- Учителю
- Урок русского языка в 11 классе. В творческой лаборатории читателя: от текста — к авторскому замыслу. Средства художественной выразительности
Урок русского языка в 11 классе. В творческой лаборатории читателя: от текста — к авторскому замыслу. Средства художественной выразительности
Урок русского языка в 11 классе.
Тема: В творческой лаборатории читателя: от текста - к авторскому замыслу. Средства художественной выразительности
Цели урока:
Образовательные:
создать условия для совершенствования у учащихся представления о тексте и его характеристиках; содействовать формированию навыков написания фрагментов сочинения-рассуждения; организовать деятельность учащихся по коррекции пробелов, выявленных при контрольном тестировании.
Развивающие:
использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий.
Воспитательные:
воспитывать чувство сопереживания персонажу текста; создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности; развивать чувство ответственности как за личную деятельность, так и за действия в группе и паре.
Оборудование:
- учебники русского языка;
- компьютер и проектор с презентацией учебного материала;
- рабочие тетради;
- памятки для учащихся;
- тексты с заданиями по типу ЕГЭ (проект демоверсии по русскому языку, 2014 г.);
- ключи для взаимоконтроля выполнения заданий.
Учебник: Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.
Ход урока
-
Оргмомент, актуализация.
Слайд 1
Заявка темы и целей урока
Мы продолжаем работу над структурой сочинения-рассуждения по предложенному тексту (задание С в ЕГЭ). Рассмотрим, какое отношение имеет сегодняшняя тема к этому заданию.
Слайд 2
Вспомним структуру сочинения-рассуждения: (ученики называют, на экране по щелчку появляются блоки
Авторский замысел - это реализация главной мысли текста, проявление позиции автора, то есть 3 пункт сочинения выделение по щелчку.Чтобы его раскрыть, нужно определить проблему выделение по щелчку и прокомментировать ее реализацию в тексте. выделение по щелчку.И если с приемами написания вступительной части мы работали на прошлом уроке, то сейчас нам предстоит ответить на вопрос: Как через анализ текста раскрыть авторский замысел?
Ответ на этот вопрос должен стать результатом нашего урока, поэтому давайте помнить о нем.
-
Информация об авторе, знакомство с текстом.
Слайд 3
Информация об авторе
Гайто (Георгий) Газданов, писатель «младшего» поколения первой волны эмиграции, большую часть своей жизни провел в Париже, где долгие годы был вынужден работать ночным таксистом. Многолетнее знакомство с парижским «дном» нашло своё отражение в романе «Ночные дороги». Здесь, как и в наиболее характерных для него произведениях, повествование ведётся от первого лица, а всё описываемое: люди, места, события - подаётся через призму восприятия рассказчика, сознание которого становится той осью, которая соединяет разнообразные, иногда никак не связанные между собой звенья повествования.
Слайд 4
Выполнение задания на компрессию текста по типу А 27 демоверсии ЕГЭ - 2009.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1. Писатель-эмигрант Гайто Газданов долгое время работал ночным таксистом, что помогло ему написать роман «Ночные дороги», в котором повествование ведется от первого лица..
2. Гайто Газданов провел много лет в Париже, где написал роман «Ночные дороги», в котором центром является восприятие рассказчика.
3. Писатель Гайто Газданов большую часть жизни провел в Париже, где работа ночного таксиста дала ему материал для романа «Ночные дороги», в котором разрозненные звенья повествования объединяются через восприятие рассказчика.
4. Гайто Газданов большую часть жизни провел в Париже, где написал роман «Ночные дороги», отразивший знакомство автора с парижским «дном».
Слайд 5
Знакомство с текстом, определение его общих характеристик:
(1) Иногда, раз в несколько лет, среди этого каменного пейзажа бывали вечера и ночи, полные того тревожного весеннего очарования, которое я почти забыл с тех пор, что уехал из России, и которому соответствовала особенная, прозрачная печаль моих чувств, так резко отличная от моей постоянной густой тоски, смешанной с отвращением. (2) Всё менялось тогда, точно перенастроенный рояль, и я входил, не зная, как и почему, в иной мир, легкий и стеклянный, где всё было звонко и далеко и где я, наконец, дышал этим удивительным весенним воздухом, от полного отсутствия которого я бы, кажется, задохнулся. (3) И в такие дни и вечера я с особенной силой ощущал те вещи, которые всегда смутно сознавал и о которых очень редко думал. (4) Ощущал, что мне трудно было дышать, как почти всем нам, в этом европейском воздухе, где не было ни ледяной чистоты зимы, ни бесконечных запахов и звуков северной весны, ни огромных пространств моей родины.
(По Г. Газданову, «Ночные дороги», 1941 г., Париж)
Слайд 6
- Какому типу речи принадлежит текст? Почему?
Тип речи:
описание состояния человека + рассуждение
Записываем слова: автор изображает, рисует, показывает, размышляет, объясняет.
- Какой стиль речи использует автор? Зачем?
Стиль речи:
художественный
Записываем слова: эмоциональность, образность речи, вовлечь в сопереживание.
- Определение проблемы текста
Проблема текста:
Легко ли человеку жить в изгнании, далеко от родины?
Записываем формулировку проблемы.
Создание вступления по макету (по группам: 1- макет № 3, назывные предложения с последующим заявлением проблемы текста, 2 группа - макет № 7, проблемный вопрос и выход на тему исходного текста, 3 группа - макет № 8, краткое сообщение об авторе)
-
Тестирование по типу ЕГЭ + самоанализ (коррекция допущенных в контрольном тестировании ошибок)
Парная работа с тестами. Самопроверка по открывшимся по щелчку ответам на слайде № 7 (задания А8 - А10) и № 8 (задание В8). -
при необходимости переход по гиперссылке к терминам.
- Как синтаксические конструкции и выбор слов «работают» на мысль автора?
- Как помогают понять ее средства выразительности?
-
Новый материал
Слайд 13
Упражнение 59 в учебнике.
Комментарий - это разъяснительные примечания к какому-либо тексту. (словарь С.И. Ожегова)
- Какое слово будет самым важным для понимания сути комментария? (разъяснительные) - выделение по щелчку.
Слайд 14
Можем ли мы построить комментарий как цепочку ответов на вопрос: «Что изображает автор?»
К каждому из этих вопросов мы должны добавить вопросы «Как?» и «Зачем?» Появление по щелчку.
-
Создание комментария к данному тексту.
Слайд 15.
Фронтальная работа.
Составление комментария к первому предложению текста:
(Что?) Предположения учащихся, подбор слов, появление текста для записи по щелчку.
Г. Газданов не называет слова «ностальгия», он просто описывает особенные вечера и ночи, которые напоминали ему о России.
(Как?) Предположения учащихся, подбор слов, появление текста для записи по щелчку.
Он подчеркивает «прозрачную печаль» своих чувств, противопоставляя её «постоянной густой тоске» эмиграции
(Зачем?) Предположения учащихся, подбор слов, появление текста для записи по щелчку.
и тем самым создаёт образ необыкновенно светлого чувства, помогающего жить в изгнании.
Далее - самостоятельное написание комментария (ещё два подобных блока). Следует помнить о записанных в начале урока словах, помогающих оформить высказывание.
Консультации сильных учеников, если они успели быстрее.
-
Домашнее задание Слайд 16
Упражнение 64 по заданию, написание части 1 и 2 сочинения-рассуждения по тексту упражнения (постановка проблемы и комментарий)
-
Рефлексия
Слайд 17
Создать макет системы средств, позволяющих выявить авторский замысел
Примерный вариант схемы, которую должны составить учащиеся:
Приложение. Дидактический материал к уроку
Вариант 1
(1)Иногда, раз в несколько лет, среди этого каменного пейзажа бывали вечера и ночи, полные того тревожного весеннего очарования, которое я почти забыл с тех пор, что уехал из России, и которому соответствовала особенная, прозрачная печаль моих чувств, так резко отличная от моей постоянной густой тоски, смешанной с отвращением. (2)Всё менялось тогда, точно перенастроенный рояль, и я входил, не зная, как и почему, в иной мир, легкий и стеклянный, где всё было звонко и далеко и где я, наконец, дышал этим удивительным весенним воздухом, от полного отсутствия которого я бы, кажется, задохнулся. (3) И в такие дни и вечера я с особенной силой ощущал те вещи, которые всегда смутно сознавал и о которых очень редко думал. (4) Ощущал, что мне трудно было дышать, как почти всем нам, в этом европейском воздухе, где не было ни ледяной чистоты зимы, ни бесконечных запахов и звуков северной весны, ни огромных пространств моей родины.
(По Г. Газданову, «Ночные дороги», 1941 г., Париж)
А8 Какие слова являются одной из грамматических основ в первом (1) предложении текста?
1) бывали вечера 2) вечера и ночи
3) бывли вечера и ночи 4) бывли вечера и ночи полные очарования
A9 Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1) сложное с сочинительной и подчинительной связью
2) сложноподчинённое, 2 основы
3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью
4) сложноподчинённое, 3 основы
A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТОЧНО из второго (2) предложения текста.
1) союз 2) категория состояния 3) наречие 4) краткое прилагательное
В8. Писатель-эмигрант Гайто Газданов пишет о ностальгии. Значение воспоминаний о родине подчеркивается с помощью _________ («особенная, прозрачная печаль моих чувств, так резко отличная от моей постоянной густой тоски»). Это чувство особенно ёмко передается с помощью ______________ («легкий и стеклянный» мир). Изменения внутреннего состояния автора помогает изобразить использование __________ («точно перенастроенный рояль»). _____________ («от полного отсутствия которого я бы, кажется, задохнулся» и «бесконечных запахов и звуков») подчеркивают степень накала чувств.
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) ряд однородных членов
3) антитеза
4) инверсия
5) олицетворение
6) парцелляция
7) эпитеты
8) гипербола
9) экспрессивный повтор