7


  • Учителю
  • Жанры фольклора. Понятие о былине. Собирание былин и их собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

Жанры фольклора. Понятие о былине. Собирание былин и их собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Предмет: литература.

Класс: 7

Автор УМК, используемого при реализации программы: В.Я. Коровина

Тема урока 1: Жанры фольклора. Понятие о былине. Собирание былин и их собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Формы урока: групповые, индивидуальные

Задачи:

- повторить жанры фольклора, изученные учениками ранее;

- познакомить учащихся с понятиями старина,былина,

- вспомнить былины, известные ученикам с раннего детства и из курса начальной школы;

- углубить представления семиклассников о национальном своеобразии русского фольклора;

- воспитывать любовь к героическому прошлому русского народа, его эпосу и устному народномутворчеству.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1. Постановка цели и задач урока

Тот, кто духом не проникнет

В толщу трех тысячелетий,

К темноте, как крот, привыкнет,

Век живя на белом свете.

И. В. Гёте

- Мы продолжаем разговор о фольклоре.

- Прочитайте первый эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Как вы понимаете слова И.В. Гёте?

- Какова наша цель при изучении устного народного творчества? Запишите цель у себя в тетрадях и два человека у доски - на стикерах.

2. Повторение изученного

- Вспомните, какие жанры фольклора вы знаете?

Прочитайте вслух и вспомните, к какому жанру устного народного творчества принадлежит каждый приведенный отрывок. По каким признакам вы догадались? Соотнесите жанр фольклора и текст, к которому он относится.






3. Переход к новой теме

- О каком жанре мы поведем речь сегодня? Прочитайте эпиграф к нашему сегодняшнему разговору.











4. Знакомство с жанром «былина»

- Что же такое былина? В самом слове заложен смысл

Былина - героико-патриотическая песнь-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX-XIII веков.

Другое название - старина, старинки.

Сам термин был введен ученым Сахаровым на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» [кон. XII в.] «былинах сего времени».

Соотношение между действительностью и вымыслом в былинах отнюдь не прямолинейно, наряду с явными фантазиями присутствует отражение жизни Древней Руси. За многими былинными эпизодами угадываются реальные социальные и бытовые отношения, многочисленные военные и общественные конфликты, имевшие место в древности. Примечателен и тот факт, что в былинах с удивительной точностью переданы определенные детали быта, а зачастую поразительно верно описана местность, где разворачивается действие. Также небезынтересно, что даже имена некоторых былинных персонажей зафиксированы в летописях, где о них повествуется, как о реально существовавших личностях.

5. Знакомство с циклами былин

- Мы видим фрагмент карты Древней Руси. Вот как выглядело государство. В зависимости от центров княжеств принято выделять былины киевского, или «владимирова», новгородского и московского циклов. Мы рассмотрим особенности только двух первых циклов.

- Представление о богатырях у вас уже есть. Вы о них слышали, читали, смотрели мультфильмы. Давайте посмотрим, какие герои относятся к разным циклам былин.













6. Рассказ о сказителях былин

Хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа были русские сказители (исполнители былин) и сказочники. Они доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, бодрых настроений слушающего их человека. Каждый из них имел свою исполнительскую манеру. Каждый из них обладал своими индивидуальными особенностями.

Да, мастерство сказителя считалось профессией, представителей которой все уважали, ведь они приносили людям радость, без них жизнь была бы скучной, однообразной. На Русском Севере была традиция - брать исполнителя сказок, былин, песен в артель. Все работали, а сказитель рассказывал и пел. И за свою работу он получал равную со всеми плату. Исполнителей народных произведений хорошо знали, почитали. Собирается народ на мельницу, очередь выстраивается большая, все скучают. Большой удачей считалось встретить здесь мастера сказывать. Его пропускали без очереди, денег за помол не брали: его плата - интересный рассказ.

-А как вы представляете себе человека такой профессии? Нарисуйте словесный портрет сказителя или сказительницы.

Одной из наиболее ярких фигур среди сказителей XIX века является Трофим Григорьевич Рябинин, крестьянин деревни Середка Кижской волости Олонецкой губернии. Родился он в деревне Гарницы в Сенной Губе в начале 90-х годов XVIII века, умер в 1885 году. Он рано потерял родителей (отец был убит на войне, мать умерла через год после ухода отца на военную службу). Еще подростком Рябинин стал ходить по окрестным деревням чинить сети и другие рыболовные снасти. На этой работе он встретился с Ильей Елустафьевым, тоже занимавшимся починкой сетей, который и стал первым учителем Т.Г. Рябинина в области былинного искусства. В дальнейшем Трофим Григорьевич жил в работниках у своего дяди, Игнатия Андреева, также превосходного певца былин. Перенимал он былины и от других мастеров. Из всех олонецких сказителей XIX века Т.Г. Рябинин дал наибольшее количество былин. От Трофима Рябинина известно 26 былинных сюжетов общим объемом до 6000 стихов. Как исполнитель былин Трофим Рябинин может быть назван одним из лучших представителей русского классического былинного стиля. Былины Т.Г. Рябинина отличаются яркой образностью и богато орнаментированы. Он был большим мастером в выборе и применении всех изобразительных средств, полностью соблюдал былинную «обрядность», выработанные веками традиционные эпические приемы, но пользовался ими свободно и творчески, с большим художественным тактом. Передал мастерство своему сыну - Ивану, который тоже стал прекрасным сказителем.


Иной тип сказителя представляет собой известный олонецкий певец былин того же времени Василий Петрович Щеголенок.

Щеголенок был на десять с лишним лет моложе Т.Г. Рябинина. Его родина - деревня Боярщина той же Кижской волости. Былинному сказительству он научился отчасти у своего деда, но главным образом от дяди Тимофея. Последний, безногий инвалид, жил у своего брата - отца Щеголенка. От дяди Щеголенок перенял также сапожное ремесло, которым и занимался помимо земледелия.

В.П. Щеголенок - сказитель с ярко выраженным складом импровизатора. От него в разное время и разными собирателями было записано 14 былин; 10 из них записаны в нескольких вариантах, ясно показывающих, что у Щеголенка не было единой устойчивой редакции одного и того же сюжета. Одну и ту же былину он каждый раз пел совершенно по-иному, меняя не только отдельные места, но и весь текст в целом.

В противоположность Т.Г. Рябинину, который давал исключительно стройные и четкие композиции, Щеголенок усложнял былины мотивами и эпизодами других былин, любил объединять разные сюжеты. При всем своем творческом, новаторском отношении к материалу Рябинин оставался верен народной традиции. Щеголенок часто отступал от нее. Он сводил в одной былине богатырей, которые обычно никогда не встречались, и заменял традиционных героев другими эпическими именами.

Выдающейся сказительницей конца XIX и начала XX века была также беломорская исполнительница былин Аграфена Матвеевна Крюкова (1855-1921). Весь ее огромный репертуар (60 текстов былин и исторических песен) был записан еще в 1900-е годы А.В. Марковым, когда сказительнице было 45 лет. Былинный репертуар А.М. Крюковой сложен и по своему составу, и по происхождению. В нем отражены две местные традиции - Терского берега, откуда сказительница была родом, и Зимней Золотицы, куда она вышла замуж. Ее учителями на родине были главным образом мать и любимый дядя по матери - Ефим Стрелков; кроме того, она училась и от других стариков, а также от своих подруг. Будучи неграмотной, Аграфена Крюкова любила слушать чтение и усваивала новые былины или непосредственно из книги или от других сказителей в семье, которые пополняли свое былинное знание из книг.

Записанные от А.М. Крюковой былины и исторические песни превышают в общем своем объеме 10 000 стихов.

Все свои былины Аграфена Матвеевна пела, по словам Маркова, «довольно слабым, но приятным голосом», хорошо выдерживая стихотворный размер. Большинство былин были исполнены ею на один и тот же напев.

Ее талант и знание унаследовали две из ее дочерей - Марфа Семеновна и Павла Семеновна, главным образом первая, старшая и особенно любимая матерью.

- Послушайте, как исполнялась былина И.Т. Рябининым. Определите особенности художественного исполнения былин сказителями.

7. Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»

7.1. Композиция былины

- Познакомимся с композицией былины.

Структура былины та же самая, что и в любом эпическом произведении, разница - только в терминологии. Разберемся с этим.


7.2. Чтение былины в исполнении Л. Кулагина (можно вставить аудиофайл их фонохрестоматии для учебника литературы)


7.3. Беседа по былине

Мы с вами прочитали былину, в название которой было вынесено два имени. Как вы думаете, почему?

Сравните изображение героев разными художниками. Чье виденье образов вам ближе? Почему?

- О чем повествуется в былине «Вольга и Микула Селянинович»?

- Есть ли в этой былине зачин? Найдите и прочитайте его.

-Можно ли отыскать в былине «Вольга и Микула Селянинович» концовку? Зачитайте ее.

- Каково основное содержание былины?

Обычно в былинах рядом с Микулой Селяниновичем упоминается князь Вольга, который, видянепомерную силушку пахаря, предлагает ему вступить в свою дружину. Микула вроде и не против, да поле надо вспахать и соху убрать. При этом поднять соху не может целая дружина, а кобыла крестьянина оказывается сильнее и сноровистее боевого коня князя. Так в былинах о Микуле Селяниновиче «прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами».

7.4. Работа над образами былины

- Можем ли мы определить, какой персонаж является здесь главным? Аргументируйте свой ответ.

- Когда мы узнаем имя главного героя этой былины?

- Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя - Микула Селянинович? Что оно обозначает?

(Микула - по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь).

(Можно воспользоваться материалами свободной энциклопедии Википедия, ссылки на веб-страницу даны во флипчарте)

- Что прославляется в былине? Какова здесь основная мысль?

(Главная ценность на Земле - человек-труженик, в переносном значении - пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.)

- Как вы полагаете, по каким признакам произведение «Вольга и Микула Селянинович» можноотнести к жанру былины?

- Найдите в произведении отличительные черты былинного эпоса.

- Какова, на ваш взгляд, доля вымысла в этомпроизведении? Что же могло происходить на самомделе? Какие реальные исторические события моглилечь в основу сюжета этого повествования?

- Какова была роль князя в Древнерусском государстве? Возвеличивает ли князя Вольгу безымянный автор былины? Как вы думаете почему?

- Найдите в тексте былины описание князя ВольгиСвятославича. Как его характеризует автор произведения? Какие черты характера князя и его мысли выделяет автор?

- Какие изобразительно-выразительные средства используются при описании образа героя?

8. Подведение итогов

Ответьте на вопросы, скрытые за шторкой.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал