- Учителю
- Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «На севере диком» (С использованием текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»)
Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «На севере диком» (С использованием текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»)
Урок 76 (Урок 2 по теме «Имя прилагательное»)
Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «На севере диком» (2 часа)
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине И.И. Шишкина «На севере диком»
Задачи урока:
обучающие:
- продолжать работу по обучению школьников создавать текст-описание, формировать умения учащихся определять основную мысль высказывания, систематизировать собранный материал; выделять роль прилагательных при описании пейзажа;
развивающие:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление обучающихся, совершенствовать культуру устной и письменной речи учащихся;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к родному слову, интерес к произведениям живописи, литературы, музыки
Тип урока: урок развития речи; урок изучения нового материала
Оборудование: репродукция картины И.И. Шишкина «На севере диком», портреты И.И. Шишкина, Г. Гейне и М.Ю. Лермонтова, тексты рассказа Н.В. Бойко «На севере диком» (сборник «Истории знаменитых полотен»), стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и подстрочный перевод стихотворения Генриха Гейне «Сосна стоит одиноко» (по экземпляру на каждого ученика), памятки «Как работать над сочинением по картине», аудиозапись романса «На севере диком», презентация.
Эпиграф урока:
… Если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив.
В.К. Бялыницкий-Бируля.
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте!
Добрая ласковость слова
Стерлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же - будьте здоровы,
Это же - дольше живите на свете.
Е.В. Шевелёва.
- Здравствуйте. Будьте здоровы. Садитесь. Посмотрите в окно: на улице замечательный зимний погожий денек, и я надеюсь, что наша работа будет интересной и плодотворной.
Желаю вам хорошего настроения.
(Записать в тетрадях число и тему урока).
2. Подготовка к работе по картине. Сообщение целей и задач урока.
Слово учителя. Дорогие ребята! (Слайд 1). В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, гениального поэта, драматурга и писателя. А мы перенесемся сейчас в далекий 1890 год - время, когда к 50-летию со дня гибели М.Ю. Лермонтова готовилось богато иллюстрированное собрание его сочинений. В подготовке издания приняли участие известные художники М.А. Врубель, В.А. Серов, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, а также Иван Иванович Шишкин (Слайд 2). Работа над рисунками навела Шишкина на мысль написать картину маслом «На севере диком». (Обращаясь к эпиграфу урока). Об этой работе художник Витольд Бялыницкий-Бируля, человек весьма требовательный, с восхищением сказал: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив». (Слайд 3).
Вот этот пейзаж. (Слайд 4).
И сегодня нам с вами предстоит описать эту замечательную картину.
3. Основная часть. Работа по описанию картины И.И. Шишкина «На севере диком».
1) Учитель:
- Давайте послушаем сообщение о том, какие события предшествовали работе художника над картиной.
(Сообщение учащегося). Для сборника стихов Лермонтова И.И. Шишкин оформлял два лирических произведения поэта: «На севере диком…» и «Родина». Особенно захватила художника работа над стихотворением «На севере диком…». Он даже решил создать полотно, написанное маслом, где была бы изображена одинокая зимняя сосна. (Слайды 5, 6).
Состояние одиночества и неустроенности в это время нашло свое отражение и соответствие в душе художника - И.И. Шишкин к этому времени уже много лет вдовствовал (художник был дважды вдовцом, двое сыновей от первого брака умерли совсем маленькими, вторая жена умерла через несколько дней после родов дочери Ксении в 1881 году), взрослая дочь от первого брака Лидия Ивановна Шишкина (1869-1931) переехала к мужу в Финляндию, в усадьбу Мери-Хови.
В зиму 1890-1891 года живописец несколько раз приезжал в Мери-Хови, где жил на мызе (хутор, отдельный загородный дом с хозяйством) у дочери.
Там, среди зимы и снега, им была написана эта картина. В этот период им еще были написаны картины «Морозный день» и «К вечеру».
Нужно сказать, что зиму художник писал нечасто, но картина «На севере диком» написана с огромной любовью, она стала шедевром живописи.
Слово учителя. Пейзаж Ивана Шишкина прекрасно иллюстрирует строки стихотворения М.Ю. Лермонтова. Лирика поэта вдохновляла многих композиторов на создание прекрасных романсов, послушайте один из них. (Звучит аудиозапись романса «На севере диком…»).
2) Анализ картины И.И. Шишкина.
Беседа с классом.
- Мы с вами знаем о том, что стихотворение М.Ю. Лермонтова - вольный перевод лирического произведения немецкого поэта Генриха Гейне «Сосна стоит одиноко». (Слайд 7).
Какому из двух поэтических творений больше созвучно настроение автора картины? На этот вопрос ответят участники творческой группы, которые работали над исследованием «Сравнительная характеристика двух шедевров». (Задание шестиклассники выполняли заранее под руководством учителя).
Слово ученика. В немецком языке слово «сосна» мужского рода. Лирический герой Гейне тоскует по возлюбленной, с которой не может быть вместе. В русском языке слова «сосна» и «пальма» одного рода, и Лермонтов в своем стихотворении выражает трагизм одиночества, непонимания.
Учитель:
- Какие мысли и чувства объединяют стихотворение М.Ю. Лермонтова и картину И.И. Шишкина?
(Тоска по родственной душе, безысходность одиночества, трагизм разобщенности - вот главные мотивы творений поэта и художника. Шишкин в период работы над этой картиной тосковал из-за потери близких и дорогих людей. Лермонтов написал стихотворение за 4 месяца до своей гибели. Это было время, когда одиночество поэта достигло высшей точки, ведь он не находил понимания среди своего окружения. Такое положение очень угнетало автора бессмертного стихотворения).
Физкультминутка. Упражнения по тренажеру Базарного.
3) Вспомним план, по которому мы работаем над сочинением по картине. Для этого обратимся к памятке.
План описания картины
1. Несколько слов об авторе.
2. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).
3. Кто и что изображены?
4. Основные микротемы картины.
5. Изобразительно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).
6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
7. Настроение, которое вызывает это произведение.
4) Беседа по картине.
Учитель:
- Опишите передний план картины.
(Сосна возвышается на неприступном утесе, подверженном всем ветрам, гордо и достойно. Это сильное дерево, и тяжесть снега смогла согнуть до самой земли лишь его нижние ветви. Снежный покров, укутавший сосну, похож на богато украшенную ризу священника, освещенную призрачным, поистине мистическим лунным светом).
Учитель:
- Какие мысли и чувства вызывает это могучее дерево?
- Сосна гордо и смело возвышается на скале, среди снежных просторов и темноты. Несмотря на сильные холода, пронизывающие ветра и снежные бури, дерево растет там, где, кажется, и жизнь-то невозможна. Вопреки всем ураганам сосна не сгибается под ударами стихии, и нам верится, что ничто не может ее свалить или обломать.
- По уверениям специалистов-биологов, сосна не растет одиноко - она просто не выживет; сосны всегда растут группой. Но данная биологическая ошибка вполне уместна в стихотворении М.Ю. Лермонтова и лишь подчеркивает трагедию одиночества на картине: вот выросла такая одинокая сосна и борется достойно с холодом и мраком одиночества.
- Картина Шишкина прямо-таки источает трагизм одиночества. Дерево сиротливо склонило свои ветви под тяжестью снега и льда, его окружают беспросветная тьма и равнодушный холод. Однако ни трескучий мороз, ни пронизывающий ветер, ни тяжелый снег - ничто не может сломить стойкую сосну. Это дерево-богатырь, которое не прогнётся, не дрогнет.
Учитель:
- Опишите фон картины.
- Очень эффектно выписано на полотне освещение. Луна озаряет скалистое ущелье, выделяя светом могучую сосну. За счет этого левая сторона сосны тонет во тьме, зато правая ярко освещена, четко вырисовывается её контур. Не бывает снега чисто белого цвета, и на своём полотне Шишкин с высочайшим мастерством использует самые разные оттенки белого: мрачно-сероватый, холодно-голубоватый, пронзительно-белый.
- На макушке сосны снег очень напоминает сгустки облаков, что плывут по небу. Это создаёт иллюзию разговора между снегом и облаками. Вокруг царит безмолвие, сосна дремлет, и ей снится другой - светлый, прекрасный мир.
- Цветовая гамма, использованная в картине, весьма контрастна: тяжёлые мрачные оттенки темно-синего в пропасти и пронзительно-яркие оттенки голубого снега на свету.
- На картине темень выглядит тяжелее света, сгущаясь, она оседает в глубокую пропасть между скалами. Лишь красавица-сосна в сверкающем кружевном наряде наяву грезит о радостном мире, где, возможно, кто-то так же одинок, как и она.
- Снег не чисто белый. Художник изобразил множество оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками, и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Лишь одинокая сосна-мечтательница грезит о другом, светлом и радостном мире.
- Кажется, что сосна смотрит на Луну, но самой Луны на картине нет. Художник не стал ее изображать, но этот образ зримо присутствует в виде призрачного света. Он освещает мрачное ущелье, тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг. Такие мгновения природы очень хорошо подчеркнул Лермонтов: «И звезда с звездою говорит». Это духовное единение с природой, когда мы растворяемся в окружающем мире. Это гармония - идеальное чувство равновесия.
- Да, хотя самого ночного светила и нет на картине, но именно его свет падает на дерево и создает яркое освещение у подножия сосны. Вглядевшись, мы можем точно отметить, что на картине изображено полнолуние, иначе не было бы такого контраста между снегом и тенью от дерева. Лунный свет серебрит снег, озаряет глубокое ущелье, темные дали, плывущие изумрудно-белесые облака.
Учитель:
- Как вы думаете, какова художественная идея картины? Какую мысль хочет донести до нас автор?
- Жизнь продолжается, и жить надо, даря окружающим свет и надежду. Ведь она, сосна, совсем одинока, но красотой величава, очень стойкая, она верит, что дикая и холодная природа севера не в силах сломить ее.
- Живописец смог изобразить не просто белый снежный покров, а многочисленные его оттенки, в зависимости от освещения. А на верхушке дерева комья снега напоминают облака, плывущие немного выше, поэтому возникает ощущение, что они ведут неспешную тихую беседу.
- Нет, здесь явственно ощущается безмолвие. И в этом безмолвии сосна грезит о далекой родственной душе.
- У Лермонтова - стихотворение-тоска, а у Шишкина - картина-мечта, картина-надежда. В поэтических строках много боли и безысходности, а картина все же наполнена желанием жить, жить - не сдаваясь, жить - несмотря на трудности.
5) Словарная работа.
Вставьте пропущенные буквы в словосочетания. Этими понятиями вы можете пользоваться при написании сочинения.
В..ликолепный п..йзаж, в..личественная к..ртина, бе..крайнее небо, сказочная кр..сота, м..гучее дерево, т..мнеющая бездна, св..ркающий снег, гр..зовые дали, с..ребряная риза, непр..ступный утес, од..нокая сосна, ч..рнеющая проп..сть, вопреки ур..гану, пр..низывающий вет..р.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель. Сюжет о том, как Шишкин работал над созданием картины «На севере диком», лег в основу одноименного рассказа современной писательницы Нины Бойко. (Дома дети прочитали произведение). Как вы думаете, какие строки произведения лучше всего выражают суть творческого замысла художника? («Жизнь продолжается, какою бы она не была, надо жить, надо, чтобы вокруг тебя было светло, ведь только светом ты и можешь отблагодарить Всевышнего за свое пребывание на земле»). И я вам желаю жить светлой, доброй жизнью и наслаждаться радостью бытия. Спасибо за урок! (Учитель комментирует оценки).
Второй урок - написание работы, оформление сочинений в тетрадях для творческих работ.
5. Домашняя работа. Повторить изученные орфограммы и пунктограммы.
Литература и интернет-ресурсы
1. Бойко Н.П. Истории знаменитых полотен. Ростов-на-Дону : Феникс, 2011.
2. Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. - М.: Современник, 2007.
3. Гейне Г. Стихи. М., Просвещение, 2004.
4. Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. - М., 2003.
5. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 2002 г.
6. Лермонтов М.Ю. Лирика. - М.: Просвещение, 2006.
7. Лотман Ю.М. В школе поэтического творчества: Пушкин, Лермонтов, Гоголь [Текст]: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
8. Страхова Л.Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт- Петербург, Издательский дом Литера, 2007.
9. Шишкин И.И. Альбом репродукций. Вступ. статья Т. Юровой. М.. 2008.
10.
11.
12.
8