7


  • Учителю
  • Смотр знаний по литературе на тему 'В гостях у муз' (7 класс)

Смотр знаний по литературе на тему 'В гостях у муз' (7 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данный материал был использован на итоговом уроке литературы в 7 классе.  В классе 5 человек посещали художественную школу, трое -музыкальную, несколько человек пробовали свои силы в поэзии, но были и те, кто не интересовался  искусством, литературой,  поэтому я ставила це
предварительный просмотр материала

«В гостях у муз…»


Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий.

Эти слова Николая Заболоцкого будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока, который я назвала: «В гостях у муз…», так как речь пойдёт о творчестве, искусстве, музыке, живописи, поэзии, которым покровительствовали музы.

- Как вы понимаете слова поэта?

Бог - творец Вселенной, он создал Землю и человека на ней, но человек, в свою очередь,

создаёт города и сады, музыку и стихи, он тоже творец.

Люди с давних пор поняли, какую роль в их жизни играет творчество. Вспомним миф «Аполлон и музы». Ученик рассказывает миф, учащиеся записывают в тетрадях имена муз.

Аполлон и музы

(Древнегреческий миф)

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом - все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

- Так какую же роль в жизни играет искусство?

Искусство заставляет забыть раздоры, оно примиряет людей, пробуждая в их душах лучшие чувства.

Кистью, музыкой и словом человек создаёт мир, который живёт в его душе, и открывает этот мир всем нам.

«Наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком её радостей и скорбей является музыка,- говорил Р. Роллан, - музыка, не говоря ни слова, одним сочетанием звуков способна вызвать у слушателей любые переживания».

Легко убедиться в этом, слушая музыку.

Звучит отрывок из цикла П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песня».

Пока звучит мелодия, напишите, какие чувства пробуждает она в вас, что представляете вы, слушая эти звуки?

Ученики читают свои наброски.

Вы поняли настроение мелодии: грустная, печальная, но надо быть поэтом, чтобы рассказать о музыке словами, как это сделал Николай Рубцов.

Чтение стихотворения Н. Рубцова «В минуты музыки печальной» под музыку Чайковского.

В минуты музыки печальной

Я представляю жёлтый плёс,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз,

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей…

Давно душа блуждать устала

В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких_

Попробуй их останови!

Перекликаясь, плачут скрипки

О жёлтом плёсе, о любви.

И всё равно под небом низким

Я вижу явственно, до слёз,

И жёлтый плёс, и голос близкий,

И шум порывистых берёз.

Как будто вечен час прощальный,

как будто время ни при чём…

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.

Чувства становятся музыкой, музыка - словом.

- Откройся, мысль, стань музыкою, слово, - мечтал Заболоцкий, и в стихотворении Рубцова это происходит.

Печальная мелодия заставляет грустить. Послушаем другую, возможно, ваше настроение изменится.

Звучит пьеса А. Хачатуряна «Ссора двух смешных тётенек».

- Что скажете об этой мелодии? Какие картины возникают в вашем воображении?

Высказывания учащихся.

Сообщение подготовленного ученика о данной пьесе, её названии и содержании.

Приходится признать, что мы, вероятно, не очень хорошие слушатели, но не это самое плохое. Дмитрий Кабалевский в беседе с ребятами говорил: «Если при слушании музыки в вашем воображении начинают вырисовываться какие-то определённые образы, какие-то более или менее ясные картины - это хорошо!

Если при слушании музыки в вашем воображении не будет возникать никаких образов, никаких картин, не смущайтесь этим, - это тоже хорошо!

Многие, слушая музыку, свободно отдаются потоку чувств, воплощённых композитором в его произведении, переживают эти чувства сами вместе с музыкой…

А что же плохо? Плохо только одно: если вы вообще не слушаете хорошей музыки, если она вас никак и ничем не увлекает и не волнует… Это, действительно, плохо!..».

Насколько богаче человек, понимающий, чувствующий музыку, помогает понять поэт Гаджикасимов, написавший:

Без музыки не проживу ни дня!

Она во мне. Она вокруг меня

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землёй.

Она везде и вечно спутник мой.

И вместе с поэтом В. Соколовым поблагодарим жизнь за то, что в ней есть музыка.

Спасибо, музыка,..

Спасибо, музыка, за то,

Что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь,

Себя не прячешь ни за что.

Спасибо, музыка, за то,

Что ты единственное чудо,

Что ты душа, а не причуда,

Что для кого-то ты ничто.

Спасибо, музыка, за то,

Чего и умным не подделать,

За то спасибо, что никто

Не знает, что с тобой поделать.


Мысли, чувства, образы мы можем передать и по-другому: чистый лист бумаги, карандаш, кисть - и вот уже то, что видим или представляем, доступно всем.

О чём может рассказать нам картина? Только ли о том, что видел живописец?

Когда-то я прочитала стихотворение Маргариты Яровой, в котором, на мой взгляд, содержится ответ на этот вопрос.

Чермен.

Рисовал я мираж в Сахаре,

Караван, уходящий вдаль.

Он сказал: «Ну, какой ты парень!

Ничего для тебя не жаль,

Ну, совсем ничего не жалко!»

И сестре на конце стола

Он сказал: «Не мешай, Азалка!

Ну, чего ты тут поняла?»


Он спросил: «А орла ты можешь?»

Он сказал: «Нарисуй мне орла!»

И поднялся орёл над тучей,

Недоступный для зорких стрел.

Он сказал: Я беру. Это лучше,

Даже лучше, чем я хотел!»

Он в карман рисунок запрятал

И опять взглянул на меня,

Он спросил: «А коня ты можешь?»

Он сказал: «Нарисуй мне коня!»

Рыжий конь поднялся над кручей,

Рвались искры из огненных глаз.

Он сказал: «А ты меня лучше!

Прямо в сто! Прямо в тыщу раз!»

Как хорошо передана в стихотворении непосредственная реакция ребёнка, его оценка. Но что оценил мальчик?

Он оценивает не технику рисунка, не мастерство художника, а его фантазию, воображение, то есть тот мир, который в душе.

Помните, как маленький принц просил лётчика нарисовать барашка, и ни один из нарисованных ему не нравился: один слишком старый, другой слишком большой, третий слишком хилый. Тогда лётчик нарисовал ящик, а в нём отверстия и сказал, что барашек находится в ящике, бери и веди на свою планету. Маленький принц обрадовался: барашек получился как раз такой, каким он его себе представлял. Каждый из нас видит мир по-своему. Творческий человек способен поделиться своим видением мира с окружающими. Но чтобы понять художника, композитора, поэта нам нужно дорасти до них, а для этого необходима работа над собой. Невольно вспоминаются слова И. Сельвинского, они обращены к читателям, но с полным правом их можно адресовать и слушателям, и зрителям:

Немало я сил затратил,

Чтоб стать доступным сердцу, как стон.

Но только и ты поработай, читатель,

Тоннель-то роется с двух сторон.

Как часто от школьников, да и от взрослых можно услышать: я этого не понимаю, это слишком сложно, поэтому неинтересно. Ответ на подобное заявление я нашла у Татьяны Толстой: «Культура - это сложность, убирая сложность, ты убираешь культуру». Выбор за вами.

Понять мир, рассказать о своём видении его важно и интересно. Возможность музыкой, словом или кистью выразить то, что есть в душе, не обедняет, а обогащает человека.

Каким видят мир ваши одноклассницы, вы можете судить по их рисункам.

- Можно ли понять, какой характер, какое настроение у авторов этих рисунков?

Игрушки на рисунках Тани Петровой добрые, но какие-то грустные.

Такой грустный взгляд на мир сохраняется и в стихотворениях Тани.

Бесприютный человек.

В этом мире неуютно,

В этом мире суета.

Человек я без приюта,

Нет здесь места для меня.

Поблагодарим Таню и пожелаем ей оптимизма и в жизни, и в творчестве.

Вы заметили, мы говорили сегодня о музыке, о живописи, но каждый раз обращались к поэзии. Искусство слова доступно и понятно всем, недаром в древние века поэзия считалась могучим фактором цивилизации, и музы, явно, больше всего покровительствуют литературе.

Мы читаем книгу, смеёмся или плачем с её героями, удивляемся и восхищаемся её автором, спорим или соглашаемся с ним. Мы вступаем в диалог с человеком, которого, возможно, уже нет, но он становится нам другом, собеседником. Вероника Тушнова сказала об этом так:

Открываю томик одинокий -

Томик в переплёте полинялом.

Человек писал вот эти строки.

Я не знаю, для кого писал он.


Пусть он думал и любил иначе,

И в столетьях мы не повстречались.

Если я от этих строчек плачу,

Значит, мне они предназначались.

Музыка, живопись, поэзия… «Внутренние связи между всеми искусствами естественны и закономерны, потому что вырастают все искусства из одной и той же почвы и питаются одним и тем же источником, имя которому жизнь.»




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал