7


  • Учителю
  • Разработка урока литературы 8 класс УМК Беленького Г. И. 'Житие протопопа Аввакума'

Разработка урока литературы 8 класс УМК Беленького Г. И. 'Житие протопопа Аввакума'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


План - конспект урока

Составила учитель русского языка и литературы Мосалёва Антонина Васильевна

МАОУ «СОШ №7» г. Краснокаменска Забайкальского края

Класс: 8 В

Предмет: литература

Учебник: Литература: Учебник - хрестоматия в трёх частях./Под редакцией Беленького Г.И. - М.: Мнемозина, 2013.


Тема мероприятия: Житийный жанр в русской литературе. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»


Тип урока: Урок изучения нового материала с учетом предварительного чтения «Жития протопопа Аввакума, им самим написанным», представление группами подготовленного материала с использованием дополнительной литературы по биографии протопопа Аввакума.


Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки, интернет.


Цели:

  • приобретение учащимися интереса к личности протопопа Аввакума;

стимулирование процесса самопознания и самосовершенствования развивающейся личности подростка;

  • создание условий для развития нравственных качеств личности: честности, стойкости, терпения, доброты.

Задачи:

  • «погрузить» учащихся в мир эпохи 17 века;

  • организовать работу групп по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанным», в ходе которой учащиеся смогут сформировать представление о нравственных качествах этого человека;


Печальник земли русской и собиратель её единого духа.

В.Распутин.
Ход урока:

  1. этап: Организационный момент. Проверка домашнего задания:

- О каких жанрах древнерусской литературы вы узнали, прочитав статью учебника?

- С произведениями каких жанров мы уже работали, в чём их особенность?

- Дома вы читали «Житие протопопа Аввакума». Расскажите, что вы узнали, прочитав произведение?

- Какому жанру древнерусской литературе характерно содержание произведения?

  1. этап: Мотивация к учебной деятельности:

- Анализ эпиграфа к уроку - слова В.Распутина.

В конце урока мы вернёмся к высказывания великого писателя о протопопе Аввакуме и попробуем ответить на вопрос:

- Содержит ли высказывание В.Распутина сущность и значение личности протопопа Аввакума?

3 этап: Формулирование темы урока, постановка учебных задач.

4этап: Представление группами итогов работы:


1)Историки (истрическая справка)

Раскол в русской православной церкви в 17 веке:

- как писать имя сына Божия - Исус или Иисус;

- как креститься: двумя или тремя рерстами;

- как при некоторых обрядах обходить аналой: слева направо или справа налево и т.д.

В русских церквях утвердились некоторые обряды, которые отличались от православных греческих. С появлением на Руси книгопечатанья распространились «ошибки» и разночтения богослужебных текстов. Патриарх Никон решил привести церковные книги и обряды в соответствие с греческими. Многие духовные и светские люди воспротивились этому, т.к. привыкли к определённым книгам, молитвам. Протест против церковной реформы у многих людей сливался с протестом против тяжёлого социального положения. Никон не щадил своих идейных противников, чем провоцировал непримиримое отношение к себе.

2) Литературоведы

Словарная работа: Протопоп (протоиерей) - старший православный священник.

Автобиографическое произведение -

Первое автобиографическое произведение русской древности, в котором героем выступает сам автор. Это считалось греховной гордыней. Гордыня, непримиримость к врагам, на равных разговаривает с любым человеком, на какой бы ступеньке общественной лестницы тот ни стоял.

- Как это характеризует Аввакума?

3) Библиографы

Аввакум родился в 1620 году (по другим данным - в 1621) на Нижегородской земле, в селе Григорове, в семье сельского священника. После смерти отца мать женила сына на дочери кузнеца. Читая книги, Аввакум приобрёл глубокие познания, ощутил в себе дар проповедника. В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы церкви соседнего села, ещё через два года стал там священником. Через восемь лет был назначен протопопом Вознесенской церкви в Юрьевце - Повольском. В это время при царском дворце вокруг царского духовника, протопопа Благовещенского собора Стефана Вонифатьева образуется кружок ревнителей благочестия, в который входит сам молодой царь. Аввакум сближается с этим кружком, выступает за возрождение активной пастырьской деятельности духовенства, борется с простонародными видами увеселений, видя в них пережитки язычества, за что подвергался нападкам от своих прихожан: то он обличает местных начальников, и его за это зверски избивают, то разгоняет скоморохов.

В 1652 году прихожане взбунтовались против своего непреклонного в благочестии пастыря. Аввакум уехал в Москву и был представлен царю. Протопопу дали право служить в одном из приделов Казанского собора. Это была большая честь для священника. Аввакум вместе с участниками кружка пишет челобитную царю о будущем патриархе. Человеком этим был Никон, который в этом же году стал патриархом. А 1653 году Никон начал претворять в жизнь реформу, которая и привела к расколу Русскую Церковь. Среди людей, выступивших с протестом против реформ, был и Аввакум.

В сентябре 1653 года Аввакума пытались «расстричь», т.е. лишить церковного сана, но посадили в тюрьму, а затем выслали в Тобольск со всей семьёй. Здесь он жил около двух лет, а потом в составе отряда землепроходца Афанасия Пашкова прошёл многолетний путь от Енисейска до Нерчинска. Воевода жестоко притеснял Аввакума и его семью. В начале 60 - ых годов в Москве властолюбивый Никон захотел ограничить власть царя и в результате сам оказался в опале. Аввакум был вызван из Сибири в Москву, где встретил ласковый приём. Двор старался завоевать расположение протопопа. Ему предлагалось даже место царского духовника. Но Аввакум увидел, что царь, отвергнув Никона, не отвергает его реформ. Протопоп убеждал царя отказаться от новшеств. Но в 1664 году царь вновь сослал Аввакума вместе с емьёй в Пустозёрский острог, но с середины пути вернули в Москву на суд церковного собора.

Аввакум вместе с другими вождями раскола был проклят - передан анафеме. Всем им, кроме Аввакума. Вырезали языки и отрубили пальцы, чтобы не крестились двуперстно и не писали. За Аввакума заступилась царица Мария Ильинична и сестра царя Ирина Михайловна.

В Пустозёрске каждому из заключённых была приготовлена отдельная «земляная тюрьма», покрытая срубом с одним окошком, через которое узники принимали пищу и «дровишки». Узники нашли способ общаться: по ночам они вылезали из темниц через окошко. Несмотря на изувеченные руки многие рисали. Здесь Аввакум, лишённый возможности проповедовать, написал своё «Житие». Своих единомышленников он называл «верными», «горемыками миленькими», переживал за своих соратников.

Стрельцы. Охранявшие раскольников, сочувствовали им и тайно переправляли их письма и сочинения в Москву. Популярность Аввакума, мученика за старую веру, всё росла среди старообрядцев Руси. И в Страстную пятницу 1682 года по указу царя Фёдора Алексеевича четыре узника Пустозерской тюрьмы были заживо сожжены в срубе.

4) Литературоведы

Протопоп Аввакум - глава раскольников. Отстаивавший свои убеждения. Погиб за них на костре. Ему принадлежат несколько произведений: «Житие…», «Книга бесед», «Книга толкований», послния и челобитные. Житие было написано в 1672 - 1673 годах во время его ссылки в Пустозёрске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, постороенном на на основе собственной биографии.


- Что поражает в названии произведения?

Аввакуму было 50 лет, когда он пишет «Житие». Он уже изведал пытки, потерю родных и близких. Это произведение - проповедь взглядов, проверенных временем, а с точки зрения художественной - разрушение средневекового канона жития.


  1. этап: Аналитическая работа с текстом:

Задание: Рассказывая отрывки «Жития», сформулируйте главную мысль. Попробуйте определить, какие качества Аввакума проявились в эпизаде?

  1. Начало деятельности Аввакума на церковном поприще.

  2. В сибирской ссылке.

  3. Возвращение из ссылки.

- Каким представляется вам Аввакум по отрывкам «Жития»?

Искусствоведы

Какой предстаёт пред нами боярыня Морозова - духовная дочь Аввакума- на картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»


Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой.

- В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему?

- Какие художественные приёмы использует автор?

- Как речь героя характеризует его?

Исследователи

представляют составленную таблицу

канонические черты жития (традиции)

художественные открытия Аввакума (новаторство)

Житие - это биография святого

Житие составлялось после смерти

Повествование ведётся от 3 - го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией

Композиция жития строится по строгой схеме

Способ изображения героя - идеализация

Внутренний мир героя дан не в развитии, он избранник с момента рождения

Пространство и время - условны

В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности

Тон повествования торжественный, серьёзный

Язык жития книжный, с большим количеством церковнославянизмов

Текст Жития рассчитан на грамотного человека.

Сюжет жития составляет духовный подвиг святого.


Аввакум не причислен к лику святых

Написано при жизни

Житие напоминает исповедь, проповедь, форма повествования от 1- лица придаёт тексту эмоциональность, силу.

Нет привычного финала.

Герой не идеальная личность, он «святой грешник»

Яркому изображению внутреннего мира героя служат внутренние монологи.

Пространство и время конкретны и реальны

Герой индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна; перед нами не абстрактный идеал человека страдалец, а земной бунтарь

Появляются комические нотки

Язык живой, разговорный, введение просторечий становится стилистическим приёмом

Автор обращается к читателю из простого народа (крестьянину, горожанину), которому нелегко понять церковнославянскую речь.

Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.


6 этап: Закрепление полученных знаний.

- Можно ли назвать Аввакума «фанатиком веры»? Чем можно оправдать его фанатизм?

- Что нового внес Аввакум в жанр жития?

- Обратимся к эпиграфу урока: Передаёт ли высказывание В.Распутина сущность и значение личности Аввакума?


Рефлексия Был ли интересен вам урок? Затронула ли вас жизнь Аввакума как человека?

Домашнее задание:

-задания группам стр. 57 вопросы 1, 2

- анализ высказываний русских писателей о сочинениях Аввакума (стр.56 - 57 в 1 части учебника)



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал