7


  • Учителю
  • Рабочая программа учебного предмета Литература 6 (учебник В.Я. Коровина и др.)

Рабочая программа учебного предмета Литература 6 (учебник В.Я. Коровина и др.)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 6 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Учебно-тематический план

Всего в году - 68 часов



Введение

1

Устное народное творчество

3

Из древнерусской литературы

1

Из литературы ХVIII века

3

Из литературы XIX века.

29

Из литературы XX века.

20

Из зарубежной литературы.

10

Итоговый урок

1

ИТОГО

68







Содержание тем учебного курса

Введение (1 ч)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч)

Обрядовый фольклор (1ч)

Пословицы и поговорки. Загадки (2 ч)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч)

«Повесть временных лет» «Сказание о белгородском киселе» (1 ч)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев (1 ч)

Иван Андреевич Крылов (2 ч)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (29 ч)

Александр Сергеевич Пушкин (9 ч) «Узник». «И. И. Пущину». «Зим­няя дорога». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: «Барышня-крестьянка», «Выстрел». «Дубровский».

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч) «Тучи». «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»

Николай Васильевич Гоголь (1 ч) «Старосветские помещики»

Иван Сергеевич Тургенев (2 ч) «Бежин луг».

Федор Иванович Тютчев (2 ч) Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Афанасий Афанасьевич Фет (2 ч) Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...».

Рабочая программа учебного предмета Литература 6 (учебник В.Я. Коровина и др.)Рабочая программа учебного предмета Литература 6 (учебник В.Я. Коровина и др.)Николай Алексеевич Некрасов (3 ч) Историческая поэма «Дедушка». «Железная дорога».

Николай Семенович Лесков (4 ч) «Левша».

Антон Павлович Чехов (2 ч) «Толстый и тонкий».

Родная природа в стихотворениях русских поэтов (1 ч)

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»;

Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;

А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (17)

Андрей Платонович Платонов (1 ч) «Неизвестный цветок».

Александр Степанович Грин (2 ч) «Алые паруса».

Михаил Михайлович Пришвин (4 ч) «Кладовая солнца».

Произведения о Великой Отечественной войне (2 ч) К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые»

Виктор Петрович Астафьев (2 ч) «Конь с розовой гривой».

Валентин Григорьевич Распутин (3 ч) «Уроки французского».

Николай Михайлович Рубцов (1 ч) «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Фазиль Искандер (1 ч) «Тринадцатый подвиг Геракла».

Родная природа в русской поэзии XX века (2 ч) А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Писатели улыбаются (1 ч) В. М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Критики».

Из литературы народов России (1 ч) Габдулла Тукай. Кайсын Кулиев.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 ч)

Мифы народов мира (1 ч) Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгея», «Яблоки Гесперид

Геродот. «Легенда об Арионе» (1 ч)

Гомер «Илиада» и «Одиссея» (1 ч)

М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот» (1 ч)

Фридрих Шиллер (1 ч) Баллада «Перчатка».

Проспер Мериме (1 ч) Новелла «Маттео Фальконе».

Марк Твен (2 ч) «Приключения Гекльберри Финна».

Антуан де Сент-Экзюпери (2 ч) «Маленький принц»





Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса



В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



практическое направление:

  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  • определять свой круг чтения и давать оценку литературному произведению;

  • находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе, используя справочную литературу, периодику, телевидение, ресурсы Интернета.











Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Коровина В. Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 - 11 классы - М.: Просвещение, 2009.

  2. Коровина В. Я. Т. Литература 6 класс - М.: Просвещение, 2010.

  3. Поурочные разработки по литературе 6 класс. Автор Н. В. Егорова.

  4. Журналы «Литература в школе»

  5. Фонохрестоматия к урокам литературы 6 класс.

Тематическое планирование.



Количество часов

Основные виды учебной деятельности

обучающихся

Дата

по плану

по факту

1.

Художественное произведение и автор: основные понятия. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.





2.

Вн.чт. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

1

Знают определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка». Умеют заменять термины определениями





3.

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок

1

Знают теоретический материал по теме. Умеют в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них





4.

Р.Р. Урок - «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

1

Структурируют знания. Умеют в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи





5.

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

1

Знают определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.





6.

Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия.

1

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Знают понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях. Умеют анализировать басню, определять проблематику произведения.







7.

И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

1

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Определяют основную и второстепенную информацию. Определяют жанровые признаки басни; готовят сообщение по теме; читают по ролям.





8.

И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Конкурс инсценированной басни.

1

Определяют основную и второстепенную информацию. Знают жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.); термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих). Умеют работать со статьей определять жанровые признаки басни





9.

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.

1

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Знают факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы - помощь в суровых жизненных испытаниях; умеют определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя





10.

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

1

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Знают, какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа





11.

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Эпитет, метафора как средства создания художественных обрезов в лирике А.С.Пушкина

1

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Знают историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы - помощь в суровых жизненных испытаниях; умеют определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя





12.

Вн.чт. А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня- крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести.

1

Выделяют и формулируют проблему. Строят логические цепи рассуждений. Знают сюжет и героев повести Пушкина, понимают позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; умеют анализировать роль эпиграфа, антитезы и случая в композиции повести.





13.

А.С.Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них

1

Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля.





14.

А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. (гл. 1, 2, 3).

1

Выделяют и формулируют познавательную цель. Знают историю создания романа; понимают зависимость поведения человека от социальной среды; умеют составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев





15.

А.С.Пушкин. «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести. (гл.4 - 7).

1

Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста. Знают содержание анализируемых глав; умею анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе





16.

А.С.Пушкин. «Дубровский». Развитие понятия о композиции художественного произведения.

1

Определяют основную и второстепенную информацию. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Знают содержание анализируемых глав; понимают причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; умеют составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.





17.

Р.Р. А.С.Пушкин. «Дубровский». Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Структурируют знания. Выбирают основания и критерии для сравнения, объектов. Строят логические цепи рассуждений.





18.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций

1

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Знают факты биографии, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимают, в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения. Умеют связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения





19.

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утес», «Листок», «На севере диком…».

1

Выделяют и формулируют проблему. Знают определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимают настроение стихотворений, определяют средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения





20.

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Подготовка к сочинению «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова»

1

Выделяют и формулируют познавательную цель. Знают определение понятий «лиро-эпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»; понимают основную мысль стихотворения; умеют определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности





21.

М.Ю. Лермонтов. Лирика. Двусложные и трехсложные размеры стиха

1

Знают определе­ние понятий: «сто­па» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «ана­пест», «амфибра­хий»; структури­руют основные положения статьи учебника, опреде­лять размер стихо­творений. Определяют вид рифмы, способы рифмовки двусложных и трехсложных размеров стиха. Составляют план ответа проблемный вопрос





22.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора

1

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Знают биографию писателя; историю создания сборника «Записки охотника». Выстраивают монологическое высказывание; анализируют эпизоды





23.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа

1

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Определяют портреты героев как средство изображения их характеров; роль природы в рассказе.





24.

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна.

1

Знают автора и факты его биографии, литературной деятельности; определяют понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимают стремление Тютчева остановить мгновение и запечатлеть его в слове; умеют объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Тютчева





25.

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

1

Определяют основную и второстепенную информацию; выразительно читают и анализируют стихотворения





26.

А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви». «Учись у них - у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности

1

Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.





27.

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета. Сочинение по лирике Ф. И. Тютчева, А.А.Фета.

1

Знают определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимают, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;





28.

Н. А. Некрасов. Слово о писателе. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

1

Прослушивают стихотворение; знают автора и факты его биогра­фии, литературной деятельности; оп­ределение понятий «сюжет», «фабула»; понимают мысль писателя о тяже­лейшем каторжном труде рабочих, со­чувствии им авто­ра; связно рас­сказывают о поэте, отбирают материал в соответствии с поставленными вопросами





29.

Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

1

Знают определе­ние понятий «эпи­граф», «фантасти­ка», «пейзаж», «по­этическая интона­ция», «риториче­ский вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический по­втор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабу­лы» (экспозиция, завязка, кульмина­ция, развязка, эпи­лог); определяют средства художе­ственной вырази­тельности, элемен­ты фабулы, роль





30.

Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

1

Знают содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя; понимают, почему Некрасова волновала декабристская тема; выразительно читают лирическое повествование





31.

Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

1

Знают автора и факты его биогра­фии, литературной деятельности; определяют понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повест­вование», содержание рассказа «Левша»; понимают, как со­четается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Пла­тов), заковыристы­ми намеками (Лев­ша) и доверитель­ной таинственно­стью; связно рас­сказывают о писа­теле, воссоздают портрет главного героя





32.

Н.С.Лесков. «Левша». Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести

1

Знают и понимают сходство и разли­чия между сказом Лескова и вол­шебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, глав­ные герои, наличие волшебной силы); роль простонародных и новых каламбур­ных слов и оборотов в сказе, свое­образие его сюже­та и композиции; выделяют приемы сказочного повествования, оп­ределяют их роль в произведении





33.

Р.Р. Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша»

1

Уметь давать крат­кий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в не­большом сочине­нии-рассуждении





34.

Вн.чт. Н.С.Лесков «Человек на часах»

1

Знают историю создания и содер­жание рассказа, смысл понятий: «анекдот», «пара­докс»; понимают, почему автор изменил первоначальное заглавие «Спасе­ние погибавшего»; каковы мотивы, побудившие солда­та Постникова спа­сти тонущего чело­века; идею расска­за, авторское от­ношение к герою; оценивают поступки героев, А.П.Чехова





35.

Вн.чт. А. П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте

1

Знают содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимают смысл названия рассказа; умеют сопоставлять рассказы





36.

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора

1

Знают факты биографии писателя, содержание рассказа, определяют понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимают смысл названия рассказа; умеют делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.





37.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…». Художественные средства, передающие состояние природы и человека в пейзажной лирике. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике

1

Выразительно читают стихотворения; определяют родовую принадлежность лирического стихотворения, выявляют характерные признаки лирики; выявляют художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэтов и определяют их художественную функцию





38.

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова

1

Знают автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимают, почему автор назвал свое произведение сказ­кой-былью, чем сказка Платонова отличается от на­родных сказок, ска­зок Пушкина, Ер­шова, Погорельско­го и чем напомина­ет «Attalea princes» Гаршина; размыш­ляют вместе с автором о не­прерывности жиз­ни, необходимости постоянного труда для ее продолже­ния; отмечают сказочные и реаль­ные моменты пове­ствования, сравни­вают сказку-быль А.Платонова с на­родными литера­турными сказками, определяют их об­щее и отличное





39.

А. С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении

1

Знают автора, факты его биографии, творческой деятельности; объясняют смысл понятия «феерия»; составляют тезисный план прочитанной ста­тьи, находят в ро­мане яркие, не­обычные события, элементы фанта­стики, образы-символы; анализи­руют авторский стиль, отмечая его ритмичность, музы­кальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений





40.

А. С. Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении

1

Знают автора, факты его биографии, творческой деятельности; объясняют смысл понятия «феерия»; составляют тезисный план прочитанной ста­тьи, находят в ро­мане яркие, не­обычные события, элементы фанта­стики, образы-символы; анализи­руют авторский стиль, отмечая его ритмичность, музы­кальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений





41.

М. М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти

1

Знают автора, содержание сказки-были; понимают смысл понятий «сказка-быль», «философ­ская притча», от­ношение рассказ­чика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; выделяют сказочные и реали­стические моменты повествования, анализируют предложенные эпи­зоды произведе­ния, выборочно выразительно чи­тают их и переска­зывают





42.

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»

1

Понимают скрытый смысл прозвища Насти - «золотая курочка», автор­ское отношение к главной героине; «мужи­чок в мешочке», авторское отноше­ние к герою; понимают, что жадность, раздра­жение, озлобление губят душу челове­ка, заставляя за­быть о любви и до­бре; искупить вину перед людьми можно только доб­ротой, любовью и щедростью; умеют находить в указан­ных эпизодах дета­ли описания, ана­лизировать их





43.

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.

1

Умеют подробно пересказывать за­данные эпизоды, отмечая в них де­тали описания; приходят к вы­воду: все тропы человеческие сли­ваются в одну большую общую дорогу - дорогу жизни; пройдя ис­пытания, герои по­няли, как дороги друг другу





44.

Р.Р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

1

Знают содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы; умеют находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения (как Настя и Митраша собирались в лес; Настя идет по не­известной тропе, как ходила мать; Митраша ищет свой путь, как де­лал отец); делают вывод: в чем ошиб­ки Насти и Митра­ши; определяют цель сравнения и основание для сравнения; анали­зируют варианты вступления (нелег­кая судьба малень­ких героев М.М.Пришвина) и заключения сочи­нения (главное в человеке - любовь к миру и доброта)





45.

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах- фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Н. К. Рыленков. «Бой шел всю ночь…». Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне

1

Знают авторов стихотворений, факты их биогра­фии, творческой деятельности; понимают, о каких событиях расска­зывают стихотво­рения, какими чув­ствами проникну­ты произведения поэтов-фронтовиков; выразитель­но читают, переда­вая при помощи интонации слож­ную гамму чувств - от скорбного вос­поминания до гор­дости за милую Родину





46.

Вн.чт. А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война

1

Знают автора, факты его биографии и творческой деятельности, со­держание рассказа; понимают, что истинная дружба - одно из самых цен­ных явлений жизни человека; составляют словесный портрет героя, анализи­руют характеры и поступки персона­жей, соотносят изображенное на иллюстрации с со­держанием расска­за





47.

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа

1

Знают автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; определение поня­тий «эпизод», «фабула»; выявляют авторское отноше­ние к героям рас­сказа; выборочно рассказывают о детстве героев, анализируют эпизоды, просле­живают развитие действия, отбирают наиболее яркие эпизоды, отвечают на проблемные во­просы





48.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

1

Знают определение понятий «речевые пласты языка», «диалектизмы», «поговорки»; находят и анализируют лингвистические особенности речи героев рассказа; понимают, почему писатель использу­ет диалектные и просторечные сло­ва, поговорки в своем произведе­нии





49.

В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени

1

Знают автора, содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»; понимают, в каких трудных послево­енных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; анализируют и сопостав­лять эпизоды, де­лают выводы, как пейзажная зари­совка помогает по­нять характер ге­роя





50.

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению

1

Понимают скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, ре­шившей помочь мальчику; смысл посвящения и пре­дисловия; сопостав­ляют рассказы В.Распутина и В.Астафьева, на­ходят черты сход­ства





51.

Р.Р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г. Распутина»

1

Знают трехчастную композицию сочи­нения (вступление, основная часть, заключение), создают собст­венное высказыва­ние на заданную тему в соответст­вии с темой и ос­новной мыслью





52.

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике

1

Знают сведения об авторе, основные мотивы его творче­ства (родина, при­рода, русская ду­ша), постоянные образы (свет, звез­да, огонек); понимают, что ти­хо произнесенные, сокровенные, вы­разительные чув­ства поэта сильны искренней любо­вью к родине; ка­кие чувства испы­тывает лирический герой Н.Рубцова; интонаци­онно передают песенные напевы лирики: задушев­ность, мелодич­ность; устно опи­сывают образы, возникающие при чтении стихотво­рений; соотносят названия стихо­творений с их со­держанием; опре­деляют особенно­сти композиции, художественные приемы, помогаю­щие передавать эмоции лирическо­го героя





53.

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

1

Знают автора, фак­ты его биографии, сюжет рассказа; понимают смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учи­теля: как смешно и жалко может смот­реться человек, не понимающий раз­личия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле; выражают впечатления от прочитанного, ана­лизируют юмори­стические эпизоды повествования, психологический поединок двух пер­сонажей, языковые средства иронии





54.

Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике.

1

Знают авторов, оп­ределение понятий «лирический ге­рой», «эпитет», «художественный образ», «антите­за»; понимать, как ли­рика А. Блока и С. Есенина пере­дает трагическое мироощущение человека начала 20 века; находят в стихотворениях поэта художест­венные средства языка, передающие состояние души лирического героя, определяют ключе­вые слова, харак­теризующие мироощущение героя (печаль, сожале­ние, забота и проч.), вырази­тельно читают сти­хотворения, инто­национно переда­вая настроение и чувства лирическо­го героя





55.

А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики

1

Знают автора; понимают, как в одном развернутом сложном предло­жении А.Ахматова передает ощуще­ние весеннего про­буждения природы; мир ее образов (видимых, слыши­мых, осязаемых, обоняемых), осо­бенность лирики поэтессы - ассо­циативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность; выражают впечатления от прочитанного, ус­танавливают ассо­циативные связи, выразительно чи­тают, передавая интонационно чув­ства лирического героя





56.

В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина

1

Знают содержание рассказа; понимают смысл его названия, анализируют характер Гле­ба Капустина, под­тверждают свой ответ цитатами из текста, читают по ролям заданный эпизод, интонаци­онно передавая чувства героев рассказа





57.

Вн.чт. В.Ч. Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»

1

Знают содержание рассказа; понимают автор­ское отношение к героям рассказа - бабке Маланье и ее внуку Шурке; умеют в ролевом чтении передавать характеры персо­нажей, интонаци­онно подчеркивая простодушие, на­ивность, непосред­ственность героев, формулируют собственное отно­шение к персона­жам





58.

Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла». «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

1

Знают определе­ние понятий «миф», «мифоло­гия», «герой в древнегреческой мифологии», «ки­фара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, англий­ского поэта и ми­фолога; понимают смысл мифов, образ иде­ального героя: му­жественного, вы­носливого, изобре­тательного, уважающего волю богов; мировосприя­тие древнего чело­века, его понима­ние добра и зла; отличие мифа от сказки; дают ха­рактеристику ге­рою, анализируют его поступки





59.

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1





60.

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

1

Знают понятие «героического эпо­са» (начальные представления), признаки и отличи­тельные особенно­сти героического эпоса, определе­ние понятий «ги­пербола», «посто­янный эпитет», «гекзаметр», «ан­тичная мифоло­гия»; понимают, как со­четается в эпосе Гомера восхвале­ние богов, покло­нение им - с юмо­ром, смехом, ко­мизмом; значение поэм Гомера; определяют в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, оп­ределяют их роль, дают характери­стику героям, ана­лизируют их по­ступки; вырази­тельно читают, ин­тонационно пере­давая торжествен­ность, плавность звучания стиха





61.

Вн.чт. М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот».

1

Знают автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; понимают смысл понятий «пародия», «рыцарский ро­ман»; сравнивают героев, выявляя их глубокое внутрен­нее сходство и не­похожесть; соотно­сят содержание прочитанных глав романа со стихо­творением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и ил­люстрацией Е.Моисеенко «Ла­манч»; выражают авторское отноше­ние к героям и свое собственное





62.

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблема благородства, достоинства и чести

1

Знают автора, сведения о его био­графии и творче­ской деятельности; определение поня­тия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимают пробле­мы, поставленные поэтом в балладе (благородство, дос­тоинство, честь), поступок героя; соотносят жанровые особен­ности повести, рас­сказа и баллады и определяют жанр произведения; со­относят содержа­ние баллады с ил­люстрацией худож­ника, сравнивают переводы баллады и выявляют свое­образие каждого





63.

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении

1

Знают автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; оп­ределяют понятия «новелла»; понимают смысл заглавия новеллы; рассказы­вают о героях, ана­лизируют их по­ступки и поведение





64.

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

1

Знают автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; оп­ределение понятий «комическое», «юмористическое»; понимают смысл высказывания Э.Хемингуэя; сравнивают поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и разли­чия







65.

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического.

1





66.

А. де Сент- Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги.

1

Знают автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности; оп­ределение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (началь­ные представле­ния); понимать фило­софский смысл сказки; что бывает, когда дети откры­вают мир взрос­лым, когда взрос­лые умеют слы­шать детей; определяют сказочные и реаль­ные элементы сказ­ки





67.

Вн.чт. А. де Сент-Экзюпери. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче

1





68.

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

1

Определяют по фрагментам произведений ав­тора, персонажа, название произве­дения, связно от­вечают на вопрос проблемного ха­рактера, оформ­ляют собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал