- Учителю
- Программа по литературе для 10 класса
Программа по литературе для 10 класса
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 10 класса разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:
-
Закон РФ «Об образовании»;
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (10 - 11 классы) Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, Департаментом государственной политики в образовании (письмо № 03-1263 от 07.07.2005);
-
Примерная программа по предмету «Литература» (базовый и профильный уровни) - серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам. Литература. 10-11 классы - М., Просвещение, 2010 год);
-
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, М. «Русское слово», 2010.
-
Программа по литературе предназначена для общеобразовательных и профильных классов и школ.
Основная цель изучения литературы в школе:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно - творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно - художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко - литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно - сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.
Задачи изучения литературы в старшей школе:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;
совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 часа в 10 классе для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне
(Всего 102 часа: 3 ч. в неделю + 3ч. резерва)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы политературе для основной школы (5-11) классы. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 2010 и Примерной программы по литературе для старших классов (базовый и профильный уровни).
В структуру Рабочей программы включены следующие разделы:
-
Пояснительная записка.
-
Общая характеристика учебного предмета.
-
Место учебного предмета в учебном плане школы на 2014 - 2015 учебный год.
-
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения литературы на ступени обучения среднего (полного) общего образования.
-
Учебно-тематический план на текущий учебный год.
-
Содержание учебного предмета «Литература» в 10 классе.
-
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» в 10 классе (личностные, метапредметные, предметные).
-
Система оценки достижения планируемых результатов.
-
Оснащенность учебного процесса по предмету.
-
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
-
Информационное обеспечение.
-
Календарно-тематическое планирование.
Учебно-методический комплект, используемый в преподавании учебного предмета
«Литература» в 10 классе:
-
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX в.: 10 класс: В 2 ч.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010 г. (Рекомендовано Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на базовом и профильном уровнях).
Дополнительные учебники:
-
Лебедев Ю. В.. Литература. 10 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010 г. (Рекомендовано Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях профильного уровня.)
-
В. И. Коровин. Литература. Базовый и профильный уровни. 10 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010 (Допущено Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях базового и профильного уровня.)
-
Ионин Г.Н., Скатов Н.Н., Лотман Л.М. «Русская литература XIX века», 10 класс. В 2-х частях. М.: Мнемозина, 2006. (Допущено Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях базового и профильного уровня.)
-
Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
− выразительное чтение художественного текста;
− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
− анализ и интерпретация произведения;
− составление планов и написание отзывов о произведениях;
− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Реализация межпредметных связей. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
мира.
-
Место предмета в учебном плане школы на 2014 - 2015 учебный год.
В учебном плане школы на 2014 - 2015 учебный год для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на ступени обучения среднего (полного) общего образования в 10 классе предусмотрено 102 часа в год, из расчета 3 учебных часа в неделю + 3 резервных часа.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы на ступени обучения среднего (полного) общего образования.
Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
«Русский язык и литература». (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
-
Учебно-тематический план.
№
Наименование разделов
Наименование основных тем
Количество часов
Количество контрольных работ, часов развития речи
1
Введение
1
2
Из истории русской литературы первой половины 19 века
13
11 +2 рр.
А.С. Пушкин
4
М.Ю. Лермонтов
4
Н.В. Гоголь
5
3 + 2рр.
3
Из литературы второй половины 19 века.
88
70 + 18 рр.
Литература второй половины 19 века
2
А.Н. Островский
8
6 + 2рр.
И.А. Гончаров
6
5 + 1 рр.
И.С. Тургенев
9
7 + 2 рр.
Н.Г. Чернышевский
3
Н.А. Некрасов
9
7 + 2 рр.
Ф.И. Тютчев
3
А.А. Фет
5
3 + 2 рр.
Н.С. Лесков
4
3 + 1 рр.
М.Е. Салтыков-Щедрин
6
5 + 1 рр.
А.Н. Толстой
3
2 + 1 рр.
Л.Н. Толстой
14
12 + 2 рр.
Ф.М. Достоевский
8
6 + 2 рр.
А.П. Чехов
7
5 + 2 рр.
4.
Обобщение по курсу литературы второй половины 19 века
1
5
Резерв
3
6
Итого
105
85 + 20 рр.
-
Содержание учебного предмета «Литература» в 10 классе.
Введение. К истории русской литературы XIX века (1 ч.)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века (13 ч.)
А.С. Пушкин
Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон». Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара, в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В.Гоголь
Повести «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы...).
Литература второй половины XIX века (88 ч.)
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий , фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское»и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский
Пьесы «Свои люди - сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка - три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (НА.Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А.Гончаров
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (НА.Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и А.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж .Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. Тургенев
Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать? » (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма»как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «гепйег-уоиз» и его трансформация в романе «Что делать? ».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать? ».
Н.А. Некрасов
Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. Тютчев
Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа - сфинкс,и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов...).
А.А. Фет
Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. Лесков
Повесть «Очарованный странник ».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий » народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. Салтыков-Щедрин
Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов...).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города », сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
А.К. Толстой
Стихотворения «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. Толстой
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души »; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание ».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание » в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. Чехов
Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами освоения программы по литературе являются:
-
в познавательной сфере:
-
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклоров других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
-
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
-
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-
определение в произведениях элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
-
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
-
в ценностно-ориентационной сфере:
-
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
-
формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
-
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
-
понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
-
в коммуникативной сфере:
-
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
-
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;
-
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
-
в эстетической сфере:
-
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
-
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
-
Система оценки достижения планируемых результатов.
Нормы и основные критерии оценки.
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку, Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: I) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: I) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры: 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка сочинений.
Критерии оценки содержания:
Соответствие работы теме и основной мысли;
Полнота раскрытия темы;
Правильность фактического материала;
Последовательность изложения;
Критерии оценки речевого оформления:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
«1»
Критерии оценки содержания
Соответствие теме. Отсутствие фактических ошибок. Последовательность изложения.
Богатство словаря и разнообразие синтаксических конструкций.
Стилевое единство, выразительность текста.
1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.
Соответствие теме (незначительные отклонения).
Достоверность содержания (единичные фактические неточности).
Незначительные нарушения последовательности.
Богатство словаря и разнообразие синтаксических конструкций.
Стилевое единство, выразительность текста.
Не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов.
Отклонения от темы.
Достоверность содержания (отдельные фактические неточности).
Отдельные нарушения последовательности.
Бедность словаря, однообразие синтаксических конструкций.
Стилевое единство отсутствует, невыразительность текста.
Не более 4 недочетов в содержании, не более 5 речевых
Не соответствует теме
Фактические ошибки.
Нет последовательности.
Крайне беден словарь, короткие однотипные предложения.
Нет стилевого единства.
6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Критерии оценки речевого оформления
1 орф.,
Или
1 пункт.
Или
1 граммат.
2 - 2,
Или
1 - 3,
Или
0 - 4 , а также 2 гр.
4 - 4,
Или
3 - 5,
Или
0 - 7, а также 4 гр.
7 -7,
Или
6 - 8,
Или 5 - 9,
Или 6 - 8, а также 7 гр.
Более 7 орф., более 7 пункт.,
Более 7 гр.
Примечания.
-
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
-
Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 - 3 - 2, 2 - 2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6 - 4 - 4 , 4 - 6 - 4, 4 - 4 - 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
-
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Оценивание тестовых работ
Тесты даются каждому ученику в письменном виде (на бумажных носителях) Задача учащихся - найти правильный ответ из нескольких предложенных и подтвердить его материалом из источника.
Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»).С 5 класса обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 51 %.
Отметка «5» выставляется за 85 % - 100 % выполнения работы,
Отметка «4» выставляется за 75 % - 84 % выполнения работы,
Отметка «3» выставляется за 51 % - 74 % выполнения работы,
Отметка «2» выставляется за 50 % и менее.
-
Оснащенность учебного процесса по предмету.
Литература
Анненкова Е. И. «Дума» М. Ю. Лермонтова в литературно-философском контексте 1830 годов // Литература в школе. - 1997. - № 6.
Недзвецкий В. А. Поэт и его судьба. «Смерть Поэта» М. Ю. Лермонтова // Литература в школе. - 1999. - № 7.
Нахопетов Б. А. Образ морской волны в поэзии М. Ю. Лермонтова // Литература в школе. - 1999. - № 7.
Венок Лермонтову (К 180-летию со дня рождения поэта) // Литература в школе. - 1994. - № 6.
Белова Л. А. Золотая нить русской литературы: Пушкин - Лермонтов - Чехов // Литература в школе. - 1996. - № 1.
Холодов Е.Г. Мастерство Островского. - М., 1967.
Штейн А. Л. Мастер русской драмы. - М., 1973.
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
Лотман Л.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. М-Л. 1961.
Котельников В. А. Иван Александрович Гончаров. М., 1993
Краснощекова Е. А. Гончаров: Мир творчества. СПб.: Пушкинский фонд, 1997
Хозиева С. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М.: Рипол Классик, 2002.
Цейтлин А. Г. И. А Гончаров. М.: Издательство АН СССР, 1950.
Шулятиков В. М. ПРОПОВЕДНИК «ЖИВОГО ДЕЛА» .Памяти И. А. Гончарова."Курьер", 1901 г., No 257
Дессе Р. Сумерки любви. Путешествия с Тургеневым. М., Текст, 2009.
Браже Т. Г. К изучению романа Тургенева «Отцы и дети». - Лит-ра в школе, М., 1967, № 4, с. 37-49.
Афанасьев В., Боголепов П. Тропа к Тургеневу. - М., 1983.
Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. - М.,1979.
Николаев П. Революционный роман // Чернышевский Н. Г. Что делать? М., 1985.
Эйхенбаум Б. М. Некрасов // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л.: Советский писатель, 1969. С. 35-74.
3унделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971
Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева. Русская мысль. Кн. 11. 1913.
Соловьев В.С. Поэзия Ф.И. Тютчева. В сб. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1917.
Дарский Д.С. "Чудесный вымысел". Космическое сознание в лирике Тютчева. Пб., 1914
Благой Д. Д. Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет А. А. Вечерние огни. - М., 1981 (серия «Литературные памятники»).
10. Материально-техническое оснащение.
-
Компьютер
-
Принтер
-
Сканер
-
Мультимедийная доска
-
Телевизор
-
Мультимедиапроектор
-
Магнитофон
-
Медиатека
-
Видеотека учебных и художественных фильмов
-
Информационное обеспечение.
-
- официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
-
. - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
-
http://www.edu.ru- федеральный портал «Российское образование»
-
- российский общеобразовательный Портал
-
http://www.еgе. - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
-
http://www.fsu.edu.ru- федеральный совет по учебникам МОиН РФ
-
- портал учебного книгоиздания
-
- журнал Вестник образования»
-
collection. - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
Доступ к сети Интернет
-
Электронные учебные издания
-
-
-
-
-
-
.
-
-
-
-
-
Календарно-тематическое планирование.
Номер урока.
Дата урока.
Тема урока.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Количество часов.
Литературоведческие термины.
Использование ИКТ.
1
Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы 19 века.)
Знакомство со структурой и особенностями учебника.
1
2
А.С. Пушкин. Лирика.
Образно-тематическое богатство пушкинской лирики.
1
Философская лирика.
Таблица понятий.
3
Морально-эстетическое значение пушкинской лирики.
Вечные вопросы человеческого бытия.
1
4
Историческая и «частная» темы в поэме «Медный всадник».
Конфликт между интересами личности и государства.
1
Поэма.
5
Образ стихии.
Роль стихии в авторской концепции истории.
1
Презентация.
6
Глубина философской проблематики лирики М.Ю. Лермонтова.
Мотивы одиночества, неразделенной любви…
1
Духовная лирика.
7
Патриотическая лирика.
Драматизм звучания лирики.
1
8
Поэма «Демон».
Особенности богоборческой темы в поэме.
1
Романтическая поэма.
9
Романтический колорит поэмы.
Перекличка основных мотивов поэмы с лирикой поэта.
1
Доклад.
10
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Творческий практикум.
Тема Петербурга в творчестве русских классиков.
1
Ирония, гротеск, фантасмагория.
Сообщения.
11
Повести «Невский проспект», «Нос».
Тема одиночества «маленького человека» в большом городе.
1
12
Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире.
1
Презентация.
13-14
РР Письменная работа по всему разделу «Из литературы первой половины 19 века». Тестирование №1.
Провести тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
2
Тестирование.
15
Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века.
«Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе.
1
16
Развитие реалистических традиций в прозе. Терминологический диктант №1.
Вклад русской литературы в развитие отечественной и мировой культуры.
1
17
Драматургия А.Н. Островского.
Знакомство с творчеством писателя.
1
Таблица.
18
Пьеса «Свои люди - сочтемся!»
Конфликт между «старшими» и «младшими».
1
Семейно-бытовая коллизий, речевой жест.
19
«Затерянный мир» города Калинова в драме «Гроза».
Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.
1
20
Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.
А был ли выход?
1
21
Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.
Роль второстепенных и несценических персонажей в пьесе.
1
Презентация.
22
«Гроза» в русской классике.
Статьи Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева.
1
Цитатный план.
23-24
РР Классное сочинение по творчеству Островского. «От чего люди не летают?» (Образ Катерины в пьесе «Гроза».)
На основе лекционного материала и дополнительных сведений написать сочинение.
2
25
Творчество И.А. Гончарова. Три романа.
3 романа. Детали в раскрытии психологии персонажей.
1
Доклад.
26
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.
Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами.
1
Образная типизация, символика детали.
27
Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.
Ольга Ильинская или Агафья.
1
28
Глава «Сон Обломова».
Идейно-композиционное значение главы.
1
29
Роман «Обломов» в русской критике.
Статьи Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева.
1
Цитатные выдержки.
30
РР Письменная работа по роману «Обломов». Тестирование№2.
Ответ на вопрос об «обломовщине».
1
Презентация.
31
Творчество И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника».
Яркость и многообразие народных типов в рассказах.
1
Тематика сочинений.
32
Внутренняя красота и духовная мощь русского человека.
Центральная тема цикла.
1
33
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи.
Философские итоги романа, смысл его названия.
1
Социально-психологический роман.
34
Нигилизм Базарова.
Социальные и нравственно-философские истоки нигилизма.
1
35
Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.
Место любви в общей проблематике романа.
1
36
Русская критика о романе и его герое.
Место стихотворений в творчестве писателя.
1
37
Стихотворения в прозе. Терминологический диктант №2.
Статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова.
1
Презентация.
38-39
РР Развернутое высказывание на литературную тему. «В чем трагизм судьбы Базарова?»
На основе лекционного материала и дополнительных сведений написать рассуждение.
2
40
Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Полемический отклик на роман Тургенева «Отцы и дети».
1
Ложная интрига.
41
«Новые люди» и теория «разумного эгоизма».
Важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.
1
42
Глава «Четвертый сон Веры Павловны». Творческий практикум.
Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа.
1
Литературная утопия.
43
Творчество Н.А. Некрасова. «Муза мести и печали».
Этическая эмблема Некрасова-лирика.
1
Народность художественного творчества.
44
Судьбы простых людей в лирике Некрасова.
Общенациональная идея.
1
45
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Мотив правдоискательства в сюжете поэмы.
Сказочно-мифологические приемы.
1
Демократизация поэтического языка.
46
Представители помещичьей Руси в поэме.
Проанализировать образы помещиков.
1
47
Стихия народной жизни, ее представители.
Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий.
1
48
Тема женской доли. Проблема счастья.
Образ Матрены Корчагиной.
1
49
Образ Гриши Добросклонова.
Идейно-композиционное звучание образа Гриши.
1
50-51
РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Некрасова. Тяжелая доля крестьянки (по произведениям Н.А. Некрасова).
На основе лекционного материала и дополнительных сведений написать сочинение.
2
Сложный (подробный) план.
52
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева.
Развитие традиций русской романтической лирики.
1
Интеллектуальная лирика.
53
Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы.
Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике.
1
Лирический фрагмент.
54
Драматизм звучания любовной лирики поэта. Терминологический диктант №3.
Раскрыть драматизм лирики любви.
1
55
Лирика А.А. Фета.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики.
1
56
«Культ мгновенья» в творчестве поэта.
Передача сиюминутного настроения внутри и вовне человека.
1
Лирический образ.
57
Красота и поэтичность любовного чувства.
Роль звукописи в лирике поэта.
1
Мелодика стиха.
Тематика сочинений.
58-59
РР Развернутое высказывание на литературную тему. «Не то, что мните вы, природа…» (по лирике Фета и Тютчева).
На основе лекционного материала и дополнительных сведений написать рассуждение.
2
60
Творчество Н.С. Лескова. Повесть «Очарованный странник».
Стремление автора к созданию «монографий» народных типов.
1
Литературный сказ, жанр путешествия.
61
Образ Ивана Флягина .
Национальный колорит повести.
1
62
Русский национальный характер.
Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость.
1
63
РР Письменная работа по прозе Лескова. Тестирование №3.
Ответ на вопрос о душевной глубине.
1
64
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика.
1
Сатирическая сказка.
Сообщения.
65
Сатирическое осмысление проблем государственной власти.
Сказка «Медведь на воеводстве».
1
66
Рабское начало в человеке. «Премудрый пискарь».
Развенчание обывательской психологии.
1
67
Приемы сатирического воссоздания действительности в сказках.
Фольклорная стилизация, эзопов язык…
1
Гротеск, авторская ирония.
68
Соотношение авторского идеала и действительности в сатире Салтыкова-Щедрина.
Идеальное и действительное в сатире.
1
69
РР Письменная работа по прозе Щедрина. Тестирование №4.
Провести тестирование.
1
Тестирование.
70
Проникновенность лирики А.К. Толстого.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии.
1
Историческая песня.
71
Радость слияния человека с природой - основной мотив лирики.
Жанрово-тематическое богатство творчества.
1
72
РР Письменная работа по лирике Толстого.
Идейно-художественный анализ.
1
73
Творчество Л.Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи.
1
Роман-эпопея.
74
Патриотизм и псевдопатриотизм в романе.
Художественно-философское осмысление сущности войны в романе.
1
75
Критическое изображение высшего света в романе.
Противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора.
1
«Диалектика души».
76
Духовное самосовершенствование Андрея Болконского.
Сложность и противоречивость жизненного пути героя.
1
77
Духовное самосовершенствование Пьера Безухова.
Сложность и противоречивость жизненного пути героя.
1
78
«Мысль семейная» и ее развитие в романе.
Семьи Болконских и Ростовых, семья Курагиных.
1
Сравнительная таблица-характеристика.
79
Нравственный идеал автора.
Образы Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
1
80
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.
Раскрыть идейно-художественную основу эпического произведения.
1
81
Кутузов и Наполеон.
Авторская концепция личности в истории.
1
82-83
Два типа народно-патриотического сознания. Исследовательский практикум.
Тихон Щербатый и Платон Каратаев.
2
84
Значение романа-эпопеи.
Значение романа-эпопеи для развития русской реалистической литературы.
1
Историко-философская концепция.
Презентация.
85-86
РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Толстого. «Мой любимый герой в романе «Война и мир».
На основе лекционного материала и дополнительных сведений написать сочинение.
2
Образцы сочинений.
87
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского.
Жизненный и творческий путь писателя.
1
Идеологический роман и герой-идея.
88
Образ Петербурга.
Средства воссоздания города в романе.
1
89
Тема «гордого человека» в романе.
Образ Раскольникова.
1
90
Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя.
Лужин, Свидригайлов.
1
Герои-«двойники».
Сравнительная таблица.
91
Раскольников и «вечная Сонечка».
Мир униженных и оскорбленных, бунт личности против жестоких законов социума.
1
92
Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.
Нравственно-философский смысл преступления и наказания.
1
Тематика сочинений. Символика.
93-94
РР Развернутое высказывание на литературную тему. «Бунт и покаяние Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
На основе лекционного материала и дополнительных сведений написать рассуждение.
2
Презентация.
95
Проза А.П. Чехова.
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе Чехова.
1
96
Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах.
Проблема «самосостояния» человека в мире жестокости и пошлости.
1
97
Внешний и внутренний сюжет в комедии «Вишневый сад».
Новаторство Чехова-драматурга.
1
«Бессюжетное» действие.
98
Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Терминологический диктант №4.
Роль второстепенных и несценических персонажей.
1
99
Авторская позиция в произведении.
Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде».
1
Символическая деталь.
100-101
РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Чехова. «Вся Россия - наш сад» (по комедии Чехова «Вишневый сад»).
На основе лекционного материала и дополнительных сведений написать сочинение.
2
102-103
Обобщение по курсу. Подведение итогов. Семинар.
Проверить знания, умения, навыки.
2
Групповые проекты, презентации.
104-105
Читательская конференция.
Литература на лето.
2