7


  • Учителю
  • Разработка урока по теме 'Необычная судьба Ф. И. Тютчева - человека и поэта'

Разработка урока по теме 'Необычная судьба Ф. И. Тютчева - человека и поэта'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок по теме «Необычная судьба Ф.И.Тютчева - поэта и человека»

(1803-1873)

Цели урока:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.

Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.

На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.

Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.


Оборудование:

презентация;

музыкальная композиция «Времена года» П.И.Чайковского;

романсы: «Я встретил вас», «О, как убийственно мы любим…»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Ход урока.

Слово учителя: Мы так торопимся жить… Нас постоянно что-то манит, влечёт. Порой нам некогда остановится, перевести дух, осмотреться вокруг. А зря…

Ведь всё вокруг пропитано любовью, лаской.

Если бы мы смогли видеть и слышать так, как это могут художники слова, мы бы смогли написать так: «Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зори вечерней!» Иногда я спрашиваю себя: разве можно из слов, столь хрупких, да попросту бестелесных, создать памятник, и чтобы он жил и тревожил, и невидимый, был реальнее любого монумента? И отвечаю: да, можно!

А сейчас давайте прислушаемся к Ивану Сергеевичу Аксакову, рассказывающему о дне великой скорби России:

«Ранним утром 15 июля 1873 года лицо его внезапно приняло какое-то особенное выражение торжественности и ужаса: глаза широко раскрылись, как бы вперились вдаль, - он не мог уже ни шевельнуться, ни вымолвить слова, - он, казалось, весь уже умер, но жизнь витала во взоре и на челе. Никогда так не светилось оно мыслью, как в этот миг,» - рассказывали потом присутствовавшие при его кончине… Через полчаса вдруг все померкло и его не стало.. Он просиял и погас».

Ст-е «Как над горячею золой »

Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает.

И огнь, сокрытый и глухой,

Слова и строки пожирает -


Так грустно тлится жизнь моя

И с каждым днем уходит дымом,

Так постепенно гасну я

В однообразье нестерпимом!..


О небо, если бы хоть раз

Сей пламень развился по воле -

И, не томясь, не мучась доле,

Я просиял бы - и погас!

Так умер Федор Иванович Тютчев. Аксаков подчеркнул эти слова - «просиял и погас», видно, как поразило его это сияние перед уходом. Никому не дано заглянуть за этот полог, и что увидел Федор Иванович в последний миг, мы никогда не узнаем. Но все-таки… Человек умирает так, как он жил: и трус не просияет перед смертью, и завистник не успокоится, и палач не просветлится…

Вся жизнь Тютчева состояла из сплошных парадоксов.

Крупнейший русский поэт - лирик постоянно повторял, что не считает литературу своим главным делом. Посвятив всю жизнь России, он в основном жил за ее пределами. Тютчев писал стихи всю жизнь, а опубликовал только одну небольшую книжку.

Мы знакомы с творчеством этого замечательного поэта, но сегодня откроем его для себя заново.

1-й: Федор Иванович родился 5 декабря 1803 года в патриархальной дворянской семье среднего достатка и провел детские годы в имении Овстуг на юго-западе Орловской губернии. Его отец ,Иван Николаевич, не стремился к служебной карьере и, рано выйдя в отставку, практически безвыездно жил в своем имении.

Первоначальное образование Тютчев получил дома. С 1813 года его учителем русского языка был Семён Егорович Раич (Амфитеатров), молодой поэт и переводчик. Раич знакомил своего ученика с произведениями русской и мировой поэзии и поощрял его первые стихотворные опыты.

2 -й: Воспитанием Федора Ивановича руководила его мама, Екатерина Львовна. От нее Тютчев унаследовал нежный и впечатлительный характер.

У мальчика рано проявились способности к языкам и литературе. Поэтому мать переехала с ним в Москву, Федор продолжил домашнее образование. Уже в 12 лет Тютчев успешно переводил Горация и писал подражательные стихи. Одно их них попало в руки известного поэта Мерзлякова. Он прочитал стихи начинающего поэта на заседании общества любительской русской словесности. Так и получилось, что в пятнадцать лет Тютчев стал членом этого общества.

1 -й: Осенью 1819 года, в возрасте 16 лет Ф.И.Тютчев был принят в Московский университет на словесное отделение. Его наставниками стали А. Мерзляков и теоретик литературы М. Каченовский.

В университете он проучился два года и в 1821 году окончил его, получив степень кандидата. После этого отправился в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел. В том же году благодаря помощи своего богатого и влиятельного родственника - А. Остермана - Толстого - Тютчев получает место чиновника в русской дипломатической миссии в Баварии. Он отправляется за границу, еще не зная, что вернется в Россию только через 22 года.

2-й: За границей Федор Иванович поселился в Мюнхене и помимо дипломатической работы много занимался литературой. Вначале его стихи печатались в журнале «Северная лира», но, ни читатели, ни критики не обращали на них внимания. Ситуация изменилась после того как один из друзей Тютчева переслал рукописи двадцати четырех его стихотворений П.Вяземскому. Вяземский передал стихи Жуковскому, а тот в свою очередь, А.С.Пушкину. Пушкин встретил их с изумлением и восторгом. Двадцать четыре стихотворения под общим названием «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью «Ф.Т.» появились в третьем и четвертом томах пушкинского «Современника». Печатание стихотворений Тютчева на страницах журнала продолжалось и после смерти А.С.Пушкина - вплоть до 1840 года.

3-й: Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.

О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,


Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.


И ветер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.


Ты беззаботно вдаль глядела...

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.


И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.


4-й: За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:

К. Б.

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло...


Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,-


Так, весь обвеян духовеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...


Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...


Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в нас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..


Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день - 26 июля 1870 года, имеет посвящение «К.Б.» (Крюденер. Баронессе)

«Лирическое завещание» Фёдора Ивановича Тютчева остаётся любимым романсом и молодых исполнителей, и молодых слушателей.

5-й ученик: Поэзия - особенное состояние человеческой души, когда в несколько строк стихотворения укладывается «бездна смысла», для передачи которого в прозе понадобились бы десятки страниц. Только в поэзии может быть прекрасная, но живущая лишь несколько мгновений радуга; «хрустальные» дни золотой осени.

Лирика может дать почувствовать «созвучье полное» с природой. Для Тютчева природа - живое одухотворенное существо.

(Стихотворение «Не то, что мните вы, природа»)

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...


Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Души его, ах! не встревожит

И голос матери самой!..


Преобладание пейзажей - одна из примет лирики Тютчева. Природа у Тютчева изменчива, динамична, очеловечена, одухотворена, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Но она в стихах поэта живет не сама по себе. Ее образы нужны Тютчеву для раскрытия дум о человеке, его внутреннего мира, сложного, как мироздание... И в этот мир, где трепещут березовые листья с новорожденною их тенью, где слышен гомон вешних вод, где чудная жизнь природы ощущается даже под покровом «Чародейки Зимы», приглашает нас поэт.

Стихотворение «Чародейкою зимою…», «Зима недаром злится…»


6-й: Судьба Федора Ивановича была необычайно сложна: профессиональный дипломат, он двадцать один год прожил за границей. Поэт, по его собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке и всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным порывом своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения.

У Ф. И. Тютчева был особый взгляд на природу. Он воспринимал ее не только как особый мир, полный жизни, звуков и красок. Это лишь оболочка, таинственный покров, под которым кроется сама тайна мира. Природа и человек - живые существа, неразрывно соединенные и понимающие друг друга. Требуется поэтическая зоркость, отмечающая тончайшие подробности, оттенки звуков и красок. Она у Тютчева имеется и придает его поэзии особую силу и достоверность. Любая перемена в природе порождает движения в душе человека. И когда поэт хочет высказать свои думы и сокровенные чувства, он ищет для них тончайшие созвучия в вечно меняющейся картине окружающего мира.

Знакомые всем «Весенняя гроза» в начале мая, «Весенние воды» с еще белеющим в полях снегом - это страницы таинственной книги природы, вдохновенно открытые перед нами поэтом.

«Весенняя гроза», знаменитое стихотворение «Весенняя гроза» вошло во все хрестоматии, его учили наизусть дореволюционные гимназисты и советские школьники. Это гимн грозе, веселое, радостное описание весеннего торжества природы, бурного пробуждения всех сил и существ к жизни. Не случайно в последнем четверостишье упомянуты древнегреческая богиня Геба и ее отец Зевс, бог грома.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.


С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.


Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

7-й: В своих стихотворениях Тютчев стремился понять природу, превратив ее в часть своего внутреннего мира.

Образ «улыбающейся», «смеющейся» природы проходит через все творчество поэта как противовес его горестным размышлениям о бытии, смерти, мироздании, гармонии, «древнем хаосе». Как часто мы встречаем в поэзии Тютчева такие фразы, как «Лазурь небесная смеется», «Сияет солнце, воды блещут / На всем улыбка, жизнь во всем». Подобных строк можно привести множество: улыбается все - весна, солнце, вода, сама земля. «Гремят раскаты молодые»

Даже в осенней природе поэт видит «кроткую улыбку увяданья». Здесь его мировосприятие близко к пушкинскому, который, как известно, очень ценил Тютчева. Но возможно, последний вкладывает в понятие «природа» гораздо больший смысл. Для Тютчева природа - нечто грандиозное, вечное, бесконечное, может быть, даже синоним мироздания. - Природа - живое существо, она свободна, у нее есть душа.

Замечательно тютчевское стихотворение «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Это стих-ние - своеобразное лирическое раздумье, вызванное красотой засыпающей природы. В нем природа предстает в своем великолепном праздничном убранстве, автор подчеркивает ее «умильную таинственную прелесть». Поэт рисует образы неба, ветра, деревьев, листьев, ясного вечера. Интонация всего стихотворения мягкая, умиротворяющая, создающая ощущение покоя и гармонии. Только «зловещий блеск и пестрота дерев» и «порывистый, холодный ветер» предвещают собой приближение поздней осени, не такой спокойной и милой. В стихотворении Тютчев очеловечивает природу, говорит о ней языком метафор. Этот пейзаж ясного осеннего вечера поистине пленителен.

8-й: Не раз возникает в лирике поэта образ моря. Созерцание моря было для Тютчева действительно волнительным. Поэт словно хотел сказать нам: «Смотри, как много в природе прекрасного, как великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты, остановись, порадуйся».

Яркое тому свидетельство - стихотворение

Стихотворение «Ты, волна, моя морская...»

Ты, волна моя морская,

Своенравная волна,

Как, покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!


Ты на солнце ли смеешься,

Отражая неба свод,

Иль мятешься ты и бьешься

В одичалой бездне вод,-


Сладок мне твой тихий шепот,

Полный ласки и любви;

Внятен мне и буйный ропот,

Стоны вещие твои.


Будь же ты в стихии бурной

То угрюма, то светла,

Но в ночи твоей лазурной

Сбереги, что ты взяла.


Не кольцо, как дар заветный,

В зыбь твою я опустил,

И не камень самоцветный

Я в тебе похоронил.


Нет - в минуту роковую,

Тайной прелестью влеком,

Душу, душу я живую

Схоронил на дне твоем.

Поэта покоряет своенравие и жизнелюбие волны, ее тайная прелесть, ей он доверяет свою душу. Волна то смеется, «отражая неба свод», то неистово бьется о берег, то ласково шепчет, то буйно ропщет, она «то угрюма, то светла». Живым, одушевленным существом предстает она в этом стихотворении.

Философская лирика.

10-й: Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято называть пушкинской. Но он создал совершенно иной тип поэзии. Не отменяя всего, что было открыто его гениальным современником, он указал русской литературе ещё один путь. Если для Пушкина поэзия - способ познания мира, то для Тютчева - возможность прикоснуться к непознаваемому через познание мира. Поэт воспринимал мир таким, каков он есть, и умел при этом оценивать всю кратковременность действительности. Он понимал, что любое «сегодня» или «вчера» есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. «Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко - он ничто. Его присутствие - не более как точка в пространстве, его отсутствие - всё пространство», - писал Тютчев. Смерть же он считает единственным исключением, которое увековечивает жизнь.

По Тютчеву, мир, окружающий человека, едва ему знаком, едва освоен им, а по содержанию своему он превышает практические и духовные запросы человека. Мир этот глубок и таинствен. Поэт пишет о «двойной бездне» - о бездонном небе, отражённом в море. Тоже бездонном, о бесконечности вверху и о бесконечности внизу.

Сон - способ проникновения к тайнам сущего, сверхчувственного познания секретов пространства и времени, жизни и смерти.

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами...

Настанет ночь - и звучными волнами

Стихия бьёт о берег свой.

Истинная жизнь человека - жизнь его души:

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно - волшебных дум…

11-й: Гражданская лирика

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие,

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель…

За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвётся из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.


Стихотворение «Эти бедные селенья» (1855) проникнуто любовью и состраданием к нищему народу, удручённому тяжёлой ношей, к его долготерпению и самопожертвованию:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен:

Слёзы людские, о слёзы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой…

Льётесь безвестные, льётесь незримые

Неистощимые, неисчислимые, -

Льётесь, как льются струи дождевые,

В осень глухую, порою ночной.

Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.


С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Он часто выступал в роли заступника изданий и влиял на органы печати в духе своих убеждений.

Ученик: Литература не была для Тютчева профессией. Он долгое время писал стихи лишь для себя, подобно тому, как иные люди ведут дневник, занося туда все примечательное и памятное. Но о чем бы ни писал Тютчев, то, что его волновало, превращалось в близкое и понятное каждому человеку. Но вот парадокс: он был не из тех, у кого душа нараспашку и кто готов выставлять напоказ тайны сердца, делиться с кем-либо радостями и печалями.

Ст-е «Молчи, скрывайся и таи»

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими - и молчи.


Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.


Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..


Любовная лирика

12-й: И всё-таки центральной в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей и страданий. Любовь для поэта - и «блаженство», и «безнадёжность», и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец.

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I», на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла это и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.

Звучат стихи, посвящённые Элеоноре Петерсон.

б) чтение стихотворения «Ещё томлюсь тоской желанья».

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой -

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой...

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда...

Беседа:

- Какова тема стихотворения?

- Как в лексике подчёркивается, что память сердца жива?

(Анафора - ещё; эпитеты - незабвенный, везде, всегда).

Учитель:

Память об Элеоноре следовала за Тютчевым всегда. Это стихотворение он написал к 10 годовщине со дня её смерти, к 20 годовщине - новое: «В часы, когда бывает…»

В 1839 году узнав, что Эрнестина Дёрнберг тоже неожиданно овдовела, он выехал в Швейцарию, чтобы обвенчаться с любимой женщиной. За этот проступок Тютчева уволили со службы и лишили придворного звания камергера. Тем не менее вместе с женой он вернулся в Мюнхен, где они счастливо прожили пять лет.

Отсутствие прочного положения в обществе сильно тяготило поэта. Он пытался заработать на жизнь публицистикой. Неожиданно для себя он становится модным очеркистом, его статьи читает даже Николай I. Всего через год Тютчева восстанавливают на службе, ему было также возвращено звание камергера.

Обретя прочное положение, в 1844 г. Ф.И.Тютчев возвращается в Россию и начинает работать в должности председателя цензурного комитета. В Петербурге его принимают как известного поэта. Он сразу становится желанным гостем в литературных салонах, его замечания, словечки, шутки передаются из уст в уста. С семьей он поселился в прекрасной квартире на Невском проспекте.

В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина».

Звучат стихи, посвящённые Эрнестине Дернбнрг.

б) стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг».

Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой иx пламенно-чудесной,

Когда иx приподымешь вдруг

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг...


Но есть сильней очарованья:

Глаза, потупленные ниц

В минуты страстного лобзанья,

И сквозь опущенныx ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Беседа:

- Какая деталь портрета конкретизирует образ любимой?

- Почему глаза?

-Как антитеза помогает раскрыть образ?

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.

Звучат стихи, посвящённые Елене Денисьевой.

Б) чтение стихотворения «О, как убийственно мы любим…»

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Беседа:

К 1851 году, времени написания стихотворения, пыл чувств уже угас. Поэт «подводит» неутешительные итоги.

- Что же стало следствием любви? (Проследить по тексту)

-Что такое любовь? (Проследить по тексту :встреча роковая, ужасный приговор, позор, отреченье, страданье).

-Что осталось в душе любимой? («…Боль, злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз» )

-Даёт ли оценку своим поступкам лирический герой? (Чтение отрывка).

Смысл всего стихотворения, по-моему, выражен в одной строке: «О, как убийственно мы любим…»

- Какое изобразительное средство лежит в её основе? (Оксюморон)

13-й: Поэт знал, что такая любовь может убить Денисьеву, а Нести сможет простить его и никогда не оставит; знал задолго до этого скорбного дня, за десятилетия или более того, именно знал, а не предчувствовал, и это знание - самая таинственная и скорбная загадка поэзии. Он написал стихотворение «Последняя любовь». Такие стихи пишутся раз в жизни даже гением.

Последняя любовь

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,--

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому ещё не удавалось!

О господи!.. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Федор Иванович вложил листок со стихами в гербарий жены, чтобы она нашла их ненароком, но так уж получилось, что она не увидела их, а он не вспомнил. Уже два года прошло после смерти поэта, когда Эрнестина Федоровна случайно наткнулась на них.

«Это целое событие в моей безрадостной жизни» - грустно сказала она.

Дом.зад.: Выразительное чтение и анализ одного из стихотворений о любви.

14-й: Последние годы жизни.

В середине мая 1873 года Тютчева после первого инсульта перевозят в Царское село, где семья снимала дачу. После третьего удара поэт не оправился. Незадолго до смерти у него произошла встреча с прошлым, с первой любовью Амалией Лерхенфельд -Крюденер: она приехала проститься с ним. И вот обе женщины, одна в белом платье, другая в черном склонились над уходящим, и обе простили его. Он просиял и погас.

Это случилось ранним утром 15 июля 1873 года.

Учитель: Ф.И. Тютчев жил жизнью, всецело отданной познанию себя, человеческого бытия, природы и незримой нити связывающей все в единое целое. Его поэзия многогранна и разнообразна, возвышенна и таинственна, нежно- земная и космически холодная, но всегда неповторима и прекрасна, влекущая яркими красками своей удивительной жизни.

Стихи Ф.Тютчева превращаются в звуки, в цвет, в запахи. Они широко открывают двери в мир природы, охватывают прекрасные мгновения.

И лучшей эпитафией на смерть поэта стали стихи А.Апухтина «Памяти Ф.И.Тютчева».

Ни у домашнего, простого комелька,

Ни в шуме светских фраз и суеты салонной

Нам не забыть его, седого старика,

С улыбкой едкою, с душою благосклонной!

Ленивой поступью прошел он жизни путь,

Но мыслью обнял все, что на пути заметил,

И перед тем, чтоб сном могильным отдохнуть,

Он был, как голубь, чист и, как младенец, светел.

Искусства, знания, событья наших дней,-

Все отклик верный в нем будило неизбежно,

И словом, брошенным на факты и людей,

Он клейма вечные накладывал небрежно...

Вы помните его в кругу друзей?

Как мысли сыпались нежданные, живые,

Как забывали мы под звук его речей

И вечер длившийся, и годы прожитые!

В нем злобы не было.

Когда ж он говорил,

Язвительно смеясь над жизнью или веком,

То самый смех его нас с жизнию мирил,

А светлый лик его мирил нас с человеком!

Вопросы и задания:

Где и когда родился Ф.И.Тютчев?

Поэт, критик, переводчик - наставник Тютчева?

Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?

Назовите основные темы лирики Тютчева.

«История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».

Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас - и всё былое…»?

Кому посвящено стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?

Тютчев любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Найдите подтверждение или опровержение этой мысли в лирике поэта.

Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?

Как личная жизнь поэта связана с его творчеством?




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал