7


  • Учителю
  • Урок-творческая мастерская по литературе на тему'Царицей призрачного трона меня поставила судьба. . . ' (По биографии и творчеству Черубины де Габриак' (11 класс)

Урок-творческая мастерская по литературе на тему'Царицей призрачного трона меня поставила судьба. . . ' (По биографии и творчеству Черубины де Габриак' (11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Эта творческая мастерская даёт ученикам творческий "опыт дерзновения"и  "опыт послушания".Принять задание мастера - акт послушания ученика. Но в выполнении заданий имеет место и свобода творчества, ребята сами выбирают путь осуществления, и одна версия не исчерпывает вс
предварительный просмотр материала

Тема: «Царицей призрачного трона меня поставила судьба…»

(урок-творческая мастерская по биографии и творчеству Черубины де Габриак)

Цели:

- Организовать деятельность учащихся по систематизации и обобщению знаний в рамках темы «Поэты Серебряного века»;

- Создать условия для развития навыка работы с литературоведческой литературой и художественным текстом;

- Помочь в формировании способности комплексного применения знаний и способов деятельности на практике;

- способствовать развитию ассоциативного мышления, монологической и диалогической речи учащихся;

- развивать умение анализировать поэтический текст;

- создать условия для раскрытия творческого потенциала учащихся;

- помочь учащимся осознать личную причастность к ценностям русской культуры.

Тип урока:

Комплексное применение знаний и способов деятельности, урок творчества и развития речи.

Форма урока:

Творческая мастерская как часть коммуникативно-творческой работы.

Межпредметные связи:

История, музыка, изобразительное искусство.

Оформление:

Иллюстрации учащихся, распечатанные тексты стихотворений, цветные стикеры, плакат, аудиозапись.

Техническое оснащение:

Компьютер, медиапроектор, электронные презентации.

Ход урокa:

  1. Организационный этап. Обеспечение психологически комфортной обстановки для работы на уроке. Звучит старинная английская лютневая музыка (Green Sleeves). (Слайд №1) На фоне музыки звучит голос учителя:

- Когда произносят: «Поэтессы Серебряного века», перед глазами возникают Анна Ахматова, Марина Цветаева, Зинаида Гиппиус, наконец, но мало кто вспомнит Черубину де Габриак, хотя именно её имя связано с самой уникальной и блистательной мистификацией XX века и именно в её честь это время Марина Цветаева определила как «эпоху Черубины де Габриак». Поэтический эпиграф нашего урока - строки самой поэтессы: «Царицей призрачного трона меня

поставила судьба…». Сегодня на уроке я хочу, чтобы мы увидели…что?

(Красоту лирики Черубины де Габриак, высокий пафос её стихов.)

Чтобы поняли…что?

(Что поэт тем талантливей, чем больше откликов он оставляет в нашей душе.)

Чтобы мы гордились…чем?

(Что говорим на том языке, на котором писали поэты Серебряного века.)

Чтобы знания, полученные сегодня, были вложены не только в ум, но и…куда?

(В сердце, в душу.)

Что ж, вы сами поставили цель сегодняшнего урока. А теперь в путь.

  1. Оперативно-исполнительский этап.

Учитель:

- У нас не просто урок, а творческая мастерская, в которой 4 отдела: историко-литературный, сценический, художественный, биографический. Ими проделана большая работа. Сегодня мы собираем результаты нашего труда воедино. Внимание, ребята. На столах у вас лежат стикеры, которыми вы отметите работу каждого отдела: красный цвет означает «отлично», жёлтый - «хорошо», зелёный - «нужно доработать». В конце урока вы прикрепите их на плакат. Таким образом, мы сможем узнать вашу точку зрения и подвести итоги. Литературоведы-историки, вам слово.

Ученик из группы историков-литературоведов:

- Имя Черубины де Габриак связано с литературной мистификацией. Что же это?

(Читает определение термина, приводит примеры.)

Учитель:

- Сравните, насколько полно определила термин группа. (Слайд №2)

Так кто же она, Черубина де Габриак? Прошу актёров ответить её стихами.

Ученик из сценической группы читает стихотворение «С моею царственной

Учитель:

- Художники приготовили словесный портрет Черубины и свои иллюстрации к её стихам. Какой предстаёт перед нами лирическая героиня?

Ученик из художественной группы:

- Это очень красивая молодая девушка с бледным лицом, большими выразительными глазами и пышными тёмно-рыжими волосами. У неё стройная хрупкая фигура, царственная осанка, тонкие аристократические кисти рук с длинными пальцами. Она горда и ранима, поэтому скрывается от назойливого внимания окружающих. Искренне верит в Бога, посещает католические храмы, мечтает о настоящей любви. Мне кажется, что она похожа на принцессу из сказки.

(Художественный отдел демонстрирует свои иллюстрации к стихам Черубины и коллективно составленную презентацию с вариантами портрета Черубины.)

Учитель:

- Да, именно такой представляли её все сотрудники журнала «Аполлон». Все мечтали увидеть её, влюбившись в незнакомку заочно, когда в редакцию стали приходить её стихи на бумаге с траурной каймой, переложенные засушенными цветами и травами.

Ученик из сценической группы читает стихотворение «Цветы». (Слайд №4)

Учитель:

- Давайте приподнимем завесу тайны и узнаем, кем была Черубина де Габриак в жизни. Выступают биографы.

Ученик из биографического отдела: (Слайд № 5)

- Итак, Елизавета Ивановна Дмитриева (в замужестве Васильева) родилась 31 марта 1887 года в Петербурге. Отец её был педагогом, а мать - акушеркой. Лиля - как звали её близкие - была младшей дочерью. С 7 до 16 лет девочка практически всё время лежала, т.к. была больна туберкулёзом костей и лёгких, впоследствии поэтесса всю жизнь хромала. В детстве от её игрушек отламывалась одно нога, т.к. её брат и сестра говорили: «Раз ты хромая, у тебя должны быть хромые игрушки». В 1904 г. закончила с медалью гимназию и поступила в Педагогический институт. В 1906 г. знакомится со студентом В.Васильевым и даже обещает выйти за него замуж. Забегая вперёд, скажу, что Дмитриева выполнила своё обещание. В 1907 г. - снова знакомство, имевшее немалое значение, - с Николаем Гумилёвым. Она вспоминала: «Много раз просил меня Николай Степанович выйти за него замуж, но никогда я не соглашалась на это, - в это время я была невестой другого…» .

(Слайд №6)

Ученица из сценической группы:

- Воистину он больше любил меня, чем я его: ревновал, а потом плакал и целовал край платья. (Читает стихотворение «Сонет».) (Слайд №7)

Ученик из биографического отдела:

- Итак, лето 1909 года, Коктебель. Именно тогда Макс Волошин подарил ей чёрта Габриака. Он был выточен морскими волнами из корня виноградной лозы. В том же 1909-ом создавалась редакция журнала «Аполлон». Редактором «Аполлона» становится Сергей Маковский, очень аристократичный и элегантный. Лиля - скромная и хромая - понравиться ему не могла, и стихи её были отвергнуты. Тогда Лиля и Макс решают придумать псевдоним, взяв на удачу имя чёрта Габриака, но для аристократичности они прибавили к фамилии французскую частицу де. Авторы мистификации долго искали женское имя на букву ч, пока Елизавета не вспомнила об одной героине, носившей имя Черубина.

Ученик из сценической группы: (Слайд №8)

- Вячеслав Иванов, вероятно, подозревал, что я автор Черубины, т.к. говорил мне: «Я очень ценю стихи Черубины. Они талантливы. Но если это мистификация, то это гениально».

Ученица (1) из сценической группы читает стихотворение «Я венки тебе часто плету…» (Слайд №9)

Ученица (2) из сценической группы читает стихотворение «Лишь раз один, как папоротник, я…» (Слайд №10)

Ученица (3) из сценической группы читает стихотворение «Зеркало». (Слайд №11)

Ученик (1) из биографического отдела: (Слайд №12)

- Успех Черубины де Габриак был кратким и головокружительным. А потом её разоблачили. Переводчик фон Гюнтер добился у Дмитриевой признания в обмане, тайна стала известна в редакции «Аполлона», оскорбительный выпад Гумилёва в адрес Дмитриевой привёл к дуэли между ним и Волошиным… В результате в конце 1910 года в «Аполлоне» появилась ещё одна подборка стихов Черубины с заключительным стихотворением «Встреча», подписанным подлинным именем поэтессы.

Ученик (2) из биографического отдела: (Слайд №13):

Черубина написала Маковскому стихотворение, в котором были строки:

Милый друг, Вы приподняли

Только край моей вуали.

Маковский стал уверять, что он уже давно обо всём знал: «Я хотел дать Вам возможность дописать до конца Вашу красивую поэму».

Учитель:

- А дальше продолжается история Елизаветы Дмитриевой: стихи, в 1921 г. арест за дворянское происхождение, в 1927 г. - повторный арест. Но, конечно же, неправильно полагать, что это банальная обыденность, ведь для каждого человека жизнь по-своему удивительна, красива и интересна, но всё же самым запоминающимся отрезком жизни Дмитриевой, мне кажется, была мистификация с Черубиной де Габриак. Одно из последних её стихотворений, напечатанных в журнале «Аполлон», - «Двойник». (Слайд №14) (Читает стихотворение «Двойник».)

Литературоведы подготовили анализ содержания стихотворения.

Ученик из группы литературоведов-историков анализирует содержание стихотворения, рассказывает об истории его создания:

- Лиле всегда казалось, что она должна встретить живую Черубину, которая спросит у неё ответа. В это время Черубина или Лиля,- Дмитриева сама не могла понять, кто из них двоих,- пишет стихотворение «Двойник». Уникальность его проявляется в стиле его написания, в «необычности» лирического героя. Повествователь - тот же самый объект мистификации, который смотрит со стороны на своего же выдумщика: «Вижу девушки бледной лицо, как моё, но иное и то же…». Ведь пишет стихотворение Дмитриева, но на место лирического героя ставится Черубина - как реально живущий человек, негодующий на поэтессу Дмитриеву за использование своего имени. Она как будто грустит о том, что не может быть ближе к Елизавете («если б встретить её наяву <�…> и обжечь ей глаза поцелуем…»), но между тем показывает, что знает всё о ней. Далее мы понимаем, что автор мистификации и сама Черубина совсем разные, но они как две сестры со схожей судьбой, мыслями и чувствами. Если говорить о «направленности» стихотворения, то, думаю, ближе всего оно стоит к символистам, поскольку в нем присутствуют элементы философии и взгляд на себя со стороны.

  1. Коллективная работа над выразительными средствами стихотворения.

(Учащиеся называют выразительные средства в стихотворении (в тексте выделены красным цветом.) (Слайд № 14)

  1. Оценка деятельности творческих групп. (Учащиеся приклеивают на плакат цветные стикеры). Учитель комментирует оценки.

  2. Стадия рефлексии. Творческое задание.

Учитель:

- И подвести черту нашему разговору о Черубине де Габриак мне бы хотелось необычным способом - составлением синквейна. Посмотрите на алгоритм написания синквейна. (Слайд №15)

Вы уже поняли, что ключевым словом будет Черубина. Какой она предстала перед вами в стихах?

(Таинственной, загадочной, нежной, одинокой, гордой)

Выбирайте 2 прилагательных для 2-й строки.

Как она влияет на читателя своей поэзией?

(Чарует, околдовывает, удивляет, увлекает, тревожит)

Выбор 3 слов для 3-й строки.

Какую мысль вызывает у вас образ Черубины?

(Елизавета скрылась за маской. Стала царицей призрачного трона. Одинокая инфанта сказочного дворца. Литературная мистификация ХХ века.)

И последнее слово - вывод , ваше заключение о личности Черубины.

(Поэтесса, чаровница, колдунья)

  • Методические рекомендации.

При написании синквейна следует обратить внимание учеников на невозможность использования однокоренных слов во всём пятистишии, хотя это не оговаривается в алгоритме. Такое условие развивает словарный запас ребят, способствует потребности творческого обращения к словарю синонимов.

Озвучивание творческих работ. Показ учителем своего варианта.

(Слайд №16)

Черубина.

Таинственная, нежная.

Грустит, чарует, влечёт.

Одинокая инфанта призрачного королевства.

Колдунья.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

(Учащиеся отвечают.)

(Учитель обращает внимание на листочки с домашним заданием, лежащие перед каждым учеником. Домашнее задание на выбор: 1. Анализ стихотворения Черубины де Габриак. 2. Написать сочинение-эссе о поэтессе. 3. Выучить наизусть стихотворение Черубины де Габриак.)

Учитель:

- Полотно Серебряного века получилось ярким, сложным, но бессмертным и неповторимым. По-разному сложились судьбы поэтов, но все они создали в начале ХХ века настоящее чудо - Серебряный век русской поэзии. Ну, а Черубина де Габриак? Это была самая знаменитая, удивительная, захватывающая мистификация ХХ века! И пусть далеко не все знают о ней - всё равно это талантливая поэтесса с уникальнейшей судьбой.

(Звучит старинная лютневая музыка: канцона и танец.) На её фоне учитель читает свои стихи. (Слайд № 17)

Горят волшебные рубины,

И знает мрак,

Как тонко имя Черубины

Де Габриак.

В тяжёлых канделябрах свечи,

Дыханье роз…

И волны падают на плечи

Медовых кос.

Царица призрачного трона,

Она одна.

На голове её корона

Не всем видна.

Отведай гибельной отравы -

Не горяча ль?

В стихах - засушенные травы,

В глазах - печаль.

Она придумана - и что же?

Весь мир - обман.

Тьмы низких истин мне дороже

Её дурман.

Сгорело сердце у поэта -

Всё отдала.

Она звалась Елизавета,

Она была

Не привидение, не фея,

А человек.

И серебром звенел над нею

Двадцатый век.

Использованная литература.

  1. «Русская поэзия Серебряного века: 1890-1917 Антология».- Москва, 1993 г.

  2. «Воспоминания о Серебряном веке». - Москва, 1998 г.

  3. «Школа классики: Серебряный век. Поэзия». - Москва, 1998 г.

  4. Елизавета Васильева. «Две вещи в мире для меня всегда были самыми святыми: стихи и любовь». - «Новый мир» №12, 1988 г.

  5. Максимилиан Волошин. «История Черубины». - Москва, 2000 г.

  6. Черубина де Габриак. «Исповедь». - М.: «Аграф», 1999 г.

Интернет-ресурсы.

  1. Николай Гумилёв: электронное собрание сочинений.

  1. Дмитриева, Елизавета Ивановна - Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Дмитриева

  1. Черубина Де Габриак - стихи - Серебряный век

slova.org.ru/degabriak/index

  1. Черубина де Габриак: все стихотворения. Стихия.Gabriak

Poetrylibrary.ru/stixija/gabriak-1.html



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал