7


  • Учителю
  • Конспект урока по русской литературе в 11 классе на тему 'Эстрадная' поэзия'

Конспект урока по русской литературе в 11 классе на тему 'Эстрадная' поэзия'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: В представленном материале рассматривается "эстрадная" поэзия как явление в русской литературе 50-х - 60-х годов XX века. Раскрыта преемственность, существующая между русской поэзией разных эпох; показаны относительность и подвижность границ литературных направлений. На у
предварительный просмотр материала

Легкодымова Елена Владимировна, учитель высшей категории осш № 39 им. М. Жумабаева г. Шымкента

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

на тему: «Эстрадная поэзия» (Е. Евтушенко, В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Вознесенский)


Цель урока: доказать существование преемственности между русской поэзией разных эпох, выявить относительность и подвижность границ литературных направлений; углубить представления учащихся о романтическом мировосприятии и романтической образности; доказать органическую взаимосвязь жанра авторской песни с эпохой его расцвета - «оттепелью» 50-х - 60-х гг XX века.


Задачи урока:

- повторить важнейшие элементы романтизма как мировосприятия и романтической эстетики (обостренное чувство идеала, противопоставление идеала действительности, одинокий и страдающий романтический герой, повышенная авторская субъективность, принцип недосказанности и сотворчества, ирония, метафоричность и т.д.);

- отметить связь романтической культуры с кризисными эпохами истории;

- обнаружить черты романтизма в текстах авторских песен;

- сосредоточить внимание учащихся на ключевых романтических образах современной песенной поэзии (дорога, мечта, ночь и т.д.).


ХОД УРОКА:

I Эпиграф


На отраженье в зеркале смотрю почти панически,

Но в памяти слабеющей покоятся, светлы,

Мои шестидесятые, где свет в Политехническом,

Мои шестидесятые, где буйствуют «битлы».

В. Егоров


II Лекция учителя

Русской литературе всегда была присуща гражданская активность: вспомните публицистический пафос древнерусской словесности, общественно-политическую проблематику поэзии и драматургии классицизма, гражданские мотивы в классике XIX века. Оппозиционность стала традицией русской литературы.

Конфликт лиризма и гражданственности поэзии, возникший еще в XIX веке, получает свое продолжение в русской поэзии 50-х - 60-х годов XX века: поэзия разделяется на «тихую» и «эстрадную».

Правда и искренность - два важнейших творческих импульса в литературе «оттепели». Они привнесли в поэзию антитоталитарный пафос и реабилитировали частную жизнь человека. «Эстрадная» поэзия стала зеркалом «шестидесятых».


III Работа по основной теме урока

  1. Повторение

- Расскажите о романтизме как литературном направлении. Где и когда он возник? Каковы его основные черты?

- Назовите важнейшие элементы романтического мировосприятия и романтической эстетики.


- Как романтическая культура связана с кризисными эпохами истории?

- Какие поэты собирались в Политехническом институте в начале XX века? Можно ли говорить о некой преемственности, существующей между символистами и «эстрадниками»?

2) Беседа

- Как вы думаете, какие исторические события и социальные перемены, происходившие в стране с середины 50-х годов, могли повлиять на литературный процесс?

- Каким было состояние литературы в преддверии XX съезда КПСС?

- Используя материалы, подготовленные дома, расскажите об «оттепели» в литературе. Расскажите о группе «Мы - молодые». Кто в нее входил? Почему при определенном различии идейных и эстетических установок общей для всей литературной группы была ориентация на духовную свободу личности, размышления о праве свободного выбора, «праве на себя»?

- Почему поэзию группы «Мы - молодые» называют «эстрадной» поэзией?

3) Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Служебный роман» (стихотворение Б. Ахмадуллиной «О мой застенчивый герой…»)

- Какие элементы романтической эстетики можно выделить в этом стихотворении? (одинокий и страдающий романтический герой, ирония, противопоставление идеала действительности)


IV Работа с текстами произведений

Работа в группах (4 -5 человек)

Задания для 1-ой группы - стихотворения Б. Окуджавы «Молитва» и «Песенка о комсомольской богине».


Молитва

--------------------------------------

Пока Земля еще вертится,

пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

чего у него нет:

мудрому дай голову,

трусливому дай коня,

дай счастливому денег…

И не забудь про меня.


Пока Земля еще вертится -

Господи, твоя власть! -

дай рвущемуся к власти

навластвоваться всласть,

дай передышку щедрому

хоть до исхода дня.

Каину дай раскаяние…

И не забудь про меня.


Я знаю: ты все умеешь,

я верую в мудрость твою,

как верит солдат убитый,

что он проживает в раю,

как верит каждое ухо

тихим речам твоим,


как веруем и мы сами,

не ведая, что творим!


Господи мой Боже,

зеленоглазый мой!

Пока Земля еще вертится,

и это ей странно самой,

пока ей еще хватает

времени и огня,

дай же ты всем понемногу…

И не забудь про меня.


Песенка о комсомольской богине

---------------------------------------------

Я смотрю на фотокарточку:

две косички, строгий взгляд,

и мальчишеская курточка,

и друзья кругом стоят.


За окном все дождик тенькает:

там ненастье во дворе.

Но привычно пальцы тонкие

прикоснулись к кобуре.


Вот скоро дом она покинет,

вот скоро вспыхнет гром кругом,

но комсомольская богиня…

Ах, это, братцы, о другом!


На углу у старой булочной,

там, где лето пыль метет,

в синей маечке-футболочке

комсомолочка идет.


А ее коса острижена

в парикмахерской лежит.

Лишь одно колечко рыжее

на виске ее дрожит.


И никаких богов в помине,

лишь только дела гром кругом,

но комсомольская богиня…

Ах, это, братцы, о другом!

-Выразительно прочитайте стихотворения.

- Найдите в приведенных стихотворениях элементы романтической эстетики и романтического мировосприятия, выделите черты, присущие «эстрадной» поэзии.


Задание для 2-ой группы - стихотворения А. Вознесенского «Баллада точки», «Параболическая баллада».


Параболическая баллада

--------------------------------------


Судьба, как ракета, летит по параболе.

Обычно - во мраке и реже - по радуге.

Жил огненно-рыжий художник Гоген,

Богема, а в прошлом - торговый агент.

Чтоб в Лувр королевский попасть

из Монмартра,


Он

дал

кругаля через Яву с Суматрой!

Унесся, забыв сумасшествие денег,

Кудахтанье жен, духоту академий.

Он преодолел

тяготенье земное.

Жрецы гоготали за кружкой пивною:

«Прямая - короче, парабола - круче,

Не лучше ль скопировать райские кущи?»


А он уносился ракетой ревущей

Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.

И в Лувр он попал не сквозь главный порог -

Параболой

гневно

пробив потолок!


Идут к своим правдам, по-разному храбро,

Червяк - через щель, человек - по параболе.


Жила-была девочка рядом в квартале.

Мы с нею учились, зачеты сдавали.

Куда ж я уехал?

и черт меня нес

Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд!

Прости мне дурацкую эту параболу.

Простывшие плечики в черном парадном…

О, как ты звенела во мраке Вселенной

Упруго и прямо - как прутик антенны!

А я все лечу,

приземляясь по ним -

Земным и озябшим твоим позывным.

Как трудно дается нам эта парабола!


Сметая каноны, прогнозы, параграфы,

Несутся искусство, любовь и история -

По параболической траектории!

В Сибирь уезжает он нынешней ночью.


А может быть, все же прямая - короче?

Баллада точки

-------------------------------------


«Баллада? О точке? О смертной пилюле?

Балда!

Вы забыли о пушкинской пуле!


Что ветры свистали, как в дыры кларнета,

В пробитые головы лучших поэтов.

Стрелою пронзив самодурство и свинство,

К потомкам неслась траектория свиста!

И не было точки. А было - начало.


Мы в землю уходим, как в двери вокзала.

И точка тоннеля, как дуло, черна…

В бессмертье она?

Иль в безвестность она?


Нет смерти. Нет точки. Есть путь нулевой -

Вторая проекция той же прямой.

В природе по смете отсутствует точка.

Мы будем бессмертны.

И это - точно!


- Выразительно прочитайте стихотворения.

- Найдите в текстах стихотворений элементы «эстрадной» поэзии, отметьте черты романтизма и романтической эстетики. Что сближает поэзию А. Вознесенского с творчеством поэтов «серебряного века»?


Задание для 3-ей группы: стихотворения В. С. Высоцкого «Мосты сгорели, углубились броды…» и «Лирическая».

Владимир Высоцкий

--------------------------------------


Мосты сгорели, углубились броды,

И тесно - видим только черепа,

И перекрыты выходы и входы,

И путь один - туда, куда толпа.


И парами коней, привыкших к цугу,

Наглядно доказав, как тесен мир,

Толпа идет по замкнутому кругу -

И круг велик, и сбит ориентир.


Течет под дождь попавшая палитра,

Врываются галопы в полонез,

Нет запахов, цветов, тонов и ритмов,

И кислород из воздуха исчез.

Ничье безумье или вдохновенье

Круговращенье это не прервет.

Но есть ли это - вечное движенье,

Тот самый бесконечный путь вперед?

Лирическая

--------------------------------------


Здесь лапы у елей дрожат на весу,

Здесь птицы щебечут тревожно.

Живешь в заколдованном диком лесу,

Откуда уйти невозможно.


Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,

Пусть дождем опадают сирени…

Все равно я отсюда тебя заберу

Во дворец, где играют свирели.


Твой мир колдунами на тысячи лет

Укрыт от меня и от света.

И думаешь ты, что прекраснее нет,

Чем лес заколдованный этот.


Пусть на листьях не будет росы поутру,

Пусть луна с небом пасмурным в ссоре, -

Все равно я отсюда тебя заберу

В светлый терем с балконом на море.


В какой день недели, в котором часу

Ты выйдешь ко мне осторожно?

Когда я тебя на руках унесу

Туда, где найти невозможно?


Украду, если кража тебе по душе, -

Зря ли я столько сил разбазарил?

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,

Если терем с дворцом кто-то занял!


- Выразительно прочитайте стихотворения.


- Найдите в текстах стихотворений элементы романтической поэзии, отметьте признаки «эстрадности» и авторской песни.


Задание для 4-ой группы: стихотворения Е. Евтушенко «Со мною вот что происходит…», «Людей неинтересных в мире нет…».

Людей неинтересных в мире нет ….

--------------------------------------


Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.


А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самой неинтересностью своей.


У каждого - свой тайный личный мир.

Есть в этом мире самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.


И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.


Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!


Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?


Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего,

мы, зная все, не знаем ничего.


Уходят люди… Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.


Со мной вот что происходит

--------------------------------------


Со мною вот что происходит:

ко мне мой старый друг не ходит,

а ходят в мелкой суете

разнообразные не те.


И он

не с теми ходит где-то

и тоже понимает это,

и наш раздор необъясним,

и оба мучимся мы с ним.


Со мною вот что происходит:

совсем не та ко мне приходит,

мне руки на плечи кладет

и у другой меня крадет.

А той -

скажите, ради бога,

Кому на плечи руки класть?

Та,

у которой я украден,

в отместку тоже станет красть.

Не сразу этим же ответит,

а будет жить с собой в борьбе

и неосознанно наметит

кого-то дальнего себе.

О,

сколько

нервных

и недужных,

ненужных связей,

дружб ненужных!

Куда от этого я денусь?!

О, кто-нибудь,

приди,

нарушь

чужих людей соединенность

и разобщенность

близких душ!


- Выразительно прочитайте стихотворения.

- Найдите в текстах стихотворений элементы романтической эстетики и романтического мировосприятия. Выделите признаки «эстрадной» поэзии в стихотворениях. С творчеством какого из поэтов «серебряного века» можно сравнить поэзию Е. Евтушенко?


* Просмотр видеофрагментов из кинофильмов «Обыкновенное чудо» (песня волшебника), «Двенадцать стульев» («Нет, я не плачу…»).

- Автор стихов к прозвучавшим песням - поэт и композитор Юлий Ким. Можно ли сказать, что традиции «эстрадной» поэзии 50-х - 60-х годов нашли продолжение и развитие в его творчестве?


V Заключение

Новой поэзии 50-х - 60-х годов стало тесно в замкнутом и узком пространстве библиотек, студенческих аудиторий и книжных магазинов, литературных вечеров, и поэты нового времени «попробовали расширить аудиторию стиха от гостиной до спортзала». Их голоса, усиленные микрофоном, призывно и напористо звучали с трибуны Политехнического института и Лужников, и в этом в равной степени ощущались и дыхание нового времени, и дань исторической традиции, ибо, как подчеркивал А. Вознесенский, «российская муза всегда была общественна, исповедальна - не зря ее отождествляли с совестью».


VI Комментирование и выставление оценок


VII Домашнее задание: подготовить сообщения о жизни и творчестве О.О. Сулейменова; чтение стихотворений поэта, написанных в 50-е - 60-е годы XX века.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал