- Учителю
- Рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа по литературе (5 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я Коровиной (М.: Просвещение, 2014).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
-
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
-
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
-
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
-
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
-
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
-
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
-
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
-
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
-
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
-
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
-
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
-
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
-
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
-
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
-
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
-
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
-
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
-
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
-
ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
-
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
-
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
-
выразительное чтение художественного текста;
-
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
-
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
-
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
-
анализ и интерпретация произведения;
-
составление планов и написание отзывов о произведениях;
-
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
-
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
-
индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Содержание деятельности по предмету
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса литературы в 5 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
Ведущая тема при изучении литературы в 5 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. В программе соблюдена системная направленность: курс 7 класса представлен разделами:
-
Устное народное творчество.
-
Древнерусская литература.
-
Русская литература XVIII века.
-
Русская литература XIX века.
-
Русская литература XX века.
-
Литература народов России.
-
Зарубежная литература.
-
Обзоры.
-
Сведения по теории и истории литературы.
В разделах 1-8 даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Требования к результатам освоения выпускниками
основной школы программы по литературе
Личностные результаты:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
-
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
-
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
-
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
-
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
-
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
-
умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
-
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
-
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
-
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
-
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
-
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
-
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч)
Фольклор (1ч)
Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки (5 ч)
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы... Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. Герои народных сказок в оценке писателей.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Литература и изобразительное искусство.
Сказки о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. Литература и изобразительное искусство.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлении). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч)
Русские басни (2 ч)
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце.
«Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен («Зеркало и Обезьяна»), инсценирование. Проект.
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский (1ч)
Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Контрольная работа (далее - К.Р.). Тест (1ч)
Александр Сергеевич Пушкин (4 ч)
Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Р. Р. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Русская литературная сказка (2 ч)
Антоний Погорельский
Краткий рассказ о писателе.
« Черная курица, или Подземные жители». Сходство и различие литературной сказки и народной. Мир детства в изображении писателя. Проект.
Михаил Юрьевич Лермонтов (2 ч)
Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов (2 ч)
Краткий рассказ о поэте. «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях...»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
Реальная основа повести «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
К.Р., Р. Р. Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму» (1ч)
Афанасий Афанасьевич Фет (1ч)
Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (1ч)
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Как весел грохот летних бурь»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений. Проект.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
К.Р., Р.Р. Сочинение. «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» (1ч)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22 ч)
Владимир Галактионович Короленко (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание - основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Р.Р. Сочинение. Обучение навыкам характеристики героев. (1ч)
Сергей Александрович Есенин (1ч)
Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Теория литературы. Эпитет, олицетворение, метафора, ритм, фольклорный образ, пейзаж.
Павел Петрович Бажов (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский (3 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
К.Р. Тест (1 ч)
Андрей Платонович Платонов (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Поэты о Великой Отечественной войне (1ч)
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети - трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (2 ч)
И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер...»; А.А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Б. Кедрин «Аленушка»; Н.М. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Проект.
Писатели улыбаются (2 ч)
Саша Черный. Краткий обзор биографии и творчества. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Юлий Черсанович Ким. Краткий обзор биографии и творчества. «Рыба-кит».
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
К.Р. Итоговый тест по русской литературе ХIХ-ХХвв. (1ч)
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 ч)
Роберт Льюис Стивенсон (1ч)
Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо (1ч)
Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического. Противопоставление красоты внешней и внутренней - Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом.
Марк Твен (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон (1ч)
В. Ч. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1 ч) Итоговый тест.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение. Книга в жизни человека -1ч.
Устное народное творчество - 6 ч.
Из древнерусской литературы - 2 ч.
Из русской литературы XVIII века - 1 ч.
Из русской литературы XIX века - 28 ч (в т. ч. 3 К.Р., 4 Р.Р.).
Из русской литературы XX века - 22 ч (в т. ч. 2 К. Р.,1 Р.Р.).
Из зарубежной литературы - 7 ч (в т. ч. 1 В.Ч.).
Итоговый тест -1ч
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья...»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях...», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студеную зимнюю пору...»).
Ф.И. Тютчев. «Весенние воды».
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Календарно - тематическое планирование.
№
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Тема урока
Д/З
1.
Введение. Роль книги в жизни человека и общества.
Выучить 10 пословиц об учении.
2.
Что такое фольклор? Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
Прочитать «Царевну - лягушку».
3-4.
Сказка - вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы.
Выучить значение термина фольклор, выписать термин в тетрадь.
5-6.
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».
Прочитать «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».
7.
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического характера.
Прочитать «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
8-10.
Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости. Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле.
Прочитать «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
11.
Итоговый урок по фольклору.
Прочитать стр. 54 - 56. Знать биографию Ломоносова.
12.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Прочитать стр. 56 - 59. Изучит басни, записать термин в тетрадь.
13.
М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру».
Стр. 60 - 64 читать басни.
14-15.
Роды и жанры литературы. Истоки басенного жанра. И.А.Крылов: детство. Начало литературной деятельности.
Стр. 71 - 81 «Спящая красавица». Подготовить рефераты.
16.
«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.
Читать «Кубок» - стр. 84 - 89.
17-18.
«Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок»: осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости.
Читать стр. 91 - 94, подготовить рефераты.
19.
В.А.Жуковский: детство и начало литературного творчества. Сказка «Спящая царевна».
Стр. 93 - выучить «У лукоморья».
20.
Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев.
Прочитать «Сказку о мертвой царевне».
21.
Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне».
Выучить отрывок из «Сказки о мертвой царевне», нарисовать рисунки понравившихся героев.
22-24.
Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.
Читать стр. 120 - 128, Погорельский.
25-26.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил.
Читать стр. 128 - 148 «Черная курица или подземные жители».
27.
Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна».
Записать в тетради в виде таблицы сопоставление «Сказки о мертвой царевне» и «Спящей царевны».
28.
«Чудесный мир сказок Жуковского и Пушкина».
Дочитать Погорельский «Черная курица, или подземные жители».
29.
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Стр. 150 - 156 выучить «Бородино», подготовить рисунки по творчеству Лермонтова.
30-31.
М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино».
Начать читать «Заколдованное место» Н. В. Гоголя.
32-33.
«Бородино»: художественный анализ текста.
Рефераты на темы: «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя».
34-35.
Н.В.Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания - основа повести «Заколдованное место».
Конспект в тетрадь при помощи интернета биография Н. В. Гоголя.
36.
Реальность и Фантастика в повести «Заколдованное место».
Читать стр. 171, биография Некрасова «На Волге».
37-38.
Н.А.Некрасов: детство и начало литературной деятельности. Картины природы и жизни народа в стихотворении «На Волге».
Читать стр. 171 - 175 - выучить 4 столбика «Мороз, красный нос».
39.
Поэтический образ русской крестьянки в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос».
Читать стр. 176 - 187 «Крестьянские дети».
40.
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».
Читать стр. 188 - 206 «Муму».
41-42.
И.С.Тургенев: детство, начало творческой деятельности. Рассказ «Муму». Знакомство с героями.
Читать стр. 207 - 216. Подготовить рефераты - сообщения о детстве Тургенева.
43.
История отношений Герасима и Татьяны.
Читать стр. 217 - 225. Написать в тетради историю отношений Герасима и Татьяны.
44.
Герасим и Муму.
Написать в тетради отношения Герасима и Муму.
45.
Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства.
Рефераты о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.
46-47.
Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.
Читать стр. 229 - 235 «Кавказский пленник».
48.
Жилин и Костылин - два характера, две судьбы.
Читать стр. 235 - 258 «Кавказский пленник».
49.
Картины природы в рассказе. Краткость и выразительность языка Толстого.
Читать стр. 261 - 268 «Хирургия».
50-51.
Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия».
Читать по группам «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и «Лошадиная фамилия».
52-53.
Юмористические рассказы А.П.Чехова.
Читать стр. 271 - 274. Выучить Тютчев «Зима недаром злится».
54-55.
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Образы природы в русской поэзии XIX века.
Стр. 279 «Есть в осени первоначальной» - выучить Тютчев.
56.
Итоговый урок по литературе XIX века.
Читать И. А. Бунин «Косцы».
57.
И.А.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе.
Читать стр. 12 - 19 «В дурном обществе».
58-59.
В.Г.Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».
Читать стр. 19 - 26 «В дурном обществе» Короленко.
60.
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.
Читать стр. 27 - 38 «В дурном обществе». Сравнительная характеристика с тетради главных героев произведения.
61.
Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению.
Читать стр. 39 - 48 «В дурном обществе».
62-63.
С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
Читать стр. 51 - 55, выучить «Я покинул родимый дом…» Есенин.
64-65.
П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Образы героев в сказе.
Читать стр. 72 - 82 «Теплый хлеб» Паустовский.
66-67.
К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».
Читать стр. 90 - 106 С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
68-69.
С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы.
Читать стр. 112 - 122 А. П. Платонов «Никита».
70.
Художественные особенности драматической сказки Маршака. Юмор в сказке.
Написать реферат «Душевный мир главного героя в произведении «Никита».
71-72.
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.
Читать стр. 160 - 162, выучить стихотворение К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете..» (4 столбика).
73-74.
В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения.
Читать стр. 163 - 170, выучить стихотворение И. А. Бунина «Помню долгий, зимний вечер».
75.
Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.
Подготовиться к написанию сочинения.
76.
Сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение (негодование)?» (По произведениям Короленко, Паустовского, Маршака, Платонова, Астафьева).
Выучить Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
77-78.
К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Читать стр. 172 - 181 « Кавказский пленник» Саши Черного.
79-81.
Поэтическое восприятие окружающего мира природы в стихотворениях поэтов XX века: И.Бунина, А.Прокофьева, Д.Кедрина, Н.Рубцова, Дон-Аминадо.
Читать стр. 182 - 188 «Игорь Робинзон».
82-83.
Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон».
Читать стр. 193 - 198 (выучить отрывок).
84.
Итоговый урок по русской литературе.
Подготовить реферат о жизни и творчестве Р. Л. Стивенсона.
85-86.
Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя.
Читать стр. 199 - 212 «Робинзон Крузо» Д. Дефо.
87-88.
Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.
Читать стр. 215 - 229 «Снежная королева».
89-91.
Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.
Читать стр. 229 - 248 «Снежная королева». Написать сравнительную характеристику Кая и Герды.
92.
«В поисках Кая».
Подготовить рефераты о жизни и творчестве Х. К. Андерсена.
93-95.
Наши любимые сказки Андерсена.
Прочитать Ж. Санд «О чем говорят цветы».
96.
Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красоте.
Читать стр. 252 - 261 «Приключения Тома Сойера».
97-98.
М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя.
Читать стр. 269 - 280 «Сказание о Кише».
99-100.
Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Становление характера героя.
Описать в тетради образ главного героя из произведения «Сказание о Кише».
101-102.
Итоговый урок. Список литературы на лето.
Список литературы на лето. Готовить читательский дневник.
25. 09. Итоговый урок по фольклору.
1.Отгадайте загадки по теме «Природа»
а)Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
б)На полянке девчонки в белых рубашонках, в зелёных полушалках.
в)Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать.
г)Не зверь, не птица, нос, как спица, летит - кричит, сядет - молчит. Кто его убьёт - свою кровь прольёт.
д)Висит сито, не руками свито.
е)Кто над нами вверх ногами ходит - не страшится, упасть не боится?
2.Придумайте или вспомните загадку о:
- солнце
- ветре
- радуге
- дожде
- снеге
- молнии
3.Назовите сказку и определите, к какой группе сказок она относится.
Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала - плясала, вертелась - вертелась - всем на диво! Махнула правой рукой - стали леса и воды, махнула левой - стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала - ничего не стало.
4.Как называется эта композиционная часть сказки?
Стали жить да быть - на славу всем людям.
5.С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?
6.Из какой сказки взят данный отрывок? Кто автор?
Гостья жданная вошла;
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей…
Все исчезло из очей;
На нее находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом.
7.Приглашая на пир в честь рождения дочери чародеек, царь «двенадцатой одной, хромоногой, старой, злой» на праздник не позвал. Почему?
8.Что такое басня? Каких баснописцев вы знаете?
9.Как называется процитированные части басен И.А.Крылова? Из каких басен они взяты?
а)Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
б)Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет
И выйдет из него не дело, только мука.
в)Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
10.Какое чувство вызывает у читателя персонаж данного отрывка?
Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала,
Наевшись, выспалась под ним,
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у дуба корни стала.
25. 01. Итоговый урок по литературе ХIX века.
1 вариант
-
Внимательно прочитайте приведенные фрагменты. Назовите автора и произведение, из котрого взят каждый из фрагментов.
А Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не легок на подъем, к дьяку же от избы не так близко: дорога шла по-за селом, мимо мельниц, мимо кладбища, огибала овраг.
Б Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
В Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Г Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли - навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
2. Прочитайте внимательно фрагменты биографии и соотнесите их с фамилиями писателей и поэтов, представленных ниже.
1. … был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда … не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»:
2 С 1827 … живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 - март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 - июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.
3 В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства «муза мести и печали» поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли.
4 В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, … по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853
А Тургенев
Б Лермонтов
В Некрасов
Г Толстой
3. Подчеркните в указанном отрывке такое изображение предметов, при котором неживой природе присваиваются свойства живых существ. Как называется использованный в данном случае приём художественной выразительности?
Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. < ... > Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег.
4. Прочитайте описание героев и соотнесите со списком, помещенным ниже.
1. была женщина лет двадцати ось-ми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой -предвещанием несчастной жизни...
2. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире,
3. не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе.
4. В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
А Крестьянский мальчик Б Татьяна
В Оксана
Г Черт
2 вариант
-
Внимательно прочитайте приведенные фрагменты. Назовите автора и произведение, из которого взят каждый из фрагментов.
А Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица.
Б Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
В Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой -- предвещанием несчастной жизни... Татьяна не могла похвалиться своей участью.
Г Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
-
Прочитайте внимательно фрагменты биографии и соотнесите их с фамилиями писателей и поэтов, представленных ниже.
1 Домашнее воспитание свелось к блестящему овладению французским языком; вкус к языку родному, фольклору и истории пришел от бабки по матери - М. А. Ганнибал, ….
В августе 1811 …зачислен в Царскосельский лицей, новое привилегированное учебное заведение, находящееся под патронажем императора.
2 Литературную известность ...принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором.
3 Брак родителей … - богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана- был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой - Е. А. Арсеньевой - тяжело сказались на формировании личности поэта.
4 По отцу … принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.
А Тургенев
Б Лермонтов
В Пушкин
Г Гоголь
3. Подчеркните синим эпитет, красным сравнение во фрагменте из стихотворения М.Ю. Лермонтова ~Бородино)~. Дайте определение этим средствам выразительности.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
4.Прочитайте описание героев и соотнесите со списком, помещенным ниже.
1 Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
2 С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим отсообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной
земле...
3 Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними.
4 Служил на Кавказе офицером один барин. …Пришло ему раз письмо из дома. Пишет ему старуха мать: "Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка.
А Жилин
Б Царевна- мачеха
В Ведьма
Г Герасим
29. 04. Итоговый урок по литературе.
Вариант I
1. Фольклор - это …
а) устное народное творчество;
б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
в) сказки, придуманные народом;
2. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:
а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;
б) они были друзьями;
в) она оценила его доброту, в знак благодарности;
3. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Басня
б) Загадка
в) Прибаутка
4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»
а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Мальчик застыл. У него даже дух захватило - так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».
а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Н.А. Некрасов «На Волге»
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».
а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»
б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) А.П. Чехов «Хирургия»
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) В.А. Жуковский «Кубок»
в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
16. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.
а) А.С. Пушкин
б) М.Ю. Лермонтов
в) М.В. Ломоносов
17. Автором стихотворения «На Волге» является: а) Пушкин А. С.; б) Жуковский В. А.; в) Некрасов Н. А.;
18. Кто автор произведения «О чем говорят цветы»
а) Г.Х.Андерсен
б) Д.Дефо
в) Ж.Санд
19. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что чем быть президентами Соединённых Штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:
а) пиратами Карибского моря;
б) разбойниками Шервудского леса;
в) вождями индейского племени.
20. Как маленький охотник Киш расправлялся с медведями в рассказе Д.Лондона?
а) убивал их из ружья
б) убивал их копьём
в) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса.
Критерии оценки:
Количество правильных ответов
Оценка
Менее 13 ответов
2 (неудовлетворительно)
13-14
3(удовлетворительно)
15-18
4(хорошо)
19-20
5 (отлично)
Итоговый тест по литературе в 5 классе
Вариант II
1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Сказка
б) Роман
в) Пословица
2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?
а) добро - зло;
б) жизнь - смерть;
в) природа - цивилизация.
3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Не могу же я писать и думать в одно и то же время».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) В.М. Гаршин «Attalea princes»
5. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
в) «Царевна-лягушка»
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».
а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».
а) Саша Чёрный «Кавказский пленник»
б) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».
а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
10. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
а) Ярослав
б) Елисей
в) Алексей
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Что-то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жёсткое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»
б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».
а) А.П. Платонов «Никита»
б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Всё ту же песню ты поёшь,
Всё ту же лямку ты несёшь,
В чертах усталого лица
Всё та ж покорность без конца…
а) Н.А. Некрасов «На Волге»
б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
в) Н.М. Рубцов «Родная деревня»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки».
а) В.М. Гаршин «Attalea princeps»
б) А.П. Платонов «Никита»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
18. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться.
а) М.В. Ломоносов
б) М.Ю. Лермонтов
в) В.А. Жуковский
19. К истории какой страны обращается Р.Л.Стивенсон в своем произведении "Вересковый мед"?
а) Англия
б) Шотландия
в) Дания
20. Сколько лет было Д.Дефо, когда он написал своё первое произведение «Робинзон Крузо»?
а) 60
б) 50
в) 70
Критерии оценки:
Количество правильных ответов
Оценка
Менее 13 ответов
2 (неудовлетворительно)
13-14
3(удовлетворительно)
15-18
4(хорошо)
19-20
5 (отлично)