7


  • Учителю
  • Открытый урок на тему 'Поэзия периода Великой Отечественной войны'

Открытый урок на тему 'Поэзия периода Великой Отечественной войны'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Суджанский сельскохозяйственный техникум»











МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

открытого урока


«Поэзия периода Великой Отечественной войны»






Подготовила преподаватель


Гурманова Марина Владимировна

Суджа 2015

Аннотация

Методическая разработка «Поэзия периода Великой Отечественной войны» представляет собой сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой Отечественной войны. Автор исходит из того, что программному изучению литературы в значительной степени сопутствует внеклассная работа, расширяющая возможности общения обучающихся с миром искусства слова.


В представленном сценарии отражена история литературы (в частности, поэзии) в годы Великой Отечественной войны, ее вдохновляющая, поддерживающая роль и общественное, литературное, духовно-нравственное значение.

Предложенная в разработке форма занятия сочетает литературный и музыкальный жанры подачи материала, где организаторами являются, помимо учителя, еще и ведущий, и чтецы - студенты первого курса.


Методическая разработка сопровождается презентацией.

Адресуется преподавателям литературы, организаторам воспитательной работы, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, студентам СПО.


Оглавление.

Аннотация………………………………… 2

Оглавление……………………………….. 3

Введение………………………………….. 4

Основная часть…………………………… 5- 11

Литература………………………………… 12

Приложения презентация 1, музыкальные записи

Введение.

Воспитание патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

В нынешнее время не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию. Это ведет к падению нравственности и духовности, а, следовательно, к деградации общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И поэтому необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота через различные формы работы.

Мною была использована форма литературно- музыкальной гостиной.

Цель представленной разработки - дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны, осуществить воспитательный процесс, формирующий гражданственность и патриотизм через различные формы. Разработка может быть использована педагогами и организаторами воспитания во внеклассной и внеурочной работе.

Задача - пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. А возникший резонанс поможет ребенку проявить, выразить это чувство - одно из самых благородных в человеке, нельзя заставить любить Отечество, любовь надо воспитывать.

Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и студента.

Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся. И недалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых». Перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения Руси, России, Советского Союза, Российской Федерации, независимо от того каким было или есть государство. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.

Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы.


Поэзия периода ВОВ

Цели:

- знакомство с поэзией и поэтами периода ВОВ;

- сформировать представление о взаимовлиянии литературы и исторических событий;

- формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования;

- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.


Оборудование:

ноутбук

проекционный экран;

презентация «Поэзия периода Великой Отечественной войны»

музыкальная подборка


Оформление аудитории: Стенды с фотографиями и краткими биографиями поэтов, о которых пойдет речь в гостиной; Книжная выставка «Поэзия фронтовых лет»; телевизор и ноутбук


План урока

  1. Вступительное слово учителя. Введение темы урока. Определение целей урока учащимися.

  2. Актуализация знаний обучающихся.

  3. Слова ведущих о начале ВОВ.

  4. Сценка-танец вальс.

  5. Чтение стихотворений.

  6. Анализ поэзии периода ВОВ.

  7. Показ и чтение слайдов презентации «Поэзия ВОВ»

  8. Показ роликов «Девушки на войне» из фильма «А зори здесь тихие…»

  9. Закрепление материала. Представление синквейна. Самостоятельная работа обучающихся.

  10. Рефлексия. Заключительное слово учителя.

  11. Дифференцированное домашнее задание.

Сценарий

  1. Вступительное слово учителя


Ведущий 1 (учитель): Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое неотопленное жилище и скудный военный паек… нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…

Об окопах и траншеях, об атаках и контратаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да рассказам фронтовиков. Для нас война - история. К сожалению, в соседнем государстве это реальность. Поэтому забыть, что страшные годы Великой Отечественной войны являются историей нашей Родины, мы не имеем права. Наши прадеды тоже, как и люди на Украине, жили мирно, не ожидая, что фашизм ворвется в их дома.

У каждого из вас была

Своя семья, своя забота,

Своя привычная работа

И мир привычного тепла.

Наш сад был вишнями богат,

был чистым добрый летний вечер…

А. Полторацкий.


Целеполагание: Из вышесказанного определите, о чем мы сегодня будем говорить. Какие цели преследуем достигнуть на уроке? Что мы должны выяснить, исследовать?


Показ слайда 1,2

2.Актуализация знаний учащихся

ВЕДУЩИЙ (1) (учитель): Давайте вспомним предыдущий урок. Какая тематика культуры искусство была основной в предвоенные годы? «Врага мы на вражьей земле победим малой кровью, могучим ударом», «Мы с любой бедою сладим, всех врагов развеем в дым». Все это было лейтмотивом стихов и песен 30-х годов.

Послушаем песню тех лет. «Если завтра война» Л. Утесов.

Какие чувства она вызывает у вас? Что вы услышали? (спокойствие, уверенность в своих силах, даже бравада)

ВЕДУЩИЙ (2): Над страной проносилась светлая тень короткой ночи - самой короткой из всех ночей в году. В эту ночи рождалось лето Северного полушария. Под Москвой отцветали яблони. Рожь колосилась. Заря сошлась с зарей, занимался рассвет.

ЧТЕЦ-ЮНОША:

Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый

день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае…

Звучит музыка «Довоенного вальса» в исполнении Светланы Сургановой.

(Звучит музыка вальса, пара студентов танцует вальс)


ЧТЕЦ-ДЕВУШКА:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких - то пять минут осталось!

С.Щипачев. 22 июня 1941года.


За кулисами в репродукторе раздается голос диктора.

ЧТЕЦ-ЮНОША: Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну!

(Раздаются звуки колокола - набата в записи. Танцующие замирают, а затем уходят со сцены.)

ЧТЕЦ-ДЕВУШКА:

Гудел набат...

Однако дед-звонарь

Не на заутреннюю звал

старушек службу.

Он медным голосом

Мужчин будил, как встарь,

Набатом призывая их к оружью.

….

И в тот рассвет

Набат, нарушив сон,

Приказывал и звал на бой

с порога..


И вдруг дошло:

Метаться не резон!

Медноголосый этот перезвон -

Для каждого Всеобщая тревога!

Гудел набат...

П. М. Булушев. Набат


ВЕДУЩИЙ (3): Война и поэзия. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке "Когда говорят пушки, музы молчат" в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием, разящим врагов. Слово на войне иногда стоило жизни, зато и звучало оно как никогда весомо. Поэзия как самый короткий, самый оперативный, становится самым популярным жанром военных лет. Много замечательных стихотворений было рождены войной. Одни из них, сыграв свою огромную агитационную роль, остались документом военного времени, а другие вошли в современную духовную культуру как проявление красоты души народа, как поэтизации естественного и прекрасного в противоестественных условиях.


Показ слайдов 3,4 (запись слайда 4)

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа - вот основные мотивы, вокруг которых бьется теперь поэтическая мысль.

ВЕДУЩИЙ (2) : Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет "Известия" и "Красная Звезда" были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача "Священная война":


Показ слайда 5,6 «Родина - Мать зовет!»

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой... Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александру Васильевичу Александрову. Стихи потрясли композитора. Уже на другой день появилась музыка.


(Тихо, затем с нарастанием звучит песня "Священная война ", муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.)


ВЕДУЩИЙ (3) : Первое исполнение состоялось на Белорусском вокзале столицы 27 июня 1941 года. «Священную войну" пели для уходящих на фронт бойцов, - вспоминал один из исполнителей. Солдаты, сидевшие на деревянных сундуках, вдруг встали после первого же куплета "Священной войны" и в наступившей тишине, стоя, слушали песню... Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова - увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери, жены». В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.


Показ слайда 7 Поэты военной поры


ВЕДУЩИЙ (1) ( (учитель): Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа, был его частью. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941 -1945 гг. Гром, грянувший 22 июня, сместил ось лирической поэзии, изменил поэтический угол зрения на войну. «Да, война не такая, какой мы писали её,- это горькая штука»,- признается Константин Симонов.

ЧТЕЦ-ДЕВУШКА:

Фронтовые поэты.

С напором свинцового шквала

Ваши жизни судьба,

Ваши жизни война рифмовала.

И едва затихало сраженье -

Атаке не вечно же длиться, -

Как оно оживало

На ваших горящих страницах. М. Сергеев. Фронтовые поэты


ВЕДУЩИЙ (2): 1215 писателей и поэтов ушли воевать с врагом.. Более 400 из них остались на поле боя… Одни, как В. Гроссман, К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов били военными корреспондентами на передовой. Другие прошли войну как солдаты и офицеры. Среди них В.Астафьев, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Некрасов, А.Солженицын, поэты Б.Окуджава, Д.Самойлов, А.Тарковский и многие другие. А сколько их было совсем юных... Они еще не успели заявить о себе, но нельзя сказать, что их никто не знал. Их знали одноклассники и однокурсники, а это аудитория строгая и живая. Они ушли на войну со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года, но не всем суждено было вернуться в победный май 45-го.

Показ слайда 8


ЧТЕЦ-ЮНОША:


В свои семнадцать лет

Я встал в солдатский строй.

У всех шинелей серый цвет,

У всех - один покрой.

У всех товарищей - солдат

И в роте, и в полку -

Противогаз, да автомат,

Да фляга на боку…

Я думал, что не устою,

Что не перенесу,

Что затеряюсь я в строю,

Как дерево в лесу.

Льют бесконечные дожди,

И вся земля - в грязи.

А ты, солдат, вставай, иди,

На животе ползи…

Н. К. Старшинов. "И вот в свои семнадцать лет..."

Показ слайда 9

ВЕДУЩИЙ (3): Война со всеми ее ужасами, страданиями, горем выпала на долю этих мальчишек...Из приказа по Литературному институту от 10 октября 1941 года № 171: "...Студента 4-го курса Когана Павла Давидовича числить в отпуске до возвращения из Красной Армии".

ЧТЕЦ-ДЕВУШКА:

Нам лечь, где лечь,

И там не встать, где лечь.

И, задохнувшись «Интернационалом»,

Упасть лицом на высохшие травы.

И уж не встать, и не попасть в анналы,

И даже близким славы не сыскать.

П. Д. Коган.

ВЕДУЩИЙ (3): Из писем Павла Когана друзьям и любимой. (держа в руках письмо-треугольник) .«Пишу на Куйбышевском вокзале. Мы - на фронт! Ребята спят на полу, умаялись. А я смотрю на "мальчиков из гуманитарных вузов", на лейтенантов Отечественной войны и почему-то именно поэтому думаю, что мы с тобой увидимся. Я очень бодр. Я знаю, что у меня хватит сил на все. Ничего не пишу, а просто каждый день мой сам пишет книгу. Очень горькую и очень мужественную... Декабрь 1941».

ЧТЕЦ-ЮНОША: "Мне хочется отослать тебе кусочек этой фронтовой ночи, прострелянной пулеметами и автоматами, взорванной минами. Ты существуешь рядом со мной... За то, чтоб на прекрасной нашей земле не шлялась ни одна гадина, чтоб смелый и умный наш народ никто не называл рабом, за нашу с тобой любовь я и умру, если надо... 12 марта 1942 г."

"3-го был бой, а 4-го - день рождения. Я шел и думал, что остаться живым в таком бою все равно, что заново родиться... Я верю твердо, что будет все: и Родина свободная, и солнце, и споры до хрипоты, и наши книги... Июль 1942 года"...

ВЕДУЩИЙ (2): Он был романтиком. Отчаянно любил веселых и смелых людей.

Он любил музыку, а больше всего на свете - стихи.. Знал, что мы победим. Но он знал и другое: многие не вернутся. Командир разведвзвода лейтенант Павел Коган погиб 23 сентября года у сопки Сахарная под Новороссийском...

(Звучит песня "Дороги", муз. К. Новикова, сл. Л. Ошанина.)

ВЕДУЩИЙ (3): Еще один юный, не вкусивший жизни поэт Михаил Кульчицкий.


Показ и чтение слайда 10

ЧТЕЦ-ЮНОША:

Война совсем не фейерверк,

А просто - трудная работа,

Когда - черна от пота -

вверх

Скользит по пахоте пехота. Марш!

И глина в чавкающем топоте

До мозга костей промерзших ног

Наворачивается на чоботы

Весом хлеба в месячный паек.

М. В. Кульчицкий. "Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!..". 1942


Показ слайда 11

ВЕДУЩИЙ (3): Не вернулись с войны и Муса Джалиль, и Николай Петрович Майоров и Уткин Иосиф Павлович многие другие.. Они прошли войну в солдатских шинелях. Служили в пехоте, артиллерии, авиации, в разведке и контрразведке... У каждого была своя война, свои фронтовые дороги. Одни воевали на Западном фронте, другие - на Восточном, одни сражались под Брянском и Гомелем, другие - под Сталинградом, одни дошли до Берлина, другие -до Праги, третьи - до Порт-Артура.. Каждому выпала своя доля, но война была их общей судьбой, судьбой всего народа. Им нужно было выстоять и победить, и они это сделали.


Показ слайда 12


ВЕДУЩИЙ (3): В стихотворении Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, такая вот неприкрашенная война:


Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое выраженье.

Это - изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это - боль головная, что ломит висок;

Это - юность моя, что в окопах истлела;

Это - грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звезды окопных ночевок;

Это - кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это - в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землей. И лишь как завершенье -

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат -

Беззаветная гибель на поле сраженья. 1942.

Показ слайда 13 Кто же лирический герой в стихотворениях о войне?


ВЕДУЩИЙ (2): У каждого солдата была заветная тетрадка - там были переписаны стихи. В то страшное время взволновать человека стихотворным словом было не сложно, так натянуты были нервы, так обострено было чувство жизни, так сильна была тоска по близким, по их любви…


Стихи А. Суркова, посвященные Софье Кревс, много раз были переписаны в такие заветные тетради. Они станут песней, символом тоски по любимым. Звучит песня в исполнении М. Леонидова «Бьется в тесной печурке огонь..»


Бьется в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях' под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко.

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло.

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Алексей Сурков 1941г.


ВЕДУЩИЙ (2): Чувства, усиленные близостью смерти , находили выход в стихотворных строках. Это было чувство любви, любви к родному дому, к детям, к любимой женщине. Это было чувство надежды , надежды на то , что тебя любят , помнят и ждут…

Показ слайда 14


ВЕДУЩИЙ (1) (учитель): - (Показ слайда 15) Это стихотворение написал Константин Симонов в 1941 году:


Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет:- Повезло.-

Не понять неждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.


ВЕДУЩИЙ (2): В чем же секрет и сегодняшней популярности этого стихотворения? Да в том, что солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали. Поэт Константин Симонов (Показ слайда 16) чувствовал это вместе со всеми. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошел Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». Сильное впечатление производили на читателей его стихотворения 1941-1942 года.


Звучит стихотворение Симонова «Убей его!» в авторском исполнении.


ВЕДУЩИЙ (3): По прошествии лет мы можем ужаснуться такому постоянно повторяющемуся призыву, но без этой жажды отомстить возможна ли была победа?

Показ слайда 17

ЧТЕЦ-ЮНОША: Давид Самойлов

Слава Богу!

Ведь все, что было,

Все, что было, - было со мною.

И война меня не убила,

Не убила пулей шальною.

Я судил по людям, по душам

И по правде, и по замаху.

Мы хотели, чтоб было лучше,

Потому и не знали страху.

Потому пробитое знамя

С каждым годом для нас дороже.

Хорошо, что случилось с нами,

А не с теми, кто помоложе.

Д. С. Самойлов.

ВЕДУЩИЙ (3): Давид Самойлович Самойлов в первые дни войны ушел добровольцем на фронт. Воевал пулеметчиком на Волховском фронте, был тяжело ранен при прорыве блокады Ленинграда. Затем до конца войны служил в разведке.

ЧТЕЦ-ЮНОША:

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные…

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось...

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!


Д. С. Самойлов. "Сороковые, роковые...". 1961

Показ слайда 18

ВЕДУЩИЙ (2): Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне - мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но на этой войне и женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из"снайперки", бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала "языка". Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.

Показ хроники «На всю оставшуюся жизнь» (начало)

Показ слайда 19

ВЕДУЩИЙ (3): Пламенной патриоткой , не мыслящей себя без своей Родины, без России, была поэтесса Анна Ахматова. В морозном и голодном феврале 1942 года она написала стихотворение "Мужество":


ЧТЕЦ-ДЕВУШКА:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Показ слайда 20

ЧТЕЦ-ДЕВУШКА: Поэтесса Юлия Друнина в далеком 1943г. написала такие строки:

Я только раз видала рукопашный,

Раз - наяву. И сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне

не страшно,

Тот ничего не знает о войне.


Ю. В. Друнина."Я только раз видала рукопашный...". 1943

ВЕДУЩИЙ (2): Юлия Друнина, (1924-1991), поэтесса. На войне была санинструктором (2-й Белорусский фронт). Награждена медалью "За отвагу", была ранена. В госпитале ее "впервые за всю войну... вдруг снова потянуло к стихам". Вернувшись в Москву, в конце декабря 1944 г. поступила в Литературный институт. Участница Первого Всесоюзного совещания молодых писателей (1947). Сборники стихов "Разговор с сердцем" (1955), "Современники" (1966), "Не бывает любви несчастливой..." (1973), "Окопная звезда" (1975), "Мир под оливами" (1978), "Бабье лето" (1980), "Мы обетам верны" (1983) и др. Лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии России и др. "Незащищенное, обожженное" сердце ее не выдержало мирного, жестокого времени. Она ушла из жизни в 92-м, ушла добровольно.


ВЕДУЩИЙ (3): Стихотворение Юлии Друниной, посвященное ее боевой подруге Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году:

«Зинка»

1. Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.


- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет…


У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна…

Показ слайда 21

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.


Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.


Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?


Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.


3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.


У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.


И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.


Показ слайда 22 как фон


Звучит стихотворение С. Гудзенко «Нас не нужно жалеть» в исполнении В. Высоцкого

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашим комбатом как перед господом Богом чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали… Проходит четвёрная осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят,

Мы не знали любви, не изведали счастья ремёсел,

Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели…

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймёт эту правду - она к нам в окопы и щели

Приходила посмотреть ворчливым охриплым баском.

Пусть живые запомнят и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат,

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат.

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Поднимались в атаку и рвали над Бугом мосты.

Нас не нужно жалеть: ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты…

С. Гудзенко


ВЕДУЩИЙ (2): Какой бы ужасной ни была действительность, но и на войне женщина остаётся женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок, мелочи военного быта вызывали улыбки окружающих.


Девушка 1. Однажды после боя я увидела в лесу фиалки, не удержалась и нарвала букетик. Нарвала и привязала их к штыку. Пришла в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу… и забыла, что у меня на винтовке. А он начал меня ругать: «Солдат должен быть солдат, а не сборщик цветов…» Ему было странно, как это в такой обстановке можно думать о цветах.


Девушка 2. А у нас командир понимающий был, берёг нас, заботился. Под Москвой - отступление, самое страшное время, а он нам говорит: «Девушки, Москва рядом. Я привезу парикмахера. Красьте брови, ресницы, завивки делайте. Я хочу, чтобы вы были красивыми…» - и представляете, привёз. Мы сделали завивки, покрасились и такие счастливые в бой пошли…


Показ слайда 22 (продолжается)

ВЕДУЩИЙ (3): Да, много горя и страданий пришлось пережить русским женщинам во время войны . Вся тяжесть мужской и женской работы легла на их плечи: и невспаханное поле, и работа на станках, и забота о голодных и больных детях и стариках. И поэты видели это, говорили об этом в своих стихах.


ЧТЕЦ-ЮНОША:


РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ...


...Да разве об этом расскажешь-

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей,

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

ВЕДУЩИЙ (2): Эти слова Михаил Исаковский напишет в 1945 году. Показ слайда 22. А до этого будут всеми любимые стихи « В лесу прифронтовом», «Огонек». В них поэт передал всеобщее чувство - желание сберечь родную землю, свое гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому.


(Звучит песня в исполнении Натальи Подольской "В лесу прифронтовом", муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.)

Показ слайда 23,24


ВЕДУЩИЙ (3): Война уносила жизни, но не сломила в народе дух сопротивления, воли к защите отечества. Смерть переставала что-либо значить, когда была важна каждая минута на пути к победе.

Мы немца в полночь навестить хотели.

Разведчик сверил время и -

в седло! Следы подков запрыгали

в метели, и подхватило их и понесло...

...Но без него вернулся конь

сначала,

а после - мы дошли до сосняка,

где из сугроба желтая торчала

с ногтями почернелыми рука.

Стояли сосны, словно часовые.

И слушали мы, губы закусив,

как весело - по-прежнему

живые -

шли на руке у мертвого часы.

И взводный снял их. Рукавом

шершавым

сердито льдинки стер

с небритых щек

и пальцем - влево от часов

и вправо -

разгладил на ладони ремешок.

- Так, значит, в полночь,

хлопцы!

Время сверьте!

И мы впервые поняли в тот час,

как просто начинается

бессмертье,

когда шагает время через нас.

М. Д. Максимов. Баллада о часах. 1943


Кадры хроники «На безымянной высоте»

ВЕДУЩИЙ (1): Победа... Она пришла к нам не в лавровом венке, торжественная и спокойная. Она пришла в образе солдатской матери, с устало опущенными натруженными руками. И впервые за тысячу четыреста восемнадцать дней над Европой воцарилась тишина.

Показ слайда 25

ВЕДУЩИЙ (2): Победа... Народ ждал ее четыре года. Четыре долгих года он шел к ней дымными полями сражений, хоронил своих сыновей, недоедал и недосыпал, все же выстоял и победил.


Показ слайда 26


ВЕДУЩИЙ (3): 2 миллиона 700 тысяч сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой войне. Пусть каждый осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших,

чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей и пусть вопрос: достойны ли мы памяти павших - всегда будет волновать нас, Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны. Показ


слайда 27.


ЧТЕЦ-ДЕВУШКА:

А может нам о них забыть?

Опять война,

Опять блокада…

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о войне мы пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться:

Правы и убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда -

не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она

Как сила нам нужна»

Ю. Ворошилов.

Показ 6 ролика

Показ слайда 28

3. Закрепление материала. Представление синквейна. Самостоятельная работа обучающихся.

Ваша задача - составить синквейн - продолжить предложение: «Поэзия периода Великой Отечественной войны - это…..»

4. Рефлексия. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Как изменяется тональность литературы в период ВОВ? (от легкомысленности до ответственности за всю страну)

Выставление оценок

5. Домашнее задание (дифференцированное). Показ слайда 29

1. Проанализировать полученное стихотворение А. Суркова «Землянка», заполнив таблицу соответствий.

2. Подготовить сообщение о прозе периода ВОВ. Ответить на проблемный вопрос: почему в период ВОВ писатели не делали акцента на жестокости войны, на зверствах, на потерях?


Рекомендованная литература:

Приложение 1

Алексей Сурков «Землянка»

Бьется в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло.

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви. 1941г.


Практическая работа по стихотворению А.Суркова «Землянка»

Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств.

Языковые средства

Примеры

Олицетворения


Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь

Лексический повтор

Сравнение


В холодной землянке - от твоей негасимой любви





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал