7


  • Учителю
  • Годовая работа по литературе на тему 'Кому от ума горе?' (9 класс)

Годовая работа по литературе на тему 'Кому от ума горе?' (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Описание методов и приемов, использованных в ходе работы



Биографический метод - устанавливает взаимосвязи между биографией писателя и особенностями созданного им литературного произведения. Биография и личность писателя рассматриваются как определенный момент творчества.

Сравнительно-сопоставительный метод - выявление природы разнородных объектов при помощи сопоставления по определенным параметрам.

Культурно-исторический метод - заключается в анализе не отдельных произведений, а целых массивов литературной продукции на основе выявления детерминации литературы - жесткого действия трех законов («расы», «среды», «момента»), формирующих культуру.

Психологический метод - рассмотрение искусства как результата неких психических процессов, протекающих внутри человека. Эстетические явления соотносятся с психическими процессами у автора и читателя.

Структурный метод - метод, ориентированный на изучение формальных особенностей текста. В анализе литературных произведений стремится выявить элементы их структуры, закономерности связи этих элементов, воссоздать общую модель. Идея текста выражается во всей художественной структуре, все элементы которой на разных уровнях находятся в состоянии параллелизма и несут определенную смысловую нагрузку.



Введение

При изучении учениками произведения Грибоедова «Горе от ума» мало кто задумывается о глубоком смысле этого произведения. Поэтому меня заинтересовала эта комедия, и я захотел глубже изучить её.

В произведении Грибоедова «Горе от ума» присутствует множество персонажей, каждый из которых заслуживает особого внимания.

Важное значение в комедии имеет конфликт между героем и обществом.

Целью годовой работы является углубление знаний о комедии Грибоедова «Горе от ума», выяснение, кому же от ума горе, закрепление навыка исследовательской работы.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- Изучить конфликт между персонажем и обществом.

- Провести анализ сцен.

- Определить взаимоотношение персонажей.

- Изучить историю создания комедии.

- Определить роль персонажей и какое значение играет название произведения для каждого из них.

В работе использовались различные методы исследования:

биографический, сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический, психологический, структурный.

Сложность исследования состоит в том, что произведение непростое в плане осмысления, содержит множество действующих лиц, своеобразно в сравнении с традициями классицизма. В произведении присутствуют два конфликта, кроме того, есть конфликт в конфликте.

Источниками для работы станет как само произведение Грибоедова «Горе от ума», так и отзывы современников, критиков и литературоведов на данную комедию.



Гипотеза



Грибоедов-реалист превосходно понимал, что характер человека складывается под воздействием условий жизни - в широком смысле этого слова - и прежде всего под влиянием непосредственного окружения.

Поскольку жизнь протекает в реальности, герой должен прийти в столкновение с действительным положением вещей. Основной критерий, используемый Чацким в оценке взаимоотношений между людьми, - ум.

Предполагаю, что в комедии каждый пострадает именно от ума.

Слово защиты

Тему «Кому от ума горе?» я выбрал потому, что меня, прежде всего, привлекла многогранная личность Грибоедова, судьба которого трагична, прекрасна и таинственна. «Горе от ума» - лучшее его произведение, хотя не единичное. Первоначальное название было «Горе уму», затем произведение было переименовано в «Горе от ума». Возникает вопрос: почему?

Произведение сложное в плане осмысления, содержит множество действующих лиц, своеобразно в сравнении с традициями классицизма. В комедии не один, а два основных конфликта - любовный и социальный. После изучения произведения мне захотелось более глубоко проанализировать отдельные сцены, движение конфликта и развитие образов персонажей.

«Горе от ума» - новый этап в развитии русской драматургии ( А.С. Грибоедов - продолжатель традиции Д.И. Фонвизина в разработке комедии нравов).

Название пьесы ироническое и одновременно очень серьёзное. Уже в нем намек на подлинную проблематику пьесы - почти библейскую (вспомним Екклезиаста): во многой мудрости - многая печаль. Тут Грибоедов явно сближается с Баратынским. Пристальное прочтение обнаруживает обычно ускользающее от внимания обстоятельство: в этой комедии от ума страдают практически все персонажи, и умны по-своему все: Софья, Молчалин, Фамусов, даже Скалозуб. Каждому из них, впрочем, ум приносит одни несчастья или, по крайней мере, разочарования. Перед нами комедийная трагедия о человеке.

Ум - сквозная тема всего произведения. Но я в ходе исследования выделил еще две темы: изображение жизни и нравов дворянского общества и изображение передового человека с его взглядами и идеалами.

В произведении развивается конфликт: столкновение двух общественных сил: дворянина-революционера Чацкого и лагеря дворян-крепостников (фамусовское общество). Своеобразие конфликта - в слиянии двух конфликтов: любовного и социально-политического.

Жизнь в произведении раскрывается не в статических образах, а в движении, в борьбе нового со старым. Показана историческая достоверность русской действительности 20-х годов 19 века. В целом комедия с трагическими и драматическими нотами.

Что касается конфликта в комедии, то заканчивается он всеобщим признанием Чацкого сумасшедшим, а любовная драма завершается разоблачением любовной интриги, которую вел Молчалин. В конце пьесы Чацкий чувствует себя покинутым всеми, в нем усиливается чувство отчужденности от общества, к которому он некогда принадлежал. Развязка любовной драмы влияет на основной конфликт; Чацкий оставляет неразрешёнными все противоречия и покидает Москву. В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но проигрывая, он остаётся непобеждённым, так как понимает необходимость борьбы с «веком минувшим», его нормами, идеалами, жизненной позицией. «Горе от ума» - это зеркало феодально-крепостнической России с её социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить.

В заинтересовавшем меня образе Чацкого выражаются оновные идеи и взгляды декабристов. Ему присуща глубокая любовь и уважение к русскому народу, ненависть к крепостникам. Он желает служить «делу, а не лицам». Чацкому присуще чувство собственного достоинства, понимание истинного просвещения и культуры. Он не желает примириться с несправедливым общественным устройством.

В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилость то, что важнее всего было для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущения, что «вольнее всех дышит». Свобода личности - вот мотив времени в комедии Грибоедова. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый - прах и суета». Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни.

Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! «Так! Отрезвился я сполна!» - восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это - поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

Создавая пьесу, Грибоедов вырабатывал особую, новую поэтику.«Я как живу, так и пишу, свободно и свободно». Можно ещё не раз внимательно вчитываться в знакомый текст «Горе от ума» и искать в нем новые ответы на больные вопросы русской истории.

План исследования:



Глава 1. Ум - сквозная тема комедии «Горе от ума».

1.1. Ум с сердцем не в ладу

1.2. Философия угождения Молчалина

1.3. «Пофилософствуй - ум вскружится»

1.4. Казарменный ум Скалозуба - загадка в комедии

1.5. Специфический ум Чацкого

Глава 2. Оппозиция личности

2.1. «Не образумлюсь… виноват,

И слушаю не понимаю,

Как будто все ещё мне объяснить хотят,

Растерян мыслями… чего-то ожидаю…»

2.2. «Во многой мудрости - многая печаль.»

Горе от ума - не способность услышать друг друга

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНПЗИЯ № 12





Чуваков Александр Сергеевич,

ученик 9А класса.

Кому от ума горе?

Годовая работа по литературе



Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Титова Г.В.

Липецк - 2012

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...1

Гипотеза…………………………………………………………………………...2

План исследования………………………………………………………………..3

Глава 1. Ум - сквозная тема комедии «Горе от ума»…………………………...4

  1. Ум с сердцем не в ладу…………………………………………………….4

  2. Философия угождения Молчалина……………………………………….5

  3. «Пофилософствуй - ум вскружится»……………………………………..6

  4. Казарменный ум Скалозуба - загадка в комедии………………………13

  5. Специфический ум Чацкого……………………………………………...14

Глава 2. Оппозиция личности…………………………………………………..16

2.1. «Не образумлюсь… виноват,

И слушаю не понимаю,

Как будто все ещё мне объяснить хотят,

Растерян мыслями… чего-то ожидаю…»………………………………16

2.2. «Во многой мудрости - многая печаль.»……………………………….17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список используемой литературы……………………………………………...22

Методы исследования…………………………………………………………...23

Приложение………………………………………………………………………24

Рецензия…………………………………………………………………………..28



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал