7


  • Учителю
  • «Конспект урока литературы в 10 классе по созданию фанфика (продолжения известного литературного произведения)».

«Конспект урока литературы в 10 классе по созданию фанфика (продолжения известного литературного произведения)».

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Методическая разработка урока литературы в 10 классе

по созданию фанфика (продолжения известного литературного произведения)».

ГОСПОДИН СОАВТОР

Цель урока: способствовать развитию образного и творческого мышления десятиклассников через создание речевого финала известного литературного произведения

Задачи урока:

- воспитание национальной гордости за осознание сопричастности к вершинным произведениям отечественной литературы;

- углубление методологической компетенции на основе работы с энциклопедиями и литературоведческими источниками;

- совершенствование навыков анализа особенностей композиции художественного произведения;

- отработка умения интерпретации художественного текста;

- развитие творческих способностей на основе налаживания интертекстуальных связей, использования приёма стилизации, выполнения задания творческого практикума;

- накопление личностно значимого духовного опыта общения с произведениями художественной литературы в учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

  1. Вступительное слово учителя. Оргмомент.

- Уважаемые собеседники, вот и закончен ещё один год приобщения к сокровищам Золотого века русской литературы. Сегодня мы вспомним полюбившиеся произведения курса, углубим литературоведческие знания и познакомимся с феноменом фанфика.

Осмысляя сложные вопросы бытия, никогда не получаешь исчерпывающих ответов, скорее задаёшь себе новые. Представьте, что у нас появилась уникальная виртуальная возможность проникнуть в творческую лабораторию известных авторов XIX столетия. Попробуйте с помощью мозгового штурма задать вопросы по сюжету и композиции произведений И. А. Гончарову, И. С. Тургеневу, Ф. М. Достоевскому и Л. Н. Толстому.

  1. Мозговой штурм. Выдвижение гипотез.

(- Почему Гончаров затягивает в «Обломове» экспозицию, но лаконичен в эпилоге? В чём своеобразие «Сна Обломова» и зачем писатель скупыми эскизными чертами изображает «бодрствование» энергичных Штольца и Ольги? С какой целью после смерти Базарова И. С. Тургенев торопится распрощаться с остальными героями: они неинтересны автору или с уходом нигилиста не о чем стало рассказывать читателю? Зачем Достоевский в финале «Преступления и наказания» рисует возрождение главного героя, будто забывая о системе персонажей? Почему Андрей Болконский с его способностью к «диалектике души» не дожил до эпилога?)

  1. Эвристическая беседа

- Какой элемент композиции чаще всего вызывал у вас неудовольствие или вопрос? Всегда ли финал вызывает положительные эмоции? Поделитесь читательским опытом (Развёрнутые высказывания учеников. Суждения о разочарованиях финалом многих известных литературных произведений).

- Состоявшийся писатель - это ещё и прилежный, внимательный и недовольный развитием сюжета читатель. Скажем, такой, как Тэффи, которую очень огорчала гибель любимого ею князя Андрея Болконского.

  1. Выразительное чтение фрагмента рассказа Надежды Тэффи

«Мой Толстой», подготовленного учеником (Приложение № 1) -проверка выполнения индивидуального опережающего задания.

  1. Обмен впечатлениями. Обсуждение проблемы финала

- Уважая самоиронию автора, мы можем определить причины её недовольства финалом эпопеи Толстого. Какие слова стали ключевыми в передаче гаммы чувств героини-читательницы («Каждую неделю читала я, как он умирает, и надеялась, и верила чуду, что, может быть, на этот раз он не умрет. Нет. Умер! Умер!», «…каждый раз то же отчаяние охватывало меня, когда он умирал», « Живой человек один раз умирает, а этот вечно, вечно»)? В этом и состоит великая сила искусства. Но как иногда хочется, чтобы чудо состоялось, герой «бросился на землю», «его толкнули», прислали к князю Андрею «лучших современных врачей и хирургов». В том и состоит уникальность лучших произведений классической русской литературы, что они рождают сопереживание, заставляют нас проявлять гуманизм. Скажите, кто из вас хотел изменить конец произведения? У нас нет возможности обсудить с автором финал романа, но мы можем его переписать.

  1. Составление кластера на основе учебной дискуссии

- Почему читатель мечтает переделать эпилог? (1. Финал открыт, и остаётся некая недосказанность, а мы хотим ясности. 2. Нас не устраивает, как и героиню автобиографического рассказа Тэффи, развязка конфликта, когда произведение часто приобретает трагическую тональность. 3. У нас появляются свои представления о судьбах персонажей и их будущем. 4. Не хочется расставаться с героями понравившейся книги.).

  1. Работа с литературоведческими понятиями.

- Давайте вспомним, отталкиваясь от вашего читательского опыта, что такое открытый финал? (Формулировки понятия учениками). А теперь сопоставим ваши трактовки термина с данными энциклопедии (чтение определения заранее подготовленным учеником, «литературоведом». Приложение 2).

VII. Конспектирование ведущих положений статей литературоведов (по группам) и объяснение их участникам других групп с использованием технологии КСО (ПРИЛОЖЕНИЯ 3, 4, 5). Подведение итогов работы

- Теперь поработайте в группах. Вам предлагается изучить фрагменты 3-х литературоведческих источников, которые посвящены особенностям открытого финала, причинам преобладания в русской литературе рассказа в сравнении с новеллой и концепции «смерти автора». Законспектируйте их основные положения и, ответив на вопросы, объясните идеи и ключевые понятия членам других групп.

  1. Знакомство с феноменом фанфика

- Что легче закончить, рассказ или роман? Почему множество переплетённых сюжетных линий осложняет задачу их гармоничного завершения?

Автор часто не знает, какую судьбу выбрать для героя, поэтому даёт право читателю домысливать окончание сюжета. Насколько мы можем вторгаться в авторское право, меняя сюжет? Вопрос, конечно, спорный. Но ответить поможет знакомство с особым произведением, фанфиком. (Справка о фанфике - «литературовед». ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

- Как вы относитесь к фанфикам и признаёте ли их за автономные произведения? (-Автор создаёт образ. В читательском сознании тот, в свою очередь, рождает новый образ в соответствии с особенностями субъективной оценки героя или события. - Уже читая произведение, мы выступаем в роли соавтора, давая оценку герою, анализируя идею).

- Наблюдается парадокс: с одной стороны, литература как искусство слова в век информационных технологий недооценивается, особенно в своей эстетической функции, с другой стороны, Интернет наводнили сайты, где представлено творчество любого желающего попробовать себя в словесном искусстве. Назовите самые известные из них. Достаточно вспомнить Стихи.ру и Проза.ру. Кто из вас печатается там? Почему?

Конечно, всё можно списать на графоманство. Игорь Карпов иронично заметил: «Каждый чистый лист даёт графоману ещё один шанс!» Но большая часть современных авторов, пишущих на сайтах социальных сетей, создаёт произведения не для славы, не из желания затмить Гоголя и Толстого, а из потребности самовыражения и от тоски по хорошему языку.

  1. Объяснение домашнего задания

- А теперь самое интересное, друзья мои! Предлагаю вам узаконенное графоманство. Разве стала бы Тэффи талантливой писательницей, если бы не горевала над финалом «Войны и мира»? Мы ещё не беллетристы- мы только учимся. Но думаю, вы с удовольствием примерите на себя почётное звание фикрайтера, или фикрайтера. Как вам больше понравится. Итак, попробуйте создать фанфик, закончив финал одного из произведений русской литературы XIX века. Надеюсь, вы не выберете личину Скрипторов и вернёте в литературу миф о писателе «как носителе ценностей». Дерзайте, вы талантливы!

1. Надежда Тэффи. Мой первый Толстой//Тэффи Н.А. Рассказы. Сост. Е.Трубилова. - М.: Молодая гвардия, 1990

[Электронный ресурс] Ocr Longsoft http://ocr.krossw.ru, сентябрь 2006

«…в историю моей души, в первый расцвет ее красной стрелой вонзилось другое произведение Толстого - «Война и мир».

Я помню.

* * *

Мне тринадцать лет.

Каждый вечер, в ущерб заданным урокам я читаю и перечитываю все одну и ту же книгу - «Война и мир»…

Каждый вечер я читала «Войну и мир».

Мучительны были те часы, когда я подходила к смерти князя Андрея.

Мне кажется, что я всегда немножко надеялась на чудо. Должно быть, надеялась, потому что каждый раз то же отчаяние охватывало меня, когда он умирал.

Ночью, лежа в постели, я спасала его. Я заставляла его броситься на землю вместе с другими, когда разрывалась граната. Отчего ни один солдат не мог догадаться толкнуть его? Я бы догадалась, я бы толкнула.

Потом посылала к нему всех лучших современных врачей и хирургов.

Каждую неделю читала я, как он умирает, и надеялась, и верила чуду, что, может быть, на этот раз он не умрет.

Нет. Умер! Умер!

Живой человек один раз умирает, а этот вечно, вечно.

И стонало сердце мое, и не могла я готовить уроков. А утром... Сами знаете, что бывает утром с человеком, который не приготовил урока!

И вот наконец я додумалась. Решила идти к Толстому, просить, чтобы он спас князя Андрея. Пусть даже женит его на Наташе, даже на это иду, даже на это! - только бы не умирал!

Спросила гувернантку - может ли автор изменить что-нибудь в уже напечатанном произведении. Та ответила, что как будто может, что авторы иногда для нового издания делают исправления.

Посоветовалась с сестрой. Та сказала, что к писателю нужно идти непременно с его карточкой и просить подписать, иначе он и разговаривать не станет, да и вообще с несовершеннолетними они не говорят.

Было очень жутко.

Исподволь узнавала, где Толстой живет. Говорили разное - то, что в Хамовниках, то, что будто уехал из Москвы, то, что на днях уезжает.

Купила портрет. Стала обдумывать, что скажу. Боялась - не заплакать бы. От домашних свое намерение скрывала - осмеют.

Наконец решилась. Приехали какие-то родственники, в доме поднялась суетня - время удобное. Я сказала старой няньке, чтобы она проводила меня «к подруге за уроками», и пошла.

Толстой был дома. Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко.

Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. Это меня окончательно смутило. Идет так просто, да еще напевает и не боится. Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шепотом.

Наконец - он. Он был меньше ростом, чем я ждала. Посмотрел на няньку, на меня. Я протянула карточку и, выговаривая от страха «л» вместо «р», пролепетала:

- Вот, плосили фотоглафию подписать.

Он сейчас же взял ее у меня из рук и ушел в другую комнату.

Тут я поняла, что ни о чем просить не смогу, ничего рассказать не посмею, и что так осрамилась, погибла навеки в его глазах, со своим «плосили» и «фотоглафией», что дал бы только Бог убраться подобру-поздорову.

Он вернулся, отдал карточку. Я сделала реверанс.

- А вам, старушка, что? - спросил он у няньки.

- Ничего, я с барышней. Вот и все.

Вспоминала в постели «плосили» и «фотоглафии» и поплакала в подушку.

* * *

Вечером села читать о его смерти. Читала и уже не надеялась, и не верила в чудо.

Прочла с тоской и страданием, но не возроптала. Опустила голову покорно, поцеловала книгу и закрыла ее.

- Была жизнь, изжилась и кончилась…».

2.Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006. [Электронный ресурс]

Фина́л - (итал. finale, от лат. finis - конец), заключительная сцена драматического произведения, в которой сюжетное действие приходит к логической развязке. В широком смысле - эпизод, завершающий всякое сюжетное произведение (в драме, эпосе и лиро-эпическом роде). Как правило, в этой части композиции разрешаются все конфликты, положенные в основу действия сюжета (этот тип финала - в трагедии У. Шекспира «Гамлет», а также в комедиях «Недоросль» Д. И. Фонвизина и «Горе от ума» А. С. Грибоедова). В других случаях, когда автор произведения намеренно отказывается от разрешения в пределах сюжета его основного конфликта, заключительную сцену или эпизод называют открытым финалом (таков финал пушкинского «Евгения Онегина» А. С. Пушкина и первого тома «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя).

Школьный словарь литературных терминов и понятий. - М.: Дрофа, 1995.

Открытый финал - особенность построения литературного произведения, при которой развязка отсутствует, но на основании всего предшествующего текста читатель может сам предположить, «домыслить» какой-либо вариант завершения сюжета. Открытым финалом, в частности, заканчивается роман Пушкина «Дубровский».

3. Анна Афанасьева. Открытый и закрытый финал. [Электронный ресурс]

Открытый и закрытый финал

… финал не поддаётся однозначной регламентации и предстаёт как проблема… с учётом спектра существующих точек зрения, определим финал… произведения, как его эмоционально-смысловое завершение, включающее в себя развязку и завершающий пассаж (В.А. Сахновский-Панкиев), где развязка - 1. положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображённых в нём событий (литературоведческий словарь); 2. последний эпизод трагедии или комедии, исключающий возможность дальнейших конфликтов или развития сюжета (Словарь театра П.Пави).

Характеризуя статус финала в целом тексте, логично выделить три аспекта:

1. Аспект жанра…;

2. Аспект автора (исключительность роли финала в плане проявления авторской позиции, обусловленной как индивидуальными взглядами и предпочтениями…, так и спецификой национального менталитета)

3. Аспект зрителя (в финале драматического произведения находит наибольшее воплощение коммуникация между драматическим текстом с одной стороны и зрителем (читателем) - с другой, благодаря чему осуществляется особая функция финала)…

В соответствии с этим определяем открытый финал как такой, который разрешает конфликт, но не исчерпывает его полностью. Такое положение вещей может создаться, например, в случае, когда побежденный персонаж отказывается принять свое поражение (Горе от ума») или у него в финале появляется заместитель, имеющий в виду продолжить борьбу («Пролетая над гнездом кукушки»). Второй чертой, присущей открытому финалу, является его неоднозначность, создаваемая посредством введения в текст смысловых противоречий и недоговорённостей.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что открытый финал, таким образом, вариативен как в плане дальнейшего продолжения событий…, так и в плане интерпретации.

Открытый финал специфичен и в аспекте зрительского (читательского) восприятия: он может порождать ощущение "недостаточности" (или даже отсутствия) развязки. В связи с такого рода финалами возникают вопросы, недоумения, многочисленные попытки продолжить сюжет (например, Акунин предлагает свой вариант V акта "Чайки" Чехова, в котором выясняется, что у каждого из героев была своя мотивация, свой повод для убийства Треплева. Вопрос "Почему застрелился Константин?" уступает место детективному дознанию "Кто убил?". Ведь неслучайно же Чехов жаловался на то, что ему "не даются подлые концы! Герой или женись, или застрелись, другого выхода нет". Соединяя мелодраматизм оригинала с детективным клише, Акунин оборачивает пьесу в фарс). Здесь можно говорить о «творческом потенциале» «открытого в жизнь» текста, понимая его как некую «систему указателей», формирующую читательские стратегии; это своеобразные лакуны текста, провоцирующие читателя на сотворчество.

…С точки зрения сюжета, открытые финалы являли собой своего рода недоговоренность, провоцирующую работу мысли. Этому же способствовал эффект неожиданности, связанный с нарушением привычных жанровых канонов и выбивавший действие из привычной колеи. В тех случаях, когда финальной репликой спектакля являлся вопрос, он мог побудить стремление задуматься над этим вопросом и попутно осмыслить все увиденное. Если открытый финал представлял собой "немую сцену", на раздумье могло провоцировать самое отсутствие слов и массовость (в "Борисе Годунове", "Ревизоре"), кроме того, зрители, молчаливые и неподвижные, как бы приобщались к эмоциональному состоянию таких же молчаливых и неподвижных персонажей. Наряду с этим, открытый финал позволял создать условия взаимопроникновения вымышленного мира спектакля и мира реального…

Открытый финал сыграл важнейшую роль в плане эволюции художественного сознания от монологизма к диалогу... Открытый финал представляет собой своеобразный диалог двух "правд"… В финалах рассматриваемых произведений наблюдается устойчивая тенденция к размыванию жанрового принципа. Многие исследователи пишут о трагическом звучании финала комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Трагичность положения персонажей "Ревизора" в "немой сцене" отмечалась еще самим Н.В. Гоголем. …Особым проявлением нестандартного поведения персонажей являются "немые сцены", завершающие действие трагедий "Борис Годунов" и "Пир во время чумы" и комедии "Ревизор". Нестандартно с точки зрения жанра ведут себя и авторы: оставляют финалы открытыми… В противовес вполне ощутимой традиции «хорошего конца» заявило о себе желание соответствовать «правде жизни», а жизнь не всегда даёт соответствующего материала для «хорошего конца».

Вопросы к анализу статьи:

  1. Дайте определения развязки.

  2. Назовите 3 аспекта статуса финала.

  3. Какие черты присущи открытому финалу?

  4. Приведите примеры творческого потенциала открытого финала.

  5. Чему в эволюции художественного сознания способствовал открытый финал?

  6. Что представляет собой тенденция к размыванию жанрового принципа?

4. Луков Вл. А. Основные особенности русской литературы (фрагмент)

Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №5 2008 - Филология

…Традиционный для композиции многих произведений западной литературы happy end («счастливый конец») нечасто присутствует у русских писателей, а если и используется (например, в «Без вины виноватых» А. Н. Островского), то окрашен страданием героев и, собственно, подлинным концом не является. Вообще, композиционная завершенность не очень характерна для произведений русской литературы. Писатели предпочитают открытые финалы («Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Пушкина, «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя, «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» Достоевского, пьесы Чехова и Горького, «Тихий Дон» Шолохова и т. д.). Там же, где повествование доведено до логического конца, нередко писатель продолжает свои размышления («Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Толстого). Не случайно в западной литературе утвердился жанр новеллы (произведения с замкнутой композицией), а в русской литературе из малых повествовательных форм предпочтение отдано рассказу (произведению с открытым финалом).

Вопросы к обсуждению:

  1. В чём причина редких случаев happy endа в произведениях русской литературы?

  2. Назовите примеры произведений с открытым финалом.

  3. Что отличает западную новеллу от рассказа с точки зрения особенностей финала?

5. Концепция смерти автора// В.Е. Хализев Теория литературы. 1999 г. (фрагмент)

…В последние десятилетия идея дегуманизации искусства породила концепцию смерти автора. По словам Р. Барта, ныне «исчез миф о писателе как носителе ценностей». Прибегая к метафоре, ученый называет автора Отцом текста, характеризуя его как деспотичного и самодержавного. И утверждает, что в тексте нет записи об отцовстве и личность писателя лишена власти над произведением, что с волей автора считаться не надо, ее следует забыть.

Провозгласив, что Отец «мертв по определению», Барт резко противопоставляет автору живой текст. Ныне, полагает он, на смену Автору пришел Скриптор (т.е. пишущий), который «несет в себе не страсти, настроения, чувства или впечатления, а только такой необъятный словарь, из которого он черпает свое письмо, не знающее остановки». Барт полагает, что автор - это некая полумнимость: его нет ни до написания текста, ни после того, как текст завершен; полноту власти над написанным имеет лишь читатель.

В основе бартовской концепции - идея не имеющей границ активности читателя, его полной независимости от создателя произведения. Эта идея далеко не нова. В России она восходит к работам А.А. Потебни. Но именно Р. Барт довел ее до крайности и противопоставил друг другу читателя и автора как не способных к общению, столкнул их лбами, поляризовал, заговорил об их неустранимой чуждости и враждебности друг другу… Концепцию смерти автора, которая, несомненно, имеет предпосылки и стимулы в художественной и околохудожественной практике нашего времени, правомерно, на наш взгляд, расценить как одно из проявлений кризиса культуры и, в частности, гуманитарной мысли.

Концепция смерти автора на протяжении последних лет неоднократно подвергалась серьезному критическому анализу. Так, М. Фрайзе (Германия)… приходит к следующему выводу: с помощью термина «ответственность» нужно восстановить автора в качестве центра, вокруг которого кристаллизуется художественный смысл. По мысли В.Н. Топорова, без «образа автора» (как бы глубоко он ни был укрыт) текст становится «насквозь механическим» либо низводится до «игры случайностей», которая по своей сути чужда искусству.

Автор, как видно, никакими интеллектуальными ухищрениями не может быть устранен из произведений и их текстов…

В.В. Вейдле: «Без жажды поведать и сказаться не бывает художественного творчества».

Вопросы к фрагменту:

  1. Как Барт характеризует автора-Отца текста?

  2. В чём суть оппозиции «Автор-Скриптор»?

  3. Как вы понимаете идею активности читателя, по Р. Барту?

  4. Что теряет художественный текст без образа автора?

6. Фанфик (фрагмент) Википедия [Электронный ресурс]

Фанфик (также фэнфик; от англ. fan «поклонник» и fiction «художественная литература») - жанр массовой литературы, создаваемой по мотивам художественного произведения его поклонниками, обычно на некоммерческой основе (для чтения другими поклонниками). Фанфик основывается на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом) и использует его идеи сюжета и/или персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений) и так далее.

Авторов фанфиков принято называть фикрайтерами либо фанфишерами.

Творческие и коммерческие перспективы

Распространение фанфиков может рассматриваться, в зависимости от законодательства страны, в качестве нарушения авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому подавляющее большинство подобных произведений создаются просто для забавы (или вообще ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.

С другой стороны, первые произведения некоторых известных писателей-фантастов можно считать фанфиками. Среди них можно назвать имена Ника Перумова, Сергея Лукьяненко, Кирилла Еськова, Сергея Сухинова, Натальи Васильевой и Наталии Некрасовой.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал