7


  • Учителю
  • Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе для 8 класса, составленная на основе Р. И. Альбетковой

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе для 8 класса, составленная на основе Р. И. Альбетковой

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (или среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089, (изменения от 19.10.2009 №427, 31.01.2012 №69) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основе Программы ОУ Альбетковой Р.И. 2010 г.

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе представляет собой документ, включающий следующие разделы:

- пояснительная записка;

-основное содержание предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- оценка достижения ожидаемых результатов освоения учебной программы;

- календарно-тематическое планирование;

- перечень учебно-методического обеспечения.

Цель курса «Родной (русский) язык и литература» состоит в углублении и расширении знаний по русскому языку и литературе.

Задачи:

- на уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов - все, что выработано народом, - творцом словесности - на протяжении веков его развития;

- на уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова;

- на уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.

Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый - начальный этап, первоначаль¬ные сведения о словесности - 5-6 классы, второй - более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова - 7-9 классы.

Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятия, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

Место учебного предмета в учебном плане

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для общеобразовательных учреждений РФ. По программе под редакцией Альбетковой Р.И. предусмотрено в 6 классе 68 часов в год (2 часа в неделю). В соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №30» на 2015-2016 учебный год (утвержденный приказом №

.) предлагаемый курс изучения родного (русского) языка и литературы рассчитан на 2 часа в неделю.


  1. Основное содержание предмета

МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ

Средства языка художественной словесности (19ч.+2ч.).

Многообразие языковых средств и их значение.

Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов - тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Обучающиеся должны знать: значение изобразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса, употребление различных типов предложений, употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.

Обучающиеся должны уметь: видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения, понимать значение лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности, выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски.

Практическое занятие по теме «Средства языка художественной словесности»

Словесные средства выражения комического (7ч.+1ч.).

Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

Обучающиеся должны знать: сущность комического, как развить чувство юмора

Обучающиеся должны уметь: видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях, выразительно читать и рассказывать сатирические и юмористические произведения, использовать языковые средства комического изображения в собственных сочинениях.

Практическое занятие по теме «Словесные средства выражения комического»

Качества текста и художественность произведения (6ч.+1ч.).

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.

Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.

Обучающиеся должны знать: развитие «чувства стиля».

Обучающиеся должны уметь: оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания, различать удачные и неудачные выражения, редактировать и совершенствовать текст, увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки.

Практическое занятие по теме «Качество текста и художественность произведений словесности».

ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (10ч.+1ч.).

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно прямая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.

Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика - участника или свидетеля событий. Сказ.

Обучающиеся должны знать: своеобразие языка эпического произведения; описание, повествование, рассуждение, понятие литературный герой, сюжет, композиция, автор, рассказчик.

Обучающиеся должны уметь: понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении; различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя; создавать собственные произведения, употреблять в них различные средства словесного выражения идеи, писать сочинения-рассуждения об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.

Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении»

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (7ч.+1ч.).

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.

Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.

Обучающиеся должны знать: значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения.

Обучающиеся должны уметь: почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении, создавать стихи, используя в них различные способы выражения идеи, писать сочинение - анализ отдельного стихотворения.

Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении»

Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении»

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (6ч.+1ч.).

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.

Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.

Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

Обучающиеся должны знать: значения средств словесного выражения содержания драматического произведения.

Обучающиеся должны уметь: понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены, создать собственное драматическое произведение с использованием различных способов выражения идеи, писать сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.

Взаимосвязи произведений словесности (6ч.).

Взаимовлияние произведений словесности - закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

Обучающиеся должны знать: идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора.

Обучающиеся должны уметь: видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого, создавать собственные произведения с использованием традиций.


III. Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать:

- значение изобразительных средств синтаксиса, употребление различных типов предложений, употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса; - сущность комического, как развить чувство юмора;

- своеобразие языка эпического произведения;

- знать понятия «литературный герой», «сюжет», «композиция», «автор», «рассказчик»;

- значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического, эпического и драматического произведения;

- идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора.

Обучающиеся должны уметь:

- видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения, понимать значение лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности, выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;

- видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях, использовать языковые средства комического изображения в собственных сочинениях;

- оценивать качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания, различать удачные и неудачные выражения, редактировать и совершенствовать текст, видеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки;

- понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении;

- различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя, понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены;


IV. Оценка достижений ожидаемых результатов освоения учебной программы

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

- проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть;

- различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимании сюжета произведения, характеров героев-персонажей;

- письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения;

- мини-сочинения на литературные и публицистические темы;

- анализ поэтических текстов.

В данном классе на уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, обучение с применением опорных конспектов и ИКТ.

Знания обучающихся оцениваются согласно нормам оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку (Приложение №1 к Программе по русскому языку).

«Нормы оценки…» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знания полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения:

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе - 0,5 - 1,0 страницы, в 6 классе - 1,0 - 1,5 страницы, в 7 классе - 1,5 - 2,0 страницы, в 8 классе - 2,0 - 3,0 страницы, в 9 классе - 3,0 - 4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

- умение раскрывать тему;

- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

- соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 - 3 - 2, 2 - 2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6 - 4 - 4 , 4 - 6 - 4, 4 - 4 - 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:

- степень самостоятельности учащегося;

- этап обучения;

- объем работы;

- четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Рабочей программой предусмотрено развитие речи - 8 часов, контрольные работы - 4 часа.

V. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата проведения




Примечание

План

Факт


МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ

Средства языка художественной словесности (19ч. + 2ч.)

1

Многообразие языковых средств.

2

Что такое семантика.

3

Изобразительные и выразительные возможности языка.

4

Интонация.

Элементы интонации.

5

Аллитерация и ассонанс.

6

Р.р. Анализ стихотворения.

7

Семантика словообразования.

9

Синонимы. Паронимы.

10

Антонимы. Омонимы.

11

Архаизмы и историзмы.

12

Славянизмы. Неологизмы.

13

Окказионализмы.

14

Тропы. Метафора, сравнение, олицетворение.

15

Метафора. Сравнение. Олицетворение

16

Метонимия, синекдоха.

17

Метонимия, синекдоха в художественных текстах

18

Р.р. Анализ стихотворения

19

Семантика средств синтаксиса.

20

Поэтические фигуры

21

К.р. Контрольная работа по теме: «Средства художественной словесности»



22

Словесные средства выражения комического (7ч.+1ч.)

Комическое как средство выражения оценки явления

23

Юмор и сатира

24

Языковые средства создания комического.

25

Неожиданность, остроумие, каламбур

26

Гипербола, фантастика, ирония

27

Пословицы и афоризмы

28

Р.р. Работа со словарем

29

К.р. Контрольная работа по теме: «Словесные средства выражения комического».


Качества текста и художественность произведений словесности (6ч.+1ч.)

30

Текст и его признаки.

31

Содержание и форма текста.

32

Тема и идея текста

33

Основные требования к тексту.

34

Художественность произведения.

35

Композиция словесного выражения.

36

Р.р. Анализ текста.


ПРОИЗВЕДЕНИЯ СЛОВЕСНОСТИ

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (10ч.+1ч.)

37

Слово в эпическом произведении.

38

Описание, повествование.

39

Монолог, диалог.

40

Р.р. Анализ монолога.

41

Литературный герой, характер, образ.

42

Сюжет и композиция как средство выражения идеи.

43

Повествование от лица рассказчика-свидетеля событий.

44

Повествование от лица рассказчика-участника событий.

45

Авторское повествование.

46

Точка зрения рассказчика и точка зрения автора.

47

К.р. Контрольная работа по теме: «Языковые средства изображения жизни в эпическом произведении».


Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (7ч.+1ч.)

48

Герой лирического произведения.

49

Семантика слова в лирике.

50

Сверхзначение слова.

51

Роль стиха.

Ритм и гармония.

52

Перенос.

Звуковая организация стихотворной речи.

53

Звукопись.

54

Р.р. Стихотворные забавы. Монорим и акростих.

55

Фигурные стихи.

Палиндром.


Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (6ч.+1ч.)

56

Диалог в эпическом и драматическом произведениях.

57

Диалог как средство изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении.

58

Р.р. Анализ диалога в драматическом произведении.

59

Точка зрения автора в трагедии.

60

Точка зрения автора в комедии.

61

Характеры героев драматического произведения.

62

К. р. Контрольная работа по теме «Языковые средства изображения жизни в драматическом произведении».


Взаимосвязи произведений словесности (6ч.)

63

Сокровищница художественных достижений словесности.

64

Библия и летопись.

65

Притча о блудном сыне и русская «Повесть о Горе и Злочастии».

66

Мифологические образы в поэзии А.С. Пушкина.

67

Миф о Дедале и Икаре и его использование в поэзии ХХ века.

68

Использование жанров народной словесности.

Сказочный сюжет в эпосе и лирике.


VI. Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 8 класс». - М., 2010.

  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.8 класс. - М.: Дрофа, 2014.

  3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.8 класс: рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2010

  4. Литература. 5-11 классы. Тропа к Есенину: нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность / авт.-сост. Е.М. Кучерян. - Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Словарь литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов / авт.-сост. А.А. Инджиев. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  6. Словарь синонимов и антонимов / Федорова Т.Л. - М.: «Ладком», 2010.

  7. Толковый словарь русского языка: Ок. 100.000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп.

15




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал