7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа базового уровня составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Стемасская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1 от 4.09.14

Руководитель ШМО гуманитарного цикла цикла

________________/Канабеева Н.А./

Согласовано с зам. директора по УВР_____________/Н.Ю.Гордеева/

Утверждаю Директор школы __________________/Т.Н.Архипова/

Приказ № 137 от 05.09.2014г.



Рабочая программа

по литературе



7 класс



2014 -2015 учебный год



Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Канабеева Наталья Александровна



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа базового уровня составлена на основе:

1. Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ф «Об образовании в Российской Федерации» ;

2. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089);

3. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 (в редакции приказа Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 г.);

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г № 253 « об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

5. Письма Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 г №08-548 « О федеральном перечне учебников»

6.Регионального базисного учебного плана и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ , реализующие программы общего образования , утвержденные распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 15.03.2012 № 929-р

7. Учебного плана МОУ Стемасской СОШ на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом директора школы № 117\4 от 01.09.2014г;

8. Литература : Программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010.

Общая характеристика учебного предмета

Главнейшая цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

- Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах - и авторов, чтобы возможность выбора не была бы беспочвенной декларацией.

- Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.

ВТОРОЙ ЭТАП

Средние (V-VIII) классы. Ученики обращаются к новому предмету, который называется Литература. Литературное произведение в программе этих классов предстает и как самостоятельное произведение искусства и как звено в сложном процессе, поскольку структура курса каждого из средних классов воспроизводит литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов литературного процесса. Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы сегодня в читательской практике. Именно по этой причине литература XX века занимает в нашей программе место, примерно равное тому, которое занимает в ней литература всех предшествующих веков. Это помогает показать роль литературы XX века в истории культуры и литературы и эффективней использовать силу ее воздействия на читателя. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

В VII классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и о том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: как от древности до сегодняшнего дня сменялись различные жанры эпоса, лирики и драмы.

Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями, и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова. Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую - специальные разделы, посвященные истории некоторых наиболее устойчивых жанров: «Из истории басни», «Из истории баллады», «Из истории сонета» и др.

Так, например, история басни предстает в виде путешествия басни о Вороне и Лисице по литературам разных времен и народов. Ученики видят, как этот сюжет сохранялся, немного изменяясь, в баснях разных народов в течение многих веков. Они размышляют о причинах стойкости сюжета и его взаимосвязи с жанром басни. Учащимся предстоит подумать и о том, когда и почему рождаются различные жанры, почему некоторым из них уготована долгая жизнь

Программа последовательно обращает внимание учителя на вопросы теории литературы. В каждой теме обозначено ведущее литературоведческое понятие, важное для ее изучения. Однако это не предполагает систематического изучения вопросов теории, а указывает лишь на то, что возможно и желательно обратить особое внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении и изучении произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно понять, когда и зачем нужна теория, и суметь ею воспользоваться, чтобы сделать анализ конкретного произведения более содержательным.

Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года.

В VII классе - роды (эпос, лирика и драма), а также лиро-эпические произведения. Жанры, особенности каждого из них.


Основное содержание учебного предмета

Роды и жанры литературы

Богатство и разнообразие жанров

Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.

Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров, появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.

Методика. Использование материалов, изученных в V-VI классах и начальной школе.

Теория. Роды и жанры литературы.

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гомер. «И л и а д а», «О д и с с е я» (фрагменты).

Героический эпос древности. «Илиада» - поэма о Троянской войне. Ахилл - герой поэмы. «Одиссея» - рассказ о странствиях и трудном пути домой одного из героев легендарной троянской войны. Одиссей у Циклопа.

Теория. Героический эпос.

Методика. Использование материалов, изученных на уроках истории.

ФОЛЬКЛОР

Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества.

Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.

Теория. Жанры современного фольклора.

«Бари н». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры - все присутствующие, которые именуются «фофанцы».

Теория. Жанры народного театра.

Методика. Ученики в роли «фофанцев». Знакомство с различными жанрами народной драматургии и их особенностями при непосредственном участии в представлениях.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.

Сонеты («Ее глаза на звезды не похожи...» и др.).

Теория. Трагедия. Сонет.

Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: А. С. Пушкин. «Соне т» («Суровый Дант не презирал сонета...»); И. Ф. Анненский. «Перебой ритма»; К. Д. Бальмонт. «Хвала сонету»; В. Я. Брюсов. «С о-н е т к форме»; Н. С. Гумилев. «Соне т»; Игорь Северянин «Б у н и н» и др. (по выбору учителя).

Методика. Обращаясь к истории сонета, на уроке можно обратиться к одному-двум произведениям. Остальные предложенные тексты будут прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе по истории сонета.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Сатирический образ господина Журдена.

Теория. Комедия.

Методика. При изучении комедии необходимо активно использовать комментированное чтение по ролям.

ЛИТЕРАТУРАXIX ВЕКА

Самые популярные жанры литературы XIX века. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX века: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.

Теория. Жанры эпоса, лирики, драмы.

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Русская басня

XVIII века. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале

XIX века. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы
Пруткова.

Теория. Басня и притча.

Методика. Поскольку жанр басни ученикам хорошо знаком, то на уроке можно провести конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни, созданной на одну тему, но разными авторами (например, «Ворона и Лисица»).

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады В. А. Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX веков. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

В. А. Жуковский. «Перчатка», «Светлан а». Баллады В. А. Жуковского. Трагические сюжеты и взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля в изложении событий. «Перчатка». Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. «Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы.

Теория. Баллада.

Методика. Сюжеты баллад обычно привлекают юных читателей. Можно использовать этот интерес, проведя на уроке обсуждение самостоятельно прочитанных баллад.

А. С. Пушкин. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла..», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Туча», «Друзья м», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Бесы», «Моя эпитафия». Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.

Жанры прозы А. С. Пушкина.

«Барышня-крестьянка» («Повести Белкина»). Героиня повести - Лиза (Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть?

«Дубровский». Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

Теория. Жанры лирики и эпоса (повесть, роман).

Методика. Сопоставление повести и романа.

М. Ю. Лермонтов. «Смерть поэта», «Э л е г и я», «Станс ы», «П е с н я», «Роман с», «Д у м а», «М о л и т-ва» («В минуту жизни трудную...»), эпиграммы и мадригалы, эпитафия. Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.

«М цыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме.

Теория. Рифма. «Словарь рифм» М. Ю. Лермонтова.

Из истории поэмы. Судьбы поэмы в истории литературы, порождённые сочетанием лирики и эпоса в этих произведениях.

Методика. Целесообразно познакомить учеников со словарем рифм М. Ю. Лермонтова, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому словарю ряд индивидуальных заданий.

Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р». История создания комедии. Отражение России XIX века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Теория. Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.

Методика. Традиционно в ходе изучения «Ревизора» - исполнение пьесы или ее отдельных сцен. Возможно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядного материала (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций и костюмов героев). Все это помогает освоению специфики драматического произведения.

И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в прозе» («Русский язык», «Собака», «Дурак», «Щи» и др.). Последние годы творчества и последние произведения Тургенева - «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.

Теория. Стихотворение в прозе.

Н. А. Некрасов. «Ж е л е з н а я дорога», «Размышления у парадного подъезда». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпиче-ских произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция автора. Стиль, отвечающий теме.

Теория. Стиль.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Богатырь», «Карась-идеалист». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повесть о том...» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои - два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Карась-идеалист») и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» (В. Г. Белинский).

Теория. Гротеск. Сатира - форма комического в лирике и прозе. Сатира в произведениях русских классиков.

Н. С. Лесков. «Л е в ш а». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова, «тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.

Теория. Сказ как жанр эпоса.

Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Америка и ее люди в зеркале сатиры Марка Твена. Рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» как памфлет. Особенности сатиры Марка Твена. Сюжет, герои и приемы изображения. Гротеск как прием.

Теория. Памфлет.

А. П. Чехов. «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказа «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Герои рассказа и их судьбы.

Теория. Юмореска.

Портрет героя в художественных произведениях различных жанров

Искусство портрета в творчестве писателей XIX века. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.

Теория. Портрет.

Пейзаж в художественных произведениях различных жанров

Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня-крестьянка» и других произведениях.

Теория. Пейзаж.

Методика. В течение всего года ученики наблюдают за особенностями различных жанров. При этом особое внимание уделяется герою и сюжету (в продолжении курса литературы в V-VI классах). Однако учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Так, удачно воссоздается портрет героя при анализе романа А. С. Пушкина «Дубровский» (сравним описание внешности героя в документах жандарма и в словах испуганной барыни). Специфика жанров помогает уловить особенности описаний в художественных текстах.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Нравственная проблематика в лирике XX века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Традиционные жанры и поиски новых жанров в литературе XX века. Связь различных искусств и их влияние на обогащение видов и жанров произведений искусства слова.

Методика. Сопоставление и анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Гимн человеку», «Труд»; И. А. Бунин. «Изгнание», «У птицы есть гнездо...»; К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...»; Игорь Северянин. «Не завидуй друг у...»; Р. Киплинг. «Е с л и...» (перевод С.Маршака), «Заповедь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «Как после мартовских метелей...», «Июль - макушка лета...»; Н.А. Заболоцкий. «Гроза идет»; Б. Ш. Окуджава. «Арбатский романс»; В. С. Высоцкий. «Я не люблю...»; М. Карим. «Е в р о п а - А з и я» и др. (по выбору учителя и учеников).

Теория. Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.

Методика. Возможна организация изучения поэтических произведений с учетом их тематики.

М. Горький. «Песня о Б у р е в е с т н и к е», «С т а р у-ха Изергиль», «Старый Год». Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Буревестнике».Романтическая песня-призыв. Смысл жизни героя. Прием контраста в романтическом произведении. «Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» - утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпических жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» и ее герои. Элементы притчи в жанре сказки.

Теория. Место эпических жанров в творчестве писателей XX века.

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на д аче», «Гимн обеду». «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского - мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

Теория. Тонический стих Маяковского.

М. А. Булгаков. «Ревизор с вышибанием» (новая постановка). Гоголь - любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» - сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная связь эпиграфа с текстом.

Теория. Драматическая сценка.

Методика. При знакомстве с произведением М. А. Булгакова ученики убеждаются, что известный сюжет может быть использован в иной обстановке, не теряя своей сатирической окраски.

К. Г. Паустовский. «Рождение рассказа». Поэтическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества («Золотая роза»). «Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.

Теория. Замысел и его реализация в произведении искусства.

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека.

Теория. Сюжет и аллегорические герои.

А. В. Вампилов. «Несравненный Наконечников». Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел незавершенного водевиля.

Теория. Водевиль.

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Радость творчества».

Теория. Эссе.

Великая Отечественная война в художественной литературе

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений).

А.Н.Толстой. «Русский характер». События и герои Великой Отечественной войны в рассказе. Тема патриотизма.

М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.

Теория. Описание событий войны по их живым следам.

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Трудные годы в жизни страны в военные годы. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

Теория. Война на страницах послевоенной прозы. Жанры фантастики

Р. Шекли. «Запах м ы с л и». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой - Лерой Кливи и обитатели планеты 3 - М - 22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.

Теория. Жанры научной фантастики.

Жанры детективной художественной литературы

Читатель классики и читатель детектива. Особенности произведений детективного жанра.

А. Конан Доил. «Пляшущие человечки». Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и XX веков. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия героя новелл Дойла.

Теория. Новелла.

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатири-ческой литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох (от древности цо наших дней). Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

Теория. Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура.

Итоги

Мир литературы и богатство его жанров. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

Методика. Обзор изученных в V-VII классах произведений разных родов и жанров, показывающий многообразие жизни и богатство форм ее отражения в искусстве.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно годового календарного графика (34 недели) программа рассчитана на 68 часов



Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

-умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Средства обучения

Форма контроля

Домашнее задание

знать

уметь

применять

Роды и жанры литературы (1 ч)

1


Введение. Роды и жанры художественной литературы.

Основные роды искусства: эпос, лирика, драма; изучить эти понятия

Определять род и жанр литературного произведения; строить устное высказывание по прочитанной статье; вести диалог по прочитанной статье

Умение определять род прочитанных произведений

Учебник, карточки

фронтальная

Составить кроссворд или м/м презентацию «Жанры литературы»

Фольклор (2 ч)

2


Жанры фольклора

Основные жанры фольклора

Учебник, вопросы

индивидуальная

Прочитать драму "Барин"

3


Художественные особенности сатирической драмы «Барин»

Создавать связный текст, принимать участие в диалоге

Подумать, какие события школьной жизни могли бы стать предметом сатирической драмы

Литература эпохи Возрождения (2 ч)

4


Эпоха Возрождения в произведениях литературы. Знакомство с пересказом трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта"

Жанр трагедия


Создавать связный текст, принимать участие в диалоге

Портрет У.Шекспира, учебник, иллюстрации


Прочитать "Ромео и Джульетта"

5


У.Шекспир "Ромео и Джульетта"


Ответить на вопросы

Литература 19 века

6


Обзор жанров классической литературы 19 века. История басни

Понятия: жанры лирики; жанры эпоса

Сравнивать басни разных авторов; определять изобразительно-выразительные средства басни; выразительно читать басни; строить устные высказывания в связи с изучением басен

Создавать связный текст; принимать участие в диалоге, вести беседу, используя содержание басен

Учебник, вопросы, тесты

Фронтальный, индивидуальный

7


Викторина по басням И.А.Крылова

Содержание басен

Отвечать на поставленные вопросы

Создавать связный текст; самостоятельное чтение других басен

Иллюстрации к басням, тексты

Фронтальный, индивидуальный

ответить на вопрос: почему басне суждена долгая жизнь?

8


Из истории баллады. В.А.Жуковский. Баллада "Светлана"

Понятия: сюжет, герои

Определять жанр, выявлять тему и идею, давать характеристику герою, выявлять авторскую позицию

Создавать связные тексты, включая выражения из произведений

Портрет В.А.Жуковского

Фронтальный, индивидуальный

Выучить законченный отрывок

9


В.А.Жуковский "Перчатка"

Содержание баллады «Перчатка»

Строить устные высказывания

Создавать связные тексты, самостоятельное чтение других баллад

Портрет В.А.Жуковского

Фронтальный, индивидуальный

Прочитать балладу «Перчатка» в переводе Лермонтова, сопоставить два перевода


10


Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С.Пушкина. Лирика.

Основные факты А.С.Пушкина

Строить устные высказывания

Создавать связные тексты на необходимую тему

Презентация

Фронтальный, индивидуальный

выучить наизусть понравившееся стихотворение Пушкина

11


Жанры лирики поэта

Стихотворения А.Пушкина

Выразительно читать стихотворения

Создавать связные тексты, самостоятельное чтение других стихотворений

Учебник, карточки, фонохрестоматия

Фронтальный, индивидуальный

прочитать повесть «Барышня-крестьянка»

12


А.С.Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка»

Содержание повести; теоретико-литературные понятия: рассказ, повесть, роман, художественный вымысел, композиция, характер литературного героя

Выявлять и формулировать идею, проблематику, давать характеристику героя, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств

Создавать связный текст

Портрет А.Пушкина, отрывки из кинофильма

Фронтальный, индивидуальный

Подготовить инсценировку одной из сцен повести, например, разговор Насти и Лизы о молодом барине, первая встреча, разговор Берестовых о женитьбе. Составить рассказ от лица одного из героев.


13


Герои повести "Барышня -крестьянка"

Содержание повести; теоретико-литературные понятия: рассказ, повесть, роман, художественный вымысел, композиция, характер литературного героя

Выявлять и формулировать идею, проблематику, давать характеристику героя, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств

Создавать связный текст

Иллюстрации, карточки

Фронтальный, индивидуальный

вспомнить прочитанные летом «Повести Белкина»

14


История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа

Содержание повести; теоретико-литературные понятия: рассказ, повесть, роман, художественный вымысел, композиция, характер литературного героя

Выявлять и формулировать идею, проблематику, давать характеристику героя, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств

Создавать связный текст

Иллюстрации, карточки

Фронтальный, индивидуальный

подготовить характеристику Владимира Дубровского


15


Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский».

теоретико-литературные понятия: рассказ, повесть, роман, художественный вымысел, композиция, характер литературного героя

Давать характеристику героя, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев

Создавать связный текст

карточки

Фронтальный, индивидуальный

пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица Дефоржа, Маши, Троекурова

16


Дубровский и Маша Троекурова. Судьбы героев романа.

теоретико-литературные понятия: рассказ, повесть, роман, художественный вымысел, композиция, характер литературного героя

Давать характеристику героя, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев

Создавать связный текст

тест

Индивидуальная работа

подготовиться к сочинению в классе

17


Обучающее сочинение по роману «Дубровский».


Строить устные и письменные высказывания

Индивидуальная работа

выполнить итоговые задания на стр.98

18


Различные жанры в творчестве поэта (М.Ю.Лермонтова)

Основные факты жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

Определять жанр, род

Создавать связный текст, участие в диалоге

Презентация

Фронтальный, индивидуальный

Выучить наизусть 2 стих-я разных жанров. Подготовить рассказ об одном из стих-й. Составить рассказ о жизни М.Лермонтова.

19


Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе поэта

Основные теоретико- литературные понятия

Определять жанр, род и жанр; анализировать стихотворение

Создавать связный текст, самостоятельное чтение других стихотворений

Фонохрестоматия, иллюстрации

Фронтальный, индивидуальный

выучить наизусть стихотворение Лермонтова, определить его жанровую принадлежность

20


«Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция

Содержание поэмы «Мцыри»

Анализировать произведение, используя сведения по теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства)

Создавать связный текст, участие в диалоге

Учебник, фонохрестоматия, карточки

Фронтальный, индивидуальный

Прочитать поэму полностью, уметь передать сюжет поэмы, приготовить для выразительного чтения отрывок из поэмы

21


Образ Мцыри в поэме

Основные теоретико- литературные понятия

Выявлять авторскую позицию

Участие в диалоге

тест

Индивидуальная работа

Определить средства выразительности, использованные автором при изображении пейзажа; закончить работу по сбору материала. Закончить цитатный план поэмы

22


Своеобразие поэмы "Мцыри" ."Мцыри"как романтическая поэма

Основные теоретико- литературные понятия

Анализировать произведение, используя сведения по теории литературы

Создавать связный текст

Вопросы, карточки

Фронтальный, индивидуальный

Вопросы 1,6,10,12 на с.145

23


Обучающее сочинение по поэме "Мцыри"


Писать сочинение

Индивидуальная работа

дописать сочинение

24


Н.В. Гоголь-писатель -сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор"

Основные факты жизни и творчества Н.В.Гоголя

Определять жанр, род

Создавать связный текст по творчеству писателя

Презентация

Фронтальный, индивидуальный

Прочитать 2 действие, уметь рассказать историю Хлестакова(рассказанную им самим и его слугой)

25


Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновников в комедии "Ревизор"(1 действие)

Содержание комедии «Ревизор»

Анализировать комедию (завязка, кульминация, развязка, развитие действия), выявлять авторскую позицию

Участие в диалоге

Отрывки из фильма, иллюстрации

Фронтальный, индивидуальный

Прочитать 4-е действие комедии, составить рассказ "Городские жители и Хлестаков"(кто и зачем приходит к Хлестакову);выбрать эпизоды для инсценировки 4 действия

26


Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова

Основные теоретико-литературные понятия

Анализировать комедию (завязка, кульминация, развязка, развитие действия), выявлять авторскую позицию

Участие в диалоге

Учебник, таблица

Фронтальный, индивидуальный

Объясните смысл фамилии Хлестаков. Что такое "Хлестаковщина" в вашем понимании?

27


Чиновники на приёме у "Ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор"

Основные теоретико-литературные понятия

Анализировать произведение, используя сведения по теории литературы

Создавать связный текст

презентация

Фронтальный, индивидуальный

Прочитать 5 действие комедии;подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова

28


Финал комедии, его идейно-композиционное значение(5 действие)

Основные теоретико-литературные понятия

Выявлять авторскую позицию

Создавать связный текст

тест

Индивидуальная работа

Написать сочинение: "О чём мечтают герои комедии "Ревизор"?, "Что произойдёт в городе после приезда настоящего ревизора?"

29


Практическая работа по комедии "Ревизор"

Основные теоретико-литературные понятия

Уметь отвечать письменно на поставленные вопросы

Самостоятельное чтение произведений Н.В.Гоголя

Вопросы, карточки

Индивидуальная работа

прочитать статью учебника «Тургенев и его «Стихотворения в прозе»

30


История создания "Стихотворений в прозе"("Собака","Дурак")

Наизусть одно из стихотворений

Анализировать по схеме (с учителем) стихотворение, читать выразительно

Создавать связные тексты на предложенную тему, участие в диалоге

Портрет И.С. Тургенева

Фронтальный, индивидуальный

с.234-237 (ответы на вопросы и выполнение заданий)

31


Безграничная любовь И.С.Тургенева к Родине. "Русский язык"

Основные теоретико-литературные понятия

Определять род и жанр, выявлять авторскую позицию

Самостоятельное чтение произведений И.С. Тургенева

карточки

Фронтальный, индивидуальный

Выучить наизусть стихотворение

32


Н.А. Некрасов. Своеобразие композиции стихотворения "Размышления у парадного подъезда"

Наизусть отрывок стихотворения, сюжет стихотворения

Анализировать по схеме (с учителем) стихотворение, читать выразительно

Создавать связные тексты на предложенную тему, участие в диалоге

Портрет Н.А.Некрасова

Фронтальный, индивидуальный

Выразительно читать стихотворение

33


Анализ стихотворения "Размышления.."

Основные теоретико-литературные понятия

Определять авторскую позицию

Самостоятельное чтение произведений Н.А.Некрасова

иллюстрации

Фронтальный, индивидуальный

выучить фрагмент стихотворения

34


М.Е. Салтыков-Щедрин."Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Содержание сказки, основные факты жизни М.Е. Салтыкова- Щедрина

Воспроизводить содержание сказки, определять род и жанр

Создавать связные тексты на предложенную тему, участие в диалоге

Презентация

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение одного из диалогов, вопросы 1-3

35


Герои повести и их сатирическое изображение

Основные теоретико-литературные понятия

Анализировать сказку, определять авторскую позицию, выразительно читать произведение

Самостоятельное чтение сказок М.Е. Салтыкова- Щедрина и их оценка

карточки

Фронтальный, индивидуальный

Прочитать сказку "Дикий помещик", дать устную характеристику генералам как героям произведения

36


Письменная работа о сатирическом произведении

Основные теоретико-литературные понятия


Индивидуальная работа

Прочитать статью "Н.С.Лесков"с.254-255

37


Н.С.Лесков. Сказ "Левша". Знакомство с первыми главами

Содержание сказа

Воспроизводить содержание сказа «Левша», анализировать сказ по вопросам

Создавать связные тексты на предложенную тему, участие в диалоге

Презентация

Фронтальный, индивидуальный

Чтение глав 4-10,отметить цитаты, характеризующие Николая Павловича, Платова, Левшу. Подготовить пересказ эпизода на выбор

38


Безропотность и талантливость трагического героя Левши

Основные теоретико-литературные понятия

определять авторскую позицию, определять род, жанр

Самостоятельное чтение произведений Н.С. Лескова

карточки

Фронтальный, индивидуальный

Прочитать сказ до конца, составить рассказ о хароактере и судьбе тульского косого левши

39


М.Твен "Как я редактировал сельскохозяйственную газету"

Содержание рассказа, основные теоретико- литературные понятия

Воспроизводить содержание рассказа, определять авторскую позицию, определять род, жанр

Создавать связные тексты на предложенную тему, участие в диалоге

Портрет, иллюстрации

Фронтальный, индивидуальный

рассказ о Чехове с использованием материала статьи на с.28-30(2 ч.)и дополнительного материала

40


А.П.Чехов. Многоголосый хор героев "Жалобной книги"

Основные факты жизни А.Чехова

Воспроизводить содержание рассказа, определять род, жанр

Создавать связные тексты на предложенную тему, участие в диалоге

Презентация

Фронтальный, индивидуальный

Подготовить выразительное чтение рассказа ,ответить на вопросы

41


"Хирургия". Сюжет, герои и композиция

Содержание рассказа «Хирургия»

Анализировать рассказ по вопросам, определять авторскую позицию, выразительно читать произведение

Самостоятельное чтение рассказов А.Чехова

карточки

Фронтальный, индивидуальный

Подготовить чтение по ролям. Ответить на вопр.1, с.36

42


Портрет в художественном произведении разных жанров.(сочинение-описание)

Основные теоретико-литературные понятия


индивидуальная работа

Задание 4, с.38. Ответ обоснуйте

Литература 20 века (26 ч)

43


Новые жанры в искусстве. Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике

Роды литературы 20 века, новые жанры в искусстве, особенности лирики начала 20 века, наизусть одно из стихотворений любого поэта

Анализировать стихотворение по предложенным вопросам, отвечать на предложенные вопросы, выразительно читать стихотворения, уметь отличать сонет от других стихотворений

Самостоятельное чтение лирики 20 века, умение самостоятельно выделять тему произведений

Учебник, портреты, карточки

Фронтальный, индивидуальный

Выразительно читать с.42-48. ответить на вопросы

44


Новые жанры в искусстве. Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике.

Роды литературы 20 века, новые жанры в искусстве, особенности лирики начала 20 века, наизусть одно из стихотворений любого поэта

Анализировать стихотворение по предложенным вопросам, отвечать на предложенные вопросы, выразительно читать стихотворения, уметь отличать сонет от других стихотворений

Самостоятельное чтение лирики 20 века, умение самостоятельно выделять тему произведений

Учебник, портреты, карточки

Фронтальный, индивидуальный

Прочитать статью учебника "Максим Горький", рассказ "Старуха Изергиль"

45


М.Горький "Легенда о Данко"

Знать понятия: сюжет, основной мысли, завязки, кульминации и развязки

Воспроизводить содержание «Легенды о Данко»,

отвечать на предложенные вопросы, формировать своё отношение к поступкам героя

Вести дискуссию по теме добра

Учебник, портрет, фонохрестоматия

Фронтальный, индивидуальный

Отрывок из легенды пересказать близко к тексту, прочитать сказку "Старый год"

46


М.Горький "Старый год"

Содержание рассказа «Старый год», понятия : сюжет, основной мысли, завязки, кульминации и развязки

Воспроизводить содержание «Старый год»,

отвечать на предложенные вопросы, формировать своё отношение к поступкам героя

Самостоятельное чтение сказок М.Горького

Учебник, портрет, фонохрестоматия

Фронтальный, индивидуальный

Прочитать статью учебника "В.В.Маяковский"

47


В Маяковский. Поэт и Солнце в "Необычайном приключении, бывшим с Владимиром Маяковским летом на даче"

Содержание стихотворения

Определять жанр, род

Создавать связные тексты на предложенную тему, участие в диалоге

Учебник, портрет, иллюстрации

Фронтальный, индивидуальный

Выучить наизусть отрывок-лозунг из стихотворения


48


Сатирический гимн поэта "Гимн обеду"

Основное понятие: тонический стих Маяковского

Определять жанр, род, анализировать произведение, определять авторскую позицию, выразительно читать произведение

Создавать связные тексты на предложенную тему, участие в диалоге

Учебник, портрет

Фронтальный, индивидуальный

Выразительно читать стихотворение

49


М.Булгаков "Ревизор с вышибанием"- сатира на злобу дня и на невежество героев

Содержание пьесы, основные понятия: драматическая сценка, связь произведения с историей

Определять жанр, род, анализировать произведение, аргументировать своё отношение к прочитанному

Создавать связные тексты на предложенную тему, участие в диалоге

Учебник, портрет

Фронтальный, индивидуальный

Прочитать статью учебника "К.Г.Паустовский", рассказ "Рождение рассказа"


50


К.Г.Паустовский "Рождение рассказа"

Содержание изученного произведения

Уметь составлять план рассказа, описывать предложенный эпизод, отвечать на вопросы

Самостоятельное знакомство с произведениями К. Паустовского

Учебник, портрет, карточки

Фронтальный, индивидуальный

Составить план рассказа

51


Герой рассказа и его поиски творческого подъёма

Содержание изученного произведения

Учебник, портрет, карточки

Фронтальный, индивидуальный

Прочитать статью учебника Ф.А.Абрамов"

52


Ф.Абрамов "О чём плачут лошади"

Содержание изученного произведения

Воспроизводить содержание, анализировать, используя сведения по теории литературы

Самостоятельное знакомство с произведениями Ф.Абрамова

Учебник, портрет, карточки

Фронтальный, индивидуальный

Выразительно читать рассказ, составить план

53


Рыжуха и её диалог с рассказчиком-автором

Основные теоретико-литературные понятия

Выявлять авторскую позицию

Вести дискуссию по темам

учебник

Фронтальный, индивидуальный

Написать рассказ на тему "Зачем нам нужны животные?"

54


А.Вампилов "Несравненный Наконечников"

Содержание изученного произведения, основные теоретико-литературные понятия

Воспроизводить содержание, анализировать, используя сведения по теории литературы, выявлять авторскую позицию

Самостоятельное знакомство с произведениями А. Вампилова

Учебник, портрет, карточки

Фронтальный, индивидуальный

Подготовить чтение по ролям

55


А Вампилов "Несравненный Наконечников".

Содержание изученного произведения, основные теоретико-литературные понятия

Воспроизводить содержание, анализировать, используя сведения по теории литературы, выявлять авторскую позицию

Самостоятельное знакомство с произведениями А. Вампилова

Учебник, портрет, карточки

Фронтальный, индивидуальный

Прочитать статью учебника "Роман-повесть-рассказ", ответить на вопросы с 89

56


М.Шолохов. «Они сражались за Родину». Битва за Родину

Содержание изученного эпизода произведения

Воспроизводить содержание, анализировать, используя сведения по теории литературы, выявлять авторскую позицию

Создавать связные тексты на предложенную тему, участие в диалоге

Учебник, портрет, карточки

Фронтальный, индивидуальный


57


Стойкость и героизм участников сражений

Основные теоретико-литературные понятия (художественные приёмы)

Выявлять авторскую позицию

Вести дискуссию по темам, самостоятельное чтение всего произведения

Фильм «Они сражались за Родину»

Фронтальный, индивидуальный

написать очерк-рассказ о герое Шолохова Николае Стрельцове

58


Лирические раздумья поэта А.Твардовского

Основные теоретико-литературные понятия

Анализировать по схеме (с учителем) стихотворение, читать выразительно

Создавать связные тексты на предложенную тему, участие в диалоге

Портрет А. Твардовского

Фронтальный, индивидуальный

Выучить наизусть одно из стихотворений

59


В.Распутин "Уроки французского". Тяжёлое положение жизни героя

Содержание изученного произведения

Воспроизводить содержание, анализировать произведение (тематика), проблематика, нравственный пафос, система образов,особенности и композиции

Создавать связные тексты на предложенную тему, участие в диалоге

Учебник, портрет В. Распутина

Фронтальный, индивидуальный

Дочитать рассказ до конца, подготовить пересказ одного из эпизодов рассказа

60


Душевная теплота учительницы

Основные теоретико-литературные понятия (художественные приёмы)

Выявлять авторскую позицию, анализировать текст

Вести дискуссию по темам, самостоятельное чтение всего произведения

Фильм "Уроки французского"

Фронтальный, индивидуальный

Ответить на вопросы с.139

61


Гуманизм рассказа

Основные теоретико-литературные понятия (художественные приёмы)

Анализировать произведение (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов)

Участие в дискуссии

Учебник, тесты, вопрсы

Фронтальный, индивидуальный

Письменно ответить на вопрос "Как ведёт себя Лидия Михайловна в последней сцене?"

62


Портрет в произведении рассказа

Основные теоретико-литературные понятия (художественные приёмы)

Анализировать произведение (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов)

Участие в дискуссии

Учебник, вопросы

Фронтальный, индивидуальный

Выполнить тест

63


Рассказ Роберта Шекли "Запах мысли"

Содержание рассказа, основные теоретико-литературные понятия (художественные приёмы)

Воспроизводить содержание, анализировать, используя сведения по теории литературы, выявлять авторскую позицию

Самостоятельное чтение фантастических произведений , умение вести диалог

Учебник, вопросы

Фронтальный, индивидуальный

Дочитать рассказ до конца

64


Рассказ Роберта Шекли "Запах мысли".

Содержание рассказа, основные теоретико-литературные понятия (художественные приёмы)

Воспроизводить содержание, анализировать, используя сведения по теории литературы, выявлять авторскую позицию

Самостоятельное чтение фантастических произведений , умение вести диалог

Учебник, вопросы

Фронтальный, индивидуальный

Ответить на вопросы с.185

65


А.Конан Дойл "Пляшущие человечки"

Содержание произведения, основные теоретико-литературные понятия (художественные приёмы)

Воспроизводить содержание, анализировать, используя сведения по теории литературы, выявлять авторскую позицию

Самостоятельное чтение фантастических произведений , умение вести диалог

Учебник, вопросы выставка книг А.Конан Дойля

Фронтальный, индивидуальный

Прочитать рассказ до конца, ответить на вопросы с.218

66


Из истории пародии

Содержание произведения, основные теоретико-литературные понятия (художественные приёмы)

Воспроизводить содержание, анализировать, используя сведения по теории литературы, выявлять авторскую позицию

Самостоятельное чтение фантастических произведений , умение вести диалог

Учебник, сочинения Козьмы Пруткова

Фронтальный, индивидуальный

с.166-168-выразительно читать

67


Из истории пародии.

Содержание произведения, основные теоретико-литературные понятия (художественные приёмы)

Воспроизводить содержание, анализировать, используя сведения по теории литературы, выявлять авторскую позицию

Самостоятельное чтение фантастических произведений , умение вести диалог

Учебник, сочинения Козьмы Пруткова

Фронтальный, индивидуальный

Попробовать свои силы в жанре пародии(по желанию)

68


Подведение итогов года

Содержание произведения, основные теоретико-литературные понятия (художественные приёмы)

тест

Фронтальный, индивидуальный

с.218-222,ответить на вопросы. Рекомендации по летнему чтению



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Литература. 7 кл. В 2 ч. : учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. - 12-е изд., исправ. М.: Дрофа, 2011.

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. - 3-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2007.

3. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

4. Репродукции картин художников

5. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2011. - 96 с. - (Школьный словарик).

6. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

7. Компьютер

Интернет-ресурсы

- песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина
- архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино
- Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова
- Сайт для тех, кто любит стихи от классики до современности.
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Произведения А.С.Пушкина, К.Н.Батюшкова, А.С.Грибоедова, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова, А.П.Чехова. Фонотека (романсы, песни)

- обширнейший материал о русской живописи. Информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней. Приведены биографии художников и их наиболее значительные работы.

- материалы к урокам литературы

- высказывания великих людей от древности до современности.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Ученик должен знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма) и жанры всех трех родов. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

Ученик должен уметь:

- определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы;

- привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения;

- создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;

- отличать стихотворную речь и ее особенности, силлабо-тонический стих от тонического;

- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения;

- работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими изданиями;

- обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал