- Учителю
- Урок по русскому языку на тему 'Красота в обыденном' (5 класс)
Урок по русскому языку на тему 'Красота в обыденном' (5 класс)
Ход урока
Создание эмоционального настроя.
-Художник, смотрите, художник!
Пришел и сидит на пеньке.
При нем голенастый треножник
И кисточка в правой руке.
За ним - гаражи и помойки.
А прямо - огромный закат.
Два стройных жирафа на стройке,
Как черные тени стоят.
Художник, смотрите, художник!
Сидит посреди пустыря…
Зачем - то сорвал подорожник,
Задумался - видно, не зря! ( М.Бородицкая)
- О чем это стихотворение? (об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом…)
-О каком искусстве мы будем говорить?
-Подберите синонимы к слову художник. (мастер, искусник, виртуоз, мастер кисти…)
Проверка домашней работы и знакомство с натюрмортами.
. Покажите свои работы соседу по парте, соседу по ряду. (Текст «Красота в обыденном» Е.О.Каменева «Твоя палитра».
-Что обозначает французское слово «натюрморт»?
- Что нового узнали из текста?
-Где появился этот жанр искусства?
- Мы говорим о мастерстве голландских художников, но у нас в России тоже есть мастера натюрморта: И.Левитан,
И.Крамской «Цветы»,
К.Петров-Водкин «Яблоко и лимон»,
И.Машков «Клубника и белый кувшин»,
Г.Пеплов, М.Сарьян и др. (Презентация)
-Почему художники обратились к такому виду искусства, как натюрморт? (отражение времени, восхищение вещами, которые нас окружают.).
Мы привыкли к ним, порой даже перестаем замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом, обычном предмете он может увидеть необычное, прекрасное и изображает это. То, на что мы смотрим иногда равнодушно, на картине удивляет и радует своей неожиданной красотой.
Интересно и другое. Один и тот же кувшин или чайник на полотнах разных мастеров всегда будет выглядеть по - разному.
Ведь каждый мастер - художник особенный, неповторимый. И видит по- своему и по-своему передает увиденное. Все, что он пережил и почувствовал,- вкладывает в свое произведение.
Попробуем и мы посмотреть на мир глазами художников.
Перед нами натюрморт К.Петрова- Водкина «Селедка» (1918г). (Презентация)
Сухая селедка на куске синей клеенки, на интенсивно розовом фоне осьмушка хлеба и две картофелины. При всей аскетичности выбранных предметов явственно ощутима их значимость. Почти портретная тщательность в письме каждой вещи, четкие ритмические интервалы, разделяющие предметы, развернутость плоскости изображения прямо на зрителя. Перед нами паек петроградского рабочего трудных лет военной интервенции. В этот натюрморт, решенный с монументальной весомостью, врывается ощущение тревоги и напряженности. Беспокойно звучат цветные контрасты, острые, колючие складки словно вторгаются в строгий порядок композиции.
Здесь не перечисление, но олицетворение их важности для человека, образ, дающий ощущение времени, приобретающий черты историчности.
А когда в магазинах появился в изобилии хлеб, И..Машков пишет натюрморт «Московская снедь. Хлебы». (Презентация) Чего-чего тут только нет! Хлеб, булки, батоны, калачи. Крендели. И все свежее, румяное, с ароматом хрустящей корочки. Ешьте на здоровье!
Те, кто заинтересовался этим видом искусства, может прочитать книги: Е.Каменева «О чем рассказали яблоки» , И.С.Болотина, «Русский натюрморт»,
Конкурс на лучшую композицию. Какие вам интересны натюрморты, что должно быть на них изображено?
Попробуйте сами составить композицию из предметов (свеча, цветы, фрукты и т.д.) , с которой можно было бы писать натюрморт. (Выбирается самая интересная работа).
Беседа с классом.
- Я вам расскажу одну историю. Давным - давно в Древней Греции жил художник по имени Апеллес. Однажды он изобразил на картине виноград. Картину оставил на терассе, а сам ушел.
Когда он вернулся, то с изумлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются клевать ягоды. Виноград был написан так искусно, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса. Картина эта до наших дней не дошла. А рассказ о ней превратился в легенду.
В разных странах и у нас в старину художники тоже любили писать так, чтобы все было, как в жизни.
-С помощью чего художнику удается передать красоту вещей, плодов, изображаемых в натюрмортах?
-Зачем нам даны цвета? Какую роль они играют в нашей жизни? Как влияют на людей и их отношения?
- Определите, какого цвета могут быть оценки, как «5», «4», «3», «2»?
Оказывается, каждая оценка создает свое настроение, значит цветом можно выразить настроение человека.
- В каком случае мы говорим «черные мысли», «голубые мечты», «серая личность»?
- Какие еще выражения вы знаете, где цвет характеризует то или иное явление?
Какого цвета может быть зло? Почему вы так думаете? А какого цвета добро?
Вернемся к тексту. Найдите в тексте слова, передающие цвета. Определите части речи. Значит, передать цвет предмета мы можем разными частями речи.
Перед вами высказывания художника и писателя. (Презентация) Какое вам ближе? Как вы их понимаете?
-
Ничто не дает такого наслаждения, как краски.
И.Бунин
-
Живопись- это поэзия, которую видят, а поэзия - живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи
Читая произведения А.С. Пушкина, сможем ли мы представить предметы, которые он описывает:
…. Глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно - золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь.
- Какая часть речи помогает увидеть живопись?
Работа по карточке: подбери синоним к прилагательным, обозначающим цвет.
(Ответы: 1-белый, 2-зеленый,3- красный, 4- желтый, 5- черный, 6-оранжевый, 7- синий)
Работа над описанием как типом речи.
- Каким типом речи мы воспользуемся, рассказывая о натюрморте?
-Какой практический прием помогает нам различать типы речи?
Описание предмета.
Чтобы определить тип речи, надо выделить «данное» и «новое».
В описании предмета «данным» является сам предмет или его части, «новым» - признаки предмета.
Д --------------------------Н
(Кто? Что? (Какой? Каков?)
В описании предмета «данное» - обычно имя существительное или местоимение, «новое» - чаще всего имя прилагательное, существительное с глаголом, глагол.
- Как мы будем работать над описанием натюрморта?
Обращаемся к схеме: (Презентация)
*1. Охарактеризуйте общий вид предмета (тема описания)
*2.Назовите наиболее характерные признаки, найдите точные слова для обозначения.
* 3. Определите цель описания, подумайте над идеей.
*4.Расположите описание признаков, как того требует тема и идея.
*5.Придумайте заглавия, сопоставьте их, выберите из них лучшее.
Конкурс на лучшее заглавие будущего сочинения.
Если бы вам в многостраничной газете нужно было выбрать одну статью для чтения, по какому принципу вы бы произвели отбор? (По заголовку - необычному, интересному). Придумайте заглавие для своих работ.
Учащимися были предложены следующие варианты заглавий:
«Праздничный стол», «Вместе со свечами», «Царство овощей», «Музыка цветов» и др.
Подведение итогов урока.
Вот мы и побывали вместе с художниками в мире вещей. И хотя слово натюрморт означает неживая природа, сколько жизни в этих картинах! Сколько добрых чувств и мыслей подарили нам они!
Художник, работая над натюрмортом, словно беседует с вещами, проникая в их тихую жизнь, чтобы потом красками рассказать о ней людям.
А если ты станешь внимательно присматриваться к тому, что тебя окружает, может быть, и тебе откроется красота, которую ты раньше не замечал.
Рефлексия. Ответьте на любой из вопросов:
-
Что важного ты открыл для себя?
-
Какая работа тебя увлекла?
-
Что в работе было самым сложным и самым интересным?
Домашнее задание: опишите понравившийся натюрморт, или опишите воображаемый натюрморт, который вы хотите изобразить.