7


  • Учителю
  • Презентация на тему: 'Б. Л. Пастернак', конспект мероприятия.

Презентация на тему: 'Б. Л. Пастернак', конспект мероприятия.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16

имени Героя Советского Союза К. А. Рябова

г. Вольска Саратовской области»



«Звезды далёкой свет»

«Жизнь к славе и величию…»

Литературно - музыкальная композиция, посвященная творчеству Бориса Леонидовича Пастернака.


Мероприятие предназначено для обучающихся 10 -11 классов.

Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Сергиевская Юлия Львовна

Мне кажется, что данная тема актуальна, так как интерес к творчеству поэта не угасает, песни на его стихи звучат в кинофильмах. Немало пастернаковских формул, образов, изречений вошло в литературный обиход. У Пастернака по-своему учились и учатся многие писатели. Пастернаковские строчки берутся литераторами для заглавий романов, пьес. Людям всегда будет нужна его одухотворённая, чудесная, полная жизни поэзия. В учебниках 10 -11 классах эта тема раскрыта не совсем полно.

Цель: образовательная: рассмотреть влияние искусства, музыки, философии на лирику Пастернака, отразить их роль в творчестве поэта, формировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры поэта;

развивающая: развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, развивать коммуникативные качества;

воспитательная: воспитывать у учащихся толерантность, вдохновлять на развитие такого навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать, формировать нравственную культуру учащихся.

Оборудование: портрет Б. Пастернака, презентация, слайды, литературная газета, посвящённая творчеству Б. Л. Пастернака, журнальный столик, скатерть, свеча, музыкальное сопровождение, выставка книг поэта.





1 слайд.

Вступительное слово учителя.

Наш урок посвящён творчеству одного из самых талантливых поэтов 20 века, лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака.

Прекрасной характеристикой этого поэтического феномена могут служить слова его современницы Анны Андреевны Ахматовой:

Он награждён каким - то вечным детством,

Той щедростью и яркостью светил.

И вся земля была его наследством,

А он её со всеми разделил.

Марина Цветаева писала следующее: «Милый Пастернак! Вы - явление природы… Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком, и в Вас ударяют все молнии (есть - такие дубы!)…»
№2ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Эти строки Бориса Пастернака как нельзя лучше отражают суть его жизни, жизни художника, жертвой прочертившего путь к славе и величию.
№3.ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 г. в Москве. В семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Пастернак-Кауфман искусство сливалось с повседневностью.
№4. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Дома устраивались музыкальные вечера, на которых бывали друзья отца - Поленов, Левитан, Серов. Послушать известную пианистку приезжал Л.Н. Толстой. Одним из ближайших друзей семьи был С. Скрябин.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Мальчик рос под звуки фортепиано, окруженный живописными работами отца. Этот синтез музыки, живописи и поэзии отразился в его творчестве.

№5.Первый ведущий: В 1908 г. Борис поступает в Московский университет сначала на юридический, а затем на философский факультет. Он хочет проникнуть в суть вещей.
ЧТЕЦ:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало.
И повторял ее имен
Инициалы ...
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Весной 1913 г. Пастернак блестяще закончил университет.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: А одновременно появились в печати первые стихотворения поэта.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Пятеро молодых людей на собственные деньги издали небольшой альманах Лирика.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: В этот альманах вошли 5 стихотворений поэта. Первым из них, любимым и открывавшим затем многие сборники стало стихотворение Февраль. Достать чернил и плакать.
ЧТЕЦ (на сцену проецируется М. Чурленис. Соната Весны. Андигро)
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клин колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И, чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
№6.ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: За последующие почти 50 лет творчества Б. Пастернак напишет всего восемь поэтических книг:
1914 г. -«Близнец в тучах»
1917 г. -«Поверх барьеров»
1922 г. -«Сестра моя жизнь»
1923 г. -«Темы и вариации»
1929 г. -«Поверх барьеров» (издана)

1932 г. -«Второе рождение»
1943 г. -«На ранних поездках»
1959 г. -«Когда разгуляется».
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Это очень немного для такого поэта как

Б. Пастернак. В чем же дело? Поэтическая немота?
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: А дело в том, что основной темой поэзии был человек, его душа, переживания, становление человеческой личности. А в изменившемся вокруг поэта мире эти понятия потеряли право на существование.
№ 7.ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Сам Борис Пастернак писал: Стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания является личность. Старая личность разрушается, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима.
ЧТЕЦ: Другу.
Иль я не знаю, что, в потемки тычась,
Вовек не вышла б к свету темнота,
И я урод, и счастье сотен тысяч
Не ближе мне пустого счастья ста?
И разве я не мерюсь пятилеткой,
Не падаю, не подымаюсь с ней?
Но как мне быть с моей грудною клеткой
И с тем, что всякой косности косней?
Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста.
№8. ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Не могли не отразиться на творчестве поэта и политические перемены, произошедшие в общественной жизни.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: В своем дневнике он записал:
Именно в 36-м году, когда начались эти страшные процессы, все сломилось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему, которое я не скрывал. Я ушел в переводы. Личное творчество кончилось.
№9.ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: В годы войны и сталинского террора вечным спутником, духовным примером и собеседником Пастернака стал В. Шекспир.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Переводы из Шекспира были не только источником заработка, но давали ему нравственную опору.
ЧТЕЦ: (Гамлет или сонет В. Шекспира в переводе Б. Пастернака).
Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси,
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронести.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И не отвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе,
Жизнь прожить - не поле перейти.
Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли заткнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Но другу трудно будет без меня.

№10.ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными, но в их свете Пастернак начал писать роман Доктор Живаго - свое последнее, любимое и трудное дитя.
№11.ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Роман стал почти автобиографическим. В основу любовного треугольника в романе легла личная драма поэта, история его любви с Ольгой Ивинской.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Их любовь вспыхнула, как свеча, жизнь вплелась в роман, а роман стал жизнью.
ЧТЕЦ («Зимняя ночь», песня в исполнении Аллы Пугачёвой)
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара,
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

№12.ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Последние поправки в текст романа были внесены зимой 1955 года. Предполагалось опубликовать роман в Новом мире в 1956 году, а более чем через год должен был выйти перевод в Италии.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Но публикации в Новом мире не состоялось, его редактор

К. Симонов отказался от антисоветского, клеветнического, по его словам, романа.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Выход итальянского перевода остановить было невозможно. И роман, запрещенный на Родине более чем на 30 лет, выходит в Италии в 1957 г. За этим последовали зарубежные и русские издания и переводы практически на все языки мира. Пастернак становится знаменитым на весь мир.
№13.ЧТЕЦ:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
№14.ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Действительно, победа оказалась равной поражению. В 1958 году поэту была присуждена Нобелевская премия за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы. Это было мировое признание, но...
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: На родине поэт оказался изгоем. На страницах газет против Пастернака была развернута кампания: Долой!
№15. ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Любимая женщина оказалась под угрозой ареста. И Б. Пастернак вынужден был отказаться от премии. В эти дни он напишет стихотворение Нобелевская премия.
ЧТЕЦ:
Я пропал, как зверь в загоне. (На фоне фуги ре-минор И. Баха)
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно,
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
№16.ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Эта история будет стоить Пастернаку жизни. Нет, судьба отпустит ему еще год, но год тяжелой болезни, год душевного упадка.
ЧТЕЦ:
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.
Но старость - это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:А 30 мая 1960 года Б. Пастернак умер в своей постели.
(А. Галич. Памяти Бориса Пастернака)


Список книг:

1. Альфонов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

2. Архангельский А.Н. У парадного подъезда. М., 1991.

3. Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. М., 1989.

4. Зайцев Б. Этюды о Пастернаке // Октябрь. - 1990.

5. Айги Г. Венок Бориса Пастернака: Писатель о писателе // Дружба

народов.-1993.-№12.

6. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах, т.1, М., 1989.

7. Пастернак Б.Л. Избранное. В 2-х томах, т.1. М., 1985




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал