- Учителю
- Урок русского языка по темеСочинение-рецензия (11 класс)
Урок русского языка по темеСочинение-рецензия (11 класс)
Урок русского языка. 11 класс
Тема. Развитие речи. Сочинение-рецензия
Цель: дать понятие рецензии как вида сочинения;
научить писать рецензию на стихотворное произведение;
привитие интереса к литературе.
-
Слово учителя.
Рецензия - жанр публицистического стиля, рассуждение, в котором даётся аргументированная оценка произведения. Рецензент, в отличие от автора литературно-критической статьи, не ставит сложных проблем, а раскрывает положительные или отрицательные стороны одного- двух произведений с точки зрения актуальности, общественной значимости, художественной формы.
В рецензии сочетаются информативные и эмоционально-экспрессивные средства речи. Чтобы воздействовать на воображение и чувства читателя, необходимо писать вы разительно, ярко и общедоступно. Рецензент может пользоваться характерными для публицистики средствами повышения действенности речи: риторическими вопросами вопросно-ответной системой изложения, синтаксическим параллелизмом и др. Использование определённых лексических средств придаёт речи тональность, соответствующую содержанию рецензии и позиции автора.
-
Коллективная работа над планами.
Памятка «Как работать над рецензией»
1. Прочитайте текст. Вдумайтесь в тему, определите её границы, осмыслите, что должен был охватить автор.
2. Определите основную мысль, которая объединяет части в единое целое.
3. Повторно перечитайте текст, сделайте необходимые пометки карандашом.
4. Определите, насколько последовательно изложен материал, всегда ли логичны связи микротем и микротекстов.
5. Проанализируйте речевое оформление, отметьте речевые находки автора, особенности его стиля.
6. Выразите своё отношение к рецензируемой работе.
План рецензии
I. Тема рецензируемого произведения:
1) актуальность, важность, общественная значимость;
2) традиционность или необычность для автора.
II. Главная мысль произведения.
III. Стилевые особенности произведения.
IV. Языковые и изобразительно-выразительные средства, к которым обращается автор:
-
лексические и фразеологические;
-
морфологические;
3) синтаксические;
4) фонетические;
5) тропы и стилистические фигуры.
V. Оценка новизны, ценности, убедительности произведения, индивидуального авторского стиля.
-
Напишите рецензию на прочитанный текст. Написание поэтапное, с обсуждением.
Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, - он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, - он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они уже сами нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек.
Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), - он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
Если он любит трунить (шутить) над женой и детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уж он (извините меня!) просто глуп.
Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Д.Лихачев
Любовь (1971)
Я дважды пробуждался этой ночью
и брел к окну, и фонари в окне,
обрывок фразы, сказанной во сне,
сводя на нет, подобно многоточью
не приносили утешенья мне.
Ты снилась мне беременной, и вот,
проживши столько лет с тобой в разлуке,
я чувствовал вину свою, и руки,
ощупывая с радостью живот,
на практике нашаривали брюки
и выключатель. И бредя к окну,
я знал, что оставлял тебя одну
там, в темноте, во сне, где терпеливо
ждала ты, и не ставила в вину,
когда я возвращался, перерыва
умышленного. Ибо в темноте --
там длится то, что сорвалось при свете.
Мы там женаты, венчаны, мы те
двуспинные чудовища, и дети
лишь оправданье нашей наготе.
В какую-нибудь будущую ночь
ты вновь придешь усталая, худая,
и я увижу сына или дочь,
еще никак не названных, -- тогда я
не дернусь к выключателю и прочь
руки не протяну уже, не вправе
оставить вас в том царствии теней,
безмолвных, перед изгородью дней,
впадающих в зависимость от яви,
с моей недосягаемостью в ней.
И.Бродский.
Б.Окуджава
ПЕСЕНКА ОБ АРБАТЕ 1959
Ты течешь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты - мое призвание.
Ты - и радость моя, и моя беда.
Пешеходы твои - люди невеликие,
каблуками стучат - по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты - моя религия,
мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься,
сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты - мое отечество,
никогда до конца не пройти тебя.
Николай Рубцов.
Я люблю судьбу свою,
Я бегу от помрачений!
Суну морду в полынью
И напьюсь,
Как зверь вечерний!
Сколько было здесь чудес,
На земле святой и древней,
Помнит только темный лес!
Он сегодня что-то дремлет.
От заснеженного льда
Я колени поднимаю,
Вижу поле, провода,
Все на свете понимаю!
Вот Есенин -
на ветру!
Блок стоит чуть-чуть в тумане.
Словно лишний на пиру,
Скромно Хлебников</<font face="Times New Roman, serif"> шаманит.
Неужели и они -
Просто горестные тени?
И не светят им огни
Новых русских деревенек?
Неужели
в свой черед
Надо мною смерть нависнет,-
Голова, как спелый плод,
Отлетит от веток жизни?
Все умрем.
Но есть резон
В том, что ты рожден поэтом.
А другой - жнецом рожден...
Все уйдем.
Но суть не в этом... <1970>