7


  • Учителю
  • Урок: 'Философские мотивы в лирике С. А. Есенина' (9-11 класс)

Урок: 'Философские мотивы в лирике С. А. Есенина' (9-11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данный проект предназначен для учеников 9-11 классов.Тип урока: обобщение.Название: "Философские мотивы в  лирике С. А. Есенина".Цель урока: познакомить с философскими мотивами в лирике С. А. Есенина.Задачи:образовательная - обучение анализу лирических произведений;развива
предварительный просмотр материала

Открытый урок на тему: «Философские мотивы лирики С. А. Есенина»

Цель урока:

познакомить с философскими мотивами лирики С. А. Есенина

Задачи:

  1. Образовательная - обучение анализу лирического произведения;

  2. Развивающая - развитие творческого и логического мышления, устной и письменной речи учащихся;

  3. Воспитательная - воспитание любви к родному языку, к родному краю через восприятие поэзии С.Есенина;

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентации учащихся

Ход урока

Видеоролик: песня на стихотворение С. А. Есенина «Белая береза»

Вступительное слово учителя

С. Есенин! Наверное, у каждого, кто услышит это имя, дрогнет и зазвенит в душе какая-то струна. Даже в самом его имени слышится что-то по - весеннему радостное, звонкое и вместе с тем тревожное, грустное, «от осени что-то». Недаром говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Скажешь: «Есенин»,- и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут весенними прическами березы, запахнет « черемуха душистая», как будто сама фамилия поэта создана для выражения сути России с ее пейзажами.

Сегодня на уроке мы завершаем знакомство с творчеством великого национального поэта России С. А. Есенина, на протяжении пяти уроков мы шаг за шагом анализировали творчество поэта, постигая его философию жизни.

Наш проект по исследованию творчества С. А. Есенина подошел к завершению. Сегодня мы поговорим о философских мотивах лирики автора и на примере двух стихотворений попробуем понять их истинное философское назначение.

Проверка домашнего задания (презентация детей)

На первом уроке мы с вами говорили о биографии великого поэта, вы получили задание подробно изучить творчество С. Есенина и представить вашу работу в презентации на завершающем уроке. Пожалуйста, познакомьте со своей работой.

Большое спасибо! Вы плодотворно поработали.

Тема нашего урока: «Философские мотивы лирики С. А. Есенина»

В творчестве Есенина трудно отделить собственно философскую лирику от лирики пейзажной, любовной, посвященной России. Философские мотивы переплетаются в его поэзии с мотивами любви к женщине, родной земле, с темой любования природой, ее красотой и гармонией. Все это составляет единый мир, единый космос, в котором существует человек - а ведь именно взаимоотношения человека и Вселенной составляют предмет философских раздумий. Философия Есенина рождается не из отвлеченных размышлений - она является, скорее, результатом прозрения, прочувствования, острого ощущения краткости человеческого существования в мире и неразрывной связи мира и человека.

Работа по учебнику

Стр. 91 стихотворение «Отговорила роща золотая…»

Стихи С. Есенина необыкновенно музыкальны, давай прослушаем тому подтверждение.

Видеоклип «Отговорила роща золотая» в исполнении трио «Реликт».

Анализ стихотворения учениками.

«Отговорила роща золотая» - одно из самых знаменитых стихотворений С.Есенина. Оно было написано в 1924 году. В этой элегии развита вечная тема подчинённости человеческой жизни законам природы: и роща «отговорила», и журавли «не жалеют больше ни о чём», и «дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль «ничего в прошедшем». Лирическое имеет философский . Его содержание составляют раздумья поэта о жизни. Тревожная грусть охватывает с первой строки (ведь «роща золотая» что-то уже «отговорила») и особенно со второй - ведь умолкнувший был не только «берёзовый», но и «весёлый».

В своих стихах Есенин очень часто очеловечивает природу. Природа оказывается как бы выражением человеческих чувств. Это позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни. Стихотворение начинается и заканчивается картиной осенней берёзовой рощи, которая предстаёт как живое существо, говорит «весёлым языком», да и другие образы стихотворения одушевлены, очеловечены: «журавли, печально пролетая», не жалеют ни о ком, «грезит конопляник», «горит костёр рябины». Природа в поэзии Есенина - не просто тема, а самая суть его философии, его эстетического идеала.

Обратите внимание на особую роль в стихотворении эпитетов (называют все прилагательные, причастия), которые создают настроение, как окружающего мира, так и душевного состояния героя. Несмотря на то, что осень, которая вырисовывается в воображении читателя, тосклива и холодна, Есенин наделяет это время года яркими эпитетами. Они свидетельствуют о любви лирического героя к родной природе: роща золотая, рябина красная, широкий месяц, голубой пруд.

Стр. 94 стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

Прослушаем стихотворение в исполнении А. Злищева.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» - одно из наиболее поэтичных стихотворений из цикла «Персидские мотивы». Этот цикл был написан во время поездок С.А. Есенина в Грузию и Азербайджан в 1924-1925 годах. В нем воплотилась пленительная красота восточной природы.

Колоритное восточное имя героини произведения указывает на Шаганэ Нерсесовну Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми зимой 1924/25 года. Однако назвать эту женщину прототипом образа героини однозначно нельзя, скорее всего образ навеян рядом подобных встреч.

Для России, по территории которой проходит граница Европы и Азии, проблема взаимоотношений западной и восточной цивилизаций (культурных традиций, нравов, религиозных обычаев) во все времена была значимой и актуальной, поэтому глубоко ошибались те, кто воспринял обращение С.А. Есенина к восточной теме как отход от проблем современности. Поэт никогда не был в Персии. Однако очевидно, что его в меньшей степени занимали реальные события истории Персии или жизнь современного ему Ирана. Для него важна была не конкретная страна, а некий поэтический символ прекрасной, но чужой земли.

Почему же поэт все-таки выбрал Персию? Вероятно, его привлекала восточная экзотика: звучные имена и названия городов, необычная природа, поражающая жителя среднерусской полосы буйством красок и цветов, недоступная прелесть сокрытых под чадрой восточных женщин. Кроме того, Персия издревле считалась родиной самых мудрых и сладкозвучных поэтов (Хайяма, Саади, Фирдоуси), страна поэтического вдохновения. Примечательно, чю Шираз для С.А. Есенина притягателен абстрактной красотой, в то время как неброская прелесть рязанского поля описывается поэтом подчеркнуто детально.

Давайте обсудим это стихотворение, какова основная тема лирического произведения?

После определения тематики произведения,- вопросы:

  • Сколько раз встречается образ ржаного русского поля?

Образ ржаного русского поля, встречающийся в четырех из пяти строф стихотворения, становится его своеобразной метафорой, символом далекой родины.

  • Найдите гиперболу, к которой автор прибегает для сравнения красоты русской природы с восточной?

Гипербола: («Потому что я с севера, что ли, // Что луна там огромней в сто раз...»),



Обратите внимание на то, что Есенин сознательно, как мастер высочайшего класса, нарушает нормы грамматики: «Я готов рассказать тебе поле...». Как известно, грамматическая норма требует употребления в данном контексте глагола «рассказать» с предлогом «о» (рассказать о поле). Однако «рассказать поле» - выразительнее, глубже, экспрессивнее, чем общепринятое литературное «рассказать о поле», оно сближается по значению с глаголом «высказать» - высказать душу.

  • Найдите лирические повторы - своеобразные средства усиления эмоциональной выразительности.

Неоднократно поэт использует лексическое или строфическое «кольцо» - композиционно-стилистический прием, традиционный в восточной поэзии. Все пять строф стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» - интереснейшие примеры строфического кольца.

Образ родной России также воссоздается в романтическом ореоле: это край покоя и простора. Сыновняя привязанность к родной природе наиболее ярко подчеркивается в третьей и четвертой строфах, где лирический герой, словно на мгновение становится частичкой ржаного поля: «Эти волосы взял я у ржи», «Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся». Даже луна на родине «огромней в сто раз». В финале же восточная красавица Шаганэ меркнет перед образом дамской тоскующей северянки. Северянка более свободна, бескорыстна в своих чувствах. Восточных же девушек держат под чадрой, к их красоте относятся как к товару.

Мои дорогие, в заключение нашего сегодняшнего урока мне бы хотелось, чтобы вы сделали выводы по теме «Философские мотивы лирики С. А. Есенина», записали и оформили их в виде синквейна.

  • Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно или ), которое обозначает объект или предмет, о котором шла речь.

  • Вторая строка - два слова (чаще всего или ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка - образована тремя или , описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка - одно слово-, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Самое последнее стихотворение С. А. Есенина, написанное перед его гибелью «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

Поскольку мы сегодня с вами закончили изучать творчество великого поэта, то мне бы хотелось завершить урок видеороликом именно этого стихотворения, в котором автор не прощается с нами, а говорит нам до свиданья, так как его творчество доныне актуально, а его любовь к родине бесконечна!

Спасибо за урок!





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал