7


  • Учителю
  • Средства художественной выразительности в таблице Тропы и фигуры речи (10 класс)

Средства художественной выразительности в таблице Тропы и фигуры речи (10 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Средства художественной выразительности

(это те художественно выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.

К средствам выразительности языка относят тропы, стилистические фигуры)*Метафора- перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства. Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец (Н. Заболоцкий).



Метафора, в отличие от сравнения, обычно одночленна. Различают метафоры индивидуально-авторские и общеязыковые (спинка стула, буря чувств), простые и развернутые. Простая метафора построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо признаку. Развернутая построена на различных ассоциациях по сходству. Развернутая метафора - это своего рода нанизывание новых метафор, связанных по смыслу с первой: Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин).

*Оксюморон (троп) - сочетание, в котором соединяются несовместимые понятия: живой труп, крупные мелочи



*Сравнение - сопоставление двух предметов, явлений, качеств на основании сходства: Густое, как синька, море (К. Паустовский). инька, море (К. Паустовский).

Сравнение всегда двучленно: в нем называется оба сопоставляемых предмета. В любом сравнении можно выделить предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства, например: Лебеди скользили по воде, как два огромных черных букета (С.Довлатов). Имеет формальный показатель: союзы (как, будто, словно, точно), предлоги (подобно, вроде, наподобие), лексические средства (подобный, похожий, напоминать, смахивать, походить). В сравнении употребляется творительный падеж имени существительного, так называемый творительный сравнения: Раненым медведем мороз дерет (Н. Асеев). Различают сравнения общеязыковые (белый, как снег) и индивидуально-авторские: Чай в стаканах жидкий, как декабрьская заря (А. Мариенгоф)

*Градация (ст. фигура) - расположение слов по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).



*Метонимия (переименование) - перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Переименование может быть связано с заменой названия произведения именем автора: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин); всего явления его частью: Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин); вещи - материалом, из которого она сделана: Не то на серебре - на золоте едал (А. Грибоедов).



*Инверсия - расположение слов, нарушающее обычный порядок слов (для главных и второстепенных членов предложения) Т.Е. нарушение прямого порядка слов:

  1. - + = (для текста-повествования)

  2. = + - (для текста -описания)

Для второстепенных членов предложения:

  1. согл. опред. + опред. слово;

  2. обстоят. обр. действия + =;

  3. = + остальные обст. и дополнения.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом (М. Лермонтов)



*Разновидностью метонимии является синекдоха - замена родового понятия видовым, множественного числа единственным и наоборот: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин).

*Эллипсис - пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения. Члены предложения восстанавливаются по смыслу. Эллипсис придает речи стремительный, динамический характер: Мы грады - в пепел, села - в прах (В. Жуковский).



Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья...

(А.Фет).

*Эпитет - образное определение предмета или явления. Ср.: свинцовая пуля - свинцовое небо. Эпитет чаще всего выражается полным прилагательным или причастием (беспутный ветер, танцующий почерк), но может быть выражен и существительным в роли приложения (волшебница-зима), качественным наречием на (жадно гладишь), существительным в родительном падеже в качестве несогласованного определения (приют спокойствия, трудов и вдохновенья). В народном поэтическом творчестве широко используются постоянные эпитеты (добрый молодец).

*Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения.

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы (В. Брюсов).



*Олицетворение - перенос свойств, действий человека на неодушевленные предметы, животных: березы шепчут. При олицетворении описываемый предмет уподобляется человеку. Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы. Олицетворения подразделяются на общеязыковые: время бежит и индивидуально-авторские: Вдруг барабан заговорил (Н.Заболоцкий).

*Анафора (единоначатие)- повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений:

Я стою у высоких дверей.

Я слежу за работой твоей (М. Светлов).



*Гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). Они могут быть индивидуально-авторскими и общеязыковыми (на краю земли).

*Эпифора - повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений:

Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь).



*Литота - художественное преуменьшение размера, силы и признака: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н.Некрасов). Известны и общеязыковые литоты: капля в море.



Асиндетон (*бессоюзие)- отсутствие союзов между однородными членами или частями сложного предложения:

Швед, русский - колет, рубит, режет (А. Пушкин).



*Аллегория - изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Аллегорией может быть названо любое иносказательное выражение, например, поезд ушел может означать: к прошлому нет возврата. Такая аллегория носит общеязыковой характер. Однако есть и индивидуально-авторские аллегории, например, аллегорический смысл заключен в стихотворении М. Лермонтова «Парус».

На аллегоризацию персонажей указывают фамилии в произведениях некоторых русских писателей, напр. Простакова и Правдин у Д. Фонвизина, Скалозуб и Молчалин у А. Грибоедова, Тяпкин-Ляпкин и Собакевич у Н. Гоголя, ряд фамилий в произведениях М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, В. Маяковского (пьесы «Баня» и «Клоп») . На аллегории строятся басня и притча.

Полисиндетон (*многосоюзие)- повторение одного и того же союза при однородных членах или частях сложного предложения:

И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Лермонтов).



*Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, например: Царь зверей (лев), город на Неве (Санкт-Петербург). Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер. Многие из них постоянно используются в языке газет: люди в белых халатах (врачи). В стилистическом отношении различают образные и необразные перифразы, ср.: Солнце русской поэзии и автор «Евгения Онегина» (В.Г. Белинский).

Антономазия - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного.

*Риторический вопрос- вопрос, на который не требуется ответа, он задается с целью привлечения внимания адресата:

Любите ли вы театр, как люблю его я? (В. Белинский).



Эвфемизм- разновидность перифразы. Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным. «негр» (американский) → «афроамериканец» , «инвалид» → «лицо с ограниченными возможностями» , «лица с особенностями психофизического развития» , «другие люди» (в некоторых странах) ; тюрьма → «места лишения свободы» , «места не столь отдалённые»

*Риторическое восклицание - фигура, содержащая в форме восклицания утверждение; служит для повышения эмоционального уровня речи:

Погиб поэт! Невольник чести…(М. Лермонтов).



Ирония - употребление слова в смысле, обратном буквальному: Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов). Умная голова - обращение к ослу. Иронией называется тонкая насмешка, выраженная в форме похвалы или положительной характеристики предмета.

*Риторическое обращение (ст. фигура) - высказывание, адресуемое неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу:

Клен ты мой опавший, клен заледенелый (С. Есени

Сарказм- близок к тропам. Вид сатирической насмешки, издевки. Можно сказать что сарказм - это высшая степень иронии, когда человек сразу же говорит, что он думает, чтобы высмеять другого человека или цели намеренно его унизить и оскорбить. Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим (Владимир Ленин). Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Фаина Раневская)

*Парцелляция - особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующее за основным, части единого предложения интонационно обособляются как самостоятельные предложения (на письме - знаками препинания).





А все Кузнецкий мост и вечные французы, Откуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и Шпилек! и булавок!.. А.С.Грибоедов. Горе от ума.



Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет….

А. Блок



Из рассказа Шукшина «Ноль-ноль целых»: «Прошу на стол мою трудовую книжку. Без бюрократства. Без этих, знаете, штучек».







Каламбур - близок к тропам. это такие словесные игры, при которых происходит употребление одного слова сразу в двух значениях - в прямом и переносном, столкновение двух лексико-семантических вариаций многозначного слова. Каламбуры, в основе которых лежит одновременное использование прямого и переносного значения двух слов. К примеру, есть такая реклама «Из номера в номер номер один». Каламбуры, в рамках которых обыгрываемое слово используется одновременно в двух противоположных значениях, что создает некий юмористический эффект. Например, передача «Не зевай!»

«По такому ПОВОДУ Кот помчался ПО ВОДУ…» (Яков Козловский). название кофейни «Про Кофий»



*Умолчание - оборот речи, состоящий в том, что предложение или фраза остаются недосказанными, начатая речь внезапно обрывается. На письме обозначается многоточием.

Нередко прибегаем мы к умолчаниям и в повседневной жизни (как правило, при выяснении отношений), например, "я все понимаю, но...", "ты конечно прав, просто я думала..."



Я не люблю, о Русь, твоей несмелой

Тысячелетней, рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый...

Смиренные, родимые черты!

(И. Бунин)

*Гротеск - можно отнести к тропам. Художественный приём в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо-комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным и т. п. Сон Татьяны Лариной (пятая глава романа «Евгений Онегин») наполнен гротескными образами чудовищ:



Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Салтыков-Щедрин "История одного города" один из героев(градоначальник) зарезался огурцом.

Рефрен - композиционный прием повторения стиха или ряда стихов в конце строфы (куплета). В песенных куплетах Р. часто называют припевом. Так построены многие народные песни.



...Нам в бой идти приказано:

Да здравствует свобода!

Свобода! Чья? Не сказано.

А только - не народа.

Нам в бой идти приказано -

Союзных ради наций,

А главного не сказано:

Чьих ради ассигнаций?

Д.Бедный



*Антитеза - фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств: Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А.Чехов).



Символ - один из видов тропов, то есть слов, которые получают в художественном тексте кроме основных (словарных, предметных) значений еще и новые (переносные). удожественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему. У Пушкина :"Да здравствует солнце, да скроется тьма" солнце выступает как символ счастья, радости, разума.У поэтов и писателей-символистов смысл тропа имеет индивидуальный характер.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал