- Учителю
- М. Ю. Лермонтов 'Герой нашего времени' — первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции
М. Ю. Лермонтов 'Герой нашего времени' — первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции
Тема: "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа; анализ особенностей композиции; доказать, что произведение является первым психологическим романом в русской литературе.
Задачи: создать условия для более полного понимания текста; развивать навыки анализа литературного произведения через особенности сюжета и композиции; выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков монологической речи.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Оформление доски: число, тема " М.Ю.Лермонтов"Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции."
Тип урока:
Эпиграф: "Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии" (М.Ю.Лермонтов)
Домашнее задание к уроку:
-Чтение романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
-Анализ композиции произведения.
а) Кто рассказывает историю Печорина?
-
Степень знакомства рассказчика с героем.
-
Его социальный статус.
-
Интеллектуально-культурный уровень.
-
Нравственные качества.
б) Проанализируйте сюжет романа.
в) Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (фабула).
I Организационный момент.
II Вступительное слово учителя.
Единственный завершённый роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. Русское общество познакомилось с "длинной цепью повестей" М.Ю.Лермонтова под общим названием "Герой нашего времени" в 1839-1840 года: в 1839 в журнале "Отечественные записки" - "Бэла. Из записок офицера о Кавказе" и позже "Фаталист". 1840 - "Тамань". В 1840 г. "Герой нашего времени" вышел отдельной книгой.
III Основная часть
Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям.
- Поделитесь вашими мыслями, чувствами по прочтении "Героя нашего времени". Какие эпизоды вам запомнились, почему? Каков, по-вашему, Печорин?
Ответы учащихся.
Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.
-
Николай I находил роман "отвратительным", показывающим "большую испорченность автора".
-
Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
-
Раньше других с необычайной верностью оценил "Героя нашего времени" В.Г. Белинский, отметивший в нем "богатство содержания", "глубокое знание человеческого сердца и современного общества".
-
А что же автор? Ко второму изданию "Героя нашего времени" М.Ю. Лермонтов пишет "Предисловие", в котором настаивал на том, что "Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.
- Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?
-Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М.Ю.Лермонтова, необходимо вспомнить историю, что было характерным для 30-х -50-х годов 18 века.
Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.
Николай I - укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов и т.д., с точки зрения "коммунистической" историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. "С величайшим уважением" отзывался о Николае I Ф.М. Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов - это не только благородные побуждения уничтожить "разные несправедливости и унижения", но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция - жесткий политический режим, установленный императором.
Идейный кризис - кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения - все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Может быть, и мы с вами пережили или переживаем такие времена, связанные с распадом Советского Союза… Но вернемся в 30-е годы ХIХ столетия.
Потребность освоить "ошибки отцов", заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию - характернейшая черта эпохи 20-30 годов.
Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, "глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором - бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все".
Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.
Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость - все эти вопросы получили в романе образное воплощение.
Проблема личности - центральная в романе: "История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа". И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашему уроку.
Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого - значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.
Понять - это и есть, собственно, цель нашего урока.
А. Обратимся к композиции сочинения.
I. - Кто рассказывает историю Печорина?
Ответы учащихся.
Запись на доске (работа в тетрадях):
1. Максим Максимыч ("Бэла") - штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в "странностях" своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.
2. Странствующий офицер (офицер-повествователь) ("Максим Максимыч") Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина "…видел…только раз…в жизни на большой дороге". Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.
3. И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, "кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки"; человека зрелого ума и нетщеславного.
- А где же автор? Почему он как бы уходит "за кулисы" повествования, "передоверяет" повествовательные функции посредникам? Запомним этот вопрос.
Б. - Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?
- Давайте откроем содержание романа.
- Не замечаете никаких странностей? (нумерация глав)
- Сколько частей в романе? (две)
- А сколько глав в каждой части? (1-3,2-2)
- Почему после главы "Максим Максимыч" идёт глава №1 "Тамань"? (повествование начинает сам Печорин)
Ответы учащихся
- Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?
Сюжет - совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор).
-
"Бэла" /4/
-
"Максим Максимыч" /5/
-
"Предисловие"
-
"Журналу Печорина" /6/
-
"Тамань" /1/
-
"Княжна Мери" /2/
-
"Фаталист" /3/
Фабула - события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)
-
"Тамань"
-
"Княжна Мери"
-
"Фаталист"
-
"Бэла"
-
"Максим Максимыч"
-
"Предисловие" к "Журналу Печорина".
- Можно ли это собрание повестей назвать романом? Почему у Пушкина "Повести Белкина"? Почему у Гоголя сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки"?
- Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом, обозначая его очень по-разному: как "записки", "сочинения", "длинная цепь повестей"? Запомним этот вопрос.
В. - Восстановите хронологический порядок событий.
-Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову (
"Тамань": около 1830 года - Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;
"Княжна Мери": 10 мая - 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;
"Фаталист": декабрь 1832 года - Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;
"Бэла": весна 1833 года - Печорин похищает дочь "мирнова князя", а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;
"Максим Максимыча": осень 1837 года - Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем".
- Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, "хронологических смещений". Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.
- Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа? (предполагаемые ответы учеников)
Выводы учителя (в зависимости от полноты ответов учащихся).
Запись в тетрадях:
Такое построение даёт автору возможность:
- максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
- проследить историю его внутренней жизни;
- образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия (дневник);
- при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию. Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека. Вспомните: "Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли - и точно, было с чем". На этих словах мы прощаемся не только с главным героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен был запомниться читателю.
Все это правда, но не вся. Лермонтов создал совершенно новый роман - новый по форме и содержанию: психологический роман.
Г. - Почему "Герой нашего времени" -это первый психологический роман в русской литературе?
- Что такое психологизм?
Психологизм - это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.
Сюжетом сочинения становится "история души человеческой".
Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.
Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.
-
Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.
-
Офицер-повествователь.
-
"Наблюдения ума зрелого над самим собою".
В.Г. Белинский утверждал, что роман "несмотря на его эпизодическую отрывочность, "нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать".
Итак, М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.
IV Диспут : почему Лермонтов выделил Печорина на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше некоторых других персонажей.
V Домашнее задание ( Слайд 13): комментированное чтение главы "Княжна Мэри", выбрать эпизоды, которые будут использованы для характеристики века Лермонтова.
VI Итоги: -В чём необычность композиции романа Лермонтова?
- что такое психологизм и почему произведение "Герой нашего времени " является первым психологическим романом в русской литературе?
Оценки за ответы, за работу на уроке получают_______________ (комментированное выставление оценок).
Рефлексия:
Урок мне понравился / не понравился
Материал показался сложным/ сложным, но нужным/ ненужным
Домашнее задание заинтересовало/ безразлично/ сложно