7


  • Учителю
  • Конспект урока по литературе на тему 'Герой нашего времени' (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему 'Герой нашего времени' (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Дата:


Русская литература. 9 класс.

Урок № 32.

Тема урока: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.


Цели урока:

- познакомить учащихся с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», особенностями его жанра, композиции, сюжета;

- развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

- воспитывать нетерпимость к эгоизму, индивидуализму;

- формировать культуру восприятия художественного текста.


Ход урока:


I. Организационный этап.


II. Формирование новых понятий и способов действия.


«Герой нашего времени - это портрет не одного человека, а портрет. Составленный из пороков современного общества»

В.Г. Белинский


1. Смысл названия романа «Герой нашего времени».

Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался как цельное произведение, а потому его название возникло не сразу. Проблемное афористичное название «Герой нашего времени» предложил опытный журналист А.А. Краевский взамен авторского - «Один из героев нашего века».

Еще ранее Лермонтов озаглавил свой роман «Один из героев начала века». В окончательном варианте названия больше всего сомнений и толкований вызывает слово герой. Есть ли действительно что-то героическое в Печорине, или за этим словом скрывается ирония?

Предмет художественного изучения Лермонтова не типичное «дитя века», зараженное его болезнью, а личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком. Другое дело, что эта борьба носит трагический характер. В этом случае слово «герой» звучит без иронии, и, может быть, прямо намекает на декабристов.

Роман поднимает проблему судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. Героическая попытка изменить общественный строй России обернулась трагедией для целого поколения мыслящих людей. Десятилетия, последовавшие за разгромом восстания декабристов, были годами реакции, политического гнёта. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда во имя грядущего, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине. Подавляющее большинство мыслящих людей тридцатых годов составляли как раз те, кто не сумел или не успел обрести эту ясность цели, у кого сложившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру.

Тяжелая атмосфера, доносы, ссылки, слежка сделали для передовых людей невозможным выражение собственных политических взглядов. Ценилась серая посредственность, в то время как любая живая мысль душилась. Главным являлись порядок и благонамеренность. И для человека мыслящего, стремящегося к познанию мира, это время было крайне тяжелым.

В литературе это привело к появлению нового «героя». Употребив это слово, автор, возможно, не подразумевает его прямой, героический смысл. Наоборот, он подчеркивает, что время героических людей прошло. Человек стремится замкнуться в себе, погружается в самоанализ. Этим и занимается главный герой романа Печорин.

Неоднозначность характера Григория Александровича Печорина, противоречивость его образа можно обнаружить при исследовании его духовного облика, анализируя его взаимоотношения с другими персонажами. Этот духовный психологизм является следствием особенностей «нашего времени». «Наше время» в заглавии романа - эпоха, в которой люди, овладевшие культурой, были обречены на жизнь беспощадную, поскольку историческая действительность не могла дать им возможностей для самореализации и общественно полезной деятельности.

Таким образом, в окончательной формулировке («Герой нашего времени») есть и иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего», то есть не на личность, а на эпоху.

Сам М.Ю. Лермонтов цель романа определил как изображение всего поколения. «Герой нашего времени» - это и «насмешка горькая», и указание на типичность образа Печорина, «составленного из пороков всего… поколения, в полном их развитии», и сочувствие, и понимание.

2. Слово учителя.

-Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Вот почему «герой нашего времени» для автора - это герой 30-х годов.

Значение этого произведения очень велико уже потому, что «Герой нашего времени» - первый в русской прозе психологический роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а личность человека - его душевная и умственная жизнь, рассмотренная изнутри как процесс. Этот художественный «психологизм», характерный для русской и французской литературы 30-х гг. позапрошлого века, был результатом глубоких общественно-исторических потрясений.

В 1829 г., когда Лермонтову было 15 лет, а Пушкину - 30, надежды на конституцию, республику, освобождение народа рухнули. Николай I запомнил уроки 1825 г. и не только отправил декабристов на виселицу, но и принял меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Вся деятельность для людей этой эпохи сводилась к повиновению. Атмосфера мыслей, споров, надежд сменилась атмосферой страха, безнадежности.

Люди одаренные, деятельные в этих условиях не находили применения своим силам и талантам, они презирали светское общество, погрязшее в корысти, мелочности, интригах и разврате, разочаровывались в идеалах, которые были так значимы еще совсем недавно. Этот дух разочарования и скептицизма нашел свое отражение и в образе главного героя романа «Герой нашего времени».

Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не столько в сюжете романа, сколько в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому следует уточнить жанр этого произведения: «Герой нашего времени» - это социально-психологический роман.

Противоречивость - главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, ставящей себя выше окружающего общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

Вы, конечно, заметили, как специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.


Словарная работа

Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет, в котором те же события показаны в том порядке, в котором о них сообщает автор.


Роман в его каноническом варианте состоит из следующих элементов:

- предисловие к роману;

- глава «Бэла»;

- глава «Максим Максимыч»;

- предисловие к журналу Печорина;

- Журнал Печорина:

«Тамань»;

«Княжна Мери»;

«Фаталист».

В изложении событий нарушен хронологический порядок. Если его восстановить, то ситуация будет выглядеть следующим образом.

Хронологический порядок:

- «Тамань» (Печорин направляется на Кавказ);

- «Княжна Мери» (события на Кавказских Минеральных Водах, дуэль с Грушницким, отправка Печорина за провинность в крепость под начало к Максиму Максимычу);

- «Фаталист» (служба в крепости под началом Максима Максимыча, поездка в казачью станицу);

- «Бэла» (история с Бэлой, приключившаяся с Печориным во время жизни в крепости и изложенная в форме воспоминаний Максима Максимыча; вторую часть повести составляет история путешествия по Кавказу Максима Максимыча и его попутчика-офицера - это происходит уже после отъезда Печорина из крепости и его расставания с Максимом Максимычем);

- «Максим Максимыч» (офицер-путешественник лично встречается с Печориным, Печорин уезжает в Персию);

- предисловие к журналу Печорина (сообщается о смерти Печорина по дороге из Персии обратно в Россию).

Такое нарушение логики повествования не случайно. Лермонтов отказался от прямолинейной хронологической цепочки с тем, чтобы успешно решить другую задачу - задачу постепенного раскрытия личности главного героя. Печорин - центр повествования, вокруг него строится весь роман. Остальные герои представляют собой либо его двойников (Вернер, Грушницкий, Вулич), либо антиподов (Максим Максимыч), либо зависят от него и заставляют проявлять скрытые черты характера (Бэла, Вера, Мери). Повествование строится таким образом, чтобы читатель постепенно знакомился с Печориным, заинтересовывался им и последовательно открывал для себя эту личность. Эффект постепенности достигается за счет смены рассказчика и формы рассказа. Чтобы наглядно все представить, давайте обратимся к таблице.


Название

Главное действующ лицо

Рассказчик

Форма повествования

«Бэла»

Печорин

Максим Максимыч, чью историю, в свою очередь, передает офицер путешественник, лично с Печориным не знакомый

устный рассказ, зафиксированный посторонним человеком в письменном виде

«Максим Максимыч»

Печорин и Максим Максимыч

офицер-путешественник

записки офицера-путешественника, сделанные по следам встречи с Печориным

«Тамань»

Печорин

Печорин

записанные Печориным воспоминания о прошлом

«Княжна Мери»

Печорин

Печорин

дневниковые записи, которые велись непосредственно во время событий + сделанная по памяти запись о финале происшествия

«Фаталист»

Печорин

Печорин

запись о прошедших событиях, которые герой постфактум пытается осмыслить в философском ключе


Как мы видим, открывается роман повестью, где Печорин показан со стороны, глазами Максима Максимыча, который им восхищается, но его не понимает. Естественно, что в интерпретации Максима Максимыча мысли и поступки Печорина должны приобретать своеобразную окраску. Усугубляется ситуация тем, что рассказ Максима Максимыча на самом деле «проходит через вторые руки», т. е. до читателя его доносит безымянный офицер-путешественник, вообще никогда с Печориным не встречавшийся. Это первая ступень знакомства с героем.

В новелле «Максим Максимыч» штабс-капитан перемещается с позиции рассказчика на позицию действующего лица, и офицер-путешественник излагает уже собственное видение ситуации, без «посредников». Немаловажно, что в этой части романа офицер уже лично сталкивается с Печориным и может отразить свою точку зрения на персонажа. Это следующий уровень приближения.

Следующей составной частью романа автор сделал Журнал Печорина, т. е. собственноручные записи героя. Три истории представляют собой эпизоды, где Печорин совмещает в своем лице героя и рассказчика. При этом открывающая Журнал новелла «Тамань» представляет собой романтическую историю времен молодости Печорина в вольном изложении. Дальше следует «Княжна Мери», где благодаря дневниковой форме более последовательно проводится психологический анализ, а также имеет место подробная фиксация событий буквально по дням. Новелла «Фаталист» занимает последнее место, по форме она схожа с новеллой «Тамань», однако в ней впервые представлена попытка Печорина не просто анализировать мотивы свои и окружающих, но сформулировать свой взгляд на философскую проблему существования судьбы, предопределения. Таким образом, читатель последовательно сталкивается сначала с взглядом на Печорина других людей, потом знакомится с его собственной оценкой самого себя, причем записки Печорина отражают широкий диапазон взглядов, от самоанализа до решения философских проблем, что позволяет уточнить жанр романа еще и как философский.

А теперь давайте обратимся к проблематике романа. В предисловии к роману Лермонтова очень важны слова о том, что публика «не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения» и что его роман испытал на себе «несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов». Это явный намек на то, что в романе есть какой-то второй, не высказанный прямо смысл.

Надо полагать, что этот второй смысл, ощущаемый на всем протяжении романа, начиная с его заглавия, заключается в его общественно-исторической теме - в трагедии русской дворянской интеллигенции последекабристского периода. Лермонтов мог только намекать на это; вполне понять эти намеки могли немногие современники, говорить же о них вслух не мог никто. Характерно, однако, что реакционная критика напала на «Героя нашего времени» именно как на общественно-политический роман, будто бы содержащий клевету на русского человека.

Итак, перед нами роман, в центре которого стоят следующие проблемы:

- человека и мира,

- смысла человеческого существования,

- воли и рока (судьбы),

- незаурядного дарования и обыкновенной судьбы,

- бездействия человека,

- чести, достоинства,

- любви.


IV. Применение. Формирование умений и навыков.


1. Работа с учебником

- Прочитайте статью учебника «Творческая история романа». Ответьте на вопросы.


V. Этап информации о домашнем задании.


Читать главы «Бэла», «Максим Максимыч»


VI. Этап рефлексии.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал