7


  • Учителю
  • Разработка урока литературы 9 класс«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

Разработка урока литературы 9 класс«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Этот урок даёт полное обобщение по пройденным темам, включающее в себя обобщение по биографии и творчеству А.П.Чехова, повторение прочитанных рассказов, данных по госстандарту, анализ этих рассказов. Также ознакомление с дополнительными материалами, при подготовке к  п
предварительный просмотр материала

(Литература 9 класс)


Тема урока: «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла.(Методическая тема «Формирование и развитие коммуникативных компетенций на уроках литературы»)


Цель:

1. Образовательная:

Познакомить ближе учащихся с жизнью и творчеством А. П. Чехова, обобщение по данной теме, закрепление, обучение работы с интернетом.
2. Развивающая:

Развить у учащихся быструю смекалку, сотрудничество в команде, творческий подход к заданиям.
3. Воспитательная:

Воспитать любовь и уважение к творчеству А. П. Чехова.
4. Практическая:

Выполнение заданий в группе, ответы на вопросы, проведение пресс-конференции, работа с интернетом.

Задачи урока:

Определить своеобразие сатирической оценки А.П.Чеховым «футлярной жизни», выяснить философско-нравственную проблематику рассказов трилогии, исследовать особенности поэтики художественного цикла.

Тип урока: урок- размышление.


Ход урока.

1. Организационный момент.

-приветствие учащихся;

-проверка готовности учащихся к уроку;

-постановка цели и задач урока.

2. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на своем уроке. Надеюсь, что работа на уроке будет плодотворной, для себя вы откроете еще одну страничку творчества А.П.Чехова. На уроке вам предоставится возможность сопоставить разнообразный жизненный материал, научиться различать духовную окостенелость и проблески пробуждения личности. Но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним материал прошлого урока.

3.Реализация домашнего задания.

1.Групповая работа учащихся.

Представление презентации «Биография А.П.Чехова» (см. Приложение 1).

2. Пресс-конференция

Вступительное слово ведущего конференции.

Уважаемые гости, представители известных газет и журналов, мы рады видеть вас на пресс-конференции, которая посвящена жизни и творчеству А.П. Чехова.

Вряд ли был на свете другой писатель, который тратил столько усилий на то, чтобы всегда оставаться незаметным в толпе. Он ни разу не выступал на эстраде или даже в тесном кругу с чтением своих произведений; в театре, на премьере своих пьес, садился в самые последние ряды, и, глядя на него, никто бы не поверил, что это автор пьесы. А когда он пожертвовал одной из библиотек тысячи своих книг, то прежде всего попросил: "Никому не говорите об этом!"

Он был очень деликатен и всегда боялся причинить другим какие-либо неудобства. Когда однажды он, почувствовав себя плохо, стал терять сознание, ему пришла в голову мысль, которая при таких обстоятельствах, кажется, не приходила ещё никому: "Как-то неловко падать и умирать при чужих".

Верно подметил Бунин: "В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, - человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости".

Был в России один строгий и придирчивый критик, который с упрямой враждебностью относился к творчеству Чехова и в течение многих лет третировал его как плохого писаку. Его злые и обидные отзывы о произведениях Чехова были таковы: "дребедень", "ерундишка", "безделица". Этим жестоким критиком был… сам Чехов. Он не очень высоко ценил своё творчество и считал, что его очень скоро забудут. Как-то в одном из разговоров, говоря о значимости русских писателей для истории, он первое место отвёл Толстому, а себе лишь восемьдесят седьмое. Но всё оказалось не так. История каждому определила своё, заслуженное место. И то, что он считал однодневками, оказалось нержавеющей сталью. И весёлый, заразительный смех Чехова звучит и сейчас, через много лет, так же молодо, как и в годы его жизни.

А теперь пришло время для ваших вопросов. Надеемся, что полученные ответы будут полезны вам и вашим читателям.

Вопрос «Литературной газеты». Известно, что Антон Павлович Чехов не любил вспоминать своё детство. "В детстве у меня не было детства", - писал он своему старшему брату Александру. И главным образом это связано со скверным характером отца. Но вот, просматривая биографию Антона Павловича, мы наткнулись на такие слова Чехова, написанные в семнадцать лет, в одном из писем: "Отец и мать - единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди…" Как вы можете прокомментировать это?

Материал к первому вопросу

Действительно, мы знаем, что нужда, теснота, житейские невзгоды сделали трудным характер отца. Антон иногда больно ощущал это. "Знаешь, - сказал он одному своему другу, - я никогда не мог простить отцу, что он меня в детстве сёк".

Об этом вспоминает и младшая сестра Чехова, Мария Павловна: "Когда мы были маленькими детьми, отец был с нами строг и взыскателен, как того требовали тогдашние семейные устои, но всегда справедлив и любил нас".

Павел Егорович Чехов заставлял своих детей часами выстаивать в церкви и петь в церковном хоре, вставать на рассвете к заутрене, исполнять все церковные обряды. Кроме того, они должны были помогать ему в торговле в лавке, хозяином которой был Павел Егорович: отвешивать товар покупателям, надзирать за мальчиками-учениками.

Всё это для детей было истинным проклятием. Усталые и невыспавшиеся, дети с трудом учили уроки и часто получали двойки. А за двойки им доставалась порка.

В семье было шесть детей, Антон был третьим ребёнком. Все они были очень дружны между собой. И, повзрослев, все стали образованными людьми: брат Александр сделался литератором, Николай был весьма одарённым художником, рисовала и музицировала Мария, писателем, юристом сделался младший брат Михаил.

"Вспомни, - писал Чехов брату, - те ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа. Отец теперь никак не может простить себе всего этого". Но зато как весело бывало у Чеховых, когда отец был в хорошем расположении духа, дети - свободны от лавки и от церкви! Шутки, игры, прогулки, домашние спектакли - всё это были редкие, но яркие праздники у детей Чеховых. Все они любили и умели шутить, веселиться, устраивать театральные представления, и душой всего этого был Антон. Надо заметить ещё, что отец писателя, Павел Егорович, был одарённым человеком. С самого раннего детства он имел пристрастие к пению и музыке, играл на скрипке, а написанная им икона Иоанна Богослова и теперь ещё цела и находится в ялтинском доме Антона Павловича.

Душой семейства была мать, Евгения Яковлевна. Всегда заботливая, она отказывала себе в ничтожном удовольствии и всю жизнь посвящала детям. "Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери", - часто говорил Чехов впоследствии друзьям. И ещё одно высказывание Антона Павловича хочется привести, прежде чем закончить отвечать на ваш вопрос. "Славные они люди, - писал семнадцатилетний Чехов. - И одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни".

Вопрос журнала «Умники и умницы».

Как случилось, что Чеховы отдали своих детей - Антона и Николая - не в обычную школу, а в греческую? Чем эта школа отличалась от обычной школы, и почему так мало - всего один год - проучились дети в этом учебном заведении?

Материал ко второму вопросу

В жизни Таганрога тех лет большую роль играли греки. Они были хозяевами крупных торговых предприятий, служить в которых было выгодно и почётно. Павел Егорович мечтал о таком будущем для своих сыновей. Ему казалось в ту пору, что достаточно знания греческого языка и некоторых навыков в торговле, чтобы добиться крупного успеха в жизни. Торговые навыки он надеялся привить детям сам и с этой целью заставлял их часами просиживать в лавке. А вот греческому языку он научить их не мог. Знакомые греки советовали отдать сыновей в греческую школу, суля им блестящее будущее. В результате мальчики провели несколько месяцев среди такого невежества и таких истязаний, какие даже Павлу Егоровичу показались чудовищными; а мальчикам было: Николаю - 9 лет, а Антону - 7 лет. Школа состояла из шести классов. Все шесть классов помещались в одной комнате, и со всеми занимался только один учитель - Николай Спиридонович. Справлялся он со своим трудным преподавательским делом очень легко: он ничего не делал и только дрался и изобретал для учеников наказания. Занятия состояли в том, что, сказав: "А типер вазмите книзка и уцыте", - учитель отправлялся в свою жилую половину, которая отделялась от класса одной только дверью. И не показывался часа полтора и только раза два, когда шум в классе делался уж очень громким, грозно стучал в свою дверь изнутри. И только когда оказалось, что в течение всего года Антон и Николай не научились по-гречески ни читать, ни писать, родители решили отдать детей в гимназию (школ тогда не было).

Вопрос журнала «Огонёк». В Таганрогской гимназии Чехов проучился одиннадцать лет. Как повлияли годы учения на раскрытие писательского таланта Чехова? Каким человеком вышел из стен гимназии будущий писатель?

Материал к третьему вопросу

В царской России были гимназии, которыми руководили культурные и прогрессивно настроенные люди. Однако таганрогская гимназия не могла считаться передовым учебным заведением. Напротив, то было отсталое учебное заведение, которое не только не развивало своих учеников, но всё делало, чтобы вырастить из них тупых, бездарных людей.

Учитель словесности неизменно ставил Чехову за сочинения тройку. Учителя географии постоянно заставляли преподавать другие предметы, которых он сам не знал, например арифметику. А учитель греческого языка совсем не знал русского языка и уверял учеников, что множественное число от слова "муха" будет "муши", потому что множественное от "ухо" - "уши".

Небольшого роста, плотный мальчик, с круглой остриженной головой (голова у него была большая, поэтому учащиеся дали ему прозвище "Бомба"), румяный, большеглазый, Антоша не проявлял большого рвения к учению, а гимназическим учителям было не до того, чтобы открывать в учениках таланты и развивать их. Когда в гимназии одновременно учились три брата - Александр, Николай и младший, Антон, - один из учителей сказал Евгении Яковлевне: "Из старшего, может быть, ещё что-нибудь и выйдет, а уж от двух младших ждать ровно ничего нельзя". Этот преподаватель (Покровский) известен также тем, что дал Чехову прозвище, которое прославилось на весь мир. Вызывая его к доске, он говорил: "Чехонте!" Впоследствии Чехов стал подписывать так свои юмористические произведения.

Не распознали талант Чехова и товарищи, так как Чехов не был с ними откровенен. Товарищи отмечали его скромность, сосредоточенность. Он запомнился им своей любовью к чтению, чувством юмора, привязанностью к природе, интересом к театру. Чехов был хорошим товарищем, готовым прийти на помощь и поделиться тем, что у него было, с каждым, кто в этом нуждался. Но делиться мыслями, мечтами о будущем Чехов как-то не умел и не любил.

В гимназии начались первые литературные опыты Чехова. Он стал издавать журнал «Заика». Ни один номер журнала до нас не дошёл, но мы знаем, что это был журнал юмористический. Начал он и сочинять короткие юмористические рассказы и подписи к рисункам, которые посылал брату в Москву.

Тяжело Антону жилось в последние годы учения в гимназии. Торговля отца не ладилась, росли долги, расплатиться с ними не было возможности. Чтобы избежать "долговой ямы" (тюрьмы), отец должен был бежать из Таганрога в Москву. Вскоре вся семья была уже там. И лишь шестнадцатилетний Антон остался в Таганроге заканчивать гимназию. Он очень нуждался материально, добывал средства к жизни ничтожно оплачиваемыми уроками, но даже посылал кое-какие рубли в Москву родителям.

В те годы Чехов жил напряжённой внутренней жизнью. Он бывал в театре, много читал, обдумывал прочитанное и увиденное. Как он сам говорил: "Сам себя выращивал".

Вопрос «Литературной газеты». Скажите, почему же Чехов, уже начавший литературную деятельность, после окончания гимназии поступает на медицинский факультет Московского университета? Почему он подписывается так странно: "Человек без селезёнки", "Врач без пациентов"?

Материал к пятому вопросу

Своё будущее Чехов решил посвятить медицине. Он получил небольшую стипендию и перебрался к семье в Москву, где поступил в университет. Однако денег на жизнь не хватало, и Чехов начинает активно сотрудничать в журналах: пишет небольшие рассказы и посылает их под псевдонимами в различные издания. Литературные заработки Антона часто оказываются единственным подспорьем в семье.

Получив диплом врача, он устраивается на работу в Подмосковье. Он по-прежнему видит себя врачом, а не писателем.

"Человек без селезёнки", "Врач без пациентов" - это псевдонимы Чехова. Всего в своём творчестве он использовал сорок пять псевдонимов - подписей, которыми автор заменяет своё настоящее имя. А сам факт обращения к псевдониму автор объяснял так: "Фамилию я отдал медицине, с которой не расстанусь до гробовой доски, а игра в литературу должна иметь разные клички".

Вопрос журнала «Умники и умницы». Нашим читателям было бы интересно узнать, как работал писатель Чехов, как создавал он свои произведения.

Материал к шестому вопросу

В момент создания произведения писатель обычно искал уединения. Тишина и одиночество ему были необходимы. Чехов не мог отрываться от работы. "Если я надолго оставлю рассказ, - говорил он, - то потом не могу уже приняться за окончание. Мне надо тогда начинать снова". Чехов, считавший, что "краткость - сестра таланта", был предельно экономным в расходовании словесных, языковых средств. А знаки препинания называл "нотными знаками чтения" и расставлял их очень экономно.

Очень не любил Чехов читать свои произведения вслух, особенно посторонним. Все исправления А.П. Чехов сводил в основном к сокращению текста. Каждое из своих произведений он сокращал в среднем на десять-пятнадцать процентов. При его сверхкраткости он всё-таки находил, что ещё можно сократить.

Л.Н. Толстой называл Чехова "Пушкиным в прозе".

Заключительное слово ведущего конференции.

Мы благодарим вас за то, что вы нашли время для нашей пресс-конференции, что ваши вопросы действительно были интересны. Спасибо и пресс-центру за полные, чёткие и правильные ответы.

4. Работа по новой теме урока.

1.Презентация учителя «Этапы творчества А.П.Чехова» ( см. Приложение 2).

2. Слово учителя

С конца 80-х годов в творческие планы А. П. Чехо­ва входит написание романа. Он повторяет, что роман будет писать «в форме отдельных законченных рас­сказов», причем каждый рассказ должен иметь свое заглавие, а роман в целом должен был называться «Рассказы из жизни моих друзей».

Роман А. П. Чеховым так и не был написан, одна­ко его фрагментами в числе прочих некоторые иссле­дователи считают и трилогию о «футлярной жизни». Эти рассказы были в 1898 году опубликованы в жур­нале «Русская мысль» с общей нумерацией страниц, что свидетельствует о цельности цикла. В литерату­роведении эти произведения получили название «ма­ленькая трилогия». Цикл объединяет три рассказа, в которых постав­лена общая проблема: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жиз­ни. Х Обратите внимание на последовательность расположения рассказов в цикле: «Человек в футля­ре», «Крыжовник», «О любви». Она подчинена разре­шению поставленных автором проблем.

А. П. Чехов представляет различные варианты «футляра», в которые персонажи добровольно заточа­ют себя.

3.Вопросы на выявление восприятия прочитанных текстов рассказов.


-Какие , на ваш взгляд, проблемы поставил А.П.Чехов в трилогии о «футлярной жизни»?

(общий образ «человека в футляре»; в центре произведений - один случай, который дает возможность проследить историю жизни человека, за жизненной историей создается обобщающее представление о характере современной жизни)


-Что вы можете сказать о композиции этих рассказов?

(конструкция рассказ в рассказе).


-Кто выступает в роли рассказчиков в «маленькой трилогии»?

( герой, рассказчик-слушатель-действующее лицо).


Рассказ «Человек в футляре»


-Что вы знаете о рассказе «Человек в футляре»?

Ответ:


Самый известный рассказ этого цикла - «Человек в футляре». Главный герой здесь - учитель греческого языка Беликов. Чехов даже не называет своего героя по имени и уж тем более по отчеству, но вся его подноготная, все его жизненные принципы становятся понятны из описания внешности: «Всегда, даже в очень хорошую погоду выходил в галошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле... Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».
Но у Беликова не только «футлярная» внешность, у него «футлярная» душа. Сам не зная зачем, он стремится формализовать все вокруг, хочет регламентировать и цензурировать всю окружающую жизнь. «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь... В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное». На мой взгляд, Беликов у Чехова - это живое олицетворение догмы, цензуры, законов, в общем, любых ограничений, которые накладываются на человека даже не столько обществом, сколько самим человеком


-Расскажите о главном герое рассказа.

-Что помогло автору создать гротескную форму рассказа?


Ответ:


Наиболее гротескную картину "футлярной" жизни автор дает в первом рассказе трилогии, где тема заявлена уже в названии. Чехов рисует явно утрированный образ, который является художественным обобщением общественного явления того времени. Так, перед нами предстает Беликов -- человек с весьма интересным и даже "замечательным" характером и привычками: "в очень хорошую погоду" он "выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый ворот". Не случайно автор уделяет особое внимание портрету героя. Он стремится при помощи характеристики быта, костюма Беликова раскрыть его душу, внутренний мир, показать его истинное лицо.
Так, уже из портретного описания мы видим, что учитель греческого языка полностью отгородился от живой жизни, наглухо заперся в своем "футлярном" мирке, кажущемся ему лучше подлинного. Футляр "обволакивает" мозг, контролирует мысли героя, подавляя положительные начала. Таким образом он лишается всего человеческого, живого, превращается в механическую машину правил и циркуляров.
Но страшнее всего то, что эти правила и предрассудки он навязывает всему окружающему миру, в котором к так все цели ставятся и достигаются только по необходимости. Угнетая всех своей осторожностью, Беликов давит на людей, заставляет их боятся: "Наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!" Развивая мысль Чехова, мы понимаем, что "футляр" -- это обобщенный образ всей России с его государственным режимом. Новый поворот в осмыслении проблемы вносит образ Мавры. Темнота и невежество людей из народа -- тоже "футляр" охватывающий все большие стороны жизни.
Но в город проникают веяния нового времени. Появляются независимые, свободные личности (Коваленко, его сестра), вскрывающие с беспощадной силой "удушающую атмосферу" такой жизни. Они находят ключ к решению проблемы, который заключен в главной фразе произведения: "Нет, больше жить так невозможно!" Действительно, с приходом таких людей заканчивается господство Беликова. Он умирает. Но создается такое впечатление, что герой именно ради этого и жил, наконец он достиг своего идеала: "Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет". Да, Беликов умер, но "сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!". Во время похорон стояла дождливая погода и все учителя гимназии "были в калошах и с зонтами", как бы продолжая традиции покойного.
Что же ждет людей, ведущих "футлярный" образ жизни? Конечно, неизбежное одиночество, страшнее которого нет ничего в мире.

-Какие изобразительно-выразительные средства языка использовал Чехов в рассказе «Человек в футляре»?


Ответ:


Что же помогло автору создать такой оригинальный гротескный образ, который надолго запоминается читателю? Конечно, это различные художественные изобразительно-выразительные средства.
Интересуясь бытом, костюмом героя, писатель дает полную, развернутую характеристику его натуре, рисует точный портрет его души. Для такого описания Чехов использует сложные синтаксические конструкции с большим количеством однородных членов, расширяющих панораму действительности.
Фонетический состав произведения поражает своим разнообразием. Но мы отмечаем, что часто встречается звук "о" (ассонанс), который также передает замкнутость жизни героя, идущей по кругу, его отдаленность от мира.
Многие предметы быта Беликова носят символический характер. Так, чехол, очки, калоши и зонтик -- это непременные атрибуты "футлярного" существования человека. Не случайно рассказ начинается и заканчивается их упоминанием.
Лексический состав рассказа также удивляет нас своим богатством. В нем встречаются как общеупотребительные, так и устаревшие слова ("извозчик", "фуфайка", "денщик" и др.), которые передают обстановку эпохи.
Хотелось бы отметить, что в самой главной, ключевой фразе произведения встречается инверсия: "Больше жить так невозможно". Она как бы приковывает внимание читателя к этим словам, заставляет задуматься над их глубоким смыслом.
Язык Чехова отличается особой живостью, эмоциональностью и одновременно простотой, что делает его рассказы доступными и понятными.


Рассказ «Крыжовник»


-Кто является рассказчиком в рассказе «Крыжовник»? (повествование ведет Иван Иванович Чимши-Гималайский о своем брате Николае Ивановиче).


-Расскажите об истории, которую мы узнаем из этого рассказа?


Ответ:


В рассказе «Крыжовник» Чехов повествует о человеке, который всю жизнь не думал ни о чем другом, кроме усадьбы, где бы обязательно рос крыжовник. Когда его мечта реализовалась, он стал абсолютно счастлив, и его жизнь остановилась на этом моменте. Фактически этот человек стал жить растительной жизнью, ничего больше не желая, ни к чему не стремясь. Чехов протестует против такого отношения к жизни, ведь человек, замыкаясь в своем мире, перестает замечать несчастья и зло, окружающие его. Он уже не способен на сострадание и помощь ближнему. Чехов отрицает такое счастье. Устами одного из своих героев он говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы делать добро.
Итак, главный вопрос, который ставится в этом произведении перед его героями и перед читателем,- вопрос о счастье. Что такое счастье? Возможно ли оно для человека? Рассказанная Чеховым история о чиновнике казенной палаты Николае Ивановиче Чимше-Гималайском и помогает ответить на эти вопросы. Николай Иванович, устав от изнурительной службы, мечтает скопить деньги и на них купить имение, и непременно с садом, в котором будет расти крыжовник. Крыжовник становится для Николая Ивановича своеобразным символом, вещественным воплощением его мечты о счастье. Жить вдали от городского шума и на своей земле тихо наслаждаться счастьем - вот о чем помышляет Николай Иванович.
Он осуществил свою мечту он купил имение. У него есть собственный дом, своя земля, и на этой земле растет крыжовник. Но что представляет собой в действительности с таким трудом обретенное счастье Николая Ивановича?
Повествователь Иван Иванович, посетивший брата в его имении, так рассказывает о том, что он увидел: "Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получив то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой. К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию. Особенно тяжело было ночью. Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата, и мне было слышно, как он не спал и как вставал и подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке. Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила!" И, разъясняя это, высказывает далее мысль неожиданную, сильную в своей оригинальности и нравственном величие: "Счастье нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!"
По глубине и своеобразию мысль, которой завершается повествование в рассказе "Крыжовник", истинно философская. В своих рассказах 90-х годов Чехов выступает как художник-мыслитель, философ. Говоря о позднем творчестве Чехова - в частности, и о "Крыжовнике",- современный Чехову критик А. Измайлов писал, Что у Чехова "объективное, спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, но философия факта".


Слово учителя:


Чехов окружает рассказ Ивана Иваныча авторскими описаниями ши­роких просторов и скучной неуютной обыденности («с утра собираются дождевые тучи»; «было сыро, грязно неуютно, и вид у плеса был холодный, злой»), описанием комфортабельной гостиной в усадьбе Алехина. Автор как бы задерживает развитие сюжета («Да, я хотел тогда рассказать про своего брата», - отвечает Иван Иваныч), но и на этот раз не может состояться после купания, в удобной барской гостиной, в шелковых халатах и теплых легких туфлях. Рассказчик и слушатели с особым наслаждением ощущают тепло, чистоту, комфорт после только что пережитых неудобств, чувства дискомфорта, мокроты, нечистоты. От этих контрастов протягиваются невидимые нити к дисгармонии всей современной жизни, к дисгармонии человека с его тяготением к пре­красному и узким представлением о счастье, свободе, с его безуспешным пока стремлением пробудить в себе самом действенность, а в другом - заснувшего общественного человека.


Рассказ «О любви»


-Расскажите, какую историю вы узнали из третьего рассказа «трилогии» «О любви».

Ответ:


В рассказе «О любви» Чехов продолжает тематику предыдущих двух рассказов, но на этот раз он ведет речь о любви и о том, что нет ничего в мире важнее этого чувства. Мне кажется, Чехов хочет показать, как люди зачастую идут на поводу у своих привычек, общественной морали, законов и отказываются от самого чистого и светлого, что только было у них в жизни, - от любви. Об этом писатель говорит устами помещика Алехина: «...только в это мгновение он понял, как мелко было то, что мешало им любить и быть вместе, он осознал, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».


Слово учителя.


Чеховские произведения строятся как своего рода испытание героя действием - испытание, которого он не выдерживает. Но писатель не теряет веры в героя, упрямо продолжает исследовать, испытывать его душу и характер. "Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе".


Вывод:


Трилогия завершается, но не кончаются раздумья читателя о жизни и счастье, красоте и любви, робости и смелости словно бы желая еще раз на прощанье сказать, что выход есть, и его искать, не отчаиваясь и не уставая. Поэтому автор завсршает трилогию картиной счастливой радостной природы. Но это вовсе не значит, что писатель "желает внушить читателю необоснованную бодрость. Всем ходом повествования он убеждает нас в том, что перемены близки и неизбежны, но добиться их нелегко, что судьбы человеческие сложны и трудны, что надо зорко вглядываться в жизнь, стараясь видеть людей такими, каковы они на самом деле, не превращая их ни в чертей, ни в ангелов, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо «исходить от высшего», надо бороться за красоту, любовь, свободу.

Трилогия носит смешанную форму повествования, которая позволяет исследовать разные сферы жизни и духовный мир людей своего времени. Передавая рассказы трех лиц об увиденном, пережитом, Чехов корректирует их выводы, вовлекает и читателя в процесс исследования жизни. Читателю предоставляется возможность сопоставить разнообразный жизненный материал, «сверить пока­зания» трех рассказчиков, научиться различать духовную окостене­лость и проблески пробуждения личности.

Преодоление инерции «футлярной» жизни, «футлярного» соз­нания в рассказах Чехова - этапы на пути стремления человека к совершенству и к будущему.

Ребята, я уверена, что уроки А.П.Чехова не пройдут мимо Вас. Надеюсь, что с урока вы уйдете обогащенными жизненным опытом, мудростью писателя. Думаю, что эта встреча с талантом Чехова была для вас не последней.

Подготовить такой интересный урок помог нам Интернет-ресурсы. Вот адреса сайтов:


Приложение Большой энциклопедии КМ, раздел Литература.

Здесь вы можете найти подробную информацию о жизни и творчестве А. П. Чехова. ПУБЛИЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА:

- на этом сайте собраны почти все работы А.П. Чехова.

- Краткая хроника жизни и творчества А. П. Чехова l

-художественное мастерство Чехова-прозаика.

-музей А.П. Чехова. Сайт культуры и искусства, где можно подробно ознакомиться с жизнью писателя и его семьи в Ялте, увидеть дом, где он жил.

-фотоочерк «Дом музей А. П. Чехова» На этом сайте можно увидеть фотографии А.П.Чехова, членов его семьи, друзей.


4. Учитель:

У нас еще две группы ребят работали над творческим заданием. Они сделали две презентации:

1. Музеи А.П.Чехова;(См.Приложение № 3)

2. Произведения Чехова А.П. в иллюстрациях художников.(См. Приложение № 4)

Давайте оценим эти работы.

V. В конце урока учащимся предлагается тренинг (рефлексия) «Телеграмма».


1 ряд: кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и обменяться.

2 ряд: написать в телеграмме пожелание герою произведения;

3 ряд: написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке.


Домашнее задание.


1. Проанализируйте «маленькую трилогию» с точки зрения ее художественной формы по плану:

а) роль пейзажа;

б) роль портрета;

в) роль деталей;

г) особенности речи;

д) изобразительно-выразительные средства;

е) особенности ее композиции.

3. Написать сочинение-миниатюру. Примерные темы:

- Кто такие «футлярные люди»?

- Счастливые и несчастливые герои «маленькой трилогии».

Этот урок даёт полное обобщение по пройденным темам, включающее в себя обобщение по биографии и творчеству писателя, повторение прочитанных рассказов, данных по госстандарту, анализ этих рассказов. Также ознакомление с дополнительными материалами, при подготовке к презентациям. Ко всему этому реальное путешествие по историческим местам писателя, посещение музеев, знакомство с новыми фактами из его биографии, рассмотрение фотографий, связанных с жизнью писателя. все это даёт возможность окунуться во времена писателя, почувствовать колорит, ярче и подробнее представить его жизнь.
И все это благодаря ресурсам интернет. Эффективность этого урока состоит в том, что учащиеся больше заинтересуются творчеством писателя, закрепят знания о нем, самостоятельно проанализируют сюжеты его рассказов, надолго запомнят этот урок и таким образом и учебный материал, данный на этом уроке, во время поиска новой информации узнают еще больше, станут начитаннее и эрудированнее.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал