7


  • Учителю
  • Рабочая программа. Литература. 7 класс. Специальные (коррекционные) классы 7 вида.

Рабочая программа. Литература. 7 класс. Специальные (коррекционные) классы 7 вида.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:  Программа предназнаена учителям, работающим в специальных (коррекционных) классах 7 вида. В ней, кроме воспитательных и развивающих задач, обозначены коррекционные задачи, к которым относятся: формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его
предварительный просмотр материала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г.Орла

Методическое объединение учителей русского языка и литературы












Рабочая программа

по литературе для специальных (коррекционных) классов VII вида

7 класс
















Орёл

2014


Автор-составитель

Л.Н. Фомичева, учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук


Рабочая программа по литературе для специальных (коррекционных) классов 7 вида. 7 класс. - Орел: МБОУ - СОШ № 6 г. Орла. - С.28


Обсуждена и одобрена на заседании МО учителей русского языка и литературы (протокол № 1 от « 30» августа 2014г.).




© МБОУ СОШ № 6 г. Орла - 2014г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г.Орла


Методическое объединение учителей русского языка и литературы


УТВЕРЖДАЮ

Директор муниципального

бюджетного образовательного

учреждения СОШ № 6


Краснова С.А.


«___» _____________ 2014 г.







Рабочая программа

по литературе для специальных (коррекционных) классов VII вида

7 класс










Орёл

2014


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы. Обучение ведется с использованием учебника: Литература. 7 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1,2 / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - 7-е изд., перераб. - М.:Просвещение, 2010.

Общая цель литературного образования - приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной культуры, развитие способности к эстетическому восприятию искусства, оценки явлений литературы, формирование гуманных потребностей. Особое значение придается урокам литературы в деле формирования у учащихся опыта общения, основанного на гуманистических принципах.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт критического анализа текста, при этом особое внимание уделяется совершенствованию навыков чтения, развитию устной и письменной монологической речи, творческому развитию учащихся.

Преподавание предмета строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования, а также соотносится с задачами обучения детей с задержкой психического развития и служит для формирования коррекционно-развивающего пространства через активизацию познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; нормализацию учебной деятельности; коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития; охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья; социально-трудовую адаптацию.

Цели изучения курса «Литература» в специальном (коррекционном) классе аналогичны целям изучения предмета в общеобразовательных классах и изложены в «Сборнике нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ». Изучение литературы направлено на достижение целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, учащихся, национальным самосознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение умением формулировать цель своей деятельности, планировать её, находить необходимую информацию из различных источников.

Гуманизация преподавания литературы проявляется в сочетании традиционных и инновационных методов обучения.

К основным обще учебным умениям и навыкам, формируемым на урокам литературы относятся:

  • умение читать и пересказывать художественное произведение;

  • умение формулировать проблемные вопросы, аргументированно отвечать по тексту, цитировать;

  • самостоятельно формулировать тему и идею произведения;

  • анализировать художественное произведение с учетом его жанра, в контексте культуры, эпохи, современности;

  • работать с разными источниками информации, пользоваться словарями и справочниками;

  • владеть грамотной письменной речью, писать сочинения разных жанров.

Задачи изучения литературы представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей.

Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входят:

  • формирование умений творческого углубленного чтения;

  • читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст;

  • особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

  • знакомство с понятием характеры героев;

  • формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное;

  • умение составить конспект статьи;

  • умений прокомментировать прочитанное;

  • объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте;

  • умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

К коррекционно-развивающим задачам относятся:

  • формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;

  • развитие и расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

  • совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

  • уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;

  • развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;

  • развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).

В данной программе пересмотрено количество часов по изучаемым темам с учётом возрастных особенностей детей с ЗПР.

Программа построена по модульному принципу. Каждый тематический блок программы относительно самостоятелен, объем изучения материала в нем зависит от уровня подготовки учащихся, их коммуникативных потребностей и интересов. Некоторые из указанных тем могут быть опущены, наоборот, отдельные темы могут выступать в качестве главных. Учитывая, что содержание школьного литературного образования концентрично и учащихся должно формироваться целостное представление о ходе и развитии литературного процесса, рекомендуем не изменять последовательность изучения тематических блоков.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения литературы учащиеся должны

знать /понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков 19-20 веков;

  • основные теоретические понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма (начальные представления); жанры литературы (начальные представления); балшлада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • выявлять авторскую позицию;

  • переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • выразительно читать эпические произведения за героя и автора;

  • использовать различные формы пересказа;

  • отличать стихи от прозы, пользуясь элементарными сведениями о стихосложении;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни и для создания связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторстве (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор; устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (литературные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации или конкретному произведению);

  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского отношения к изображаемому;

  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения 9сказка, загадка, басня, рассказ);

  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

  • видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни и т.д.;

  • создавать сочинения - миниатюры по картине.

Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»



п/п

Наименование разделов и тем

1

Раздел 1. Введение

Тема № 1. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

2

Раздел 2. Устное народное творчество

Тема № 2.Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

Тема № 3. Понятие о былине. Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя былины «Вольга и Микула Селянинович», прославление мирного труда людей.

Тема № 4. ВЧ. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций, роль гипербол в былине.

Тема № 5. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Тема № 6. Пословицы и поговорки, особенности и смыл

3

Раздел 3. Древнерусская литература

Тема № 7. Нравственные заветы Древней Руси в «Поучении» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи.

Тема № 8. Нравственные идеалы Древней Руси

4

Раздел 4. Произведения русских писателей 18 века

Тема № 6. Русская басня: И.И.Дмитриев

Тема № 7. И.А.Крылов.

5

Раздел 5. Произведения русских писателей 19 века

Тема № 8.А.С.Пушкин.

Тема № 9.М.Ю.Лермонтов.

Тема № 10. КР. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Тема № 11. И.С. Тургенев.

Тема № 12. Ф.И. Тютчев.

Тема № 13. А.А.Фет.

Тема № 14. Н.А.Некрасов.

Тема № 15. Размеры стиха.

Тема № 16. КР. Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

Тема № 17. Н.С.Лесков.

Тема № 18. А.П. Чехов.

Тема № 19. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

6

Раздел 6. Произведения русских писателей 20 века

Тема № 20. А.С.Грин.

Тема № 21.А.П. Платонов.

Тема № 22. М.М. Пришвин.

Тема № 23. Произведения о Великой Отечественной войне : К.М. Симонов, Д.С. Самойлов.

Тема № 24.КР. Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.

Тема № 25.В.П. Астафьев.

Тема № 26.В.Г. Распутин.

Тема № 27. В.М. Шукшин.

Тема № 28. Ф.А. Искандер.

7

Раздел 7. Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века

Тема № 29. Изображение русской природы в стихотворениях поэтов 20 века.

8

Раздел 8. Из литературы народов России.

Тема № 30. Из литературы народов России: К. Кулиев, Г. Тукай.

9

Раздел 9. Из зарубежной литературы

Тема № 31. Мифы Древней Греции.

Тема № 32. Геродот.

Тема № 33. Гомер.

Тема № 34. М. де Сервантес Сааведра.

Тема № 35. Ф. Шиллер.

Тема № 36. П. Мериме.

Тема № 37. А. де Сент - Экзюпери.

10

Раздел 10. Итоговые уроки

Тема № 38. Итоговая контрольная работа.

Тема № 39. Итоговый урок «Путешествие по стране с названием «Литература».




Содержание


Раздел 1. Введение (1ч.)

Книга и её роль в жизни человека. Художественное произведение и автор. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения позиции автора.


Раздел 2. Устное народное творчество (3ч.)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора (трудовые, праздничные, колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни). Наблюдение над художественными особенностями песен. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Развитие понятия о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, образность. Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.Даля.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Развитие речи: исполнять календарно-обрядовые песни; рассказывать о своих наблюдениях/участии в обрядовых праздниках («Троицкие хороводы» - Хотынецкий район Орловской области).

Связь с другими видами искусств: репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленниица», К.А. Трутовского «Колядки с Малороссии»

Раздел 3. Древнерусская литература (1ч.)

«Повесть временных лет». Развитие представлений о летописи. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

«Сказание о белгородском киселе», его связь с фольклором.

Теория литературы: Летопись (развитие представлений).

Развитие речи: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания.

Связь с другими видами искусств: репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор-летописец».

Раздел 4. Произведения русских писателей 18 века (3ч.)

Русские басни.

Иван Иванович Дмитриев.

Рассказ о баснописце. «Муха»: противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Художественная и нравственная ценность басни. Особенности языка 18 века.

Теория литературы: Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: выразительно читать басни.

Связь с другими видами искусств: чтение басен художниками слова.

Иван Андреевич Крылов.

Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басня «Листы и Корни». История создания басни. Тема народа и власти. Необходимость их единства.

«Ларчик». История создания басни «Ларчик». Высмеивание пустого мудрствования.

Басня «Осел и Соловей». История создания басни. Высмеивание глупости, невежества, самомнения в басне. Комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы: басня. Аллегория (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение басен, в том числе и наизусть.

Связь с другими видами искусств: иллюстрации к басням И.А. Крылова. Басни И.А. Крылова в исполнении мастеров слова.


Раздел 5. Произведения русских писателей 19 века (32ч.)

Александр Сергеевич Пушкин (7+2 ч.)

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга.

Лирика природы. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Тема свободы в стихотворении. Удвоение образа неволи. Противопоставление угнетенности и свободы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении.

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворения.

Интерес к истории России: «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: двусложные размеры стиха (практически); строфа (типы строф); роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.


Михаил Юрьевич Лермонтов (3ч.)

Краткий рассказ о писателе. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость).

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.


Иван Сергеевич Тургенев. (2ч.)

Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос. История создания и судьба рассказа «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: выборочный пересказ, сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, устное рисование.


Федор Иванович Тютчев (2ч.)

Рассказ о писателе. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся..» . Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет (2ч.)

Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила… », «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы: пейзажная лирика (развитие понятия).

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими видами искусств: репродукции картин русских пейзажистов.


Николай Алексеевич Некрасов (3ч.)

Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме (обзор).

«Железная дорога». Картины подневольного руда. Народ - созидатель духовных материальных ценностей. Мечта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Смысл посвящения стихотворения детям. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении.

Теория литературы: стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.


Николай Семенович Лесков (1+2ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Герои сказа (вымышленные персонажи и исторические лица), трактовка их образов Н.С. Лесковым. Близость сюжета к фольклору. Левша: фольклорный характер героя. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм и горькое чувство от его униженности и бесправия. Сатирическое изображение царских чиновников. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении. Особенности языка сказа. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.

Теория литературы: Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Развитие речи: Комментированное чтение.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к сказу Н.В. Кузьмина, Кукрыниксов.


Антон Павлович Чехов (2+1ч.)

Краткий рассказ о писателе.

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Толстый и тонкий». Смысл названия рассказа. Социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Роль деталей в рассказе. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.


Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. (2ч.)

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна! Весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Изобразительно-изобразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике.

Теория литературы: лирика как род литературы (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе и наизусть.

Связь с другими искусствами: сопоставление произведений литературы, музыки и живописи.


Раздел 6. Произведения русских писателей 20 века (16ч.)

Александр Степанович Грин. (1ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Особенности жанра произведения «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота героев. Отношение автора к героям. Изобразительно-выразительные средства и их роль в произведении.

Теория литературы: антитеза, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, сюжет (развитие понятий).

Развитие речи: пересказ ;развитие монологического высказывания на основе прочитанного;

Связь с другими искусствами: иллюстрации и рисунки к произведению; просмотр фрагментов художественного фильма «Алые паруса».


Андрей Платонович Платонов. (1ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Притча о «непохожих». История создания и смысл названия произведения. Особенности жанра. Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Сходство произведения с фольклорными и литературными сказками, различия между ними.

Теория литературы: сказка-быль (начальное представление).

Развитие речи: описание иллюстраций.

Связь с другими искусствами: фрагменты сказки-были в актерском исполнении.


Михаил Михайлович Пришвин. (2+2ч.)

Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. Своеобразие образа рассказчика. Образы Насти и Митраши. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Элементы фольклорной сказки (сюжет, победа добра над злом, образы животных, птиц, деревьев). Рассказ о ели и сосне. Образ Травки - преданного друга человека. Антипыч и Травка. Смысл названия произведения.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений); символическое содержание пейзажных образов.

Развитие речи: устное сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.


Произведения о Великой Отечественной войне. (1ч.)

К.М. Симонов. Слово о К.М. Симонове. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..». Чувство сострадания, любви к народу, к солдатам. Искренность интонации. Образ русской земли.

Д.С. Самойлов. Слово о Д.С.Самойлове. Стихотворение «Сороковые». Всенародный масштаб трагедии. Противопоставление войны и молодости жизни. Смена настроения и интонации. Роль эпитетов в поэтическом тексте.


Виктор Петрович Астафьев. ( 1+1ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Тема становления личности. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы: речевая характеристика героя.

Развитие речи: словесное рисование.


Валентин Григорьевич Распутин. (2 + 2ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни человека. Роль пейзажа, портрета в создании образа героя.

Теория литературы: рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой -повествователь (развитие понятия), автобиографическое произведение.

Развитие речи: комментированное чтение, пересказ; просторечная лексика.

Связь с другими искусствами: телефильм «Уроки французского».


Василий Макарович Шукшин. (1ч.)

Слово о В.М. Шукшине.

Рассказы: «Срезал» и «Критики». Герои его произведений - «чудики», «странные люди». Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Несоответствие реальности и мечты в рассказах.

Смысл названия рассказа «Срезал». Характер Глеба Капустина: причины его жестокости и злорадства. Смешное и грустное в рассказе.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение прозаического текста.


Фазиль Искандер. (1ч.)

Краткий рассказ о писателе.

Особенности творчества писателя, его обращенность и к детям , и к взрослым.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Закалка смехом. Воспитание чувства самоиронии. Юмор и его роль в рассказе. Смысл названия. Способы создания юмористического (ироническое название рассказа, значимые имена, игра на несоответствии).

Теория литературы: , сюжет, характер героя.

Развитие речи: выразительное чтение диалогов по ролям;

Связь с другими искусствами: иллюстрация учебника к рассказу.


Раздел 7. Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. (1ч.)

Изображение русской природы в стихотворениях поэтов 20 века. Чувство радости и печали. Любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов 20 века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Пейзажная зарисовка как выражение душевных переживаний в стихотворениях А.А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

Врачующая сила природы в стихотворениях С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали…»,»Пороша».

Тонкая лиричность поэзии А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…».

Природа и Родина в поэзии Н.М. Рубцова. «Звезда полей».

Теория литературы: лирика (развития понятия).

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть.

Связь с другими искусствами: сопоставлять произведения живовописи и музыки.


Раздел 8. Из литературы народов России (1ч.)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой Родине, верность традициям своего народа, обычаям, своей семье. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

Тема Родины и народа в стихотворении «Когда на меня навалилась беда…». Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации в стихотворении «Каким бы малым ни был мой народ…».

Теория литературы: общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе и наизусть.


Раздел 9. Из зарубежной литературы (8ч.)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Понятие о мифе, его природе. Общее в мифах разных народов. Глубина идей и красота образов древней мифологии. Отражение в мифах представлений древних о мироустройстве, добре и зле. Значение мифов Древней Греции для развития мировой культуры. Крылатые фразы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Геракл - особенно любимый и почитаемых герой древних греков.

Теория литературы: Миф. Отличие мифа от сказки.

Развитие речи: словесное рисование, описание рисунков к мифам.

Связь с другими искусствами: живопись, скульптура и мифы.


Геродот. «Легенда об Арионе».

Понятие о легенде. Миф и легенда - общее и различное. Легенда об Арионе записанная Геродотом. Образ Ариона: талантливость, чувство собственного достоинства, мужество.

Теория литературы: легенда (первоначальное представление).

Развитие речи: пересказ

Связь с другими искусствами: стихотворение А.С. Пушкина «Арион».


Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея» и «Одиссея» - героические эпические произведения. Истоки и историческая основа поэм. Значение поэм Гомера. Понятие о героическом эпосе. «Иллиада».

«Одиссея». Итака - остров, воспетый Гомером. Одиссей - верный муж, любящий отец, мудрый правитель. Стихия Одиссея - борьба, преодоление" препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость («хитроумие»). На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы: понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Развитие речи: выразительное чтение поэмы.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.


Мигель де Сервантес Сааведра.

Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.

Фридрих Шиллер.

Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный , бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы: баллада (развитие представлений)

Развитие речи: описание иллюстраций к балладе, выразительное чтение.


Проспер Мериме.

Рассказ о писателе.

Новелла «Матео Фальконе». Нравы корсиканцев в новелле. Конфликт естественной жизни с цивилизованным обществом. Роль природы в новелле. Сила традиций. Беспощадность главного героя к предательству. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Теория литературы: понятие героического характера в литературе.

Развитие речи: выразительное чтение текста.


Антуан де Сент - Экзюпери.

Рассказ о писателе.

Философская сказка-притча «Маленький принц». Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.

Теория литературы: притча (начальное представление).

Развитие речи: выразительный пересказ текста.

Связь с другими искусствами: рисунки автора к сказке-притче; актерское чтение сказки -притчи.


Раздел 10. Итоговые уроки (2ч.)

Итоговая контрольная работа. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы.

Итоговый урок «Путешествие по стране с названием «Литература». Беседа по прочитанным за год книгам. Задания для чтения летом.


ЛИТЕРАТУРА


Программы

Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень). /Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2009.

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение,2010.


Основная литература

Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе 5 класс.- М.: ВАКО, 2002

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы/ Н.В.Беляева.- М.: Вербум-М., 2004

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературы 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2006

Егораева Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. - М.: ВАКО, 2011.

Егораева Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. - М.: ВАКО, 2011.

Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе. - М.: Просвещение, 2008

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. М.: Просвещение,2005

Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Н.С.Королева. М.: ВАКО, 2011

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим..: Дидактический материал по литературе. 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: Методические советы.: 6 класс- М.: Просвещение, 2008

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СД- ROM / Сост. Коровина В.Я., В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- М.: Просвещение, 2008

Литература. 5 - 11классы : проектная деятельность учащихся\ авт.-сост. Г.В.Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2011

Миронова Н.А. Тесты по литературе: 6 кл.: к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 6 кл».- М.: Изд-во «Экзамен», 2006

Русский язык. Литература. 5-11 классы: уроки - путешествия, ролевые игры, тематические викторины/авт-сост. Е.М. Мордас. - Волгоград: Учитель, 2011


Учебники

Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч. 1 / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - 7-е изд., перераб. - М.:Просвещение, 2006.

Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч. 2 / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - 7-е изд., перераб. - М.:Просвещение, 2006.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим..: Дидактический материал по литературе. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.


Интернет - ресурсы

http:// katalog.iot.ru - каталог образовательных ресурсов сети Интернет.

- Федеральный центр -

- collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных образовательных ресурсов.

- архив медиафайлов (уроки и презентации).

- МАПРЯЛ (сайт Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы)

september.ru и . 1 september.ru-электронная версия газеты «Первое сентября. Литература» и «Русский язык»

september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

- Всероссийский Интернет-педсовет

сеть творческих учителей


Приложение №1

к рабочей программе


Календарно -тематическое планирование

Вид урока

Тема урока.

Дата

Примеча-ния

Введение

1.


Книга и ее роль в жизни человека. Наш учебник

Устное народное творчество

2.

УВЧ

Обрядовый фольклор.

3.


Пословицы и поговорки.



4.

РР

« Фольклорный калейдоскоп» . Подготовка к устному сообщению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»



Древнерусская литература

5.


Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе».



Произведения русских писателей 18 века

четверг

6


Русская басня.

И.А.Крылов

четверг

7


И.А.Крылов. Басня «Осел и соловей».

8


Басни И.А. Крылова



Произведения русских писателей 19 века

А.С.Пушкин

9


А. С. Пушкин. "И. И. Пущину" Рассказ учителя о поэте и его учёбе в Царскосельском лицее. Искренняя, глубокая дружба Пушкина и Пущина. Устное описание репродукции картины Н.Н. Ге "Пушкин и Пущин в селе Михайловском". Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина "И.И. Пущину". (Какие чувства вызывает это стихотворение?)



10


А. С. Пушкин. "Узник". Вольнолюбивый характер стихотворения. Слово учителя о свободолюбивых взглядах и настроениях поэта, которые сложились ещё в лицее. Выразительное чтение стихотворения "Узник". Наблюдения над интонацией, ритмикой, лексикой стиха. Обучение выразительному чтению. Выполнение заданий.

11

РР

А. С. Пушкин - певец русской природы. "Зимнее утро". Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.



12


А.С. Пушкин "Дубровский". Картины жизни русского барства. Конфликт А. Дубровского и К. Троекурова.



13


Протест В. Дубровского против беззакония и несправедливости.



14


Романтическая история любви в повести А.С. Пушкина "Дубровский"



15


Анализ эпизодов романа



16

РР

Подготовка к домашнему сочинению - ответу на проблемный вопрос: "Почему В. Дубровский стал разбойником?", «Обреченность любви Владимира и Маши», «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».



17

УВЧ

Изображение "маленького человека", его положения в обществе. (По произведениям "Станционный смотритель", "Барышня - крестьянка", "Выстрел".)



М.Ю.Лермонтов

18


М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества, тоска поэта-изгнанника.



19


Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М. Ю. Лермонтова

Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».



20


Основные мотивы лирики Лермонтова. «Листок». Трёхсложные размеры стиха.



21

КР

тест

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова



И.С.Тургенев

22


И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Рассказ «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.



23


Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Портреты героев.



Ф.И.Тютчев

24


Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. Стихотворения «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Понятие об антитезе и её роли в стихотворении.

25


Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.



А.А.Фет

26.


А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Деталь и её роль в тексте стихотворения.



27


Стихотворения А.А. Фета «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них - у дуба, у березы». Природа как мир истины и красоты.



Н.А.Некрасов

28


Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.



29


Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа.



30


Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.



31


Размеры стиха. Трёхсложные размеры стиха.


ознакомительно

32

КР

тест

Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

Н.С.Лесков

33


Н.С. Лесков. Слово о писателе. Сказ «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.



34

РР

Жанровые особенности, сюжет, герои. Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша».



35

РР

сочинение

Классное сочинение. "Изображение лучших качеств русского народа в сказе Н.С. Лескова "Левша" (индивидуальная характеристика героя)



А.П.Чехов

36


А.П. Чехов. Слово о писателе. «Врач, учитель, человек». «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим», «Жалобная книга» и другие рассказы Антоши Чехонте. Приёмы создания характеров персонажей.



37

УВЧ

«Толстый и тонкий». Речь героев и художественная деталь как источник юмора.



38

РР

сочинение

Написание юмористического рассказа на заданную тему.

30 января

четверг


Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

39

РР

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века (по выбору учителя). Анализ стихотворений, чтение наизусть.

40

РР

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века (по выбору учителя). Анализ стихотворений, чтение наизусть.

Произведения русских писателей 20 века

А.С.Грин

41оизведения русских писателей 20 векаютчева, А.А.Фета, И.С.тургенева

УВЧ

А.С. Грин. Рассказ о писателе. Феерия «Алые паруса». Душевная чистота главных героев. Книги А. Грина. Авторская позиция в произведении.



А.П.Платонов

42


А.П. Платонов. Слово о писателе. Сказка - быль «Неизвестный цветок».» Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.



М.М.Пришвин

43


М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка - быль «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.



44


Образ природы в сказке - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».



45

РР


Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.



46

РР

сочинение

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».



Произведения о Великой Отечественной войне

47

РР

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках.

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Д.С. Самойлов « Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.



48

КР

тест


Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.



В.П.Астафьев

49


Слово о писателе. Жизнь сибирской деревни в рассказе В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой».

Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой».



50

РР

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.



В.Г.Распутин

51


В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

52


Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Смысл названия рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».



53

РР


Подготовка к сочинению по рассказам В.П.Астафьева и В.Г.Распутина.



54

РР

сочинение

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г.Распутина».



В.М. Шукшин

55


В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.



Ф.А.Искандер

56


Ф.А. Искандер. Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».



Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века

57

РР

Изображение русской природы в стихотворениях поэтов XX века. Развитие понятия о лирике. Пейзажная зарисовка как выражение душевных переживаний в стихотворениях А.А. Блока "Летний вечер", "О, как безумно за окном". Врачующая сила природы в стихотворениях С.А. Есенина "Задремали звёзды золотые...", "Пороша". Тонкая лиричность поэзии А.А. Ахматовой. "Перед весной бывают дни такие..." природа и Родина в поэзии Н.М. Рубцова. "Звезда полей". Анализ стихотворений.

Из литературы народов России

58

УВЧ

Из литературы народов России:. К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «каким бы ни был малым мой народ..». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой Родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.



Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции

59


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.



Геродот

60


Геродот. Слово о писателе. Легенда об Арионе. Отличие мифа от сказки.



Произведения зарубежных писателей

Гомер

61


Гомер.Слово о Гомере. Героическая поэма «Иллиада».



62


Гомер. Героическая поэма «Одиссея». Хитроумный Одиссей: характер, поступки. Понятие о героическом эпосе.



М. де Сервантес Сааведра

63

УВЧ

М. де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. Роман «Дон Кихот».

Проблема истинных и ложных идеалов. Воображаемый мир героя. Дон Кихот как пародия на рыцарские романы. Дон Кихот и Санчо Панса - общее и различное.


Ф. Шиллер

64


Ф. Шиллер. Слово о писателе. Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе «Перчатка».



П. Мериме

65

УВЧ

П. Мериме. Нравы корсиканцев в новелле «Маттео Фальконе». Сила традиций. Беспощадность главного героя к предательству.



А. де Сент - Экзюпери

66


А. де Сент - Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц»- сказа-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.



67

КР

тест


Итоговая контрольная работа.



68


Итоговый урок «Путешествие по стране с названием «Литература». Задания для летнего чтения.






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал