- Учителю
- Урок развития речи - описание портрета 'Любите живопись, поэты!'
Урок развития речи - описание портрета 'Любите живопись, поэты!'
Урок развития речи (7 класс)
«Любите живопись, поэты!»
(Стихотворение Н.А.Заболоцкого и портрет А.П,Струйской кисти Ф.С.Рокотова)
Цель: показать, в чем сила и притягательность двух шедевров, обращенных к одной теме.
Задачи: описать своеобразие двух произведений искусства, выявить художественно-выразительные средства
1) Подготовить учащихся к сочинению-описанию портрета; раскрыть взаимосвязь двух произведений искусства;
2) Совершенствовать навыки устного и письменного высказывания на искусствоведческую тему;
3) Воспитывать у учащихся эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Тип урока: урок развития речи с использованием ИКТ.
Виды работ: проектная деятельность учащихся, элементы анализа поэтического текста; практическая работа на компьютере, составление плана сочинения.
Оборудование: медиапроектор, альбомы по живописи, работа в программах "Powerpoint", "Microsoft word".
Ход урока
- Здравствуйте! Сегодня у нас урок развития речи, и мы с вами будем готовиться к сочинению-описанию картины.
В живописи мысли и чувства художника могут быть переданы только через
изображение. Далеко не просто разобраться в том, что живописец хотел сказать зрителю своим полотном. Еще сложнее подобрать яркие, эмоциональные слова, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник, передать свои впечатления от картины. Мы с вами сегодня постараемся передать словами то, что художник выразил с помощью красок, обратившись к бессмертному творению художника 18 века Федора Степановича Рокотова, знаменитому портрету А.П. Струйской и стихотворению Н.Заболоцкого "Портрет".
Прежде всего вспомним, что такое портрет.
Портрет - один из ведущих жанров изобразительного искусства, задачей которого является воссоздание внешнего облика конкретного человека. Важнейшими качествами портрета являются сходство изображения с портретируемым и раскрытие его духовного мира. В портрете воплощается мировоззрение художника, его эстетические убеждения.
В литературе портрет - словесное описание внешности героя, которое помогает раскрыть его характер.
Далее учащиеся демонстрируют слайд-фильм о жанре портрета в живописи, созданный ими при подготовке к уроку.
- Все эти портреты, в том числе и портрет Струйской, находятся в Москве, в Третьяковской галерее. Создателем этого национального художественного музея был Павел Третьяков.
Сообщение о Павле Третьякове.
Павел Михайлович Третьяков - московский купец, финансист и коллекционер - посвятил свою жизнь созданию национальной художественной галереи. Едва начав собирать (первая картина для галереи была заказана в 1856 году В.Шильдеру), сразу же решил, что создаст музей для всей Москвы, для всей России. Он работал на износ, боялся не успеть, не суметь завершить начатое. Павел Михайлович был строг к самому себе: никакой роскоши, ничего лишнего в еде и одежде, ни одной попусту потраченной минуты. Он был беспримерно честен и пунктуален.
- Именно благодаря подвигу этого бескорыстного человека мы можем и сегодня знакомиться с шедеврами русской живописи.
- Ребята, а кому-нибудь из вас довелось побывать в Третьяковской галерее?
-Расцвет русского портретного искусства 18 века связан с именем талантливого художника, академика живописи Федора Степановича Рокотова.
Сообщение ученика о художнике Рокотове.
Федор Степанович Рокотов (1735/36 - 1808гг) - прославленный живописец-портретист 18 века. О его жизни сохранилось очень мало воспоминаний. Учился в Академии художеств в Петербурге, где быстро сделал карьеру. В 1765 году за картину "Венера и Амур" он получил звание академика живописи. В то же время начинает пользоваться популярностью как портретист, создает целые галереи портретов представителей родовитых семейств, пишет портрет Екатерины II. Затем он круто меняет свою жизнь - переезжает в Москву. В это время складывается неповторимый, только Рокотову присущий живописный стиль. " Модель, кажется, растворяется в густом темном фоне, который становится неотъемлемой частью образа. Лица обволакивает легчайшая золотистая дымка, так что они кажутся тающими в полутонах, оставляя ощущение недосказанности, загадочности".
- Да, многие искусствоведы говорят о своебразном "рокотовском стиле". В чем же он выражается? Разгадать эту загадку нам поможет замечательное стихотворение "Портрет", посвященное картине Ф.С.Рокотова.
Анализ стихотворения.
- В начале стихотворения поэт восклицает:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
-Чем примечательна начальная строфа стихотворения? К кому обращается поэт? Какие чувства передает?
Обращается к собратьям по перу, призывая не замыкаться в рамках своего творчества, а стремиться к синтезу живописи и поэзии. В этих словах и преклонение перед искусством художника, и упрек поэтам, и неудовлетворенность взыскательного художника самим собой.
- К кому обращается поэт во второй строфе: "Ты помнишь, как из тьмы былого…"
(Во второй строфе автор обращается к читателю, начинается непосредственный диалог с читателем).
- Что представляют собой 2-4 строфы?
(Это соединение словесного и живописного образов, попытка передать языковыми средствами своеобразие портрета и замысел художника).
- "Ты помнишь, как из тьмы былого…" Как вы понимаете эту строчку?
Портрет написан давно (1772 ) - он как бы выплывает "из тьмы былого". Почти два века разделяют моменты рождения двух бессмертных творений живописи и поэзии. Но после публикации стихотворения оба шедевра уже существуют неразделимо. При описании творческой манеры Рокотова искусствоведы, как правило, используют строки из стихотворения Заболоцкого, а чтение самого стихотворения не может не заставить обратиться к рокотовскому полотну. В этом сказывается влияние друг на друга различных видов искусства, обращенных к одной теме.
- Чтобы понять тайну души героини, необходимо за ничего не значащей для нас фамилией Струйская увидеть реальную женщину, с такой глубокой симпатией воспетую Рокотовым. Кто она?
Сообщение ученика об А.П.Струйской.
Александра Петровна Струйская была второй женой пензенского помещика Николая Струйского (друга и почитателя Рокотова), господина весьма странного. Страстный графоман, он сочинял стихи, над которыми все потешались. Самого же автора это ничуть не смущало. Чтобы публиковать свои творения, он даже организовал у себя в имении типографию, которая стала едва ли не самой лучшей в России. И в то же время сохранились свидетельства о необычайной жестокости просвещенного помещика по отношению к крепостным крестьянам. В отношении к жене заметна такая же двойственность. С одной стороны, известно множество стихов, ей посвященных, которые мог написать только страстно влюбленный человек, но есть и свидетельства того, что он обращался с ней как с крепостной девкой. Несмотря на это, Александра Петровна прожила с мужем 24 года до его внезапной смерти, родила за это время восемнадцать детей - но выжили из них только две пары близнецов, остальные умерли в младенчестве. Мужа своего Александра Петровна пережила на 44 года, вырастила детей и многих внуков.
- Но все это пока впереди. А пока… На фоне "тьмы былого", как призрачное видение ("едва закутана в атлас"), проступает образ молодой женщины. Как улыбка Джоконды на полотне Леонардо да Винчи является вечной загадкой для зрителя, так, по мнению Заболоцкого, загадкой в портрете Струйской являются глаза.
- Какие средства выразительности использует поэт, описывая глаза героини?
(метафоры: "мглу неудач", "безумной нежности припадок", полутона: "полуулыбка", "полуплач", "полувосторг", "полуиспуг").
- Что означает приставка полу-?
(незаметный переход из одного состояния в другое, усиливает ощущение загадочности взгляда, передает богатство духовного мира героини).
- В чем особенность синтаксического строя 3-й строфы?
(Используется синтаксический параллелизм: "Её глаза как два тумана… Её глаза как два обмана").
- Какое лексическое сходство существует между словами тумана - обмана?
(туман - тот же оптический обман: предметы видны неясно, неотчетливо).
- Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения?
(образ Струйской настолько запомнился автору, что в трудных жизненных ситуациях перед взором поэта возникает полюбившееся рокотовское полотно).
- Так поэтическими средствами поэт передал свои впечатления от картины. Вам, ребята, тоже предстоит описать этот портрет. Чтобы лучше подготовиться к сочинению-описанию, проведем практическую работу.
Группа учащихся займет места за компьютерами и откроет документ "Описание картины".
- Перед вами - искусствоведческий текст с пропущенными прилагательными-эпитетами. Вы должны вставить вместо пропусков подходящие по смыслу слова.
Портрет А.П.Струйской полон тонкого обаяния, целомудрия и (трепетного) очарования. Молодая женщина изображена на нейтральном (темном) фоне, утонченный овал лица тонет в (мягкой) дымке. (Влажные) миндалевидные глаза светятся чистотой. (Нежно-розовые) губы чуть тронула (таинственная) полуулыбка. Черты лица Струйской кажутся словно полустертыми, (тающими), (расплывчатыми). Загадочность и особая поэтичность образа создается сумеречной полумглой фона полотна, высоко взбитыми (темно-пепельными) волосами, ниспадающей на плечи (полурасплетенной) косой. (Прозрачная), как бы сотканная из воздуха и света (дымчатая) ткань, закрепленная на плече героини (драгоценной) брошью, изящно драпирует фигуру и придает воздушность всему облику молодой женщины.
Вторая группа учащихся составляет план предстоящего сочинения.
- Представьте себе, что вы экскурсовод и рассказываете о картине Ф.С.Рокотова. С чего вы начнете свой рассказ? О чем скажете в основной части и в заключении? Какой стиль и тип речи используете?
Примерный план сочинения.
1 .Ф.С.Рокотов - русский портретист 18 века. История создания картины.
2. Замысел художника и его воплощение:
а) выражение лица;
б) взгляд;
в) поза;
г) одежда;
д) композиция картины, её колорит.
3. Два шедевра русского искусства. Мое впечатление от картины.
Итоги урока.
- В чем заключается взаимосвязь, взаимовлияние разных видов искусства?
- Как стихотворение Заболоцкого помогает понять портрет, описать его?
У произведений разных видов искусства могут быть общие темы: тематическая взаимосвязь (например, тема природы, пейзаж в живописи и поэзии); жанровая взаимосвязь (жанр портрета). Произведение одного вида дополняет другое произведение, помогает его лучше понять.
Домашнее задание: написать сочинение-описание картины, используя знания, полученные на уроке.
Содержание
[]
Автор проекта:
Название проекта
"Откуда есть пошла... Владимирская живопись"
Предмет, класс
Изобразительное искусство, 6 - 7 классы
Краткая аннотация проекта
«Любите живопись поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно…»
Николай Заболоцкий.
Основной целью проекта является приобщение учащихся к изобразительной художетсвенной культуре Владимирского края, от ее истоков - развития иконописи до сформированной в 50-х годах XX века школы Владимирской живописи, получившей мировую известность и признание во всем мире. Проект рассчитан на учащихся 6, 7 классов. В ходе работы учащимся предстоит исследовательская деятельность, связанная с краеведением и рассмотрением исторических аспектов развития художетсвенной культуры изобразительного языка Владимирского края. Дети попробуют свои силы в создании собственных творческих работ, как индивидуальных, так и коллективных.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Нужна ли живопись как часть выражения восприятия мира?
Проблемные вопросы
-
Какими путями мы постигаем красоту мира?
-
Какова духовная традиция восприятия и созерцания гармонии среднерусской природы?
-
Какие актуальные темы нашей жизни могут раскрываться в пейзаже?
-
Какие мотивы изображения может найти современный художник для повествования о мире и человеке в нем?
-
Какими могут быть современные художественные формы изобразительного языка живописи?
-
В чем причина притягательной силы Владимирского пейзажа?
-
О чем повествует живописный пейзаж художников Владимирского края?
Учебные вопросы
-
Какими памятниками культуры отмечена история художественной традиции Владимирского края?
-
Как раскрывается древнерусское эстетическое сознания в творениях мастеров-иконописцев Мстеры?
-
Какие русские художники вдохновлялись красотой пейзажа нашего края? Каковы технические разновидности живописи?
-
Каковы особенности художественно-выразительных средств «Владимирского пейзажа»?
-
Каковы мотивы изображений в современных пейзажах владимирских художников?
-
Как передается световоздушная среда в полотнах?
-
Какова техника наложения красочного слоя?
-
Какими выразительными средствами я могу передать состояние окружающей меня природы и мира?
План проекта
Весь процесс работы над проектом состоит из трех блоков: в первый блок включены аспекты теоретического характера, а также создание альбома по интересующей теме (работа ведется в группах) и его презентация; второй блок представляет собой художественно-творческую практическую деятельность по созданию авторской композиции (работа индивидуальная), которая обобщит представления учащихся по теме исследования в художественной форме выражения; третий блок - итоговая дискуссия с презентацией законченных пейзажных композиций.
1. Подготовительный этап.
-
определение темы проекта
-
определение направляющих вопросов
2. Деятельностный этап.
-
Индивидуальная рефлексия
-
Мозговой штурм: обсуждение ключевых вопросов (проблем) проекта; формирование групп учащихся - участников проекта (группы «Древняя Русь», «Русская светская живопись», «Иконопись Мстеры», «Художники Владимирского пейзажа», «Техника и художественные средства живописи»); представление рекламной публикации учителя («Листовка»).
-
Изучение группами предложенных материалов (приложение в помощь учащимся: информация по интересующим аспектам исследования; алгоритм изложения материала - отправные моменты теоретического исследования; иллюстративный материал).
-
Создание учащимися презентаций - итогов изучения каждой группой своего круга вопросов с представлением альбома по направлению темы исследования.
-
Создание художественной композиции в живописной технике исполнения на тему «Исторические уголки родного края». Работа выполняется индивидуально, но проводится дифференциация по сложности исполнения на более сложные в художественном отношении работы (достоверная передача исторического места с включением в композицию человека или группы людей) и более простые (например, изображение отдельного уголка природы, части экстерьера архитектурного сооружения). Сопровождается консультациями и беседами с учителем по поводу выбора мотива изображения, отбору эскизного материала, колористического решения композиции. Данный этап лучше проводить в период летней практики - пленэра.
3. Заключительный этап.
-
Итоговая дискуссия - обсуждение результатов исследуемой темы и экспозиция пейзажей как выражение индивидуальной творческой позиции участников проекта к проблеме исследования.
-
Выражение индивидуальной позиции в форме эccэ
Начало формы