- Учителю
- Конспект урока 'Театр Петрушки'
Конспект урока 'Театр Петрушки'
Открытый урок по литературе в 5а классе.
Тема: Веселая ярмарка. В гостях у озорника Петрушки.
Цель урока:познакомить учеников с историей народного театра, а также его главным героем - Петрушкой, развивать творческие способности учащихся путем изучения и практического освоения традиций русской народной и мировой культуры кукольного театра.
Задачи урока:с помощью иллюстраций и репродукций познакомить учащихся с культурой кукольного театра, сформировать у учащихся представление о народном кукольном театре, многообразии культурных традиций различных народов, взаимосвязи культурных традиций прошлого и настоящего, друг с другом, поставить маленький спектакль.
Ход урока.
-
Орг. момент.
-
Мотивация к уроку.
-Ребята, слышите, кто-то стучится в дверь. Я пойду, посмотрю. Да это же Петрушка!
- Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы пригласить на ярмарку.
- А вы знаете, что такое ярмарка? (это шумный большой базар, на котором продают свои изделия).
- Молодцы! Вы знаете, что такое ярмарка! Закройте глаза, и мы с вами отправляемся на шумную, веселую, яркую ярмарку.
III. Просмотр клипа о шумной ярмарке.
- Ребята, вам понравилось на ярмарке?
- Какие чувства вызвал у вас просмотренный клип?
- А когда русский народ устраивал ярмарку?
IV.Слово учителя. (презентация)
- На Руси широко и весело встречали общенародные праздники - Рождество, Масленицу, Пасху , Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями. (слайд 2)
- А какие забавы зимой устраивались? (слайд 3.)
- Ребята, а как вы думаете, кто был главным героем всех праздников? Петрушка - любимец взрослых и детей (слайд 4).
- Кто такой Петрушка?
- А как он выглядел?
В словаре Владимира Ивановича Даля мы найдем след.определение Петрушки. (слайд 5). Откуда же взялся этот озорник, как появился на Руси народный театр?
Об этом нам расскажет…
V. Доклад учащегося об истории создания народного театра.
Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. И одной из первых кукол был Петрушка. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это было почти 400 лет назад! (слайд № 6)
В 1730 году в газете "Санкт-Петербургские ведомости" была впервые напечатана статья о кукольном театре. Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. В конце 19 века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку. (слайд № 7)
Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). Сюжет комедии сохранялся неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом.(слайд №8) Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги были важными, поскольку речь Петрушки не всегда была достаточно внятной, ведь говорил он при помощи специального инструмента - пищика, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов. (слайд № 9)
До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его сценок миниатюры «Петрушка и городовой», в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!», на что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!» (слайд № 11)
Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он - насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист. Он бывает сам бит и даже попадает в тюрьму, но никогда и нигде не пропадает.
В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ - их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу, т.е. Петрушке позволялось то, что было запрещено людям.
- Итак, ребята, когда возник театр Петрушки? В чем была особенность кукольных театров на Руси?
- Как изначально звали Петрушку? И какое имя он получил впоследствии?
- Ребята, а каким по характеру изображался Петрушка?
VI. Рассказ о куклах - аналогах Петрушки в других странах.
А знаете ли вы, что такие же герои были у многих народов: в Германии - Ганс Вурст, Англии - Панч, Франции - Полишинель, Испании - Дон Кристобаль, Италии - Пульчи, Чехии - Кашпарек. (слайды)
- Ребята, в чем сходство этих кукол с нашим Петрушкой?
VII. Слово учителя.
- Ребята, а где мы сейчас можем встретиться с Петрушкой? (в кукольном театре).
- Кто знает, чье имя носит самый известный кукольный театр в России?
Самый знаменитый кукольный театр в России носит имя великого русского кукольника С. В. Образцова. Посмотрите, знакомо ли вам это место? (Слайд) Кто бывал в этом кукольном театре?
- Фасад театра украшают необыкновенные часы. Давайте присмотримся. Что вы видите? Как вы думаете, что спрятано за этими дверцами?
Кто не хотел бы снова побывать в этом интересном мире для детей, да и для взрослых тоже - Центральном театре кукол имени Сергея Образцова. А визитной карточкой театра по праву считают необычные музыкальные часы на фасаде здания. Эти уличные часы, дают уникальную возможность возвратиться в мир беззаботного детства и несомненно привлекают к себе внимание прохожих. К моменту создания, музыкально-театральные часы не имели аналогов во всей стране.
Появились часы на фасаде здания театра кукол в 1970 году вместе с открытием театра на Садовом кольце. Это здание проектировалось и строилось специально для театра. При постройке театра были учтены все существующие новшества того времени - в оборудовании сцены театра, света и звука, но фасад самого здания представлял ничем не привлекательную бетонную стену серого цвета, что было характерно стилю построек того времени. Однако, руководитель театра решил оживить внешний вид театра необычными, огромными часами.
Кукольные часы.
Часы представляют собой круглый циферблат вокруг которого хаотично разбросаны домики сказочных героев. Домиков, а соответственно и вымышленных жителей - двенадцать. Итак, за 30 секунд до наступления часа кричит петух, поворачиваясь к собравшимся зрителям он громко кукарекает и хлопает крыльями. В этот момент стрелка часов указывает на домик, дверцы которого раскрываются и показывается фигурка. Все эти действия происходят под знакомую всем с детства мелодию, в аранжировке Н. Богославского, «Во саду ли, во городе». Так, поочередно, соответствуя каждому часу, показываются все герои друг за другом. В полдень и в полночь, дважды в сутки, все сказочные персонажи появляются вместе, а зритель может увидеть жителей всей деревни.
Авторами часов являются скульпторы Дмитрий Шаховский и Павел Шимес, а механизм придумал Вениамин Кальмансон. На изготовление часов было потрачено много средств. Габариты необычных часов составляют 3 метра в ширину и 4 метра в высоту. Сами часы изготовлены из меди, нержавеющей стали, латуни и текстолита. Лучи часов, узоры и флагшток покрыты сусальным золотом. Все сказочные герои сделаны из стеклопластика. Более 50 человек кропотливо работали над производством кукольных «ходиков» , среди них слесаря, механики, чеканщики и мастера по золоту.
Сегодня, как и 40 лет назад, часы театра кукол Образцова, собирают вокруг себя большое количество зрителей, как взрослых так и детей, которые с нетерпением ожидают 12 часов и появления всех сказочных героев. Этот миниатюрный спектакль, в исполнении кукольных часов прошлого века, восхищает и заставляет приходить снова и снова детей растущих в эру высоких технологий.
VIII. Театр Образцова. Заочная экскурсия по театру. Музей кукол. Доклад подготовленного учащегося. Презентация.
IX. Слово учителя о встрече Образцова с Петрушкой.
В своей книге "По ступенькам памяти" вспоминает, как он ребёнком видел представление Петрушки: "Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. Непонятный. Большой нос крючком, большие удивлённые глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом". (слайд № 22)
IX. Индивидуальное задание. Сообщение. Петрушка в современном мире.
С наступлением XX века "Комедия о Петрушке" начинает быстро разрушаться. Причиной для этого стал, прежде всего, жесткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Положение Петрушки еще более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей. Чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники все чаще начинают играть свою комедию перед "благовоспитанной" детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние елки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком. Теперь он размахивал дубинкой и просто разгонял своих врагов, разговаривал вежливо. Исчезла простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар и млад. Традиция народного театра кукол в XX веке была прервана, и сегодня мы имеем дело лишь с реконструкцией фольклорных представлений.
При всем при том, комедию с использованием этого известного во всём мире образа, сейчас играют очень многие театры. Ведь Петрушка был и остается символом "русского характера".
IX. Кукольный спектакль «Озорник Петрушка».
- Спасибо за интересный рассказ. Ребята, а я вас приглашаю в наш кукольный театр, где своего выхода уже заждался Петрушка!
1-ый зазывала:Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, веселые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
Почтенные и молодые, полные и худые
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
2-ой зазывала.
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдешь на любой вкус товар!
Спешите видеть
Всего за полушку
Неунывающего русского Петрушку!
Он танцор и певец,
Удалец-молодец.
Ногами поет, голосом пляшет,
В общем - во как живет!
Текст кукольного спектакля «Озорник Петрушка».
СЦЕНА I
Петрушка (поет).
Ай-да-да, ай-да,
Ай-да, да-да!
Стал я важен хоть куда!..
Король. Кто ты такой? Как ты смеешь кричать у меня в доме? Кто ты таков?
Петрушка. Самый первый из дураков!.. Ваше блестящее сиятельство, я к вам наниматься.
Король. А что ты умеешь делать?
Петрушка. Я - на все руки, со мной нет скуки!.. Я - малый веселый: пою, свищу, кричу, шучу, играю, скачу, прыгаю!
Король. Ну, ну, хорошо, довольно! Оставайся у меня. Будешь ты у меня первым лицом во всем царстве.
Петрушка. Так я самое первое лицо во всем царстве?
Король. Конечно, и никто выше тебя не будет!
Петрушка. Отлично! Так чего же ты тут стоишь?.. (Гонит его.) Уходи, уходи!.. Нечего тебе тут делать, любезный!.. (Бьет скалочкой.)
Петрушка (поет).
Ай-да-да, ай-да,
Ай-да, да-да!
Стал я важен хоть куда!..
Вот я королем и стал, и дом теперь мой. Ах, как хорошо!..
СЦЕНА II
Капрал (грубым голосом). Что ты здесь кричишь, визжишь, бунтуешь? Король приказал тебе лоб забрить, иди в солдаты.
Петрушка. Не могу, вашесковородие, я на ноги сел.
Капрал. Встанешь.
Петрушка. У меня голова болит.
Капрал. Новую приставим.
Петрушка. Какой я солдат - я горбатый.
Капрал. Мы тебя выправим.
Петрушка. Не могу учиться маршировать, у меня сердце болит.
Капрал. Вздор! Молчать! Раз, два, три!..
Петрушка. Не могу! Ой, ой, ой! Подкатило под самое сердце! Ой, ой, ой! Смерть моя пришла!
Капрал. А где ж она раньше была?
Петрушка. На Бутырском поле.
Капрал. Что ж она там делала?
Петрушка (визгливо). Картошку копала!..
Капрал.Ну постой, дай срок, я сейчас пойду, доктора кликну. (Уходит.)
СЦЕНА III
Доктор.Я доктор-лекарь, из-под Каменного моста аптекарь; варю, жарю, парю, микстуры болтаю, порошки толку, катаю пилюли, что твои пули. Голову сниму и живо привинчу, руки вывихну и живо выправлю, цикус-фикус, буки-аз, гоголь-моголь, пей за раз! Я на тебя не погляжу - духом на нос горчичник наложу, а потом тебя потешу - на полчаса повешу!.. Ты, что ли, больной?
Петрушка. Ой, ой, ой...
Доктор. Где у тебя болит, мозжит, ломит, колет, поет, по ночам беспокоит?.. Где у тебя болит? Здесь?
Петрушка. Повыше!
Доктор. Здесь?
Петрушка. Пониже!
Доктор. Здесь?
Петрушка. Повыше!
Доктор. Все-то ты лжешь, мне покою не даешь!..
Петрушка. А ты с палочкой моей знаком?
Доктор (скороговоркой). Я уж лучше зайду вечерком.
Петрушка. Благодарю покорно за угощение, а это вам. (Гонит его скалочкой.)
СЦЕНА IV
Старуха. Ты что ж тут командуешь, горбатый? Моего доктора убил да еще дразнишься?
Петрушка. Здравствуй, невеста моя ненаглядная, ишь ты, какая нарядная!.. Что ты мало постарела? Или за сто лет пережить захотела?
Старуха. Ты мне зубы-то не заговаривай... Я не султан тебе достался, не лекарь, не капрал!.. Вот возьму тебя да отсюда и брошу, а то и еще того лучше - укокошу.
Петрушка. А ты лучше поговори с моей сестрой.
Старуха. А она кто такая?
Петрушка. Девица молодая, а зовут ее Скалочка ДракуловнаКолотушкина... Вот она тебя в плечики поцелует! (Гонит ее прочь.)
СЦЕНА V
Капрал. Ты опять бесчинствуешь?
Петрушка. Я, ваше сковородие, к службе привыкаю, руки разминаю - буду я тогда так сражаться, что прямо любо!..
Капрал. Э! Да с тобой не столковать. Постой, я на тебя чертенка напущу!
СЦЕНА VI
Петрушка. Ой, ой, ой! Страсть какая! Да какой ты чумазенький!
Чертенок. А это для того, чтобы ты меня не сглазил.
Петрушка. И рожки у тебя какие!
Чертенок. Это чтобы с тобой бодаться!.. Иди со мной, коли не можешь с людьми по чести обращаться.
Петрушка. Ай, ай, ай! Никак не могу, я у всех в долгу, кто ж за меня платить будет?
Чертенок. Ладно, сосчитаемся!..
Петрушка. Чертеночек, миленький, ты только нос мой не трогай... Одна у меня отрада!..
Чертенок. Его-то нам и надо... Мы его в сметане изжарим! (Хватает его.)
Петрушка. Ай, ай, ай!.. Пропала моя голова и с колпачком и с кисточкой!.. Пропала моя табакерочка!..