7


  • Учителю
  • Сочинение 'Сила слова в лирике М. Ю. Лермонтова' (10 класс)

Сочинение 'Сила слова в лирике М. Ю. Лермонтова' (10 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:     Подлинное значение гибели Лермонтова  определил Белинский. Он писал в «Отечественных записках»: Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу». Лермонтов выступил как продолжатель лучших традиций русской литературы, как прямой наследник Пушкина. Его
предварительный просмотр материала

Сила слова в лирике М.Ю.Лермонтова.

«Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?»

М. Ю. Лермонтов «М. Ю. Лермонтов. Лирика»

«Ангел ты мой!»- говорит, обнимая меня, мама. С этих слов начинается каждый мой день. Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями, а такое маленькое слово «ангел» раскрепощает тебя, делает мягким и беззащитным перед тёплым взглядом близкого человека. Кто же он этот «ангел»?

М.Ю.Лермонтов в 16 лет тоже задавался этим вопросом. Поэт - юноша. Можно сказать, мой сверстник. Еще свежи воспоминания детства. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»,- пишет в своих воспоминаниях Михаил Лермонтов. "Ангел"- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его творчество превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник - стихотворение "Ангел", в котором есть всё: доброта, жалость, радость, гармония, умиротворение, свобода:

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Удивительные эпитеты рисуют детскую колыбель, над которой звучит «тихая песня» мамы. Засыпая, «младая душа» видит «безгрешные души» и «райские сады». «Чудное желание» овладевает лирическим героем, для которого «живой звук» небес дороже «скучных песен» земли. Эту феерию подчёркивает метафора:

И месяц, и звёзды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Все предложения в стихотворении простые. Союз «и» употребляется 9 раз, что напоминает стиль славянского перевода Библии. Лирический герой Лермонтова ощущает себя частичкой Великого Мироздания, верит, что человек не умирает, а после смерти только переходит в другие материальные формы. Мягкие шипящие и свистящие звуки придают стихотворению эффект музыкальности.

Лермонтов прекрасно владел поэтическим словом, кистью художника и музыкальным чутьём. Всё это мы ощущаем, читая стихотворение «Молитва» (1839), посвященное одному из самых сокровенных моментов человеческой жизни - молитве. Ключевые слова этого стихотворения - «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть» - связаны с верой, с христианской традицией. Молитва придаёт силы отчаявшемуся человеку. Уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения. Песня ангела напоминает молитву. Слово, освященное «силой благодатной», обладает удивительными возможностями: оно оживляет, приносит успокоение, снимает «бремя» сомнений. Слово, обращенное в «Молитве» 1837 года, относится к «теплой заступнице мира холодного».За свою «душу пустынную» поэт просит Богоматерь быть небесной покровительницей «девы невинной». Говоря словами Библии, автор молится «за други своя». Заступничество в «минуту жизни трудную» надо искать у той, которая понимает все человеческие страдания - у Божией Матери. «И вдунул Господь Бог в лице человека дыхание жизни, и стал человек душою живою», - говорится в Священном Писании о сотворении человека. Душа в человеке - дыхание Бога, и полноту жизни может испытывать лишь в том случае, когда пребывает в гармоничном содружестве ангельских сил, когда беспрепятственно и свободно участвует в единой хвале, воссылаемой «Богу великому».

В стихотворении «Молитва»(1829) автор обращается к «всесильному боже», называя его «творцом». Местоимения «меня», «я» подтверждают юный возраст поэта. Ещё «заблужденье бродит» в его уме, но уже «лава вдохновенья клокочет на груди», «мир земной тесен».Герой боится «проникнуть» к «всесильному», ему стыдно за то, что «боже, не тебе молюсь». «Путь спасенья» ждёт впереди. Об этом мы читаем в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива»(1837):

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

М.Лермонтов заканчивает произведение многоточием, что наводит на новые размышления. Союз «когда» повторяется несколько раз. Анафора помогает определить время, когда произойдёт встреча с Богом. Это случится «когда волнуется желтеющая нива», «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый приветливо кивает головой». К сожалению, попасть в «мирный край» нельзя быстро. Должны пройти годы, а главное , лирический субъект должен обрести «смирение души». О чём и речи быть не может, потому что пишет это стихотворение корнет лейб-гвардии Гусарского полка , находясь под арестом за «непозволительные стихи».На серой бумаге, в которую завёртывали хлеб, поэт при помощи вина , печной сажи и спички написал несколько стихотворений , среди которых «Когда волнуется желтеющая нива».Самобичевание и покаяние пронизывает всё стихотворение. Покаяние в стихотворении, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, вынуждают поэта постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли. Бунтарь и сорвиголова в стихотворении «Молитва»(1839) делает акцент на «силу благодатную» святого слова. Здесь тема веры тесно переплетается с темой слова - для поэта это означает тему творчества. На протяжении многих лет лирическая грусть поэта была сродни отчаянию, потому что писатель не верил в возможность существования благодати в мире :

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

За свою «душу пустынную» поэт ещё страшится произнести слова мольбы, обращённые к Богу, но он просит Богоматерь быть небесной покровительницей «девы невинной» («Молитва»1828). И лишь в «Молитве»(1839) слова стихотворения, подобно молитве в церкви, льются из самого сердца поэта и звучат, как песнопение:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

«Непонятная прелесть» и сила святого слова - вот то главное, что хочет выразить поэт. Важно, чтобы молитва шла из глубины страдающей души:

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

И снова повторяющийся несколько раз союз «и» напоминает строки главного писания. Ассонанс на «у» («В минуту жизни трудную…»; « одну молитву чудную…»), синтаксический параллелизм ( «И верится, и плачется…») придают стихотворению напевную интонацию. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасения души от мук творчества. М.А.Щербатовой посвящено данное стихотворение. Увлечённый ею, Лермонтов писал: «Такая, что ни в сказке сказать, ни пером написать».Поэт особенно ценил смелость и независимость мнений Щербатовой, верность её сердечным привязанностям:

Как племя родное,

У чуждых опоры не просит

И в гордом покое

Насмешку и зло переносит.

Лермонтов участвовал в паломничестве Е.А.Арсеньевой и своих кузин в Троице-Сергиеву лавру. В лавру в то время сходилось множество богомольцев и нищих. В семье Столыпиных рассказывали, что Е.А.Сушкова из шалости бросила нищему камень. Жестокая насмешка над человеком произвела такое сильное впечатление на поэта, что, вернувшись в гостиницу. В то время когда все остальные садились обедать, он написал стихотворение «Нищий», обращённое к Сушковой, посмеявшейся над его чувством:

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его потянутую руку…

Михаил Юрьевич увидел в этом эпизоде соединение бессердечности с лицемерием, ведь бессмысленная жестокость совершается «у врат обители святой».

Удивительная сила слова заставляет нас страдать и воскрешаться вместе с лирическими героями поэта. Образы, рисуемые Лермонтовым, становятся близки и понятны. Восхищает то, что мудрость слога наблюдается даже в раннем творчестве писателя. Начинаешь понимать, что лучший подарок -«ангела душа прекрасная».



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал