7


  • Учителю
  • План урока по русской литературе на тему Сценическая жизнь пьесы «Горе от ума» (9 класс)

План урока по русской литературе на тему Сценическая жизнь пьесы «Горе от ума» (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Тема программы: Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Иллюстрации Н. Кузьмина, Д. Кардовского. Постановка пьесы Театрального товарищества 814, 1997-1998 годов.



Тема: Сценическая жизнь пьесы «Горе от ума».

Цели: проанализировать образ Чацкого; проанализировать образ Молчалина; проанализировать образ Софьи; рассмотреть любовный конфликт пьесы; ознакомиться с историей постановки пьесы на сцене театра; сравнить образы персонажей в пьесе Грибоедова с театральными образами.

Оборудование: текст Грибоедова «Горе от ума», иллюстрации героев, эпизод из сценической интерпретации Театрального товарищества 814, 1997-1998 годов.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-беседа.



  1. Подготовка к восприятию темы

Пользуясь записями предыдущего урока в конспекте, ученики отвечают на такие вопросы:

1. Какие конфликты ставятся в пьесе?

2. В чем заключается нравственная и социальная проблематика пьесы?

3. Какой смысл названия пьесы?

  1. Повторение пройденного материала



  1. Объявление темы, цели урока











а) Сегодня мы будем анализировать драматическое произведение. Проанализировать сцену - значит, определить взаимоотношения персонажей, уяснить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния, показать, с помощью каких приемов в этой сцене раскрываются характеры и какова роль этой сцены в развитии действия и конфликта пьесы.



- Это необходимо режиссеру спектакля, чтобы правильно подобрать актеров, выбрать соответствующие декорации; актерам, чтобы наилучшим образом исполнить роль того или иного персонажа; работникам театра, принимающим участие в постановке спектакля; зрителям, чтобы они правильно понимали суть происходящего на сцене; критикам, которые должны дать верную оценку и литературному произведению, и театральной постановке.



б) Говорящие













- Софья Павловна - мудрость. («Недоросль» Фонвизина)

Алексей Степанович Молчалин - молчалив.

Чацкий Александр Андреевич - в черновом варианте Грибоедов писал эту фамилию Чадский, сократив фамилию Чаадаева. Пётр Яковлевич Чаадаев - друг Пушкина. Участвовал в войне 1812 года. В 1821 году прервал военную карьеру и вступил тайное общество. С 1823 по 1826 год путешествовал по Европе, изучал философию. После возвращения в Россию в 1828 - 1830 годах написал и издал трактат «Философские письма». Эти письма придерживались прогрессивных взглядов, противоречили порядкам России. Указом царя Пётр Яковлевич Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого Грибоедов предсказал судьбу Чаадаева (Чацкий тоже объявлен сумасшедшим).



в) 1 действие комедии начинается с ремарки (текст)









- Интерьер уточнит постановщик пьесы. Запомним этот момент, чтобы при просмотре постановок обратить на это внимание





- Знакомит с обстановкой в доме Фамусова и некоторыми происходящими в нем событиями, предваряет первую конфликтную ситуацию



- У Софьи роман с Молчалиным, который она скрывает от отца







- «Минуй нас пуще всех печалей \ И барский гнев, и барская любовь» (Лиза). Выпишем ее на отдельный лист «Крылатые выражения из пьесы Грибоедова «Горе от ума»» (раздаточный материал).



- Фамусов - хороший отец, заботится о воспитании дочери, о её благочестии, старается сам стать для нее примером







- Молчалин не из богатой влиятельной семьи, даже не из Москвы, а Фамусов посодействовал его продвижению по службе. Фамусов имеет влияние и может позволить себе покровительство над кем-либо



- Ему не понравилось, что герой сна Софьи «в бедности рожден», а он не желает отдавать ее за бедного, пусть даже и любимого человека





- Она считает его недалеким, поэтому не сможет с ним жить: «Что за него, что в воду».











- Соня не воспринимает всерьез детскую дружбу, а говорит о своей влюбленности в Молчалина.









- Восторг от встречи с Соней, он в приподнятом, даже в возбужденном настроении, поэтому многословен











- Довольно холодно, прикрываясь шаблонными светскими любезностями





- Замечание Чацкого о Молчалине









- Он восхищен ею, пытается вернуть прежний тон отношений









- «Что нового покажет мне Москва? / Вчера был бал, а завтра будет два»





- Из этого явления можно сделать вывод, что любовь к Софья - причина приезда



- «Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног»; «Помилуйте, не вам, чему же удивляться?»; «Гоненье на Москву!»; «И дым отечества нам сладок и приятен!»; «Смешенье языков - французского с нижегородским». Выпишем их на отдельный лист «Крылатые выражения из пьесы Грибоедова «Горе от ума»» (раздаточный материал).



- Потому что дальнейшее действие будет развиваться вокруг них, остальные герои - второстепенные





























- Мотив лжи и мотив глухоты как нежелания слышать правду





г) 2 декабря 1829г. Давалось I действие, начиная с выхода Чацкого (с явл. 7), которого афиша именовала Чадским (его играл Сосницкий). По поводу этого спектакля сохранилось два отзыва. Инспектор труппы Храповицкий отметил на афише: «Сосницкий был очень хорош». «Северная Пчела» писала: «В театральном фойэ слышали мы две сцены из перла нашей комедии «Горе от ума». Слышали и мысленно повторяли: Горе! Горе! Неуменье артистов скрыло от нас ум незабвенного А. С. Грибоедова».

В том же 1830 г. на сцене петербургского театра было поставлено IV действие «Горя от ума», шедшее с III действием.

9 октября этого же года в Петербурге были даны сцены из I действия, III и IV действия.

В I действии были изъяты явления с первого по шестое включительно (до выхода Чацкого). Причина этого изъятия весьма показательна. Цензор рапортовал о том, что он читал рукопись «Горя от ума» и «нашёл, что в I-м и 3-м явл. первого действия представляется благородная девушка, проведшая с холостым мужчиною целую ночь в своей спальне и выходящая из оной с ним вместе без всякого стыда, а в 11-м и 12-м явл. четвёртого действия та же девушка присылает после полуночи горничную свою звать того же мужчину к себе на ночь: что он, ценсор, находя сии сцены противными благопристойности и нравственности, одобрить сей рукописи к печатанию не может».

В 1864 г. Неклюдов, ведавший московскими театрами, «задумал поставить «Горе от ума» совершенно согласно с предначертаниями автора и, принимая в соображение, что он не назвал своей пьесы «комедией с танцами», что самые танцы в шутовском виде, в коем поставлены доселе, служили лишь потехою для райка и что в высшем слое общества, в круг которого автор внёс своё действие, танцы никогда не были исполняемы с площадными кривляньями, которые дают им всю цену в представлении, хотел их вовсе выкинуть, ограничиваясь, согласно тексту Грибоедова, вальсом, начинающимся при звуках фортепьяно, во время последнего монолога Чацкого в 3-м действии...».

Слухи о предстоящих намерениях московской дирекции дошли до московского военного губернатора, который в официальном письме на имя Неклюдова предупреждал его «об ответственности, лежащей на дирекции в случае каких-либо манифестаций». Вмешалась петербургская дирекция, отдавшая распоряжение: танцы «следует оставить без изменения»: во-первых, потому, что они введены «с первого времени помянутого акта в представлении», а во-вторых, потому, что «большинство публики с ними освоилось». Ясно, что подобная уклончивость распоряжения не только оставила танцы в прежнем виде, но и лишила руководителей названного театра смелости на долгие годы поднимать вопрос об их уничтожении; лишь при возобновлении в 1887 г. танцы были в своём прежнем виде уничтожены.





- После просмотра беседа с детьми. Предполагаемые вопросы:

1. Какой внешний облик актеров? Какие плюсы и минусы вы можете заметить?

2. Какие черты грибоедовских персонажей более всего заметны в игре актеров? Как они это выражают?

3. Как представлены музыка и декорации в постановке? Какова и роль?

4. Как происходит перемещение по сцене актеров? Соответствует ли это вашим представлениям о данном действии?

5. Какие недостатки и достоинства вы можете назвать в такой постановке?



- Есть несколько традиционных для русской сцены путей сыграть "Горе от ума". Один, "костюмно-исторический". Другой, публицистический, предполагает нарочитое отстранение от эпохи, сознательное осовременивание речей Чацкого и его полемики с Фамусовым. Он хорош в переломные моменты в жизни общества, его часто выбирали в советское время в годы оттепели и застоя, и эзоповы речи находили восторженное понимание у интеллигенции. Меньшиков (режиссер) выбрал иной, упрощенный путь, преобразовав высокую комедию в водевиль. В его постановке акцент сделан на любовном треугольнике, точнее, многоугольнике Чацкий - Софья - Скалозуб - Молчалин - Лиза - Петрушка. Чацкий Меньшикова - просто влюбленный, и свои монологи он проговаривает точно наспех вызубренный чужой текст - его на самом деле не интересуют ни Фамусов с его Максимом Петровичем и сомнительными моральными принципами, ни Скалозуб сам по себе, ни Молчалин как личность (без-личность), но одна только Софья и все они - постольку, поскольку они к ней имеют хоть малейшее отношение.



  1. Формирование новых знаний и способов деятельности



а) Рассказать об анализе драматического произведения









- Кому и зачем может понадобиться анализ драматического произведения?







б) Некоторые черты характера можно прочесть уже в именах и фамилиях героев. Как называются такие имена и фамилии?



- Какие же черты можно заметить у Софьи, Молчалина и Чацкого?



















в) Чтение 1-го действия по лицам с комментированием и беседой



- Как вы думаете, почему гостиная не описана более подробно?



- Какое место в композиции пьесы занимает 1 явление?



- Что мы узнаем о взаимоотношениях некоторых героев?



- Какую фразу из 2 явления можно считать крылатой?





- Какие стороны личности Фамусова раскрываются в 3 явлении?



- Что мы узнаем о судьбе Молчалина и роли Фамусова в ней?



- Что не понравилось Фамусову во сне дочери и почему?



- В 5 явлении Лиза и Соня наедине обсуждают возможных кандидатов на руку Сони. Как относится Соня к Скалозубу?



- Как воспринимает Соня чувства Чацкого?







- С 6 явления появляется Александр Андреич Чацкий. Какими чувствами переполнен Чацкий?



- Исходя из слов Чацкого, как его встречает Соня?



- Что заставляет Софью перейти на почти враждебный тон?



- Почему Чацкий пытается не придавать значения иронии и холодности Софьи?



- Как Чацкий отзывается о Москве и ее нравах?



- Почему же тогда он вернулся?



- Какие крылатые выражения встретились нам в этих явлениях?





- В 9 явлении Чацкий встречается с Фамусовым, они беседуют, Чацкий не перестает восхищаться Софьей. На этом заканчивается 1 действие комедии. Мы познакомились не со всеми действующими лицами комедии. Почему автор знакомит нас в первую очередь именно с этими персонажами?



- Какие мотивы уже наметились в 1 действии?



г) Ознакомление со сценическими интерпретациями. Доклад одного из учеников по ранним постановкам. После этого дополнительные комментарии учителя







































































- Просмотр 1-го действия в сценической интерпретации Театрального товарищества 814, 1997-1998 годов.















- После беседы или во время комментарий учителя о данной постановке.





















Сегодня мы познакомились с несколькими главными действующими лицами пьесы, а именно Чацким, Софьей и Молчалиным. Так же мы узнали, каким представлен Чацкий в постановке народного артиста РФ Олега Евгеньевича Меньшикова. Замечательно, что пьеса жива и актуальна по сей день. Как вы могли заметить, одна из главных, отличительных особенностей пьесы, как литературного жанра, в том, что каждый актер может по своему отыгрывать и представлять персонажа. На следующем уроке мы рассматриваем столкновение Чацкого с фамусовским обществом.

  1. Обобщающее слово учителя



  1. Оценивание работы учащихся

Составить цитатную характеристику трех персонажей на выбор из фамусовского общества (Фамусов, Скалозуб, Горичи, Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий, старуха Хлестова, Г.Н. и Г.Д, Репетилов).



  1. Домашнее задание



Используемая литература:

1) Филиппов В. Ранние постановки «Горе от ума» // А.С. Грибоедов. - М.: Акад. Наук СССР, 1946. - С. 299-324

2) Генина В. А. С. Грибоедов. Горе от ума. Постановка Олега Меньшикова / В. Генина // Знамя. - 1999. - №5.





5



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал