7


  • Учителю
  • Сочинение по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин»

Сочинение по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Сочинение по картине И.И.Машкова "Клубника и белый кувшин" Илья Иванович Машков - известный русский художник, заслуженный деятель искусств. Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил своё дарование, был натюрморт. С него он начал самостоятельный путь худо
предварительный просмотр материала

Сочинение по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин» 5 класс.

Цели урока:
  • познакомить с творчеством художника;

  • развивать устную и письменную речь учащихся;

  • обучить написанию связного текста - описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений;

  • пополнить словарный запас учащихся.

Оборудование: репродукции картин Машкова «Клубника и белый кувшин», «Две тёмные розы и тарелка с клубникой»; репродукции картин художников, рисующих в жанре натюрморта (А.Куприн «Осенний букет» А.Токарева «Летний стол», Ф.Сурбаран «Натюрморт с фруктами» и др.), портрет: Илья Иванович Машков (1881 - 1944)


Натюрморты И.И. Машкова

не только правдивы до своеобразной иллюзии,

но необыкновенно красивы, заманчивы и ярки.

А.В. Луначарский.

Ход урока.

I. Сообщение темы и задач урока:

- Сегодня на уроке развития речи мы познакомимся с картиной русского художника Ильи Ивановича Машкова «Клубника и белый кувшин», а потом напишем сочинение по ней. В Волгограде есть областной музей имени данного художника.

Илья Иванович Машков - известный русский художник, заслуженный деятель искусств. Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил своё дарование, был натюрморт. С него он начал самостоятельный путь художника и ему был верен до конца жизни.



Илья Машков (1881 - 1944)

- Рассмотрите репродукцию картины Машкова «Клубника и белый кувшин». Попробуйте определить, к какому виду живописи она относится.

Клубника и белый кувшин.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

(звучит песня Г.Гладкова «Если видишь на картине...»)

II. Запись в тетрадь: Натюрморт (фр. Nature morte - «мёртвая природа») - картина или рисунок, на которых изображены неживые предметы (цветы, фрукты, посуда, дичь).

- Какие жанры живописи вы уже знаете?

Ш. Особенности натюрморта:

- Готовясь к этому уроку, мы подобрали несколько репродукций с натюрмортами. (Учащимся предлагается рассмотреть натюрморты разных художников (А.Куприн «Осенний букет» А.Токарева «Летний стол», Ф.Сурбаран «Натюрморт с фруктами» и др.)

- Какие предметы изобразили художники на этих картинах? Одной ли они формы, одинаковы ли по цвету?


Вывод: художник, рисующий натюрморт, изображает предметы разные по величине, форме, фактуре. Предметы располагаются в определённом порядке: на переднем плане мелкие, на заднем - крупные. Художники используют в своих картинах закон натюрморта - принцип классического треугольника (на любых натюрмортах изображённые предметы можно объединить в треугольник).

- Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Эти натюрморты были обычно небольшого размера («малые голландцы»). Их отличительная особенность - темный, почти черный фон, как на одной из репродукций, которые вы видите.

Может быть, кто-то вспомнит другие натюрморты, которые вы видели в музеях (в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Эрмитаже, в Третьяковской галерее и др.).

- Разные художники могут увидеть красоту самых, казалось бы, обычных предметов, мимо которых мы зачастую проходим, не останавливаясь. Как художник выбирает тему картины, как рождается замысел картины - это всегда загадка. Вам было бы интересно узнать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин»? Кто мог бы, кроме самого художника, рассказать нам об этом? Представьте себе, что к нам в гости пришла жена художника.

РАССКАЗ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА*

Я могу вам рассказать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин». Это было в 1913 году, когда мы только что вернулись из Италии и были полны впечатлений о прекрасных античных скульптурах. Началось жаркое лето, и мы решили провести его на даче у бабушки Ильи, в большом старом деревенском доме. Помню раннее утро, просыпаюсь, а Ильи уже нет. Думаю, не приготовить ли завтрак, беру кувшин с молоком и выхожу в горницу. Вижу: на большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой. Кто-то уже собрал утренний урожай, я подхожу к столу, вдыхаю неповторимый аромат клубники. Ставлю кувшин рядом, выбираю самые крупные ягоды и начинаю делить: вот эту мне, эту Илье, эту еще раз мне, а эту еще раз ему, одну ягодку успеваю съесть. В это время распахнулась дверь, вошел Илья и радостно сказал: «Посмотри, что я принес! - Он поставил на стол тарелку с черной и белой смородиной. - Какая смородина уродилась!». За спиной он прятал что-то еще: «А это тебе!». И протянул несколько веточек смородины. На нашем обеденном столе всегда красовался небольшой букет незабудок, шиповника или маргариток. И вот теперь на стол я поставила веточки смородины. «Давай завтракать!» - говорю я. «Подожди, посмотри, какая красота, это очень хочется написать!» В комнате было темновато, и я подошла к окну и отдернула занавеску. «Вот это то, что надо». Солнечные лучи осветили ягоды и кувшин, у них появился объем. Это из-за игры света и тени. На черных ягодках смородины засверкали блики, а белая смородина просто засветилась на солнце, как бриллианты. Усилились контрасты между предметами. «Посмотри, какое богатство - просто россыпи драгоценностей! Я должен это нарисовать!». Некоторое время он выбирал, чем будет писать. Сначала он взялся за акварельные краски - нет! Акварель была слишком прозрачна для этого натюрморта. Потом взялся за пастель - цветные сухие мелки, которые мы привезли из Италии. Нет! Тоже не то. Пастелью можно передать много оттенков, но не контрасты. Это будут масляные краски! Они более густые. Илья подвинул мольберт, взял толстую кисть, небольшой холст - и началось рождение чуда. Сначала на заднем плане он написал темную комнату и блюдо с ягодами. Потом в центре картины быстрыми широкими мазками написал тарелку, ветки смородины и белый кувшин. Следы от мазков на кувшине он смазывал пальцем: фарфоровый кувшин ведь гладкий, блестящий и холодный. Потом на переднем плане, словно артисты на авансцене, стали появляться крупные ягоды клубники и случайные веточки малины. Клубника была ярко освещена солнцем. Каждая ягодка словно играла свою роль. «Как ты назовешь свою картину? Наверное, "Ветки смородины"!» - предположила я. «Нет, главные герои моей картины - клубника и кувшин. Знаешь, блеск кувшина напомнил мне древние мраморные античные скульптуры - стройные, гармоничные и холодные. Клубника - очень живая, она только что от земли. Душистая, сочная, приносящая столько радости человеку! Чудесный дар природы!». Законченная за час картина была вся пронизана светом.

IV. Беседа по картине Машкова.

- Как вы думаете, почему художник назвал этот натюрморт «Клубника и белый кувшин», хотя на полотне изображены и другие предметы?

(Именно клубника и кувшин сразу бросаются в глаза при взгляде на картину. Автор любуется ими. Клубники очень много, она разложена по всему столу. А белый глиняный кувшин очень выделяется на тёмном фоне).


- Что художник изобразил на переднем плане?

(Различные ягоды: малину, клубнику, смородину. Они все разные по форме и оттенкам цветов).


- Какой ягодой он особенно любуется? Опишите её.

(Это клубника. Она производит впечатление только что сорванной с веток. Клубника очень душистая, сочная, крупная).


- Что находится рядом с клубникой?

(Здесь же лежит малина. Она по размеру меньше клубники, но, наверное, такая же вкусная).


- Рассмотрим тарелку. Какая она?

(Большая, с чёрным ободком. В ней лежит белая и чёрная смородина).


- Что находится посередине столе?

(Стеклянная банка с несколькими веточками смородины).


- Опишите веточки смородины.

(Изящные веточки опущены в воду. На них изумрудные листочки и крупные сочные ягодки смородины).


-Что автор изобразил на заднем плане?

(Жестяной поднос с клубникой. Белый глиняный кувшин красивой формы. Он весь освещён солнцем).


- Почему кувшин изображён сзади?

(Если кувшин поставить на передний план, то он закроет всё изображённое на ней).


- Какое настроение остаётся от картины?

(Она оживляет в зрителях приятные воспоминания о лете. Так и хочется опять оказаться в саду, чтобы полакомиться этими ягодами).


V. Словарная работа.

- Записанные на доске слова и словосочетания можно использовать в своем сочинении.

Искусство, художник (автор, живописец),картина (работа, произведение),репродукция, мольберт (холст, полотно), передать колорит (оттенки), глиняный кувшин, деревянный стол, холщовая скатерть, жестяной поднос, металлический поднос, сочные ягоды, душистые растения.

VI. Составление плана сочинения по картине

VII. Составление устного рассказа по картине (2-3 ученика).


На втором уроке ученики пишут сочинение.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал