7


  • Учителю
  • Научно-практическая работа Ф М Дотсоевский Рождественские встречи Мальчик у Христа на елке

Научно-практическая работа Ф М Дотсоевский Рождественские встречи Мальчик у Христа на елке

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Областная научно-практическая конференция школьников

«Кирилло-Мефодиевские чтения»





















Христианские мотивы в рассказе Ф. М. Достоевского

«Мальчик у Христа на ёлке»





























Работу выполнила:

Григорьева Ирина, ученица 6 А класса,

МБОУ «Гимназия им. В.А. Надькина»,

г. Саянск

руководитель:

Клименкова Татьяна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы



Тезисы

Анализируя произведение, показать, как сближает людей вера в нашего Господа, как делает человека духовно чище, богаче. Ф.М. Достоевский говорил: «Душа исцеляется рядом с детьми. Без детей нельзя было бы так любить человечество». Религиозные чувства зародились в душе писателя уже в раннем детстве. Эти впечатления и переживания религиозного характера отложились в памяти Ф.М.Достоевского. Он с молодых лет пристрастился к литературе, и самые разные книги всегда сильно действовали на его впечатлительную натуру. Рассказ, который я прочитала, написан Ф.М. Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных. Действие в произведении происходит как раз в эти дни. В сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая - то добрая неожиданность. Автор наполнил короткий рассказ реалиями жизни большого города. Великолепие противопоставлено провинциальному мраку родины мальчика. Писатель говорит, что никакое светлое будущее не стоит слезинки одного ребенка.

Судьбе несчастных детей и посвящен его рассказ «Мальчик у Христа на елке». Автор стремится пробудить добрые чувства в душах людей. В рассказе «Мальчик у Христа на елке» писатель отступает от традиции. Безымянный герой не получает новогоднего подарка, а находит счастье и упокоение на елке у Христа, то есть в Царствии Небесном. «Только Христос может утешить бедных детей и повести их за собой в Царствие Небесное».

Но и нарядным, чистеньким детям нет никакого дела до голодного замерзающего ребенка. Автор противопоставляет дом чужих людей с осветленными залами, счастливых детей тому месту, где жил когда-то мальчик. Там всегда было страшно, но давали покушать. В Санкт-Петербурге же, наоборот, было совсем не страшно, но не давали еды и было холодно. Вдруг мальчугану почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: это был большой злой мальчишка. Покатился ребенок наземь, все закричали, он обомлел, вскочил и бежать, забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, и присел за дровами: "Тут не сыщут, да и темно"».

Он скорчился, не мог отдышаться. Автор использует глаголы движения, чтобы передать страх, боль, беспомощность одинокого ребёнка, которому некуда податься, негде спрятаться от людей, кроме как за поленницей дров. В чужом дворе мальчик нашел успокоение: « Пойдем ко мне на елку, мальчик, - прошептал над ним вдруг тихий голос. Кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, - о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь? И мы догадываемся, что это Христос призвал к себе малыша: Мы понимаем, что бедный сиротка умер от холода и голода, что его душа отлетела в мир иной. Там он увидел таких же, как он сам, детей: все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их. А в земной жизни наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика.

Отзыв руководителя























































































Оглавление

Тезисы……………………………………………………………………………...2

Отзыв руководителя………………………………………………………………3

Введение 5-7

Основная часть 8-12

Заключение…………………………………………………………….................12

Литература….…………………………………………………….........................13































































Введение

Цель: Выявление христианских тем и мотивов в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Задачи:

1. Прочитать рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

2. Найти христианские мотивы и темы в произведении

3. Рассмотреть образ героя рассказа в разных эпизодах

4. Определить роль средств выразительности в создании внутреннего состояния героя

5. Сопоставить душевное состояние героя в момент смерти и на празднике у Христа

Этапы:

  1. Познакомиться с биографией Ф. М. Достоевского;

  2. Проанализировать рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и выявить христианские мотивы в произведении;

  3. Систематизировать наблюдения, полученные в результате анализа рассказа;

  4. Сделать проект по анализу данного произведения;

Объект исследования: Произведение Ф.М. Достоевского « Мальчик у Христа на ёлке»;













Актуальность: показать, как сближает людей вера в нашего Господа, делает человека духовно чище, богаче. Я считаю, что забота о детях является первостепенной. Ф.М. Достоевский говорил: «Душа исцеляется рядом с детьми. Без детей нельзя было бы так любить человечество». Мне кажется, что этот рассказ учит людей доброте, сопереживанию, так как это делает Иисус Христос для одинокого мальчика;

Методы: работа с текстом; анализ текста; наблюдения над текстом; конструирование предложений и словосочетаний; словарная работа; обоснование своей точки зрения;

































































Религиозные чувства зародились в душе Ф.М. Достоевского уже в раннем детстве. Родители его были людьми верующими, о чём и свидетельствуют детские воспоминания. Брат писателя Андрей Достоевский вспоминал: "Первою книгою для чтения была у всех нас одна. Это Священная история Ветхого и Нового завета на русском языке. Она называлась «Сто четыре священных истории Ветхого и Нового завета». Помню, как в недавнее уже время я, разговаривая с братом упомянул об этой книге; и с каким он восторгом объявил мне, что ему удалось разыскать этот же самый экземпляр книги,то есть наш - детский, и что он бережёт его как святыню".1 Среди первых домашних учителей писателя был дьякон, преподававший Закон Божий. А.М. Достоевский писал, что не припомнит, чтобы встречал в дальнейшем столь хорошего учителя по этому предмету.

Детские впечатления и переживания религиозного характера отложились в памяти Ф. М.Достоевского. По свидетельству жены, он помнил, как мать его причащала в церкви, когда ему было два года, и он помнил, как голубок пролетел из одного окна в другое. Ф. М. Достоевский в письме к брату говорил: "Поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога, следовательно, исполняет назначение философии".2

Достоевский с молодых лет пристрастился к литературе, и самые разные книги всегда сильно действовали на его впечатлительную натуру. Любопытно, что уже в зрелые годы он записывает о Библии: "Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества".3 То есть он не выделяет Библию: ведь то же самое можно сказать о любой другой великой книге;





1Википедия, из автобиографии Ф. М. Достоевского

2Ф.М. Достоевский, полное собрание сочинений, том 9, стр. 29. Из писем к брату, М., «Просвещение», 1991

3 Ф.М Достоевский, полное собрание сочинений, том 9, стр. 29.М., «Просвещение», 1991

1. Основная часть

Рассказ, который я прочитала, написан Ф.М. Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие в рассказе происходит как раз в эти дни. В Новый год всем хочется верить в добрые чудеса. В сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая - то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Почему Достоевскому важно, чтобы мы, читатели, восприняли его рассказ не как сказку, которая случилась с мальчиком, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях ? Автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что все это могло случиться в действительности.

В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк отказывается от вымысла.

Писатель максимально наполнил короткий аллегорический рассказ реалиями жизни большого города. В данном случае, речь идёт о Санкт -Петербурге, чьё холодное в прямом и переносном смысле великолепие противопоставлено провинциальному мраку неназванной родины мальчика, где у него всегда были еда и тепло. Тема голодного и нищего ребёнка была начата писателем в 40-х годах .

Рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» в «Дневнике писателя» предшествовала маленькая главка «Мальчик с ручкой», и все вместе взятые материалы двух первых глав «Дневника писателя» были объединены темой сострадания к детям.

Ф.М. Достоевский говорил о том, что никакое светлое будущее не стоит слезинки одного ребенка.

Судьбе несчастных детей и посвящен его рассказ «Мальчик у Христа на елке». Автор стремится пробудить добрые чувства в душах людей. Обычно святочные рассказы непременно заканчивались счастливым концом. В рассказе «Мальчик у Христа на елке» писатель отступает от традиции. Его маленький безымянный герой не получает новогоднего подарка от окружающих его людей, а находит счастье и упокоение на елке у Христа, то есть в Царствии Небесном. «Только Христос может утешить бедных детей и повести их за собой в Царствие Небесное».1 В самом начале автор подчеркивает, что рассказывает выдуманную историю: «…ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Нового года, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз».2 И дальше в повествовании подчеркивает, что на самом деле этой истории не было, она будто бы приснилась писателю: «Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал… Ему очень хотелось кушать».3 Однако ребенка накормить некому. «Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена».4 Ребенок не понимает, что его мама умерла, он только чувствует, что она не даст ему еды, и тогда он в отчаянии выходит на улицу, где сильный мороз.

1 Ф.М Достоевский, полное собрание сочинений, том 5, стр. 113.М., «Просвещение», 1991

2 Ф.М Достоевский, полное собрание сочинений, том 5, стр. 125.М., «Просвещение», 1991

3 Ф.М Достоевский, полное собрание сочинений, том 5, стр. 131.М., «Просвещение»,

1991

4 Ф.М Достоевский, полное собрание сочинений, том 5, стр. 134.М., «Просвещение»,

1991



«Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, - тщетно мечтает малыш, - и так больно стало вдруг пальчикам…»1 Но некому позаботиться о нем, никому он не нужен: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика». А тем временем жители города готовятся встретить праздник. Вот мальчик видит в одном из домов: «…большое стекло, на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и Яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то».2

Но и нарядным, чистеньким детям нет никакого дела до голодного замерзающего ребенка. Автор противопоставляет дом чужих людей с осветленными залами и счастливых детей тому месту, где жил когда-то мальчик. Он, наверное, жил в деревне. Как здесь очутилась эта семья? Должно быть, женщина приехала со своим мальчиком из чужого места и вдруг захворала. В той деревне всегда было страшно, но там давали покушать. В Санкт-Петербурге же, наоборот, было совсем не страшно, но не давали еды. Используя антитезу, «…три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, только вот из-за стекла не слышно»3. Разодетые куклы и голодный, нищий малыш.

И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, - вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хотелось, но было очень смешно смотреть на куколок. Вдруг мальчугану почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: это был большой злой мальчишка, он стоял рядом и вдруг треснул ребёнка по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ногой.

1 Ф.М Достоевский, полное собрание сочинений, том 5, стр. 149.М., «Просвещение», 1991

2 Ф.М Достоевский, полное собрание сочинений, том 5, стр. 158.М., «Просвещение», 1991

3 Ф.М Достоевский, полное собрание сочинений, том 5, стр. 172.М., «Просвещение», 1991

Покатился мальчик наземь, все закричали, он обомлел, «…вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, -- и присел за дровами: "Тут не сыщут, да и темно"».1

Мальчик присел, он скорчился, не мог отдышаться Автор использует глаголы движения, чтобы передать страх, боль, беспомощность одинокого ребёнка, которому некуда податься, негде спрятаться от людей, кроме как за поленницей дров.

В чужом дворе мальчик нашел успокоение: « Пойдем ко мне на елку, мальчик, - прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, - о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, - но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно…» 1

И мы догадываемся, что это Христос призвал к себе малыша: «У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки…»2 Мы понимаем, что бедный сиротка умер от холода и голода, что его душа отлетела в мир иной. Там он увидел таких же, как он сам, детей: «…мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их…»3 А в земной жизни наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика.

1 Ф.М Достоевский, полное собрание сочинений, том 5, стр. 183.М., «Просвещение», 1991

2 Ф.М Достоевский, полное собрание сочинений, том 5, стр. 202.М., «Просвещение», 1991

3 Ф.М Достоевский, полное собрание сочинений, том 5, стр. 215.М., «Просвещение», 1991



В этих последних словах заключена горькая ирония писателя. Он обличает общество, бросающее на произвол судьбы десятки и сотни несчастных маленьких детей, лишенных родительской заботы, и только Христос может утешить их и повести за собой в Царствие Небесное.

2. Заключение

Вера и пророчество Ф.М. Достоевского сбылись в 20 веке в апостольской миссии русской эмиграции. Многочисленные русские беженцы в разных странах мира построили храмы и монастыри, открыли епархии. Они сумели принести православную веру во Христа разным народам востока и запада.

Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал. Ф.М. Достоевский говорил: «Идея о бессмертии - это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества.»







































Литература

  1. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. - Л.: Прибой, 1929. - 244 с.

  2. Большая советская энциклопедия, том 23, 1931. Луначарский А. В. Достоевский Федор Михайлович. Часть 2. Миросозерцание и творчество Достоевского

  3. Достоевская А.Г. Воспоминания / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. С. В. Белова и В. А. Туниманова. - М.: Правда, 1987. - 544 с.



  1. Голеновская Александра Михайловна, Достоевский Ф.М., Антология жизни и творчества, часть 2, гл. 10



  1. Достоевский, Федор Михайлович // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. - СПб.-М., 1896-1918.

Кирпичников А. Достоевский, Федор Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона</<font face="Times New Roman, serif">: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

  1. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей : В 4-х томах. - М.: Всесоюзная книжная палата, 1956-1960

  2. © 2015 Citaty.info









13



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал