- Учителю
- Реферат на тему Литературный анализ стихотворения Пушкина Была пора...
Реферат на тему Литературный анализ стихотворения Пушкина Была пора...
Управление образования молодежной политики и спорта
Пильнинского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Столбищенская средняя школа
Областная конференция учащихся
« Под знаком Пушкина».
Реферат на тему: «Литературный анализ стихотворения А. С. Пушкина « Была пора…».
Выполнил: Лукачев
Иван Александрович
Ученик 10 класса
МОУ Столбищенская СШ
Руководитель: Лукачева
Ольга Александровна.
607461
Нижегородская область
Пильнинский район
Пос. Буденовка
Ул. Заречная, 41
Тел. (факс) 8(831 92) 38-235
Эл. почта: stolbskool@yandex.ru
2016 г.
Содержание
Введение…………………………………………………. ………………с. 3
</ 1. Последняя лицейская годовщина А. С. Пушкина ……………………..с. 4
2. Рабочий день поэта 19 октября 1836 г. и « Болдинская осень»1830 г. …….с. 5-6
3. Историко-культурный комментарий к стихотворению « Была пора»…….с. 7-8
4. Идейное содержание стихотворения « Была пора»…………………………с. 9-10
5. Дружба в стихотворении………………………………………………………....с.11-12
III. Заключение………………………………………………………………………..с. 12
IV.Список используемой литературы………………………………………………с. 13
Примечание: страницы указаны с учетом титульного листа, содержания и библиографии.
« О Пушкине всегда хочется сказать слишком много,
всегда наговоришь много лишнего
и никогда не скажешь всего, что следует».
В. О. Ключевский
Введение.
Пушкин… Александр Сергеевич… Осень 1836 год, 19 октября… Петербург, квартира на Мойке, рабочий кабинет и строчки « Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался… Это стихотворение не было завершено поэтом. Этот обыкновенный осенний день был невероятно плодотворным и сравним, пожалуй, только с Болдинской осенью 1830 года.
К чему только ни прикасалось бы пушкинское перо, оборачивалось делом художественным. «Он лирически воссоздавал свою жизнь, переживания состояли для него в значительной мере в том, что бесконечно богатый и многогранный его характер художественно отражал себя в разных образах лирического переживания. Понимание взаимосвязи лирического образа с характером самого поэта помогает приблизиться к пониманию творчества Пушкина. Недостаточно понять образ одного переживания, когда речь идет, в сущности, о цепи переживаний, развернутой во времени, о переменах развивающегося состояния души…» 1
Темой исследования я выбрал « Литературный анализ стихотворения А. С. Пушкина «Была пора…». Целью моей работы было исследование поздней петербургской лирики, к которой относится это стихотворение, написанное в 1836 году, за три месяца до гибели поэта. Но работая в этом направлении, я понял, что мне нужно пересмотреть весь жизненный и творческий путь поэта 1836 года. Этот год вернул меня на шесть лет назад - в знаменитую плодотворную « Болдинскую осень» 1830 года. Еще это стихотворение можно назвать ритуально значимым, написанным к очередной годовщине открытия Царскосельского лицея. Для Пушкина этот день значил очень много.
Для него это было началом приобщения к обществу, к « товариществу», к интересным и очень разным людям. Это чувство дружества, пронесенное через всю жизнь, вообще уникально в нашей литературе. Оно и в наши дни является нравственным примером стойкой верности. Попробую разобраться в этом и проанализировать стихотворение в разных аспектах.
В работе над рефератом я опирался на книги: Сквозникова В. Лирика Пушкина, Фомичева С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция.
-
Свозников В. Лирика Пушкина.- Москва, « Художественная литература», 1975, с. 16
-
Последняя лицеевская годовщина А. С. Пушкина.
Стихотворение « Была пора…» , написанное в середине октября 1836 году, - одно из последних произведений Пушкина. Оно посвящено годовщине со дня открытия Царскосельского Лицея и выдержано в жанре дружеского послания. Это незаконченное стихотворение, Пушкин не успел его дописать к празднику и читал на вечере в неоконченном виде на очень поредевшем собрании товарищей по выпуску и , как вспоминают, заплакал и не смог продолжать.
Вот документальные строчки из протокола празднования 25-летия годовщины основания Лицея, 19 октября 1836 г.
« Праздновали двадцатипятилетие Лицея Юдин, Мясоедов, Гревениц, Яковлев, Мартынов, Модест, Корф, А. Пушкин, Алексей Илличевский, С. Комовский, Ф. Стевен, К. Данзас.
Собрались вышеупомянутые господа в доме у Яковлева и пировали следующим образом: 1) обедали вкусно и шумно, 2) выпили три здоровья: а) за двадцатипятилетие Лицея, в) за благоденствие Лицея, с) за здоровье отсутствующих, 3) читали письма, написанные некогда отсутствующим братом Кюхельбекером к одному из товарищей, 4) читали старинные протоколы и песни и прочие бумаги, хранящиеся в архиве лицейском у старосты Яковлева, 5) поминали лицейскую старину, 6)пели национальные песни, 7) Пушкин начинал читать стихи на 25-летие Лицея, но всех стихов не припомнил и кроме того отозвался, что он их не докончил, но обещал докончить, списать и приобщить в оригинале к сегодняшнему протоколу.
Примечание. Собрались все в половине пятого часа, разошлись в половине десятого.
По свидетельству старосты лицейских годовщин М. Л. Яковлева, Пушкин лишь начал первую строфу, при всеобщей тишине:
« Была пора, наш праздник молодой
Сиял, шумел и розами венчался…»-
Как слезы покатились из его глаз, и он не мог продолжать читать.1
Если вернуться к октябрю 1825 года, где поэт тоже читает стихотворение, мы чувствуем другое настроение, Пушкин предчувствует, что он будет с друзьями, а здесь в октябре 1836 года он предчувствует смерть.
-
Узнать в библиотеке про книгу.
-
Рабочий день поэта - 19 октября 1836 г и « Болдинская осень» 1830 г.
Как ни трудно складывались обстоятельства и август и
сентябрь 1836 г. прошли у Пушкина под знаком высокого творческого
подъема. В сентябре он работал над беловой редакцией "Капитанской
дочки". В конце месяца поэт отослал собственноручно переписанную им
первую часть романа цензору П. А. Корсакову. Корсаков, у которого
была репутация одного из самых образованных и доброжелательных
цензоров, прислал Пушкину ответ на следующий день. Это было в
высшей степени любезное письмо. П. А. Корсаков сообщал, что он
только что прочел новое произведение Пушкина и готов хоть сейчас
подписать его к печати. Первый читатель пушкинского романа
высказался о нем с неподдельным восхищением: "С каким наслаждением
я прочел его! или нет; не просто прочел - проглотил его!
Нетерпеливо жду последующих глав".1 Это письмо было для
поэта неожиданной радостью после всех злоключений с цензурой,
которые ему пришлось пережить за этот год. Работу над беловым
текстом романа Пушкин завершил три недели спустя. На последней
странице рукописи он поставил дату: "19 окт. 1836". Так поэт
отметил для себя 25-летие Лицея.
Рукописи Пушкина, помеченные этой датой, дают нам
единственную в своем роде возможность увидеть, как работал поэт в
ту осень.
19 октября Пушкин дописал заключительные страницы
"Капитанской дочки". В этот же день он работал над стихотворением
"Была пора: наш праздник молодой...". Приуроченное к лицейской
годовщине, оно, как известно, осталось незавершенным. Днем Пушкин
переписал набело те строфы, которые он успел закончить, с тем чтобы
вечером прочесть их на встрече у М. Л. Яковлева.
Этой же датой помечено и известное письмо Пушкина к Чаадаеву,
значение которого выходит далеко за пределы частной переписки. Оно
было ответом на публикацию чаадаевского "Философического письма" в
"Телескопе", вызвавшего как раз в те дни широкий общественный
резонанс. Продолжая свой давний спор с Чаадаевым, Пушкин писал ему
19 октября: "Что же касается нашей исторической ничтожности, то я
решительно не могу с вами согласиться <...> Я далеко не
восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя: как литератор - я
раздражен, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь
честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество
или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой
нам бог ее дал".
Но о современном положении России он высказался с глубокой
горечью, "...это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко
всякому долгу, справедливости -а истине, это циничное презрение к
человеческой мысли и достоинству, - писал Пушкин, - поистине могут
привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но
боюсь, чтобы ваши [религиозные] исторические воззрения вам не
повредили".2
Когда через несколько дней разнеслись слухи о правительственных репрессиях, которые обрушились на Чаадаева и издателя "Телескопа", Пушкин решил свое письмо не отсылать. Он сделал на нем внизу приписку: "Ворон ворону глаза не выклюнет". Но поэт читал это письмо своим друзьям и знакомым, и оно получило широкое распространение в списках.
1. Белинский В. Г. ХVI, с. 162
2. Белинский В. Г. ХVI, с. 172. 173, 393
Рабочий день поэта 19 октября кончился рано. Около четырех
часов дня Пушкин вышел из дому и направился к М. Л. Яковлеву на
традиционную встречу лицеистов первого выпуска. Но этот короткий
осенний день по размаху и значительности того, что поэт успел
сделать, напоминает благословенные дни его самой плодоносной
болдинской осени.
Именно в сентябре - ноябре 1830 года- в эту знаменитую «Болдинскую осень», изумительную по своей « детородности», как говорил сам поэт, - Пушкин вместе с тем совершил тяжкое дело: он сжег десятую главу « Онегина», а быть может, и еще что - либо, нам неизвестно. И не случайно это произошло именно 19 октября. В этот же день он составил свое последнее письмо к Чаадаеву, подводящее итого их многолетней и непростой связи ( об этом я говорил выше). « Болдинской осенью» 1830 года не было обстановки преддорожной спешки: были другие крайне неприятные хлопоты. Но было и время уединенно сосредоточиться и подвести очередные жизненные итоги. 1 Но тогда сосредоточение на собственно лицейских воспоминаниях не состоялось. А вскоре внезапно умирает Дельвиг - ближайший из лицейских друзей. Быть может поэтому Пушкин и не присутствовал на празднике 1831 года. Но день этот не обойден молчанием, поэт напишет « Чем чаще празднует лицей». И вот Александр Сергеевич вновь возвращается, к тому , что еще не сказал, а каждый возврат - новый этап в нравственном и творческом движении.
1. Свозников В. Лирика Пушкина.- Москва, « Художественная литература», 1975, с.70
-
Историко-культурный комментарий к стихотворению « Была пора..»
Александр Сергеевич суеверно чтил день лицея и в разные годы отмечал по - разному, в зависимости от условий и душевного состояния. Пять стихотворных откликов на лицейские годовщины- ценнейшие вехи развития Пушкина- лирика. Эти стихи - следы, представляющие нам широту приятия поэтом жизни. Каждое стихотворение- это возврат в прошлое. Каждый возврат- новый этап в нравственном и творческом движении. Мне хочется перечислить их все: 1) 19 октября 1825 г ( « Роняет лес багряный свой узор», 2) 19 октября 1827 г. («Бог помочь вам, друзья мои», 3) 19 октября 1828 г. четверостийшее (« Усердно помолившись богу»), 4) 19 октября 1831 г. ( « Чем чаще празднует лицей») и 5) последнее возвращение 19 октября 1836 года- в последнем юбилейном послании « Была пора…»
Стихотворение А.С. Пушкина «Была пора: наш праздник молодой…» было написано в 1836 году к 25-летней годовщине открытия Царскосельского лицея. Он был открыт 19 октября 1811 года в соответствии с указом императора Александра I, разработанным им при участии его сподвижника М.М. Сперанского. В лицей принимались мальчики 11-12 лет из дворянских семей для обучения различным наукам. Туда был отдан и юный Пушкин. Там поэт нашёл много товарищей, дружбу с которыми пронёс через всю свою жизнь: Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, Вольховский, Матюшкин и многие другие. С тех пор они собирались каждый год вместе праздновать "лицея день заветный" и вспомнить "чему, чему свидетели мы были". А ведь было чему… В России исторический ХIХ век начался в ночь на 12 марта 1801 года убийством императора Павла I. При нём русско-французские отношения носили противоречивый характер - от полного разрыва к дружбе. Новый император Александр I сначала миролюбиво отнёсся к Наполеону, но убийство невинного герцога Энгиенского и принятие первым консулом титула императора в 1804 году стало причиной вступления России в антифранцузскую коалицию, куда ещё входила Англия и Австрия ("металися смущённые народы"). Результатом стало полное поражение союзных войск Наполеоном в 1805 году при Аустерлице. Бестолковость командования антифранцузской коалиции, постоянное вмешательство Александра в военные дела и превосходство французских сил привели к ряду неудачных сражений и проигранной русско-прусско-французской войне. В июне 1807 года на плоту в центре реки Неман недалеко от города Тильзит прошли переговоры между Наполеоном и Александром. По итогам этой встречи был подписан мир, карта Европы перекраивалась ("и высились, и падали цари"), Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии. Несмотря на видимое спокойствие началась сложнейшая дипломатическая игра, в которую входили не только переговоры дипломатов, но даже профессиональный шпионаж и тайная агентура. Шла не прекращавшаяся подготовка к войне, как с русской, так и с французской стороны. А в это время в присутствии императора преподаватель русского языка и литературы Куницын встречает первых лицеистов приветственной речью… 16 мая 1812 года Кутузов подписывает в Бухаресте мир с Турцией, ещё до начала войны нанося серьёзное дипломатическое поражение Наполеону, который подтягивает последние войска к границе. Через месяц многонациональная армия французского императора перешла Неман. "Гроза двенадцатого года" проснулась. "Вы помните: текла за ратью рать" - мимо лицея для участия в войне шли колонны русской гвардии. Как хотелось лицеистам быть с ними на полях сражений! Многие даже пытались бежать; хотел уйти и Пушкин - не пустили. Наполеон проиграл. Он так и не смог понять "великого народа", не понял, почему эти варвары не сдались, почему не приняли его обещание отменить крепостное право (а он бы это сделал) и как эти почти безоружные крестьяне могли нанести такой урон его армии. Он отправлял послов к Кутузову, писал письма Александру I; он требовал, требовал мира. Вместо позорной сдачи Руси (у Пушкина именно: Руси) Наполеон получил зарево Москвы, ледяную катастрофу - Березину, Лейпциг, взятие Парижа, отречение от престола, "Сто дней", развязку при Ватерлоо и, наконец, второй Парижский мир.
"Вы помните, как наш Агамемнон // Из пленного Парижа к нам примчался". Так Пушкин пишет об императоре Александре I Благословенном. Это одна из самых загадочных фигур русской истории, "Агамемнон Европы" (Агамемнон - царь Микен, предводитель греков в Троянской войне), "Северный Сфинкс", "Коронованный Гамлет". Надо сказать, поэт относился к этому императору иронично ("Властитель слабый и лукавый, // Плешивый щёголь, враг труда", "Я всех уйму с моим народом, - // Наш царь в конгрессе говорил"). Здесь же, спустя одиннадцать лет после его смерти, поэт отдаёт дань Александру I как человеку, бесспорно, одарённому и желавшему России счастья: "Как был велик, как был прекрасен он, // Народов друг, спаситель их свободы!", "И нет его - и Русь оставил он, // Взнесенну им над миром изумлённым".
На острове Святой Елены умер Наполеон, гений, погубивший столько жизней из-за самолюбия и патриотизма. Скончался в Таганроге Александр. "И новый царь, суровый и могучий" в лице Николая I вступил на престол. Декабристы, среди которых было много лицеистов, в Сибири; ужесточается цензура, создаётся тайная полиция - появляется зажатый человек николаевской эпохи. Романтизм и рыцарство уходят. Вечная драма. Вечный пафос истории. Истории, которую Пушкин очень хорошо чувствует. Стихотворение так и осталось недописанным - через три месяца поэта убьют.
-
Идейное содержание стихотворения А. С. Пушкина « Была пора…» .
В этом стихотворении, одном из самых последних произведений Пушкина вообще, создававшемся тогда, когда черные тучи все безысходнее сгущались над ним, - поэт оглядывает грустным, почти прощальным взором и свою личную жизнь, и ту бурную эпоху войн и революций, свидетелем и участником которого было его поколение.
Для данного стихотворения Пушкин воспользовался размером и строфой своего стихотворения на 19 октября 1825года. Выдержано оно в жанре дружеского послания.
Грустью и унынием проникнуто это стихотворение. Оно начинается ярким противопоставлением двух периодов жизни России - периода надежд и разочарований. Автор сопоставляет начало и конец жизни, юношеское воодушевление и грусть людей, много повидавших в жизни. Время меняет не только облик, но и мысли, и чувства человека.
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Недаром- нет !- промчалась четверть века!
Постоянно повторяя слова «Вы помните…», поэт как бы воссоздает историческую картину того, что довелось пережить друзьям за эти 25 лет.
Припомните, о други, с той поры.
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему ,свидетели мы были!
В этом стихотворении нет столь любимых Пушкиным и столь в таком случае уместных картин осени ( например в сравнении с первыми четырьмя стихотворениями, о которых я упоминал выше). Послание написано в городе человеком, захваченным повседневной городской суетой. Лирическая мысль этого последнего дара воспоминаниям лицейской юности не разливается вширь: напротив, она направлена в глубь пришедшего ощущения. Она не витает в осеннем просторе - она родилась в стенах еще только обживаемого кабинета на Мойке и оглашена в квартире старого товарища. Особенно примечательно это последнее послание не только соей предельной зрелостью поэтической культуры. Мысль добирается здесь до очень глубокого и единого по своей сути корня. Сходятся вместе, сплетаются мотивы и « непоколебимого» союза, товарищества и самих царскосельских впечатлений, и наконец, главное - темы Родины, военного подвига « грозы двенадцатого года», народного патриотизма. С возмужанием пушкинской народности, с все более конкретным представлением о народе и его истории происходит как бы « пряснение» самой лирической образной памяти.
Черта очень любопытная. Мальчик с завистью видел, как мимо его « сени наук» шли на страшный бой русские люди. Через два года в торжественной экзаменационной оде он вспомнил этих людей в облике величественного и отвлеченного « Росса», восставшего против надменного « Галла». А через пятнадцать лет в памяти, казалось бы , впечатлению суждено было сгладиться, утратить трепетную живость.
Спустя столько лет поэт вдруг видит взметенную « грозою» массу воинской рати, ощущает солдатский труд. И он упорно ищет более полных определений.1
Мысль словно кружит вокруг чего- то единственно возможного, самого верного, даже самому Пушкину не совсем дающегося, для выражения сути расходившегося народного моря, исторической сути устойчивости русского человека. В этом стихотворении запечатлен новый подход зрелого поэта к явления жизни, его историзм.
-
Свозников В. Лирика Пушкина.- Москва, « Художественная литература», 1975,
-
Дружба в стихотворении.
Нельзя не сказать о дружбе в этом стихотворении. Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него - это целый круг людей, близких по судьбе, это «братство», «наш союз», сложившийся ещё в Царскосельском лицее В сущности, начало этого стихотворения - это обобщенный образ стихотворения «Пирующие студенты» ( поэт написал его, когда ему было 15 лет), но написан он уже свободной рукой мастера. В стихотворении сопоставлены начало и конец жизни, одушевление и тишина. Время меняет и чувства, и облик людей. Но поэт утверждает, что «недаром… промчалась четверть века». Стихотворение, пронизанное рефреном «Вы помните…», восстанавливает для друзей историческую панораму века.
«Припомните, о други. С той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.»
Дружба в этом стихотворении - единство поколения перед лицом
истории, совместно прожитый век, с его тревогами, победами,
иллюзиями, падениями и взлетами. В первой строфе лирический герой
вспоминает счастливые дни юности, когда товарищи собирались тесною
толпой и «с песнями бокалов звон мешался». То беспечное в хорошем
смысле слова время - пора надежд, мечтаний. Жизнь казалось легкой,
а все дороги открытыми. Вторая строфа будто зеркально отражает
первую. Герой с грустью констатирует: «Теперь не то…». Молодость
ушла, стало меньше веселья на праздниках, песни практически
перестали звучат, их сменило задумчивое молчанье. У читателей
возникает ощущение, что каждая строка первой строфы во второй
подается со знаком «минус». Подобная антитеза - противопоставление
юности и зрелости - вполне традиционна. Она часто встречается и у
других писателей. Начало третьей строфы - логическое продолжение
предыдущих рассуждений. Герой печально говорит:
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Кажется, и дальше в стихотворении будет царить атмосфера грусти, но
происходит неожиданный поворот: «Недаром - нет! - промчалась
четверть века!». Затем следует определение закона судьбы:
Вращается весь мир вкруг человека, -
Ужель один недвижим будет он?
В тосте, произнесенном на дружеской пирушке, возникает философская проблематика. Человеческую жизнь Пушкин сравнивает с жизнью Вселенной. Внутренний мир человека он словно проецирует на мир Вселенной. В начале четвертой строфы лирический герой вновь обращается к товарищам, прося их припомнить, что вместе удалось им пережить. И здесь появляются «игралища таинственной игры». Через этот образ стихотворение выводится на совершенно другой уровень. Отходит на второй план дружеское застолье. Его сменяет нечто более глобальное - мировая история, в которую оказываются вписаны лицеисты. Впоследствии масштаб снова будет варьироваться. Например, в пятой строфе герой напрямую обращается к бывшим одноклассникам. При этом речь идет о воспоминаниях, доступных узкому кругу людей, - о том дне, когда Царскосельский Лицей впервые открыл свои двери для учеников. Пушкин высоко и трагично размышляет о возможности преодоления смерти в дружбе. И, обращаясь к друзьям в своем последнем послании, он с мудрым пониманием говорит им:
Недаром - нет! - промчалась четверть века!
Не сетуйте: таков судьбы закон;
Вращается весь мир вкруг человека, -
Ужель один недвижим будет он.
Заключение
В стихотворении « Была пора…» поэт делает исторический обзор событий, свидетелем которых было его поколение: открытие Лицея, прощание с братьями, шедшими через Село на войну с Наполеоном, возвращение царя - победителя, его смерть. Поэт сопоставляет начало жизни и конец. Время беспощадно, оно все меняет: чувства, облик, историю, но не рушима верность редеющему год от года лицейскому братству. Его светлым мечтам и надеждам. Лицейское братство - это целая жизнь прожитая вместе людьми одного поколения, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования. Это душевная открытость и радость единения, это совместная борьба и общность взглядов. Это верность в тяжелых жизненных испытаниях, это чувство поколения. Это ощущение единства судьбы и преодоление страха смерти. Именно лицейское братство сумело сохранить единство перед лицом истории. К сожалению, Александр Сергеевич не завершил это стихотворение. Незавершенность этого стихотворения приобрела почти символический характер. Так же - в апогее своего развития - внезапно оборвалось и все пушкинское творчество. В этот осенний короткий рабочий день - 19 октября1836 года поэт успел сделать по размаху и значительности того , что успел, столько, сколько он сделал в благословенные дни его самой плодоносной болдинской осени.
Список используемой литературы
-
Сквозников В. Лирика Пушкина, Москва « Художественная литература», 1975 г.
-
Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция, Ленинград, « Наука»,
1986 г.
-
Белинский В. Г. Статьи о Пушкине. Интернет-ресурсы.
15