7


  • Учителю
  • Конспект занятия по литературе 'Тема добра и зла. Ершалаимские страницы романа М. Булгакова 'Мастер и Маргарита' (11 класс)

Конспект занятия по литературе 'Тема добра и зла. Ершалаимские страницы романа М. Булгакова 'Мастер и Маргарита' (11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ   1.         ФИО:     Кузьменко Татьяна Ивановна    2.         Место работы: ГБОУ СПО «Губернаторский аграрный колледж» п. Детчино, Малоярославецкий р-н, Калужская обл.   3.         Должность:  преподаватель русского языка и литературы   4.     
предварительный просмотр материала

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


ФИО: Кузьменко Татьяна Ивановна

Место работы: ГБОУ СПО «Губернаторский аграрный колледж»

п. Детчино, Малоярославецкий р-н, Калужская обл.


Должность: преподаватель русского языка и литературы


Дисциплина: ОДБ. 2 «Литература»

(рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для профессий начального профессионального и специальностей среднего профессионального образования. - М., ФГУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России, 2008 год. Авторы: Тодоров Л.В., доктор пед. наук, профессор, Белоусова Е.И., кандидат пед. наук, доцент).


Группа: 11МК


Тема: «Проблема добра и зла. Ершалаимские главы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Время: 90 мин.

Базовый учебник: Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева. Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. - М., 2002.


Цель урока: - организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний в рамках изучаемой темы; показать гуманистическую направленность произведения.

Задачи:

- показать взаимосвязь героев романа: Понтия Пилата, Иешуа Га-Ноцри, Воланда;

- подвести к осмыслению главного конфликта романа: личности и власти;

- способствовать созданию условий для развития у студентов критического мышления, умения формулировать проблемы, искать пути их решения;

- развитие навыков самостоятельной, групповой работы;

- формировать навыки связного изложения собственной точки зрения, ее аргументации;

- совершенствовать навыки этичного межличностного общения;

- способствовать воспитанию нравственной личности;

- воспитывать познавательный интерес к художественной литературе.

Вид занятия: урок - рассуждение с применением ИКТ.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Формы работы: индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Междисдиплинарные связи: история, культурология, информатика

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации, фрагменты кинофильма, тексты романа, тетради, доска.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный этап (5-7 мин.)

  2. Стадия вызова (15-17 мин.)

  3. Стадия осмысления информации (20-25 мин.)

  4. Рефлексия (30-35 мин.)

  5. Подведение итогов занятия (5-7 мин.)

  6. Домашнее задание (2-3 мин.)

Ход занятия

«Он гений!».

А.А.Ахматова

1. Организационный этап.

На слайде 1 портрет М. Булгакова, эпиграф, название романа. На столе: розы, книга «Мастер и Маргарита», по обе стороны которой Библия, трость, четки и пр.

Преподаватель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем изучение замечательного, гениального, но вместе с тем проблемного романа «Мастер и Маргарита». А занятие я начну со следующих строк:

Кто призывает нас к смиренью и любви,

А кто нас искушает, исполняя все мечты?

Мы часто задаем себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»

Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!

Но верю, нас рассудит лишь одно.

Сойдутся вновь…

(делаю паузу, давая понять, что студенты должны продолжить мысль)

Добро и зло.

Преподаватель. Вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? Определите, пожалуйста, его тему.

Студенты высказывают предположения, вместе формулируем тему занятия, записываем её в тетрадь: «Проблемы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Ершалаимские главы в книге».

Постановка целей.

Преподаватель.

Сегодня на занятии мы должны понять:

- какова главная идея романа, объединяющая все сюжетные линии произведения?

- через образы каких героев раскрываются вечные философские вопросы в книге М. Булгакова?


II. Стадия вызова. Актуализация субъектного опыта.


Преподаватель.

Отправной точкой в размышлениях над сегодняшней темой пусть станут высказывания великих писателей. Обратимся к их словам. (слайд 3)


« Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

«Фауст» Гёте

«Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло..?»

М.Ю. Лермонтов

Прочитайте, обратите внимание на вопросы, которые задаются в правом эпиграфе.

А вы, ребята, задавали себе когда-нибудь подобные вопросы? «Почему, зачем, откуда зло?», «Есть ли Бог? Если есть (а Бог есть добро), то почему существует зло?»

Заслушиваются ответы студентов

Преподаватель.

Роман «Мастер и Маргарита» тоже начинается с обсуждения вопроса. Расскажите, кто, с кем и о чем ведет спор на первых страницах романа?

Студенты.

Роман начинается беседой на Патриарших прудах, которая происходила между молодым поэтом Иваном Бездомным и председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом. Старший и опытный товарищ убеждал начинающего Ивана в том, что Бога нет, и никогда не было. «Случайным» свидетелем их разговора стал профессор Воланд. Иностранный консультант (так он представился) пытаясь убедить собеседников в том, что Иисус существовал, и что он лично присутствовал при разговоре Иисуса с Понтием Пилатом.

Преподаватель.

Кто же этот загадочный, странный, таинственный профессор, которого сначала герои приняли за сумасшедшего, потом, за иностранного шпиона?

Студенты.

Воланд - дьявол, сатана.

Преподаватель.

Итак, перед нами три личности, три вершителя судеб, три человека со своей жизнью, правдой, философией.

Кто они?

(звучит музыка из кинофильма «Мастер и Маргарита»)

Преподаватель:

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»

(слайд 4, портрет Пилата)

Студент 1.

«Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец».

(портрет Воланда.)

Студент 2.

«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью».

(портрет Иешуа Га-Ноцри)

Преподаватель:

Понтий Пилат, Воланд, Иешуа.

- Кто из них вымысел, а кто реальность?

- Как они связаны между собой?

- Каковы границы их власти на страницах романа?

- Что в центре этого треугольника?

- И почему Булгаков выбрал таких героев, которые не относятся ко времени его жизни? На эти вопросы нам предстоит ответить, создавая кластер.

III. Стадия осмысления информации

Преподаватель.

Попробуем сначала ответить на вопрос: Кто из них является исторической личностью, а кто вымысел? И чей это вымысел?

По моей просьбе студенты подготовили сообщения об этих личностях, разделившись на исследовательские группы: «историки», «религиоведы», «литературоведы». Сейчас они представят результаты своей работы. Итак, Понтий Пилат. Лицо историческое.

Студенты 3, 4.

Демонстрируют презентацию с рассказом о Понтии Пилате.

Преподаватель.

Какой вывод можем сделать о личности этого героя? Реальный он или вымышленный герой?

Студенты. Понтий Пилат - реально существовавшее историческое лицо.

Преподаватель.

Запишем в кластер под его именем ИСТОРИЯ.

Следующий герой - Иешуа. Надо сказать, что так израильтяне называли Иисуса. Уважаемые «религиоведы» вам слово.

Студенты 5, 6. Сообщение об Иисусе с опорой на презентацию.

Преподаватель.

Иисус - лицо вымышленное? Запишем в кластер под именем Иисуса БИБЛИЯ.

Согласно новозаветской традиции, Понтий Пилат действительно отправил на казнь человека, бродячего философа. Много лет спустя его возвели в ранг святого, а его учение - в религию. Какой вывод можно сделать из услышанного?

Студенты.

Понтий Пилат - реальное историческое лицо. Иисус не существует в исторических источниках, мы узнаем о нем из Библии. Однако Иисуса знает весь мир и многие думают, что он действительно жил, а Пилата знают единицы.

Преподаватель.

Кто же такой Воланд? Узнаем из рассказа «литературоведов».

Студенты 7, 8. Демонстрируют литературоведческую справку о Воланде.

Преподаватель.

Итак, Воланд - лицо вымышленное, персонаж из мифов и литературы. Запишем в кластер МИФ, ЛИТЕРАТУРА под именем Воланд.

IV. Рефлексия

Преподаватель.

Так что же совершает Булгаков, вырисовывая этих центральных персонажей романа?

Студенты.

Булгаков создает героя, который существовал реально (Пилат). Героя (Иешуа), который, возможно, существовал. И героя, которого в реальности не было вообще (Воланд).

Преподаватель.

Мы выяснили источник происхождения героев Булгакова. Теперь попробуем выяснить, как они взаимосвязаны между собой. Обратимся к роману.

- кто из рассматриваемых героев первым появляется на страницах книги?

- что утверждает Воланд, разговаривая с Иваном Бездомным и Михаилом Берлиозом?

Ответы студентов.

Преподаватель.

Но начинает Воланд сначала говорить о Пилате, а Иешуа приводят потом.

Давайте посмотрим этот эпизод.

(Кинокадры из 1 серии фильма «Мастер и Маргарита» - Иешуа приводят к Пилату.)

Преподаватель.

Какое впечатление производит Пилат?

Примерные ответы студентов:

Пилат жестокий, беспощадный властитель Он самоуверен, внешне спокоен; у него нет друзей, он болен и одинок.

Преподаватель.

И вот в эти минуты одиночества к нему приводят Иешуа.

- Какое впечатление он производит?

Примерные ответы студентов:

Иешуа мудрый, добрый, не приемлет жестокости, ко всем терпим, спокоен.

Преподаватель.

Какие нравственные аспекты столкнул Булгаков в образах Понтия Пилата и Иешуа?

Примерные ответы студентов:

Добро и зло.

Преподаватель.

Верно, но это только внешняя оболочка конфликта. Попробуем добраться до сути. В чем суть «добра» Иешуа?

Примерные ответы студентов:

Все люди добрые от природы. Злых людей нет, всякая власть является насилием.

Преподаватель.

Найдите строки, подтверждающие это. Что, по мнению Иисуса, должно существовать в мире?

Примерные ответы студентов:

Добро и справедливость.

Преподаватель.

Запишем это в кластер: ИСТИНА ДОБРА И СПРАВЕДЛИВОСТИ (под именем Иисуса).

Чтение с пометами.

Преподаватель.

Обратимся к тексту (глава 2) и выполним задание по группам.

1 группа. Выпишите суждения Иешуа и Пилата о власти и истине и сопоставьте их.

2 группа. Чего боятся Иешуа и Пилат?

3 группа. Каковы символы этого эпизода и о чем они говорят?


Выводы:


1 группа.


ИЕШУА

ПОНТИЙ ПИЛАТ

ВЛАСТЬ

«Всякая власть является

насилием»

«На свете не было, нет и не будет

никогда более великой и прекрасной

для людей, чем власть императора»

ИСТИНА

«Человек перейдет в

царство истины и

справедливости»

«Царство истины никогда не

настанет»

Иешуа выступает против всяческого угнетения личности. Он свободен от предрассудков и установок, от рамок государственной системы.


2 группа.

ИЕШУА

ПОНТИЙ ПИЛАТ

1. Боится, что его казнят.

2. «У меня предчувствие, что с Иудой случится несчастье», т.е. даже в трудную минуту Иешуа думает о других - добродетель.

«Или ты думаешь, что я готов занять твое место?»


Пилат боится потерять власть, а Иешуа - потерять жизнь.

Преподаватель.

Каким образом Понтий Пилат добился власти, своей должности?

Ответы студентов.

Заслужил, в т.ч. в боях, т.е. жестокостью.

Преподаватель.

В чем суть власти Иешуа?

Ответы студентов.

Владеет умами и сердцами людей.

Преподаватель.

Как Иешуа добивается этого?

Ответы студентов.

Силой убеждения.

Преподаватель.

Значит, и понятие силы у них разное. Что значит сила для Пилата?


Ответы студентов.

Физическое принуждение.

Преподаватель.

Для Иешуа?

Ответы студентов.

Сила слов, убеждений, эмоций, души, т.е. нравственная.

Преподаватель.

3 группа. Зачитывают записи.

1. «Ненавистный город», «руки потер, как бы обмывая их».

2. Эпизод с появлением ласточки.

Преподаватель.

Какой фразеологизм напоминает фраза «руки потер, как бы обмывая их»?

Ответы студентов.

Фразеологизм - «умыть руки».

Преподаватель.

Давайте посмотрим во фразеологическом словаре значение данного

выражения.

Ответы студентов. «Умыть руки - отстраняться, уклоняться от участия в каком-либо деле; снимать с себя ответственность за что-либо».

Преподаватель.

Что означает эта фраза в устах Пилата?

Ответы студентов.

Он не будет бороться за жизнь Иешуа, потому что понимает, что власть Тиберия сильнее его. Если Пилат пойдет против системы власти, то эта система его раздавит.

Преподаватель.

Каким мы видим Пилата в этом эпизоде? В чем он будет упрекать себя потом?

Ответы студентов.

Трусость, он не смог пересилить себя - струсил. Позже он скажет: «Трусость - это самый страшный порок».

Преподаватель.

Как вы думаете, для чего введен эпизод с ласточкой?

Ответы студентов.

Ласточка в христианстве символизирует воскрешение и олицетворяет надежду. Каждый из героев надеялся: Иешуа - на освобождение, Пилат - уговорить Каифу помиловать Иешуа.)

Преподаватель.

Как человек Понтий Пилат сочувствует Иешуа. Он ненавидит кесаря, но вынужден славить его. Отправляя на казнь бродячего философа, Пилат страшно мучается и страдает от бессилия, от невозможности поступить так, как хочется. Когда Пилат беседует с Иешуа, он лукавит?

Ответы студентов.

Нет, он честен и прямодушен.

Преподаватель.

То есть Пилат отстаивает свою истину - ИСТИНУ ЗАКОНА И ВЛАСТИ. Запишем эту фразу в кластер (под именем Пилата).

А что же Воланд? В каких главах он действует?

Ответы студентов.

Московских и потусторонних.

Преподаватель.

Обратимся к московским главам. В какое время разворачивается действие романа?

Ответы студентов.

Россия 30-х гг 20 века.

Преподаватель.

Какие социальные, политические и нравственные аспекты описывает М.Булгаков?

Ответы студентов.

Политические - тоталитарный режим.

Социальные - все одинаковые, выделяться нельзя.

Нравственные - бездуховность, неверие в Бога.

Преподаватель.

С какой целью появляется Воланд в Москве?

Ответы студентов.

Разоблачить московское общество. Помочь Мастеру и Маргарите. Наказать кого-то.

Преподаватель.

Что совершает Воланд в Москве? (Лично сам - ничего.) А Воланд - это символ чего? (Зла.) То есть получается, что зло приходит на Землю, чтобы показать людям, что они не правы, помочь кому-то, т.е. совершить добро? Парадокс?

Обратимся к гл. 12, эпизоду «Воланд на сцене в Варьете» и выполним задание.

1 группа.

Проанализируйте эпизод и скажите, к каким выводам приходит Воланд?

2 и 3 группа.

Сопоставьте слова о милосердии, добре, истине и поступки Воланда в эпизодах из гл. 12 и гл. 24.

Гл. 12

«Милосердие иногда стучится в их сердца», «горожане внутренне не

изменились.»

Гл. 24

«Я о милосердии говорю», «Что вы хотите для себя?»


Выводы.

1 группа.

Люди за века не изменились.

2 и 3 группа.

Воланд говорит правду и совершает благообразные поступки.


Преподаватель.

Чего хотела добиться свита Воланда в Варьете?

Ответы студентов.

Разоблачить пороки общества.

Преподаватель.

Как вы думаете, кто на самом деле этого хотел? Чьи слова, поступки, взгляды на жизнь стоят за Воландом?

Ответы студентов.

М.А. Булгакова.

Преподаватель.

Чего хотел добиться писатель, говоря об этом?

Ответы студентов.

Автор хотел достучаться до человеческих сердец. Воланд - это лишь символ. Булгаков хотел показать истинное лицо страны 30-х г.г. 20века. Раскрыть человеческую сущность и мотивы их безнравственных поступков.

Преподаватель.

Об этой проблеме более подробно поговорим на следующем занятии. А что же мы запишем в кластер под именем Воланд? ИСТИНА МИЛОСЕРДИЯ, ЧЕСТНОСТИ.

Воланд пришел на Землю не казнить и миловать, а сказать правду, что надо жить и ценить милосердие и взаимопомощь. Воланд наделен авторским всезнанием. В нем отголоски не Мефистофеля, а отголоски философии самого Булгакова. Поэтому мы в нем находим так много любви к людям хорошим и так много ненависти к проходимцам, лжецам и прочей «нечестии». В образе Воланда воплощены гуманистические идеалы самого Булгакова.

Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд - вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

Преподаватель.

Вернемся к целям урока. Что же объединяет Пилата, Иешуа, Воланда?

Ответы студентов.

Иешуа - это добро и справедливость, Пилат - это закон, Воланд - честность жизни.

Преподаватель.

А вместе - ГУМАНИЗМ, ИСТИНА ЖИЗНИ. Запишем это в кластер (в центре кластера записывается идея произведения).

Посмотрите в толковом словаре Ожегова, что означает слово ГУМАНИЗМ.

Ответы студентов.

«Человечность в общественной деятельности и в отношении к людям».

Преподаватель.

Булгаков на страницах романа задается вопросами: что есть доброта и справедливость? Какими должны быть власть и сила, в рамках чего они должны действовать? По отношению к кому должны проявлять люди милосердие и гуманность? Скажите, почему именно эти вопросы задает Булгаков?

Ответы студентов.

Писатель жил в тоталитарном государстве, где все эти добродетели попирались. И он хотел достучаться до сердец людских. «Мастер и Маргарита» - это роман-миф. Но это было для писателя единственным способом художественного противопоставления языческого варварства и христианского гуманизма.

  1. Домашнее задание.

Мы создали кластер, направленный к идее романа, мы искали взаимосвязь между 3 героями романа. Но эти герои связаны с другими персонажами книги не менее значимыми проблемами. Какими? Вот над этим вам и предстоит подумать дома. Подготовить сообщения на темы: 1 группа - «Воланд и его свиты в романе»; 2 группа «Жизнь москвичей как зеркало общества 30-ых годов 20 века», 3 группа «Судьба Мастера и тема искусства в романе М.Булгакова».

Используемая литература:

1. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: Роман. - Нижний Новгород: «Русский купец», 1993.

2. Петелин В. В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. - М.: Моск. рабочий, 1989.

3. Фразеологический словарь русского языка.

4. Толковый словарь русского языка.

5.


13




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал