7


  • Учителю
  • Рабочая программа Литература 10 класс

Рабочая программа Литература 10 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи Республики Крым «Школа №10»





«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол заседания МО зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа №10»

учителей гуманитарного

цикла «___»__________2016 г.

МБОУ «Школа №10» _______И.В. Курилова ____________К.В.Павловский

от «___»______2016 г. приказ №__ от «____»_____2016 г. Руководитель МО

__________И.Б. Мариненко









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по литературе





Базовый уровень

10 класс

среднее общее образование









Количество часов в год:

102

Количество часов в неделю:

3 часа

Учитель:

Остапенко Наталья Николаевна

Программа разработана в соответствии с основными положениями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования и авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Русская литература XIX-XX веков. 10-11 классы. Базовый уровень» под ред. В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского 2014 г.





Керчь

2016 г





Пояснительная записка

Количество недельных часов: 3

Количество часов в год: 102

Уровень программы: базовый

Тип программы: типовая

Нормативные документы, определяющие содержание программы:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Примерная программа среднего общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  • Программа по литературе для общеобразовательных учреждений «Русская литература XIX-XX веков. 10-11 классы. Базовый уровень» под ред. В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского 2014 г.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».

  • Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253

  • Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Керчи Республики Крым «Школа №10» на 2016/2017 учебный год.













Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Школьный курс литературы обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность, освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики, научиться анализировать и оценивать литературные произведения, получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Принципы отбора содержания стандарта, программы и, соответственно, тематического планирования по литературе связаны и преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования по литературе предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования по литературе обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. В процессе изучения курса литературы 11 класса предполагается развивать коммуникативную (К), рефлексивную (Р), ценностно-ориентационную (ЦО), смыслопоисковую (СП), культуроведческую (КУЛЬТ) компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личности и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу знаний и их воспроизведение, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, семинаров, конференций и др.

Стандарт общего образования по литературе ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в тематике уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на это основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Цели и задачи обучения литературе

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе государственного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов, к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общеучебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает развитие межпредметных связей в курсе литературы.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов (с учетом резерва часов) для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В X - XI классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты изучения литературы должны отражать:

1) сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;

2) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

3) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

4) владение умением анализа текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

5) владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, проектов;

6) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

7) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского и родного языка;

8) сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога людей друг с другом; понимание важности процесса чтения для своего дальнейшего нравственного и интеллектуального развития;

9) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

10) способность выявлять в художественных текстах личностно значимые образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

11) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

12) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; развитие собственного стиля и применение полученных знаний в речевой практике.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность усовершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков, способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, сообщение, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.):

- умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Произведения для заучивания наизусть.

А.А.Фет. 5-6 стихотворений ( по выбору учащихся)

Н.А.Некрасов. «Поэт и гражданин». «Я не люблю иронии твоей…»

А.Н.Островский. «Гроза». (монолог по выбору уч-ся)

И.С.Тургенев. «Отцы и дети» (отрывки по выбору уч-ся)

Л. Н. Толстой «Война и мир» (2 отрывка)

Содержание учебного курса

Введение. Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры. Обзор русской литературы 2-й половины ХIХ в

М.Е. Салтыков-Щедрин (3 ч.)

Сатирический очерк и натуральная школа. Проблема идеала в сатирическом творчестве Салтыкова-Щедрина. Фантасмагорические образы и социальная реальность. «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», цикл «За рубежом» (обзор). Сказки Салтыкова-Щедрина. Своеобразие сказок. Отличие их от народных. Гротеск, иносказание, фантастические ситуации. Художественное мастерство Салтыкова-Щедрина. Сатира в европейской литературе XIXвека. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (в отрывках).

Роман «Господа Головлевы» или «История одного города» (на выбор учителя и учащихся).

«История одного города» - одно из самых ярких проявлений позиции писателя в русской литературе и общественной жизни: трезвость оценки и отсутствие каких-либо радужных иллюзий. Особенности сюжета. Гротеск, аллегория в создании условного образа города, сквозь который проступают черты реальной истории России. Язык и стиль произведения, фольклорные традиции. Эзопов язык.

Теория литературы: эстетический идеал и идеал духовно-нравственный; эзопов язык.

И.А. Гончаров (8 ч.)

Личность писателя, особенности творческого пути. Жанр романа в творческого Гончарова. Общая характеристика романной трилогии Гончарова («Обыкновенная история», «Обломова», «Обрыв») как художественного целого. Художественная картина мира, созданная писателем. Злободневные темы и масштабный эпический взгляд на современность. Поэзия русской провинции. Связь поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности. Место Гончарова в истории русского романа. Проблема национального характера в русской и мировой литературе (М. Твен. «Том Сойер»). Герои Гончарова и жизненный идеал писателя. Место путевых очерков в творчестве Гончарова. «Фрегат «Паллада» (дополнительное чтение).

«Обломов». Печальный роман о замечательном ленивце - главное литературное свершение Гончарова. Идиллический мир Обломовки - духовная родина главного героя. Мир абсолютного детства, абсолютной поэзии. Провинция и столица. Обломовка и Петербург - два разных мира. Квартира Обломова - островок Обломовки в чужом мире. Главный герой, его мироощущение и судьба. Культурный смысл обломовской лени. Обломов и Штольц. Дружба-противостояние. Противопоставление абсолютной пассивности и абсолютной активности. Мотив испытания в «Обломове». Любовь и семья в жизни Обломова. Обломов и Захар. Смысл финала. Нарицательность образа Обломова.

Творчество И.А. Гончарова в оценке критики. Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?». Д.И. Писарев. «Обломов». Роман Гончарова». А.В. Дружинин. «Обломов». Роман И.А. Гончарова».

Теория литературы: понятие «картина мира».

И.С. Тургенев (9ч.)

Личность писателя. Особенности художественной манеры Тургенева. «записки охотника» (повторение). «Слово или дело?» - главный вопрос тургеневских героев. Проблема художественного времени в прозе Тургенева и лиризм его эпической прозы («Рудин», «Ася», «Дым»). Тургенев и европейская романтика его эпохи (Г. Флобер. «Госпожа Бовари» - в отрывках). Тургеневская картина мира: естественность любви и противоестественность насилия, в том числе идеологического. Проблема «отцов» и «детей» в художественном мире Тургенева. «Нигилизм» и «идеализм» как два проявления социальной болезни. Женские образы в тургеневской прозе. Русская критика о творчестве Тургенева (Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»).

«Дворянское гнездо». «Отцы и дети» (по выбору учителя и учащихся)

Роман «Дворянское гнездо». Замысел и смысл романа. «Наблюдения над русской жизнью». Сюжет и композиция романа. Идея «дворянского гнезда». Система персонажей в романе. Восприятие музыки в романе - своеобразный эквивалент восприятия жизни. Федор Лаврецкий и Лиза Калитина. Распад круга, разорение «дворянского гнезда». Искусство Тургенева-психолога.

Роман «Отцы и дети». Основной конфликт романа и средства его выражения. Злободневность романа. Базаров и Павел Петрович. Образ Базарова. Человек идеологический. Базаров и Одинцова. Роль любовной интриги в романе. Базаров и его последователи. Автор и Базаров. Роман Тургенева в русской критике. М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени». Д.И. Писарев. «Базаров, «Реалисты». Н.Н. Страхов. «Отцы и дети». И.С. Тургенев».

Теория литературы: цикл рассказов как художественное единство. Соотношение понятий «проза»/ «поэзия» и «эпос» / «лирика».

А.Н. Островский (7 ч.)

Личность драматурга. Роль А. Н. Островского в создании русского национального театра. Жизненные идеалы драматурга: от молодой редакции «Москвитянина» к «Современнику». Комедии «Свои люди - сочтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты». Особенности поэтики Островского. «Социальная» драматургия Островского. Народная драма «Гроза». Драматургия и жанр романа. Драматургические жанры Островского: народная комедия, народная драма, сатирическая драма, сатирическая комедия. Роль Островского в развитии русской комедийной традиции, влияние Грибоедова. Речевые характеристики героев, народный язык в пьесах драматурга. Женские образы: пушкинская традиция в русской литературе и новые веяния. Островский и европейский театр второй половины XIX века (Г. Ибсен. «Пер Гюнт» - в отрывках, А. Шопенгауэр. «Мир как воля и представление» - обзор, Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки» - обзор).

«Лес». Драматическое и комическое начала в драматургии Островского. Судьба русского дворянства в изображении Островского и в изображении Тургенева («Дворянское гнездо»). Система персонажей. Образы Гурмыжской, Счастливцева и Несчастливцева.

«Гроза». «Бесприданница». (По выбору учителя и учащихся.)

Драма «Гроза». Образ Катерины: истинная патриархальность против патриархальности ложной. Образ города Калинова. Психологизм пьесы. Открытое сценическое пространство. Символика пьесы. Отражение русской действительности в пьесах драматурга.

Русская критика о драме «Гроза». Н. А. Добролюбов. «Темное царство» и «Луч света в темном царстве».

Драма «Бесприданница». Одно из вершинных произведений Островского. Старая театральная коллизия - судьба «бедной невесты» - и ее новаторское решение в драме Островского. Прием упреждающего развития. Образ Ларисы и ее трагическая судьба. Символика имени. Образ Паратова: «Уж не пародия ли он?» Богатство речевой характеристики героев. Русская провинция в драматургии Островского.

Теория литературы: авторская позиция в драматургии.

Н. А. Некрасов (12ч.)

Личность поэта. Общественные идеалы Некрасова и его литературная позиция. Некрасов - редактор «Современника» и «Отечественных записок», организатор литературного процесса. Некрасов - новатор в области поэтической формы; некрасовские ритмы народный язык его поэзии, влияние фольклора (поэма «Мороз, Красный нос»). Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова. Некрасов и Пушкин. Образ народа. Лирический герой Некрасова. Лироэпические произведения.

Стихотворения «Современная ода», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Колыбельная песня» («Подражание Лермонтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Рыцарь на час», «О Муза! я у двери гроба...».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности композиции. Поэма Некрасова - «эпопея современной крестьянской жизни». Путешествие - композиционный стержень поэмы. Отражение в поэме всех граней народного бытия. Фольклор в поэме как один из способов отображения подлинно народной точки зрения. Образ народа. Народная правда. Массовые сцены. «Люди холопского звания». Народ и помещики. Проблема счастья в поэме. Реальность и фантастика в поэме Некрасова.

Теория литературы: народность, новаторство.

Русская лирика второй половины XIX века (1 ч.)

Кризис лирической поэзии в 1840-е годы: связь между социальной проблематикой и повествовательной прозой. Поиски нового языка русской лирики, освоение гражданственного пафоса, философских тем. Роль пародии в создании поэтического языка второй половины века. Русская поэзия конца XIX столетия и приближение эпохи декаданса в европейской культуре. Религиозно-философские мотивы.

А.Н. Плещеев. «Вперед, без страха и сомненья!», «Сельская песня». А.Н. Майков. «Весна! Выставляется первая рама...». Сочинения Козьмы Пруткова (по выбору учителя и учащихся). А.А. Григорьев. «О, говори хоть ты со мной...». А.К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...», «История государства Российского...». К.К. Случевский (одно-два стихотворения по выбору учителя и учащихся). С.Я. Надсон. «Друг мой, брат мой...». А.Н. Апухтин (одно-два стихотворения по выбору учителя и учащихся). В.С. Соловьев. «Ех oriente lux».

Лирика европейских поэтов: Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы: антологическая лирика.

Ф. И. Тютчев (4 ч.)

Личность поэта и его лирический герой. Мечта о России будущего. Пейзажная лирика и философия природы. Политическая лирика. Любовная лирика. «Денисьевский» цикл. Философская лирика. Ритми ческое своеобразие лирики Тютчева.

Стихотворения «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Как океан объ-емлет шар земной...», «Не плоть, а дух растлился в наши дни...», «Природа-сфинкс», «Цицерон», «По следняя любовь», «Я встретил вас - и все былое...», «Все отнял у меня казнящий Бог...».

Теория литературы: философская лирика, натурфилософия, поэтический цикл.

А. А. Фет (5 ч,)

Личность поэта и его лирический герой. Идея красоты и мотив страдания в творчестве Фета. Лиризм. Разнообразие ритмов. Музыкальность поэзии Фета.

Стихотворения «На заре ты ее не буди...», «Непогода - осень - куришь...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки...», «Шепот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...», «Это утро, радость эта...», «Еще майская ночь...».

Теория литературы: жанр ноктюрна.

Ф. М. Достоевский (11 ч.)

Личность писателя. Ранний Достоевский и натуральная школа. «Маленький человек» в романе «Бедные люди». Идеи социализма и русская литература. Особенности романов Достоевского. Религиозно-философские искания писателя, мечта о «положительно-прекрасном» герое (роман «Идиот»), проблема взаимодействия личности и социальной среды.

Политические события и художественная картина мира: роман «Бесы». Роман «Братья Карамазовы». Поэтика Достоевского: независимость точки зрения героя от точки зрения автора, полифонизм. Достоевский-публицист: «Пушкинская речь». Европейский реалистический роман (Ч. Диккенс).

«Преступление и наказание». История создания. Психология героя-идеолога, образ Родиона Раскольникова, морально-философские проблемы романа «Преступление и наказание». Роман о преступнике, который восстает против обыденной жизни и в конце концов добровольно принимает на себя нравственное наказание. Социальные и религиозно-философские истоки бунта героя. Утрата веры в Бога - в центре внимания Достоевского. Сюжет романа и система персонажей. Преступление. Болезнь. Испытание. Наказание. Художественное время и художественное пространство в романе. Петербург Раскольникова. Идейный смысл романа.

Теория литературы: роман как жанр, диалогизм, полифонизм, герой-идеолог.

Л. Н. Толстой (17 ч.)

Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира. Русская литература конца XIX века как часть мировой литературы, особая роль творчества Толстого. Мир ребенка глазами юного героя: трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (обзорно). Диалектика души. Синтетический реализм. «Сложный» герой в патриархальном мире: «Казаки». Герои-правдоискатели. Женские образы и проблема свободы в творчестве Толстого: «Анна Каренина». Произведения, написанные после «арзамасского ужаса» (обзор). Назидательность и художественность: ро ман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат». Толстовство. Толстой-публицист: статья «Не могу молчать». Толстой и европейская культура его времени. (Э. Золя. «Ругон-Маккары» (обзор). О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея». Редьярд Киплинг. «Маугли».)

Эпопея «Война и мир» - синтез художественных исканий русской литературы XIX века. «Война и мир». Роман-эпопея. Историческое повествование Толстого и традиция исторических романов Вальтера Скотта. Смысл названия. Сюжетное по строение. Особенности композиции. Историософские отступления. Образ повествователя. Система персона жей. «Мысль народная». Особенности поэтики Толстого. «Диалектика души». Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера.

Теория литературы: всемирная литература, роман-эпопея

А. П. Чехов (13 ч.)

Личность писателя, творческий путь: от журналистики к сатире, от сатиры к юмору, от юмора к социальной философии. Русская литература конца XIX века и кризис жанра романа. Рассказ как форма, выражающая содержание современности. Человек в художественном мире Чехова: создатель социальной среды и ее жертва. Типичный чеховский герой: средний человек, провинциальный интеллигент. Проблема рассказчика и нравственно-философские идеалы писателя. Драматургия и поэтика чеховской прозы. Юмор и лиризм. Мастерство Чехова-рассказчика и европейская новелла его времени. (Гиде Мопассан. «Пышка» - фрагменты). Мастерство Чехова-драматурга.

Повесть «Степь». Рассказы «Студент», «Анна на шее», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Палата № 6», «Ионыч», трилогия о любви «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

«Чайка». Комедия. Мечты и реальность, трагическое и комическое в образах главных героев пьесы. Особенности сюжетного построения пьесы. Комическая ситуация. Смещное и трагическое в пьесе.

«Вишневый сад». Комедия. Особенности жанра. Развитие интриги. Комизм драматических героев. Значение образов-символов в пьесе. Главный герой пьесы. Новаторство Чехова-драматурга. Художественное мастерство писателя.



Теория литературы: юмор, сатира, комизм, драматизм

Учебно-тематический план

содержание

часы

Р.р.

Вн.чт

Клас.соч.

Домсоч.

Контрольные работы















Разв.отв.

Соч.

тесты

1

Введение. Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры

1















2

Обзор русской литературы 2-й половины ХIХ в

1















3

М.Е. Салтыков-Щедрин

3

1













4

И.А. Гончаров

8

2



1









5

И.С. Тургенев

9

1









1



6

А.Н. Островский

7

1





1







7

Н.А. Некрасов

12

2



1









8

Обзор русской лирики второй половины ХIХ века.

1















9

Ф.И. Тютчев

4

1













10

А. А. Фет

5

1



1









11

Л.Н. Толстой

17

3









1



12

Ф.М. Достоевский

11

1







1





13

А.П. Чехов

13 13

2

1







1



14

Зарубежная литература.



5

1

1



1





1

15



Итоговый урок

1

















Итого:

102

16

2

3

2

1

3

1

















































































Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс



ур

Тема

Кол-во часов

Дата



Примечание

По плану

По факту





Введение









1

Введение. Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры.

1







2

Обзор русской литературы 2-й половины ХIХ в.

1









А.Н. Островский

7







3

А.Н. Островский- cоздатель русского театра.Этапы биографии и творчества.

1







4

«Социальная» драматургия А.Н. Островского ,народная драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие произведения.

1







5

Город Калинов и его обитатели . (Действия I-IV)

1







6

Образ Катерины. Ее душевная трагедия (Действия II-V)

1







7

Изображение жестоких нравов города Калинова.

1







8

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблема пьесы. Споры критиков

1







9

Р. р.№1 Развернутый ответ на проблемный вопрос. Подготовка к домашнему сочинению.

1











И. А. Гончаров

8







10

И.А. Гончаров. Художественный мир писателя Жизнь и творчество

1







11

И. А. Гончаров. Роман «Обломов», общая характеристика романа, особенности композиции

1







12

Главный герой романа. Его мироощущение и судьба.

1







13

Р. р.№2 Сравнительная характеристика. Обломов и Штольц. Дружба - противостояние

Художественное мастерство И.А.Гончарова

1







14

Обломов и второстепенные герои романа.

1







15

Что такое « обломовщина»? Проблема «обломовщины» .Идейно-философский смысл романа.

1







16

Подготовка к контрольной работе. Развитие умений работы с критическими статьями

Роман «Обломов» в русской критике.



1







17

Р.р№3Классное сочинение. Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов»

1









И. С. Тургенев

9







18

И.С. Тургенев. Этапы биографии и творчества.

1







19

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе

1







20



Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми(5-11)

1







21

Базаров и Одинцова. Их дуэль в романе «Отцы и дети».



1







22

Базаров и его родители

1







23

Базаров-нигилист.

1







24

Базаров перед лицом смерти. Споры критиков вокруг романа.



1







25

Подготовка к контрольной работе

1







26

Р.р.№4Итоговая контрольная работа по теме «И.С. Тургенев «Отцы и дети». Сочинение

1









Н. А. Некрасов

12







27

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Редактор «Современника» и «Отечественных записок»

1







28

Основные темы и идеи лирики Некрасова.Тема поэта поэзии.

1







29

Тема родины и народа. Идеал общественного деятеля. Новаторство поэтической формы

1







30

Горькая доля народа по реформенной России. Анализ главы «Поп»

1







31

Чтение и анализ глав «Крестьянка» «Демушка» «Трудный год».

1







32

Социально - философская картина мира в поэме

1







33

Душа народа русского….

1







34

Народ в споре о счастье

1







35

Идейный смысл рассказов о грешниках.

1







36

Народ и Гриша Добросклонов

1







37

Р. р.№5 Подготовка к творческой работе по теме «Творчество Н. А. Некрасова»

1







38

Р.р.№6 Классное сочинение по теме «Творчество Н. А. Некрасова» Творческая работа по изученной теме

«Н.А. Некрасов»

1









Ф. И. Тютчев

4







39

Ф.И. Тютчев. Художественный мир поэта

1







40

Жизнь и природа в лирике Тютчева.

Пейзаж как описание природы и как олицетворённое изображение идей

1







41

Любовная лирика Тютчева «Денисьевский цикл»

1







42

Р. р.№7 Развитие умений анализировать лирическое произведение



1









А. А. Фет

5







43

Личность поэта и его лирический герой. А.А. Фет. Этапы биографии и творчества.

1







44

Идея красоты и трагизм прекрасного в лирике поэта. Основные мотивы творчества А.А. Фета.

1







45

Любовная лирика А.А. Фета.

1







46

Р.р.№8Классное сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А. Фета



1







47

Анализ контрольной работы. Обобщение материала

1









М.Е. Салтыков-Щедрин

3







48

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество.

Натуральная школа

1







49

Обзор романа «История одного города». Замысел, история создания. Образы градоначальников.

1







50

Р. Р.№9 Развитие умений анализировать сатирическое произведение

1









Л.Н. Толстой

17







51

Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

1







52

Р. р.№10 «Поиски нравственных ценностей. Развитие умения работы с мемуарной литературой (анализ выдержек из дневниковых записей)

1







53

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.

1







54

Л.Н. Толстой роман «Война и мир», роман-эпопея. Особенности композиции. Система персонажей, сюжетное построение

1







55

Читаем первый том.

1







56

Художественное мастерство Л.Н. Толстого.

Читаем второй том.







1









Исторические и философские взгляды Л.Н. Толстого. Читаем третий том.

1







58

«Мудрецы». Маленький человек крупным планом (штабс-капитан Тушин и Платон Каратаев)

1







59

Путь идейно - нравственных исканий Андрея Болконского

1







60

Пьер Безухов.

1







61

Отечественная война 1812 года.

1







62

Кутузов и Наполеон в романе.

1







63

«Мысль народная» в романе «Война и мир».

1







64

Образ Наташи Ростовой.

1







65

Семинар. Проблемы истинного и ложного в романе.

1







66

Р. р.№11 Художественные особенности романа. Подготовка к сочинению.

1







67

Р.р.№12Контрольная работа. Сочинение по роману «Война и мир»

1









Ф. М. Достоевский

11







68

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

1







69

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». История создания романа.

1







70

История преступления и наказания Родиона Раскольникова день за днём



1







71

Герой-идеолог: образ Родиона Раскольникова

1







72

Система персонажей произведения

Лужин и Раскольников

1







73

Свидригайлов и Раскольников



1







74

Соня Мармеладова и Родион Раскольников

1







75

Петербург Достоевского. Сцены уличной жизни в романе.

1







76

Роль эпилога в романе

Религиозно-философский мотив в романе

1







77

Р.р.№13Развитие умений анализа текста.

«Как уничтожить зло на земле?»

Нравственные уроки образа Раскольникова

Подготовка к контрольной работе

1







78

Контрольная работа по теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Развёрнутый ответ на вопрос

1







79

Особенности общественно-политической жизни России в 80-90 годы XIX века и ее отражение в литературе. Обзор.

1









А.П. Чехов

13







80

А.П. Чехов. Жизнь и творчество.

1







81

Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Маленькая трилогия.

1







82

Р. р.№14 Развитие умений анализировать мемуарную литературу. Письма А.П. Чехова

1







83

Душевная деградация человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

1







84

А.П. Чехов «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.

1







85

Читаем I и II действие пьесы. Старые хозяева сада в пьесе Чехова.

1







86

А.П. Чехов. «Вишневый сад». Читаем III, IV действия

1







87

Молодое поколение в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

1







88

Система образов и главный образ пьесы.

1







89

Художественное мастерство А.П.Чехова

1







90

Вн. чт. №1.Конференция по рассказам А. П. Чехова

1







91

Подготовка к контрольной работе

1







92

Р.р.№15Итоговая контрольная работа по теме «А.П. Чехов». Сочинение

1







-

Зарубежная литература

5







93

Оноре де Бальзак - французский писатель-реалист.

1







94

Оноре де Бальзак. Повесть «Гобсек». Сюжет, система образов

1







95

Р.р.№16Изображение губительной силы и власти денег. Подготовка к домашнему сочинению.

1







96

Ги де Мопассан «Ожерелье».

1







97

Нравственные проблемы новеллы

1







98

Артюр Рембо. Центральные образы поэзии

1







99

Тестовая контрольная работа по теме: «Зарубежная литература»

1







100

Вн. чт.№2 «Цветы любимому писателю». Конференция.

1







101

Обобщение материала по теме: «Литература XIX века»

1







102

Итоговый урок

1









Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.

На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе. Объем сочинений должен быть примерно таким:

Класс

5

6

7

8

9

0

1



Количество страниц

1 - 1,5

1,5 - 2

2 - 2,5

2,5 - 3

3 - 4

4 - 5

5 - 7



Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

Критерии устного ответа по литературеОтметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

«4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

«3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

«2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

«1»

Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.

Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.

Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста изложений и сочиненийкласс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 - 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 - 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 - 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 - 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 - 4,0 страницы

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.Основные критерии оценки за изложение и сочинениеОтмет-ка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

Или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки



«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

В работе допущены существенные отклонения.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок



</ Примечания

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».



Учебно-методическое обеспечение

Русский язык и литература: Литература. 10 кл. Углубленный уровень: в 2ч. Учебник / А. Н. Архангельский, Д. П. Бак, М. А. Кучерская идр. ; под ред. А. Н. Архангельского.- М. :Дрофа ,2014.

Н. В. Егорова, И. В. Золотарева, Т. И. Михайлова Поурочные разработки по литературе XIXв. 10 класс, I полугодие.- 4-изд., перераб. и доп.- М.:ВАКО, 2014

И. В. Золотарева, Т. И. Михайлова Поурочные разработки по литературе, 10 класс ,II полугодие.- 3- изд., перераб. и доп.- М. ВАКО,2О15.

Л. В. Тодоров Поэзия: образы и понятия: пособие для учителя/ Л. В. Тодоров.- М. : ооо»ТИД «Русское слово- РС», 2010.

Е. А. Самойлова ЕГЭ 2015. Литература: Сборник заданий/ Е. А. Самойлова.- Москва: Эксмо 2014



Интернет-ресурсы:

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

lit.1september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

litera.edu.ru

BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

www.bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы

kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев

www.likt590.ru/project/museum/

В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской

skolakras.narod.ru

Древнерусская литература

pisatel.org/old/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы

metlit.nm.ru

Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия

www.foxdesign.ru/legend/

Русская виртуальная библиотека

www.rvb.ru

Слова: поэзия Серебряного века

slova.org.ru

Стихия: классическая русская / советская поэзия

litera.ru/stixiya/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

www.feb-web.ru











































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал