7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по литературе (10 класс)

Исследовательская работа по литературе (10 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Наследие Бориса Пастернака сегодня законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Его творчество для нас, старшеклассников, становится поводом для раздумий над «вечными» вопросами человеческого бытия, учит видеть необычное в обычном. И вместе с поэтом начин
предварительный просмотр материала

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МО «Курумканский район»

Районное управление образования

МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»



Республиканская научно-практическая конференция

молодых исследователей «Шаг в будущее»



Секция «Литература»

Направление «Поэтика русской литературы»

Анализ семантического пространства

ключевого слова «дождь»

в творчестве Бориса Пастернака

(на примерах книги «Сестра моя - жизнь»

и романа «Доктор Живаго»)



Выполнила: Хурхесова Наталья,

ученица 9 класса

Руководитель: Буралова З.Г.,

учитель русского языка

и литературы



с. Курумкан, 2014 год



ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение



Глава I. Краткий обзор использованной литературы



Глава II. Теоретический аспект. Символизация, создание символов на основе ассоциаций



Глава III. Своеобразие лирики Бориса Пастернака



Глава IV. Символика дождя в творчестве Бориса Пастернака:



-Анализ ключевого слова в лирических стихотворениях «Сестра моя - жизнь»;



- Анализ ключевого слова в романе «Доктор Живаго»;

V. Заключение



VI. Список использованной литературы



Приложение

Введение

Наследие Бориса Пастернака сегодня законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Его творчество для нас, старшеклассников, становится поводом для раздумий над «вечными» вопросами человеческого бытия, учит видеть необычное в обычном. И вместе с поэтом начинаешь открывать этот удивительный мир для себя.

Неискушенному читателю 21 века порой трудно понять поэтический мир Бориса Пастернака, который предстает перед нами во всем богатстве ассоциаций. Они непривычны и подчас очень сложны, требуют особого внимания, огромной работы мысли и души. Ибо человек, в особенности поэт, по праву считается создателем и интерпретатором языковой картины мира, как «образ мира, в слове явленный» (Б.Пастернак).

Интерес к жизни и творчеству определил цель исследования - выявить семантико-ассоциативную структуру концепта «дождь» в творчестве Бориса Пастернака, особенности его функционирования и формирования в рамках его идиостиля. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

  1. Выявить значение художественного концепта, как проявления индивидуально-авторской картины мира;

  2. Определить понятие лексико-семантического поля в системе идиостиля писателя;

  3. Охарактеризовать смысловую структуру понятия «дождь» в русском языке, выявить условия его образования и функционирования;

  4. Изучить способы формирования концепта «дождь» и его составляющих в художественном аспекте вопроса.

Актуальность темы обусловлена ​​также отсутствием исследований данного концепта в творчестве Пастернака. Объект исследования - концепт как категориальная основа языка. Предмет - концепт «дождь».

Основными методами работы явились: поисковый; метод выборки материалов; описательный; принцип анализа текста «вслед за автором» (В.Г.Маранцман); метод анализа и обобщения.

В качестве материала для исследования были взяты тексты, представленные в книге стихов «Сестра моя - жизнь» и в романе «Доктор Живаго». Исследовательская работа состоит из введения, двух глав (теоретический и практический), заключения, списка использованной литературы.

Глава I. Теоретическое понятие определения «концепт»

Изучению природы концепта в когнитивной лингвистике уделяется первостепенное значение. Но до сих пор нет единого определения этого термина. Одни ученые под концептом понимают некоторые подстановки значений, скрытые в тексте «заместители» множества предметов, облегчающие общение и тесно связанные с человеком и его национальным, культурным, профессиональным, возрастным опытом[2]. Некоторые ученые считают, что концепт - это то, что мы знаем об объекте [7]. По мнению других, концепт - это имя, отражающее определенные культурные знания человека о мире[16].

В «Кратком словаре когнитивных терминов» определение термина:

«Концепт - это оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга ... всей картины мира, отраженной в человеческой психике » [ Кубрякова Е.М. , 1996 90 ] .

Слова концепт и понятие одинаковы только по своей внутренней форме: в переводе с латинского conceptus означает «понятие », от глагола concipere «начинать» , что буквально означает «понятие, зачатие», понятие от древнерусского глагола «пояти «схватить, взять в собственность» буквально означает то же самое. В научных трудах иногда эти слова выступают как синонимы.

Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику; они позволяют хранить знания о мире и оказываются строительными элементами концептуальной системы.

Концепт окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом; это тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово и выражаемое им понятие.

Кроме того, число лексических единиц, являющихся концептами, ограниченно, потому что не всякое имя - обозначение явления есть концепт. Концептом становятся только те явления действительности, которые актуальны и ценны для данной культуры, имеют большое количество языковых единиц для своей фиксации, являются темой пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов. Они своего рода являются символами, эмблемами, определенно указывающими на породивший их текст, ситуацию, знания. Они являются носителями культурной памяти народа.

К пониманию концепта, базирующегося на общем положении: концепт - это то, что называет содержание понятия, синоним смысла. Концепты занимают важное положение языковом сознании, и поэтому их исследование становится чрезвычайно актуальной проблемой.

ГЛАВА II. КОНЦЕПТ «ДОЖДЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

2.1 СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПТА «ДОЖДЬ»



Глава III. Своеобразие лирики Бориса Пастернака

Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем богатстве ассоциаций, которые обновляют наше понимание знакомых предметов и явлений. Нам, знакомым с русской поэзией XIX и начала XX века и привыкшим к классическому строю образов, мир поэта представляется вычурным, косноязычным, странным, сбивчивым. Привычная модель восприятия текста трудно накладывается на модель, предлагаемую поэтом. И потому нас ждут определенные трудности при восприятии поэзии Пастернака, не преодолев которые не сможем приблизиться к пониманию поэта.

Во-первых, эти трудности связаны с поэтическим словарем Пастернака, где встречаются незнакомые и малоупотребительные слова, которые, как считал поэт, «должны увести от шаблона, от привычных словосочетаний, выражающих привычные представления. Чем меньше слово было в книжном обороте, тем оно лучше, свежей». Он стремился к точности словесного употребления.

Следующий, более сложный этап в постижении текстов поэта - это синтаксис. Пастернак нарушает привычные для нашего слуха литературные нормы. Нужны навыки для постижения этого синтаксиса. Слова могут быть обычными, но их расстановка в строфе крайне необычна и поэтому затруднена. Например:

В посаде, куда ни одна нога

Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые спят снега…

В этом стихотворении речь идет о путнике, заблудившемся в каком-то посаде, о метели, усугубляющей безысходность пути. Заблудиться в пространстве для лирического героя то же, что и заблудиться во времени. Передают это состояние обычные слова и словосочетания, покинувшие свои места и производящие необычное, странное впечатление.

Третья ступень проникновения в поэтический мир Пастернака - это ассоциативные ряды его образов. Они непривычны и подчас очень сложны, требуют внимания и огромной работы мысли и души.

Поэт обладает удивительной способностью видеть явления мира будто впервые. Он вслушивается в окружающее, вглядывается в него и видит больше, чем обычный человек, создает свой собственный, стремительный, яркий и звучный мир. И вместе с поэтом начинаешь открывать его для себя.

Глава IV. Исследовательская работа.

Символика дождя в творчестве Бориса Пастернака

«Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану»,- писал Борис Пастернак. Но ясность выражения в его творчестве соединена с глубиной символа и широтой мысли. И потому правильное толкование сложных поэтических символов и ассоциаций способствует глубокому и верному прочтению его произведений.

Одним из сложнейших символов, расширяющим смысловую перспективу лирического произведения, позволяющим нам выстроить цепь ассоциаций, является символ дождя.

4.1 Анализ ключевого слова в лирических стихотворениях (третья книга стихов «Сестра моя - жизнь»)

У Бориса Пастернака родной элемент - текущая вода, чаще всего - дождь. Этот образ-символ многозначен. И потому у нас возникают самые разнообразные ассоциации.

Свою статью, посвященную своему другу Борису Пастернаку, Марина Цветаева назвала «Световой ливень». Образ, найденный Цветаевой, удивительно точен: ливень, тропическая гроза, потоки вод, водопады. «Но страстнее трав, зорь, вьюг - возлюбил Пастернак дождь (Ну надождил же он поэму! - вся книга плывет.) Но какой не осенний, не мелкий, не дождичек - дождь! Дождь джигит, а не дождичек!» - так восторженно писала в 1923 году Марина Цветаева.

Дождь для Пастернака равнозначен жизни:

Сестра моя жизнь и сегодня в разливе

Расшиблась весенним дождем обо всех.

Как жизнь, это образ-символ бесконечно разнообразен.

Вот дождь ликующий:

У капель тяжесть запонок,

И сад слепит, как плес,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слез.

И не только сам ликующий, но и заставляющий ликовать все орошаемое им:

Душистою веткою машучи,

Впивая впотьмах это благо,

Бежала на чашечку с чашечки

Грозой одуренная влага.



Или:

Лужи на камне. Как полное слез

Горло - глубокие розы, в жгучих,

Влажных алмазах.

Мокрый нахлест

Счастья на них, на ресницах, на тучах.

Но это ликование неземной силы может оборачиваться бедствием для земного:

Гроза, как жрец, сожгла сирень

И дымом жертвенным застлал

Глаза и тучи.

Или:

Вот и ливень. Блеск водобоязни,

Вихрь, обрывки бешеной слюны.

Она, эта неземная сила, может превращаться даже во что-то жалкое, одинокое и несчастное:

Но тишь. И листок не шелохнется.

Ни признака зги: кроме жутких

Глотков и плескания в шлепанцах,

И вздохов, и слез в промежутке.

Все эти примеры взяты из третьей книги «Сестра моя - жизнь» (1922г.), главная идея которой состоит в том, что смысл окружающего мира - в нем самом, нужно только «проснуться и прозреть», научиться его видеть и бескорыстно любить, и тогда станет понятно, для чего этот мир существует. Грозы, бури, ливни, бушующие в книге «Сестра моя - жизнь»,- не просто явления природы. Они одухотворены и олицетворены, наделены свойствами субъекта. Они становятся действующими лицом наравне с человеком.

Но уже в самых ранних произведениях мы находим прямые указания на значение текущей воды дождя для Пастернака. Окружающий мир наделен человеческими свойствами. Сравнения и метафоры сближают человеческое и природное, одухотворяют внешний мир и растворяют в нем мир внутренний. Вот несколько строк из стихотворения, написанного до 1914 года:

Встав из грохочущего ромба

Предрассветных площадей,

Напев мой опечатан пломбой

Неизбываемых дождей.

Под ясным небом не ищите

Меня в толпе сухих коллег.

Я смок до нитки от наитий,

И север с детства мой ночлег.

Из более поздних собраний несколько характерных образов-символов:

Велось у всех, чтоб за обедом

Хотя б на третье дождь был подан.

…Зачем же бесцельно

Целуешь, как капли дождя!

Кто мой испуг изобразит росе

В тот час, как загорланит первый кочет,

За ним другой, еще за этим все?

Перебирая годы поименно,

Поочередно окликая тьму,

Они пророчить станут перемену

Дождю, земле, любви - всему, всему.

В стихотворении отражено обостренное мировосприятие лирического субъекта: поэт слышит то, чего нельзя услышать. Эти абстрактные понятия (тьма, шорох снов) становятся одушевленными так же, как и дождь, проявляются в будничном мире, воплощаются в звуки. Внутреннее преображение под воздействием любви ассоциируется с весенним пробуждением природы. Сознание постепенно преображается, раскрывается для новых впечатлений. Так, с помощью образа-символа дождя высвечивается мысль автора об очищающем, облагораживающем и обновляющем влиянии любовного чувства на человека, о внутреннем преображении под действием любви и красоты.

В одном из самых насыщенных чувством благоговения перед жизнью лирический герой пастернаковских стихотворений обращается именно к дождю, чтобы поведать свое ликование:

Мой друг, мой дождь, нам некуда спешить.

У нас есть время. У меня в карманах -

Орехи. Есть за чем с тобой в степи

Полночи скоротать. Ты видел? Понял?

Ты понял? Да? Не правда ль это - то?

Та бесконечность? То обетованье?

И не было ошибкою родиться?

Пастернак уподобляет дождю и события революционных лет:

Прошли года. Прошли дожди событий.

Уподобляется струе воды поэзия:

Отростки ливня грязнут в гроздях

И долго, долго, до зари

Кропают с кровель свой акростих,

Пуская в рифму пузыри.

Поэзия, когда под краном

Пустой, как цинк ведра, трюизм,

То и тогда струя сохранна,

Тетрадь подставлена - струись!

И, наконец, сам поэт уподобляет себя капле (правда, не воды, а чернил):

Я вишу на пере у Творца

Крупной каплей лилового лоска.

Это отрывок из «Повести», где мы видим, что означает для Пастернака вода и дождь: «Но завтра дожди кончатся, и земля засохнет. А любовь, как озеро, большое озеро, как блюдо…одно и то же сегодня, через десять, через тридцать лет она каждый день сначала».

На старости лет о такой любви Пастернак писал, ассоциируя ее со снегом:

Снег на ресницах влажен,

В твоих глазах тоска.

И весь твой облик слажен

Из одного куска.

Как будто бы железом,

Обмокнутым в сурьму,

Тебя вели нарезом

По сердцу моему.

И в нем навек засело

Смиренье этих черт,

И потому нет дела,

Что свет жестокосерд.

И оттого двоится

Вся эта ночь в снегу,

И провести границы

Меж нас я не могу…

Таким образом, на протяжении жизни и творческого пути любимый символ поэта - текущая вода, дождь, ливень, тропическая гроза, потоки вод, водопады,- усложняясь, развиваясь, эволюционируя, превращается в снег как символ безвозвратно уходящего времени, напоминание о конце.

4.2 Анализ ключевого слова «дождь» в романе «Доктор Живаго»

Мистическая суть элемента воды, дождя как текущей воды, его прямая связь со стихией любви и жизни раскрывается и в романе «Доктор Живаго».

Дело происходит в Мелюзееве: Лара уехала. В большом барском доме остались только Юрий Живаго и старая швейцарка мадемуазель Флери. Ночью пред отъездом самого Живаго из Мелюзеева была страшная буря: «Шум урагана сливался с шумом ливня, который то отвесно обрушивался на крыши, то под напором изменившегося ветра двигался вдоль улицы, как бы отвоевывая шаг за шагом своими хлещущими потоками».

Ночью настойчивый стук в парадную дверь будит старушку Флери и Живаго. Полагая, что это вернулась Лара, они открывают дверь, но не находят ничего, кроме дождя. Оказывается, однако, что «в буфетной выбито окно обломком липового сука, бившего о стекло, и на полу огромные лужи, и то же самое в комнате, оставшейся от Лары, море, форменное море, целый океан». Они поговорили еще немного, заперли дверь и разошлись спать, оба сожалея, что тревога оказалась ложной. «Они были уверены, что отворят парадное и в дом войдет так хорошо известная женщина, до нитки вымокшая и иззябшая, которую они засыплют вопросами, пока она будет отряхиваться…Они были так уверены в этом, что когда они заперли дверь, след этой уверенности остался за углом дома на улице, в виде водяного знака этой женщины или ее образа, который продолжал им мерещиться за поворотом».

Сразу вспоминается стихотворение «Разлука», где образ любимой женщины влечет за собой образы бушующего моря, прибоя, волненья после шторма.

Таким образом, мы видим, что Лара связана с образом живой воды - водяного знака, дождя, превращающегося в море.

Роман же в целом происходит на фоне снега: тоже воды, нисходящей с неба, но воды мертвой. Все утраты в романе происходят в снегу и под снегом.

Например, после похорон матери Юрия: «За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода. На дворе бушевала вьюга, воздух дымился снегом…С неба оборот за оборотом бесконечными мотками падала на землю белая ткань, обвивая ее погребальными пеленами».

Исторические события, как и все поэты, писатели - мастера, часто показываются у Пастернака через явления природы. В ноябре 1917 года кончается старый мир. Ощущение приближения «исторического вихря» (сравним поэму «Двенадцать» А.Блока), восприятие революции, мятежа как стихии (повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка») говорит яркая художественная деталь, символизирующая конец старого мира: «Вдруг снег повалил густо-густо и стала разыгрываться метель, та метель, которая в открытом поле с визгом стелется по земле, а в городе мечется в тесном тупике, как заблудившаяся».

Описания снега, рассыпанные по многим страницам романа, отвечают тончайшим душевным движениям героя. Уезжает из Москвы Живаго с семьей: «Накануне отъезда поднялась снежная буря. Ветер взметал вверх к поднебесью серые тучи вертящихся снежинок, которые белым вихрем возвращались на землю, улетали в глубину темной улицы и устилали ее белой пеленою». Или Живаго узнает об отъезде за границу своей семьи: «За окном пошел снег. Ветер нес его по воздуху вбок, все быстрее и все гуще, как бы этим все время что-то наверстывая».

И, наконец, Живаго теряет Лару в погребенном снегу Варыкине. Живописная игра красок, теней, света обостряет горе Юрия Живаго, когда он мысленно прощается с Ларой, своей любовью (ч.14, гл.13): «темно-пунцовое солнце», «синяя линия сугробов», «ананасная сладость» солнца на снегу, «багрово-бронзовые пятна зари», «пепельная мягкость пространств быстро погружалась в сиреневые сумерки, все более лиловевшие. С их серою дымкой сливалась кружевная, рукописная тонкость берез на дороге, нежно нарисованных по бледно-розовому, точно вдруг обмелевшему небу». Живописность, зримость образов, яркие изобразительно-выразительные средства резко подчеркивают пронзительную боль, душевное состояние героя, его невыносимое страдание.

А в последнем собрании стихотворений Бориса Пастернака «Когда разгуляется» (1956-1959г.г.) снег уже окончательно завладевает той территорией, над которой когда-то шли дожди. Мы видим, снег здесь - символ безвозвратно уходящего времени:

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

Снег - напоминание о конце:

Тогда я понял, почему

Она во время снегопада,

Снежинками пронзая тьму,

Заглядывала в дом из сада.

Она шептала мне: «Спеши!»

Губами, белыми от стужи

А я чинил карандаши,

Отшучиваясь неуклюже.

А в стихотворении «Зимняя ночь» уже звучат трагические ноты смерти и расставания:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы…

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой…

Засыпет снег дороги,

Завалит скаты крыш…

Снег - смерть:

Я, наверно, неправ, я ошибся,

Я ослеп, а лишился ума.

Белой женщиной мертвой из гипса

Наземь падает навзничь зима.

Небо сверху любуется лепкой

Мертвых, крепко придавленных век.

Все в снегу, двор и каждая щепка

И на дереве каждый побег.

Жизнь символична, потому она значительна во всех своих проявлениях. И предметом поэзии является сама жизнь. Долг человека - заплатить муками за чудо жизни, сказку жизни. И в стихотворении Юрия Живаго «Сказка» назывные предложения обозначают Вечность как единство текучести и неподвижности:



Сомкнутые веки.

Выси. Облака.

Воды. Броды. Реки.

Годы и века.

Так замыкается круг. «Водяной знак» жизнеподателя-дождя превращается в водяной же знак могильщика-снега»,- пишет В.С.Франк, литературовед, исследующий поэтическое мировоззрение Пастернака.

Таким образом, мистическая суть этого элемента прямо связана в творчестве поэта со стихией любви и жизни. Жизненный путь человека-художника, желающего во всем «дойти до самой сути», показан Борисом Пастернаком на эволюции образа-символа дождя как текущей живой воды (ливень, бури, грозы, потоки вод, водопады) и снега - тоже воды, нисходящей с неба, но воды мертвой - символа безвозвратно уходящего времени, символа смерти.


Заключение

Таким образом, исследовав творчество одного из величайших поэтов 20 века Бориса Пастернака, проанализировав семантическое пространство ключевого слова «дождь» в контексте личной жизни и творчества Бориса Пастернака, мы пришли к следующим выводам:

  1. Символика «дождя» является основой для понимания мировосприятия, мировоззрения Бориса Пастернака. Образ-символ бесконечно разнообразен и многозначен: ливень, тропическая гроза, потоки вод, водопады, бушующая гроза, буря, и снег (тоже вода, нисходящая с неба, но вода мертвая).

  2. Мистическая суть этого элемента прямо связана в творчестве поэта со стихией любви и жизни. С помощью образа-символа дождя высвечивается мысль автора об очищающем, облагораживающем и обновляющем влиянии любовного чувства на человека, о внутреннем преображении под действием любви и красоты.

  3. В одном из самых насыщенных чувством благоговения перед жизнью лирический герой пастернаковских стихотворений обращается именно к дождю, чтобы поведать свое ликование.

  4. На протяжении жизни и творческого пути любимый символ Бориса Пастернака - текущая вода, дождь, ливень, тропическая гроза, потоки вод, водопады,- усложняясь, развиваясь, эволюционируя, превращается в снег как символ безвозвратно уходящего времени, напоминание о конце, символа смерти.



Список использованной литературы:

  1. Березина Т.Н., Абульханова К.А. «Время личности и время жизни».-СПб.,2001.

  2. Жданова А.И. «Нобелевские лауреаты русской словесности».-Волгоград, изд-во «Учитель», 2009

  3. КостомаровН. И. «Об историческом значении русской народной поэзии».- Харьков, 1943.

  4. Озеров Л. «О Борисе Пастернаке».-М., изд-во «Правда», 1990.

  5. Пастернак Б.Л. «Избранное»: в 2 т.-М., 1985.

  6. Пастернак Б.Л. «Со мной, с моей свечою вровень. Миры расцветшие висят». -М.:БО ВФО, 1993.»

  7. Потебня А. А. «О некоторых символах в славянской народной поэзии». -Харьков, 1960.

  8. Цветаева А. «Воспоминания». - М.,1986.

  9. Цветаева М. «Избранное». - М.:Прсвещение,1989.

  10. Эфрон А. «О Марине Цветаевой».- М.: Советский писатель, 1989.

  11. Эпштейн М.П. «Природа, мир, тайник Вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии». - М.: Высшая школа, 1990.

Интернет-ресурсы:

  1. Елисеева, Н. Нобелевский изгнанник:

  2. Кавторина. А. Перпетуум Нобеля, перешагнувший век: ст.:



ПРИЛОЖЕНИЯ





ВЫБОРКА ПРИМЕРОВ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ И ПОЭМ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

Названия стихотворений и поэм

Строки из стихотворений

Из книги «Сестра моя - жизнь…»

«Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе…» (1917 г.)

Сестра моя жизнь и сегодня в разливе

Расшиблась весенним дождем обо всех…

«Плачущий сад» (1917 г.)

Ужасный! - Капнет и вслушается,

Все он ли один на свете

Мнет ветку в окне, как кружевце,

Или есть свидетель…

Ни звука. И нет соглядатаев.

В пустынность удостоверяясь,

Берется за старое - скатывается

По кровле, за желоб и через…

Но тишь. И листок не шелохнется.

Ни признака зги: кроме жутких

Глотков и плескания в шлепанцах,

И вздохов, и слез в промежутке.

«Зеркало» (1917 г.)

…Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,

На цыпочках скачет чиж.

Ты можешь им выпачкать губы черникой,

Их шалостью не опоишь.

«Ты в ветре, веткой пробующем…» (1917 г.)

…У капель - тяжесть запонок,

И сад слепит, как плес,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слез…

«Дождь» (1917 г.)

Она со мной. Наигрывай,

Лей, смейся, сумрак рви!

Топи, теки эпиграфом

К такой, как ты, любви!

Снуй шелкопрядом тутовым

И бейся об окно.

Окутывай, опутывай,

Еще не всклянь темно!

-Ночь в полдень, ливень,- гребень ей!

На щебне, взмок,- возьми!

И - целыми деревьями

В глаза, в виски, в жасмин!

«Балашов» (1917 г.)

Сквозь дождик сеялся хорал

На гроб и в шляпы молокан…

Из цикла «Развлеченья любимой»

«Душистою веткою машучи…»

Душистою веткою машучи,

Впивая впотьмах это благо,

Бежала на чашечку с чашечки

Грозой одуренная влага.

На чашечку с чашечки скатываясь,

Скользнула по двум,- и в обеих

Огромною каплей агатовою

Повисла, сверкает, робеет…

«Весенний дождь»

Усмехнулся черемухе, всхлипнул, смочил

Лак экипажей, деревьев трепет…

Лужи на камне. Как полное слез

Горло - глубокие розы, в жгучих

Влажных алмазах. Мокрый нахлест

Счастья - на них, на ресницах, на тучах…

Из цикла «Занятье философией»



«Болезни земли»

…Вот и ливень. Блеск водобоязни,

Вихрь, обрывки бешеной слюны.

Но откуда? С тучи, с поля, с Клязьмы

Или с сардонической сосны?

«Наша гроза»

Гроза, как жрец, сожгла сирень

И дымом жертвенным застлала

Глаза и тучи. Расправляй

Губами вывих муравья.

Звон ведер сшиблен набекрень.

О, что за жадность: небо мало?!

В канаве бьется сто сердец.

Гроза сожгла сирень, как жрец.

«Mein liebchen,

Was willst du noch menr?»

…Может молния ударить,-

Вспыхнет мокрою кабинкой.

Или всех щенят раздарят.

Дождь крыло пробьет дробинкой…

«Душная ночь»

Накрапывало,- но не гнулись

И травы в грозовом мешке,

Лишь пыль глотала дождь в пилюлях,

Железо в тихом порошке…

В осиротелой и бессонной,

Сырой, всемирной широте

С постов спасались бегством стоны,

Но вихрь, зарывшись, коротел.

За ними в бегстве слепли следом

Косые капли. У плетня

Меж мокрых веток с ветром бледным

Шел спор. Я замер. Про меня!

«Еще более душный рассвет»

Я умолял приблизить час,

Когда за окнами у вас

Нагорным ледником

Бушует умывальный таз

И песни колотой куски,

Жар наспанной щеки и лоб

В стекло горячее, как лед,

На подзеркальник льет…

«Возвращение»

...Пыхтенье, сажу, жар

Не соснам разжижать.

Гроза торчит в бору,

Как всаженный топор…

«Елене»

…Ночью бредил хутор;

Спать мешали перистые тучи.

Дождик кутал

Ниву тихой переступью

Осторожных капель…

«Лето»

…Не тени,- балки месяц клал,

А то бывал в отлучке,

И тихо, тихо ночь текла

Трусцой, от тучки к тучке.

Скорей со сна, чем с крыш; скорей

Забывчивый, чем робкий,

Топтался дождик у дверей…

«Имелось»

…Имелась ночь. Имелось губ

Дрожание. На веках висли

Брильянты, хмурясь. Дождь в мозгу

Шумел, не отдаваясь мыслью…

«Любить,- идти…»

Любить,- идти,- не смолкнул гром,

Топтать тоску, не знать ботинок,

Пугать ежей, платить добром

За зло брусники с паутиной.

Пить с веток, бьющих по лицу,

Лазурь с отскоку полосуя:

«Так это эхо?»- и к концу

С дороги сбиться в поцелуях…

Из книги «Темы и вариации» (1916-1922 г.г.)

«Пять повестей»

«Встреча»

Вода рвалась из труб, из луночек,

Из луж,с заборов, с ветра, с кровель…

Встав из грохочущего ромба

Предрассветных площадей,

Напев мой опечатан пломбой

Неизбываемых дождей.

Под ясным небом не ищите

Меня в толпе сухих коллег.

Я смок до нитки от наитий,

И север с детства мой ночлег.

«Вариации»

Велось у всех, чтоб за обедом

Хотя б на третье дождь был подан.

…Зачем же бесцельно

Целуешь, как капли дождя!

Кто мой испуг изобразит росе

В тот час, как загорланит первый кочет,

За ним другой, еще за этим все?

Перебирая годы поименно,

Поочередно окликая тьму,

Они пророчить станут перемену

Дождю, земле, любви - всему, всему.


Мой друг, мой дождь, нам некуда спешить.

У нас есть время. У меня в карманах -

Орехи. Есть за чем с тобой в степи

Полночи скоротать. Ты видел? Понял?

Ты понял? Да? Не правда ль это - то?

Та бесконечность? То обетованье?

И не было ошибкою родиться?

Прошли года. Прошли дожди событий.

Уподобляется струе воды поэзия:

Отростки ливня грязнут в гроздях

И долго, долго, до зари

Кропают с кровель свой акростих,

Пуская в рифму пузыри.

Поэзия, когда под краном

Пустой, как цинк ведра, трюизм,

То и тогда струя сохранна,

Тетрадь подставлена - струись!

Я вишу на пере у Творца

Крупной каплей лилового лоска.


Из книги «Поверх барьеров» (Стихи разных лет)

«Июльская гроза»

Гроза в воротах! на дворе!

Преображаясь и дурея,

Во тьме, в раскатах, в серебре,

Она бежит по галерее,

По лестнице. И на крыльцо.

Ступень, ступень, ступень.- Повязку!

У всех пяти зеркал лицо

Грозы, с себя сорвавшей маску.

«После дождя»

…Сначала все опрометью, вразноряд

Ввалилось в ограду деревья развенчивать,

И попранным парком из ливня - под град.

Потом от сараев - к террасе бревенчатой…

Вот луч, покатясь с паутины, залег

В крапиве, но, кажется, это не надолго.

И миг недалек, как его уголек

В кустах разожжется и выдует радугу.

«Ландыши»

Сырой овраг сухим дождем

Росистых ландышей унизан…

«Сирень»

…Уж где-то телеги и лето,

И гром отмыкает кусты,

И ливень въезжает в кассеты

Отстроившейся красоты…

«Приближенье грозы»

Закаплет. Ласточки вскипят.

Всей купой в сумрак вступит тополь…

С утра на завтра с кровли, с можжевелин

Льет в три ручья…

«Ненастье» (1956 г.)

Дождь дороги заболотил.

Ветер режет их стекло…

Брызжет дождик через сито.

Крепнет холода напор.

Точно все стыдом покрыто,

Точно в осени - позор.

Точно срам и поруганье

В стаях листьев и ворон,

И дожде и урагане,

Хлещущих со всех сторон.

«После грозы» (1958 г.)

Пронесшейся грозою полон воздух.

Все ожило, все дышит, как в раю…

Все живо переменою погоды.

Дождь заливает кровель желоба…

Воспоминание о полувеке

Пронесшейся грозой уходит вспять.

Столетье вышло из его опеки.

Пора дорогу будущему дать.

Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Души воспламененной чьей-нибудь.

Стихотворения из романа «Доктор Живаго»

«На Страстной»

Вода буравит берега

И вьет водовороты…

«Зимняя ночь» (1946 г.)

Мело, мело по всей земле

Во все пределы…

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой…

«Свидание» (1949 г.)

Снег на ресницах влажен,

В твоих глазах тоска.

И весь твой облик слажен

Из одного куска.

Как будто бы железом,

Обмокнутым в сурьму,

Тебя вели нарезом

По сердцу моему.

И в нем навек засело

Смиренье этих черт,

И потому нет дела,

Что свет жестокосерд.

И оттого двоится

Вся эта ночь в снегу,

И провести границы

Меж нас я не могу…

«Сказка» (1953 г.)

Сомкнутые веки.

Выси. Облака.

Воды. Броды. Реки.

Годы и века.

Из книги «Когда разгуляется» (1956-1959 г.г.)

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

«После вьюги» (1957 г.)


Я, наверно, неправ, я ошибся,

Я ослеп, а лишился ума.

Белой женщиной мертвой из гипса

Наземь падает навзничь зима.

Небо сверху любуется лепкой

Мертвых, крепко придавленных век.

Все в снегу, двор и каждая щепка

И на дереве каждый побег.







28




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал