вас! Постойте! Вы так больно, так часто мучаете меня… нет силы более! Нет ночи, нету дня, минуты нет покойной! Нет! Довольно страдала я.



Повествователь. «Наша милая Александра Григорьевна,- пишет А.Е. Розен,- … разрывала жизнь свою сжигающим чувством любви к присутствующему мужу и к отсутствующим детям. Мужу своему показывала себя спокойною, даже радостною, чтобы не опечалить его, а наедине предавалась чувствам матери самой нежной».



Повествователь. В самом деле, судьба ее не щадила: через год после отъезда умер ее единственный сын; обе дочери, лишенные материнской заботы, заболели, и одна из них скончалась молодой, а вторая лишилась рассудка. Умерли и две девочки, родившиеся в Чите.



Муравьева. Вот Бог наказывает меня. Я уехала от детей. Но моя безграничная любовь к Никитушке, к братьям своим и его… Ко всем этим несчастным, поверженным, заточенным.



Трубецкая. Благодаря Александрине в Чите был создан медицинский пункт и открыта аптека. Мединструменты и приборы, лекарства и семена целебных трав Александрина получала из Москвы через свекровь. Лекарственные растения были посажены на огородике, за которым ухаживала Мурашка.



Волконская. Александрина выписала краски и бумагу из Москвы для Николая Бестужева. Он изображал виды Читы и казематов, рисовал товарищей по заключению. Наши портреты также выполнены его талантливой кистью.



Муравьева. Потом нам удалось организовать пересылку новейших книг и журналов. Московские родные и друзья передавали нам даже то, что запрещено цензурою. Они расшивали журнал или книгу на отдельные листы, заворачивали в них вещи в посылках, а мы здесь разглаживали страницы и заново сшивали. Так составилась целая библиотека!



Повествователь. Самой удивительной, пожалуй, стала история Прасковьи Егоровны Анненковой. Так называли в России французскую подданную Полину Гебль или Жаннету Поль (это ее настоящее имя). Презентация. Слайд 18.

Гебль. Я родилась в Лотарингии, близ Нанси,в замке Шампаньи. Мой отец был приверженцем монархии и пострадал за свои убеждения. Разразилась революция. Его посадили в крепость и могли казнить, только падение Республики спасло его. Презентация. Слайд 19.Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви





Повествователь. Наполеон принял его на службу, но желая разбогатеть и поддержать семью, отец Жанетты отправился в Испанию… и пропал без вести. Семья осталась без средств, бедствовала; Жанетта попыталась зарабатывать на жизнь шитьем и вышиванием.



Гебль. Я видела знаменитую комету, предшествовавшую войне 1812 года, и помню, как французские войска отправились в поход, когда Наполеону вздумалось покорить всю Европу. В этом походе участвовал один из моих дядей - брат матери. Накануне своего выезда он ужинал у нас и, прощаясь с матерью, сказал: «Бог знает, вернусь ли я, мы идем сражаться с самыми лучшими солдатами в мире: русские не отступают». Слова эти поразили меня: я пристально посмотрела на дядю. Он как будто предсказал судьбу свою, потому что лег на поле бородинской битвы.



Повествователь. После войны Полина пробовала искать счастье в Париже: три года проработала в торговом доме Моно, а когда срок контракта истек, решила… ехать в Россию.



Гебль. Какая-то неведомая сила влекла меня в эту неизвестную для меня страну. Все устроилось как-то неожиданно… я заключила контракт с торговым домом Демонси, который делал блестящие дела в Москве. Мать моя ужасно плакала, провожая меня. Она мне напомнила один престранный случай. Однажды, когда я сидела в кругу моих подруг, те шутили, выбирали себе женихов, спрашивая друг у друга, кто за кого хотел бы выйти; я была всех моложе, но дошла очередь и до меня, тогда я отвечала, что ни за кого не пойду, кроме русского. Странно, как иногда предчувствуешь свою судьбу.



Повествователь. Так Жанетта Поль оказалась в России. Чтобы не порочить отцовскую фамилию «низкой должностью» служащей в модном магазине, девушка назвала себя Полиной Гебль. В магазине Демонси делала покупки Анна Ивановна Анненкова; вероятно, ее сопровождал сын - поручик.Презентация. Слайд 20.

Один из его друзей вспоминает: «Иван Александрович очаровал молодую, бойкую, умную и красивую француженку, та страстно в него влюбилась и, в свою очередь, узами глубокой страсти привязала его к себе».Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви





Гебль. Иван Александрович предлагал тайно обвенчаться, - ведь его мать ни за что не дала бы согласия на неравный брак. Но мне не хотелось ссорить сына с матерью - это было бы низостью.



Повествователь. У Анненкова собирались друзья-единомышленники. Из их разговоров Полина знала о существовании тайного общества. Как только разнеслась весть о внезапной смерти Александра 1, Анненков уехал в Петербург. Перед отъездом он признался Полине, что состоит в заговоре.



Гебль. Мрачные предчувствия теснили мне грудь. Сердце сжималось и ныло. Я ожидала чего-то необыкновенного, сама не зная, что именно, как вдруг разнеслась ужасное известие о том, что произошло 14 декабря.



Повествователь. Анненков был арестован, Полина страдала от неизвестности. В апреле 1826 года у нее родилась дочь Александра. Молодая мать тяжело хворала, почти три месяца лежала при смерти. Едва выздоровев, Полина начала хлопотать о получении паспорта. Всеми правдами и неправдами она добивается встречи с Анненковым в Петербурге. Краткое свидание, клятвы верности и любви. В ту же ночь Анненкова увезли в Сибирь. Один из солдат, охранявших Петропавловскую крепость, передал Полине записку : « Встретиться или умереть».



Гебль. В мае 1827 года император Николай 1 устраивал военные маневры близ Вязьмы, я помчалась туда и добилась аудиенции.



Император. Что вам угодно.



Гебль. Государь! Я не говорю по-русски. Я хочу получить разрешение следовать в ссылку за государственным преступником Анненковым.



Император. Это не ваша родина, сударыня. Там вы будете несчастны.



Гебль. Я знаю, государь, и готова на все.



Император. Ведь вы не жена государственного преступника.



Гебль. Но я - мать его ребенка.



Повествователь.Разрешение было дано. Французская подданная Жанетта Поль, московская модистка Полина Гебль приехала в Читу, чтобы стать Прасковьей Анненковой, женой государственного преступника.



Волконская. Анненкова приехала к нам, нося еще имя мадмуазель Поль. Тотчас по ее приезду комендант объявил ей, что уже получил повеленье относительно ее свадьбы. Она не понимала по - русски и все время пересмеивалась с шаферами. Под этой кажущейся беспечностью скрывалось глубокое чувство любви, заставившее отказаться ее от своей родины и от независимой жизни.



Муравьева. Мы тотчас познакомились, и Полина ночевала в моем доме. Как и всем нам, ей пришлось подписать множество обязательств. Свадьбу назначили на 4 апреля 1828 года, она стала событием для всей Читы.



Трубецкая. Под конвоем привели жениха и невесту, у церкви с него сняли оковы.



Гебль. Церемония продолжалась недолго, священник торопился, певчих не было. По окончанию церемонии всем троим, то есть жениху и шаферам надели оковы и отвели в острог. Дамы все проводили меня домой. Спустя несколько времени привели Ивана Александровича, но не более чем на полчаса.



Повествователь. Веселый нрав, житейская предусмотрительность и неусыпные заботы Прасковья Егоровна скрашивала жизнь не только ее мужу, но и остальным заключенным. Она с утра до вечера хлопотала по хозяйству, собственноручно готовила узникам еду, завела огород и выращивала овощи.



Повествователь. Трудно передать словами, насколько важна, насколько необходима была декабристам помощь и поддержка верных подруг! Но жизнь, полная забот и лишений, отнимала силы…



Муравьева. Я старею, милая маменька. Вы и не представляете, сколько у меня седых волос.



Повествователь. Александре Муравьевой было 27 лет. И жить ей оставалось недолго.



Волконская. Ее последние минуты были величественны: она продиктовала прощальные письма к родным. Исполнив свой христианский долг, как святая, она занялась исключительно своим мужем, утешая и ободряя его. Она умерла на своем посту, и эта смерть повергла нас в глубокое уныние и горе.



Трубецкая. Вскоре после кончины бедной Александрины из Петербурга пришло распоряжение об облегчении нашей участи: женам было позволено видеться с мужьями ежедневно, у себя дома. В ноябре 1832 года был объявлен указ о сокращении срока каторги. Через 7 лет мы с мужем поселились близ Иркутска, а потом переехали в город. Мы воспитывали детей; Сергей Петрович затеял выстроить новый дом.



Повествователь. В новый дом переселились уже без Екатерины Ивановны. Она скончалась в октябре 1854 года на руках мужа.



Волконская. Первое время нашего изгнания я думала, что оно, наверное, кончится через 5 лет, затем я себе говорила, что будет через 10 лет, потом - через 25, но после 25 лет я перестала ждать. Я просила у Бога только одного: чтобы он вывез из Сибири моих детей.



Повествователь. Мария Волконская дождалась освобождения мужа. После амнистии они жили в Черниговской губернии. Мария Николаевна умерла в августе 1863 года; не прошло и двух лет, как супруг последовал за нею.



Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви



Гебль. После 30-летней ссылки мы вместе с мужем и детьми вернулись из Сибири. Жить в столицах нам было запрещено, и мы поселились в Нижнем Новгороде.

Однажды нашим гостем был мой соотечественник - Александр Дюма. Им написан роман «Учитель фехтования», в основе сюжета которого - наша судьба. Презентация. Слайд 21.Сценарий литературно- музыкальной композиции Поговорим о любви





Повествователь. Анненков был предводителем дворянства, занимался земскими реформами, содействовал открытию школ; особое внимание он уделял проблеме освобождения крепостных крестьян. И все эти годы рядом с ним была надежно любящая жена. По настоянию друзей она стала рассказывать о своей жизни, а Ольга Ивановна, ее дочь, вела записи.

Однажды вечером Прасковья Егоровна почувствовала себя усталой, прекратила рассказ и попросила перенести беседу на завтра. А на утро, 14 сентября 1876 года, ее не стало. Вскоре завершилась и земная жизнь ее мужа. Презентация. Слайд 22.





Повествователь. Был край, слезам и скорби посвященный,

Восточный край, где розовых зарей

Луч радостный, на небе том рожденный,

Не услаждал страдальческих очей;

Где душен был и воздух вечно ясный,

И узникам кров светлый докучал,

И весь обзор, унылый и прекрасный,

Мучительно на волю вызывал.

Вдруг ангелы с лазури низлетели

С отрадою к страдальцам той страны,

Но прежде свой небесный дух одели

В прозрачные земные пелены.

И вестники благие Провиденья

Явилися, как дочери земли,

И узникам, с улыбкой утешенья,

Любовь и мир душевный принесли.





Повествователь. Запомните их имена. Презентация. Слайд 23.



Екатерина Ивановна Трубецкая.



Мария Николаевна Волконская.



Александра Григорьевна Муравьева.



Прасковья Егоровна Анненкова.



Наталья Дмитриевна Фонвизина.



Александра Ивановна Давыдова.



Камилла Петровна Ивашева.



Елизавета Петровна Нарышкина.



Мария Казимировна Юшневская.



Анна Васильевна Розен.



Александра Васильевна Ентальцева.















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал