7


  • Учителю
  • «Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок

Тема. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Цель:

  • воссоздать атмосферу эпохи, в которую происходят события, описанные в «Повести о разорении Рязани Батыем»; выявить художественную идею произведения;

  • формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями;

  • воспитывать гражданскую позицию учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

  • Сообщение темы, цели, плана урока.


2. Обращение к домашнему заданию. Проверка плана «Повести о разорении Рязани Батыем».


3.Лексическая работа.

- Объясните значение слов «мурза», «наполы», «пестун», «санчакбей», «сродник», «узорочье», «храбры».

Мурза́ (от перс. ﺍﻣﻴﺮ ﺰﺍﺩﻩ‎, ами́р-задэ́ - принц) - аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская Орда.

Наполы - пополам.

Пестун, -а, м. (устар.). Человек, который пестует, воспитывает кого-нибудь.

Санчакбей - татарский правитель.

Сродник - то же, что родственник.

Узорочье - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

Ценные вещи, в том числе драгоценные узорчатые ткани, драгоценности; украшения.


4. Беседа.

- Какие черты жанра исторической повести присущи «Повести о разорении Рязани Батыем»?

Произведение посвящено событиям, связанным с нашествием Батыя на Рязань. Его центральными героями являются князья-воины, защитники родного города. Повествование опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устное предание о Евпатии Коловрате, рязанском боярине, воеводе, герое рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя.

В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.


5. Сообщение «историка» о Рязани.

Впервые Рязань упоминается в 1096 г. по случаю войны Олега Святославича с Владимиром Мономахом, но, как свидетельствуют археологические данные, она существовала ранее. По летописному сообщению, изгнанный из Чернигова Олег пошел к Смоленску, "и не прияша его смолняне, и иде к Рязаню". К 1096 г. в городе уже сложилась какая-то правящая группа: с "рязанцами" приходилось вступать в соглашения. Князья ведут переговоры с горожанами, заключают мир: так, в 1096 г. княживший в Новгороде Мстислав, сын Мономаха, "сотвори мир с рязанци". Хотя в последние десятилетия XI и первые десятилетия XII в. город уже имел определенное значение в Муромской земле, но на юге Руси Рязань, как территориальный центр была еще мало известна. Время основания Рязани там, где Ока образует резкий изгиб к югу в сторону степи и, приняв Проню, поворачивает на север, что удовлетворяло целям борьбы с половцами, и где срубили крепость, - вторая половина XI в. Полностью исключается X в., - дата, не подкрепленная никакими материалами.

Своего расцвета город достиг в конце 12 - начале 13 века, когда он был крупным ремесленным и торговым центром Древней Руси. Высокого развития в городе достигли ювелирное, гончарное, кузнечное, косторезное и стеклодельное ремесла. В этот период было построено три каменных храма - Спасский, Борисоглебский и Успенский.

- Какой была Рязань накануне нашествия Батыя?

- Чем славились рязанские мастера?


6. Анализ «Повести о разорении Рязани Батыем».

6.1.Беседа.

- С чего начинается «Повесть…»? О чём свидетельствует такое начало? Докажите, что «Повесть…» могла быть включена в состав летописи.

«Повесть…» начинается с указания на дату события: «В лето 6745». Такие же указания присутствуют в летописи «Повесть временных лет». Значит, «Повесть о разорении Рязани Батыем» - часть летописного свода.


6.2. Сообщение «литературоведа» о «Повести о разорении Рязани Батыем».

«Повесть о разорении Рязани Батыем» является частью свода, состоящего из текстов, которые рассказывают об иконе Николы. Икона эта была принесена в Рязанскую землю из Корсуни (Херсонеса), где, согласно одной из легенд, принял крещение Владимир I.

В этот свод входят: 1) рассказ об истории перенесения в Рязанское княжество в город Заразск (ныне Зарайск) образа Николы из Корсуни «служителем» этой иконы Евстафием, 2) «Повесть о разорении Рязани Батыем», 3) «Родословие» «служителей» иконы.

Из «Повести о разорении Рязани Батыем» мы узнаём, как и почему был убит рязанский князь Фёдор Юрьевич, какие беды претерпела Рязанская земля.

Вторая повесть рязанского свода (о разорении Рязани Батыем) - наиболее значительна по размерам и наиболее ценна по своим литературным достоинствам. Эта типичная воинская повесть - одно из лучших произведений древней русской литературы.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» составлена не сразу после нашествия Батыя. Это видно из того, что многие детали этого нашествия стёрлись и как бы восстановлены по памяти.

И вместе с тем «Повесть о разорении Рязани Батыем» не могла возникнуть позднее середины XIV века, поскольку сама острота переживания событий не сглажена и не смягчена ещё временем и в ней есть ряд характерных деталей, которые могли быть памятны только ближайшим поколениям. Не забыта ещё «честь и слава» рязанских князей, родственные отношения рязанских князей с черниговскими. Успенский собор только почернел от пожара, но ещё не разрушен, в Рязани ещё можно похоронить её князей. Заключительный светлый аккорд «Повести о разорении Рязани Батыем» (восстановление Рязани князем Ингварем Ингваревичем) ещё ничем не омрачён. Вернее всего считать, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» составлена в первой половине XIV века.

- Когда была создана «Повесть…»?


6.3. Беседа.

- Что говорит о том, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» - самостоятельное произведение?

В повести вновь повторяется рассказ о гибели Евпраксии.

- Назовите имена князей, участвовавших в совете, созванном рязанским князем Юрием Ингваревичем.


6.4. Выразительное чтение эпизода от слов «И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского…» до слов «…и стали совет держать, как утолить нечестивца дарами».

- Как названы князья?

Автор называет их братьями.


6.5. Сообщение «историка» о рязанских князьях.

Рязанский князь Юрий Ингваревич созывает на совет князей Рязанской земли. В повести в совещании принимают участие живые и мёртвые, поскольку многих из созываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем» Юрием князей фактически к 1237 году уже не было в живых: Давид Муромский умер в 1228 г., Всеволод Пронский умер ещё раньше, в 1208 г. Сзывает Юрий и Олега Красного и Глеба Коломенского (последний упоминается не во всех списках и по летописи не известен). В последующей битве все эти князья гибнут.


6.6. Беседа.

- Каков смысл соединения умерших и живых в единое братское войско?

Это соединение всех рязанских князей - живых и мёртвых - в единое братское войско, затем гибнущее в битве с татарами, - результат эпического осмысления Батыева погрома как всеобщей круговой чаши смерти для всех русских «храбров».

- Почему Батый, вопреки обещаниям, двинул свои полчища на Рязань?


6.7. Выразительное чтение эпизода от слов «Благоверный же князь Фёдор Юрьевич посмеялся и ответил царю…» до слов «…других князей и воинов лучших поубивал».

- Кто рассказал Батыю о красоте Евпраксии, жены Фёдора Юрьевича? О чём свидетельствует этот эпизод?

«И некто из вельмож рязанских от зависти донёс безбожному царю Батыю, что княгиня князя Фёдора Юрьевича Рязанского из царского рода и что всех прекраснее она телом своим».

Среди князей русских нет единства. Зависть приводит к погибели Рязани.


6.8. Выразительное чтение эпизода от слов «О государи мои и братья!..» до слов «…и за отчизну отца нашего великого князя Ингваря Святославича».

- Какова интонация призыва Юрия Ингваревича к своим воинам?

Призыв Юрия Ингваревича к своим воинам составлен в традициях высокого воинского красноречия домонгольской Руси.


6.8.Иисследовательская работа с текстом.

1 группа.

- Как передана битва рязанцев с войском Батыя?

- Из эпизода от слов «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю…» до слов «…собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божии до основания разорить» выпишите ключевые слова, при помощи которых передан предельный накал сражения.

Рязанцы мужественно и отважно бьются, удивляя противников своей самоотверженностью.


2 группа.

- Найдите фрагменты, в которых присутствует образ «чаши смертной». Каково значение такого повтора?

Образ общей смертной чаши много раз как рефрен настойчиво повторяется в повести. О смертной чаше, испить которую пришёл перед битвой черёд князю и дружине, говорят перед боем князья; образ смертной чаши доминирует в плачах; он развивается в образ боя-пира; им подчёркивается равенство всех.

- Что такое плач?

6.9. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ эпизода битвы Евпатия Коловрата с врагами.

- Чем похож этот эпизод на фольклорные произведения?

Герой имеет общие черты с былинными богатырями. Автор подчёркивает богатырскую силу Евпатия Коловрата: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» По-былинному отвечают ему рязанцы: «Веры мы христианской, храбры великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу татарскую».


6.10. Слово учителя.

Эпизод с Евпатием Коловратом сюжетно закончен, целиком принадлежит какой-то не дошедшей до нашего времени былине, но записан он в «Повести о разорении Рязани Батыем» в той же стилистической манере с рядом характерных и для других частей «Повети…» оборотов, выражений.

- Какое значение приобретает слово «чаша» в ответе рязанцев?

Поднесли рязанцы безбожному царю Батыю «чашу смертную», храбро сражаясь за родную землю.

- Чем заканчивается повесть?


6.11. Выразительное чтение эпизода от слов «Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского…» до слов «И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловерного царя Батыя».


IV. Подведение итогов урока.

- В чём состоит замысел «Повести о разорении Рязани Батыем»?

Автор «Повести…» обращается к мёртвым князьям, уже испившим общую «смертную чашу» и в последний момент искупившим своею кровью, пролитою за Русскую землю, преступления усобиц.


Выразительное чтение стихотворения Н.М.Языкова «Евпатий».

'Ты знаешь ли, витязь, ужасную весть?-

В рязанские стены вломились татары!

Там сильные долго сшибались удары,

Там долго сражалась с насилием честь,

Но всё победили Батыевы рати:

Наш град - пепелище, и князь наш убит!'-

Евпатию бледный гонец говорит,

И, страшно бледнея, внимает Евпатий.

'О витязь! я видел сей день роковой:

Багровое пламя весь град обхватило,

Как башня, спрямилось, как буря, завыло;

На стогнах смертельный свирепствовал бой,

И крики последних молитв и проклятий

В дыму заглушали звенящий булат -

Всё пало... и небо стерпело сей ад!'

Ужасно бледнея, внимает Евпатий.

Где-где по широкой долине огонь

Сверкает во мраке ночного тумана,-

То грозная рать победителя хана

Покоится; тихи воитель и конь;

Лишь изредка, черной тревожимый грезой,

Татарин впросонках с собой говорит,

То, вздрогнув, безмолвный, поднимет свой щит,

То схватит свое боевое железо.

Вдруг... что там за топот в ночной тишине?

'На битву, на битву!'- взывают татары.

Откуда ж свершитель отчаянной кары?

Не всё ли погибло в крови и в огне?

Отчизна, отчизна! под латами чести

Есть сильное чувство, живое, одно...

Полмертвую руку подъемлет оно

С последним ударом решительной мести.

Не синее море кипит и шумит,

Почуя незапный набег урагана,-

Шумят и волнуются ратники хана;

Оружие блещет, труба дребезжит,

Толпы за толпами, как тучи густые,

Дружину отважных стесняют кругом;

Сто копий сражаются с русским копьем...

И пало геройство под силой Батыя.

Редеет ночного тумана покров,

Утихла долина убийства и славы.

Кто сей на долине убийства и славы

Лежит, окруженный телами врагов?

Уста уж не кличут бестрепетных братий,

Уж кровь запеклася в отверстиях лат,

А длань еще держит кровавый булат:

Сей падший воитель свободы - Евпатий!


V. Домашнее задание.

1.Прочитать «Поучение...» Владимира Мономаха.

2.Выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.

3.Прочитать статью «Для вас, любознательные!» о Мономахе.

4.Индивидуальные задания. Подготовить сообщения «историка» о Владимире Мономахе, «литературоведа» о «Поучении...», «искусствоведа» об образе Владимира Мономаха в искусстве (слайдовая презентация).



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал