7


  • Учителю
  • Методическая разработка. Конспект урока на тему: «ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Порохом пропахнувшие строки».

Методическая разработка. Конспект урока на тему: «ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Порохом пропахнувшие строки».

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цели: -познакомить учащихся с творчеством поэтов военных лет, -рассмотреть роль поэзии и ее влияние на события военной поры, -воспитывать чувство любви к своей Родине и своему народу.-развивать активность и самостоятельность мышления,Тип урока: урок совместного изучения
предварительный просмотр материала

Самойлова Елена Алексеевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ "17 города Липецка

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ «ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»





Цели: -познакомить учащихся с творчеством поэтов военных лет,

-рассмотреть роль поэзии и ее влияние на события военной поры,

-воспитывать чувство любви к своей Родине и своему народу.

-развивать активность и самостоятельность мышления,

Тип урока: урок совместного изучения


Оборудование:

мультимедийный проектор, персональный компьютер,

видеокадры хроник военных лет

запись песни на стихи М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»

тексты стихотворений.


Оформление:

плакат "Родина - мать зовет!", плакат с датами,

портреты поэтов военного периода.


Эпиграф к уроку


Люди!

Покуда сердца

стучатся,-

помните!

Какою ценой

завоёвано счастье,-

пожалуйста,

помните!

Р.Рождественский. Реквием.

Ход урока

  1. Введение в тему.Учитель: На сегодняшнем уроке мы поговорим о поэзии Великой Отечественной войны. Тема эта неслучайна. В этом году наша страна отмечает великую дату - 67лет Победы русского народа над фашистскими захватчиками. Человеческие память и сердце, опалённые огнём войны, продолжают вести отчёт, даже когда прошло 67 лет. Своим огненным крылом война, так или иначе, коснулась каждой семьи. Люди долго будут вспоминать и оплакивать эту трагедию.

Наше поколение из курса истории знает о том, что « вся страна, весь многонациональный народ поднялся на защиту Отечества». Мы смотрим художественные, реже документальные фильмы о войне, читаем книги. Из всего этого у нас сложилось некоторое представление и о войне, и о событиях этого периода. Поэзия военных лет помогает подойти к этой проблеме с другой стороны.

Обратимся к поэзии 1941 - 1945гг. Лирика военных лет - это правдивая летопись времени. И именно здесь прослеживается развитие событий не только в историческом аспекте. Лирика открывает перед нами границы времени, показывает настроение, духовное состояние людей, чем, как, ради чего они жили, боролись и победили в этой войне.

На этом уроке мы попытаемся открыть «правдивую летопись войны», попытаемся дать точную оценку этой эпохи, помочь понять и испытать чувство национальной гордости за свой народ, за свою страну. Стихотворения Рыленкова, Симонова, Ахматовой, Луконина, Исаковского, Агатова, Суркова - это живой материал, который поможет нам в этом.


  1. Подготовленный ученик: Весна, май 1945 года - день, когда отгремели последние выстрелы войны. День Победы! Тогда казалось, что вечно в памяти останутся залпы победного салюта, слёзы радости, слёзы надежды на счастливую жизнь. Но прошло уже 67 лет. Люди празднуют 9мая, но так мало в живых осталось людей, кому этот святой день принадлежит по праву.

Наши деды и прадеды…Мы помним их уже старыми или знаем о них по рассказам близких, или по выцветшим, пожелтевшим фотографиям. (Слайды со старыми фотографиями военных лет , лучше, если фото родных учащихся класса)

Вспомните праздник 9мая у памятника павшим героям. Вспомните лица ветеранов, слёзы на их глазах. Память всё ещё жалит их сердца, всё ещё вспоминаются роковые годы 41-45.Вспомните, как они стояли, отдавая честь погибшим однополчанам. Воины - защитники, в свои 80-90 лет они стояли, вытянувшись по-военному, опять восемнадцатилетние мальчишки, прожившие жизнь.


«Живые с мёртвыми:

Для славы мёртвых нет».

А что мы знаем о них? Чем жили они, чем дорожили, к чему стремились? А ведь наши прадеды и деды были молодыми, они тоже хотели счастливо жить, наслаждаться этой жизнью, они хотели любить…


Воспоминания живых, письма, старые газетные статьи, фильмы, похоронные телеграммы, литература- это то, что создаёт фон их жизни, то, что напоминает нам о них.


  1. Второй подготовленный ученик: В памятное, тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы орудий, рёв танков со свастикой на броне, вой падающих бомб во весь рост, лицом к лицу с вероломно напавшим врагом встал народ нашей родины на великий исторический подвиг - защиту отечества. В строю сражающегося и кующего оружие победы народа нашла своё место и наша литература: прозаики, поэты, критики, драматурги. В самые трудные для нарда дни громко и слитно звучали голоса поэтов.


Поэты уже с первых дней войны нашли своё место в строю сражающегося народа. С первых дней войны из Москвы, Ленинграда, из разных городов начали отправляться в Действующую армию поэты разных поколений: Тихонов, Безыменский, Твардовский, Прокофьев, Первомайский, Симонов, Долматовский, Луконин, Наровчатов и др.(Слайды с фото поэтов)

Жестокий опыт первых месяцев войны , когда русский солдат был вынужден отступать, показал народу всю правду и определил тональность поэзии.


Третий подготовленный ученик: Лето и осень 41года… Стихи, написанные в этот период, несут на себе неизгладимую печать этого времени. В них звучит печальное чувство утраты земель, утраты городов, потери друзей.

Эта общая всем боль прозвучала в стихах Н. Рыленкова «Свет солдатских костров» (чтение стихотворения учеником).


Свет солдатских костров

Как могут эти дни забыться,

Когда на просеке лесной

Мы пили воду из копытца,

Смывая с губ засохший зной.


Качалось небо в пятнах алых,

И плакал ветер-голосей.

Мы оставляли на привалах

Зарытых наскоро друзей.


Кто знал такой разлуки горше?

В ней вся глухая скорбь земли.

…От Минска, Витебска и Орши

Из окружения мы шли.


Не знали, близко иль далече,

Но знали - надобно идти,

Взвалив на согнутые плечи

Всё, что пережито в пути.


Пусть замутились рек истоки,

В крови пожухшая трава,

Но солнце всходит на востоке,

И, значит, родина жива. 1941-1943.Н. Рыленков.

  1. Учитель: Образ Родины - главный в поэзии военных лет. Родина ведёт, даёт жизнь. Именно за неё идут на смерть солдаты. Об этом стихотворение Симонова «Родина». Родина - это не абстрактное понятие. И в эти годы человек как никогда ощутил это чувство - любовь к Родине. Чтобы полюбить с такой силой, с такой самоотверженностью страну, человек должен почувствовать ту маленькую часть земли

…такую,

Какой её ты в детстве увидал.


Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.


Насколько тонко чувствует солдат свою любовь, насколько горд тем, что


Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь ,до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

……………………………………………………

Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

1941год

Ученик :Бросить оружие , отдать этот клочок земли, где берёзка метёт тонким прутиком песок, где луга утопают в росе, отдать дорогу, по которой ходили отец и дед, по которой ты бегал босоногим мальчишкой - значит отдать честь , совесть , мечту, любовь. И ради этого уходили на фронт восемнадцатилетние мальчишки и девчонки.

Восемнадцатилетний…

……………………………

Нам давали под сорок-

Бывавшим в бою,

Нам давали и больше…

И люди не знали,

Что мы юность тогда начинали свою.


Учитель: Война вошла в жизнь людей от мала до велика. Одних она позвала на фронт, чтобы с оружием в руках защищать жизнь, других она подняла в тылу на героический труд во имя победы. В каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести .В таких условиях от литературы - и поэзии, как ёе наиболее мобильного отряда,- время потребовало строгости и точности в передаче дум и чаяний народа, в раскрытии характера человека. И стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.


Звучит стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» К. Симонова с видеороликом через проектор


На столах учащихся тексты стихотворения

Учитель:

- Какие чувства вызывает это стихотворение?

-Какой главный образ возникает?(возникает образ России)

- Какой предстает Россия?(Россия предстает старой, мудрой и уставшей от бесконечных испытаний. Возникает образ женщины, который ассоциируется с образом Родины. Родина здесь - это мать, скорбящая за своих детей).

- С каким произведением перекликается это стихотворение?( Вспоминается «Слово о полку Игореве». Русь горящая, томящаяся под игом врагов. И плачь Ярославны, в котором вся боль, все страдания и мольбы всех женщин - «как встарь повелось на великой Руси».)


-Найдите строки, созвучные со «Словом…». Прокомментируйте.


Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась.

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся.


- Из чего складывается ощущение Родины в стихотворении?

( опять возникает образ родины, как неотъемлемой части человека, его жизни.


Ты знаешь, наверное, всё-таки родина-

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Ощущение Родины складывается из реальных деталей, видимых, ощутимых и до ревности дорогих. Леса ,пажити, просёлки, вдовья слеза, изба под Борисовом - это всё, что зовём мы Родиной.


«Мы вас подождём!» -говорили нам пажити.

«Мы вас подождём!» - говорили леса.

Ты знаешь, Алёша, порою мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.


По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирают товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.)


-Как проявляется связь давно минувшего-исторического прошлого и трагического настоящего? Найдите слова, указывающие на это. (Даже лексика, употреблённая здесь указывает на этот факт.

Давайте прочитаем последние 6 строк

Я всё-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился.

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

1941год


Учитель: Это стихотворение написано в 41 году. Посмотрите, насколько оно отражает время. Здесь всё точно, скупо, беспощадно, правдиво. И нет ни нытья, ни безнадёжности . Несмотря на пасмурный фон, стихотворение оптимистично. Солдатские жёны умеют не только провожать. Но и работать, и бороться, а самое главное - они умеют верить и ждать. И не случайно, сбрасывая с плеч шинель, солдат-победитель с уверенностью мог сказать словами того же Симонова : Просто ты умела ждать…


Ученик читает подготовл. материал и стихотворение «Жди меня»

«Когда в сорок четвёртом году приехал к нам на побывку мой раненый отец, у него, человека не сентиментального, довольно безразлично относящегося к стихам, старого кадрового военного, в кармане гимнастёрки на жёлтом, стёртом на сгибах листке, были торопливо переписанные эти знаменитые стихи Симонова»- вспоминает поэтесса Римма Казакова.


Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.


Жди меня, и я вернусь,

Не жалей добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: -Повезло-.

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Учитель: Именно вера в то, что дома ждут, верят и надеются , давала силы выстоять под пулями, давала силы сберечь в себе человечность, нежность, доброту, любовь. Стихотворение «Жди меня» и другие для советских воинов, стоящих лицом к лицу со смертью, были как бы заклятием от гибели. И не удивительно , что большинство бытовавших в окопах песен, порождённых войной, таких, как: «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Землянка», «В прифронтовом лесу», «Огонёк" были лирическими. Около этих песен воюющий человек как бы отогревал своё сердце, продрогшее на холодном ветру окопной жизни.

(звучит песня через колонки).


  1. Упрямое чувство неистового противоборства, таящего в себе будущую энергию победы, звучит в тихих. Сосредоточенных строках «Клятвы» , написанной Ахматовой в июле 1941 года.


Это звучит, как клятва перед лицом прошлого, настоящего и будущего.

Вела и спасала вера, не только в преданность жен, но и в силу русского духа.

(Учитель читает стихотворение «Мужество».)


Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем,

Навеки!


Война безжалостна. Она уничтожает все. Но вот слово, оставшееся в чьей-то благодарной памяти и, нацарапанное на желтом листе, переписанное на слух, почитанное впервые во фронтовой землянке долговечно. Его сохранили, сберегли так же, как и мир, как наши жизни, оно продолжает жить.


Ученик: В стихах последних военных лет слышится уверенное, радостное биение сердца солдата.

Победоносный последний этап войны русский народ шел к победе. Уже в конце войны в поэзии возникают мотивы возвращения на родину, в отчий дом к семье. Что ожидает человека после войны? Такой вопрос ставит Михаил Луконин в стихотворении «Приду к тебе».

(Подготовленные ученики читают стихотворение «Приду к тебе» вслух)


Михаил Луконин

« ПРИДУ К ТЕБЕ»

Ты думаешь:

Принесу с собой

Усталое тело своё.

Сумею ли быть тогда с тобой

Целый день вдвоём?

Захочу рассказать о смертном дожде,

Как горела трава,

А ты-

и ты жила в беде,

Тебе не нужны слова.

Про то , как чудом выжил, начну,

Как смерть меня обожгла.

А ты -

ты в ночь роковую одну

Волгу переплыла.

Спеть попрошу,

а ты сама

Забыла, как поют.

Потом меня сведёт с ума

Непривычный уют:

Будешь к завтраку накрывать,

А я усядусь в углу,

Начнёшь, как прежде стелить кровать,

А я усну на полу.


Потом покоя тебя лишу,

Вырою щель у ворот,

Ночью, вздрогнув ,

тебя спрошу:

-Стой! Кто идёт?!

Нет,

не думай, что так приду.

В этой большой войне

Мы научились ломать беду,

Работать и жить вдвойне.

Не так вернёмся мы!

Если так,

То лучше не приходить.

Придём- работать,

курить табак,

В комнате начадить.

Не за благодарностью я бегу-

Благодарить лечу.

Всё, что хотел, я сказал врагу,

Теперь работать хочу.

Не за утешеньем -

утешать.

Переступлю порог.

То, что я сделал, к тебе спеша,

Не одолженье, а долг.

Друзей увидать, в гостях побывать,

И трудно

и жадно жить.

Работать - в кузницу,

Спать - в кровать.

Стихи про любовь сложить.

В этом зареве ветровом

Выбор был небольшой.

Но лучше прийти

с пустым рукавом,

Чем с пустой душой.

1944год.



-Какую проблему поднимает автор стихотворения?

-Чего боится солдат?

- Во что верит? К чему идет?


Учитель: Теперь, когда итог войны становится ясен, он (солдат ) , как никогда спешит домой к жене, к детям. Впереди была победа, долгожданная, выстраданная. Но война оставляла раны, не заживающие никогда. Возвращались солдаты, и не всегда их встречали, не всегда выбегали навстречу.

(Звучит запись песни на стихи. М. Исаковского «Враги сожгли родную хату» + тематический ролик на экран ).

- Помимо горя, печали и тоски что еще звучит в этих строчках? ( сколько силы, несгибаемой воли, мужества в этом русском богатыре - солдате, который «три державы покорил», спас мир от фашизма, принесшего столько горя людям)


Учитель: Поэтическая летопись вбирает в себя боевые ритмы Твардовского, Исаковского, Друниной, Гудзенко, Бергольц, Ахматовой, Пастернака, Луконина, Агатова, Акуджавы, Рождественского, Суркова и многих других поэтов. Их поэзия выражает извечное стремление к миру, к ясному человеческому счастью.

Ученик читает строки А.Прокофьева «Москва, Москва, священная держава»


Москва, Москва, священная держава,

Благословляя, веря и любя,

Мы за тебя - подолгу, и по праву,

И по любви мы бьемся за тебя!

За то, чтобы черемух пеной белой,

Дымя, дымилась теплая земля,

Чтоб ликовали отчие пределы,

В отраде жили русские поля:

За то, чтоб солнце часто на затоне

И звезды отражались бы в реке,

За то, чтоб мать глядела с-под ладони

На озаренном солнцем большаке.

Учитель: В озарённое ярким солнцем будущее вглядывались поэты фронтовой поры, радуясь и скорбя. Так и шли они в рядах сражающегося народа, поэты нашей многонациональной Родины, от горького утра 22 июня 1941 года до радостного вечера 9 мая 1945 года, когда все просторы нашей освобождённой страны слушали громовые раскаты салютов в честь Дня Победы.

Их поэзия не знает старости. Их поэзия - бессмертная песнь, воспетая Дню Победы!!! Так хочется, чтобы звучала она в сердцах наших и наших потомков, никогда не забываясь: Этот праздник порохом пропах.

Эта радость со слезами на глазах.

Итог:

- Скажите, какова же роль в становлении Победы поэтов и поэзии?

- Как связан эпиграф с материалом нашего урока?

Дз: Выучить стихотворение военных лет.


















































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал