- Учителю
- Рабочая программа по литературе 5 класс класс
Рабочая программа по литературе 5 класс класс
02.2
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кучеряевская основная общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО
На ШМО
Протокол № 1
от « 27 » августа 2014г.
________ /Забелина Н.И./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ Семенютина С.Н.
«27 » августа 2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Кучеряевская ООШ
____________ Солодунова В.В.
Приказ № 42/3«28» августа 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Литература»
для 5 класса (II ступень)
2 час в неделю, в год -70ч.
Из них: федеральный компонент 70
региональный компонент 0
школьный компонент-0
Составила: учитель русского языка и литературы
Забелина Нина Ивановна
(1 квалификационная категория)
2014- 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897; примерной Программы по русскому языку для основной общеобразовательной школы (5-9 классы), созданной под рук. А. А. Кузнецова, М. В. Рыжакова, А. М. Кондакова, 2010; авторской программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (Москва, ООО «ТИД «Русское слово» - РС» 2010).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного курса
Программа Г.С. Меркина предлагает для реализации задач литературного образования в 5 - 9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса. С 5 класса ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. С 5 класса вводятся произведения определённых эстетических систем и периодов, что даёт возможность уже в седьмом классе ввести понятие литературного направления.
Место предмета в учебном плане
На изучение учебного курса «Литература» в учебном плане отводится в 5 классе 2 часа в неделю. Общий объём составляет 70 часов.
Изучение учебного курса литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно - развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко - литературных сведений и теоретико - литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа произведений.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.
Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое, внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем детстве, - важный пример для школьника, проникающегося уважением и любовью к автору полюбившихся рассказов, повестей, стихотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенности его личности. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писателя, его отношением к искусству, творчеству, людям.
В тех случаях, когда произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, как правило, последовательно даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). При этом всегда подобраны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста. Тогда же, когда имя писателя появляется в одном из классов, приводятся материалы и сведения, которые помогают школьникам лучше представить себе писателя, приблизить к себе образ автора.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Литература. 5 кл.: Авторсост. Г.С. Меркин. - М.: «Русское слово», 2008 г.
Литература. 5 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.- Москва «Русское слово» 2008 г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Разделы и темы
Количество творческих работ
Количество часов
1
Введение
1
2
Мифология
3
3
Устное народное творчество
4
4
Древнерусская литература
1
3
5
Басни
4
6
Литература XIX века
7
26
7
Литература XXв
1
16
8
Зарубежная литература
1
10
9
Резерв
3
Итого
10
70
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 ч)
Книга - твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель - книга - читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии (3 ч)
Рассказ о мифе и мифологии. Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов.Полифем»).Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Устное народное творчество (4 ч)
Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Древнерусская литература (3 ч)
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы;
Басни (4 ч)
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество - основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Литература XIX века (26 ч)
А.С. ПУШКИН (5 ч)
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (3 ч)
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Урок внеклассного чтения «Война и дети» (1 ч)
Урок развития речи: сжатое изложение по отрывку из романа - эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» «Первый бой Пети Ростова» (2 ч)
Н.В. ГОГОЛЬ (3 ч)
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
И.С. ТУРГЕНЕВ (3 ч)
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Н.А. НЕКРАСОВ (2 ч)
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Л.Н. ТОЛСТОЙ (4 ч)
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Урок внеклассного чтения: Э Пашнев. Любовь к Родине - главная тема повести «Доктор Крауклис» (1 ч)
А.П. ЧЕХОВ (1 ч)
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Урок развития речи: написание юмористического рассказа. (1 ч)
Литература XX века (16 ч)
И.А. БУНИН (2 ч)
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Л.Н. АНДРЕЕВ (1 ч)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН (2 ч)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
А.А. БЛОК (1 ч)
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
С.А. ЕСЕНИН (1 ч)
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима - аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » - по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Урок внеклассного чтения: «Родная природа в лирике поэтов ХХ века» (1 ч)
Творческий практикум: обучение анализу поэтического текста (1 ч)
А.П. ПЛАТОНОВ (1 ч)
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
П.П. БАЖОВ (1 ч)
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Е.И. НОСОВ (1 ч)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Ю.В. Сотник (1 ч)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Гадюка»
Н.А. Заболоцкий (1 ч)
Краткие сведения о писателе. Отношение поэта к природе в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок…».
А.Т. Твардовский (1 ч)
Краткие сведения о поэте. Чувство любви к родине в стихотворении «Станция Починок».
Урок внеклассного чтения: «Уходит жизнь - приходит память. И возрождает жизнь» (по повести Лиханова «Последние холода»
Зарубежная литература (10 ч)
Д. ДЕФО (1 ч)
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Х.К. АНДЕРСЕН (3 ч)
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Снежная королева»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Творческий практикум: создание сказки по пословице (1 ч)
М.ТВЕН (1 ч)
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ (1 ч)
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН (1 ч)
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН (1 ч)
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Итоговый урок (1 ч)
Литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Резерв (3 часа)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В результате изучения литературыобучающийся должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- изученные теоретико - литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
использовать воспитательный потенциал литературы как искусства;
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея, основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов их взаимосвязи; роль портрета и пейзажа;
определять род и жанр литературного произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
писать изложения на основе произведений; сочинения по изученному произведению;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Важнейшими умениямив 5 классе являются следующие:
- извлечение явно выраженной информации из учебного текста для ответа на вопрос репродуктивного характера;
- выделение предмета речи-темы (о чем идет речь?);
- выделение суждения (что именно говорится?);
-определение оценки, данной явлению автором, определение коммуникативной задачи;
-анализ логико-смысловой структуры текста - узнавание смысловых фрагментов текстов;
- составление простого плана учебного текста;
- устная и письменная передача содержания учебного текста в сжатом виде со смысловой переработкой исходного текста;
- оценка информации с точки зрения ее достоверности;
-выражение собственного аргументированного мнения: подбор доказательств из текста, формулирование выводов, привлечение материала, изученного ранее;
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5»
- обучающийся полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4»
- обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3»
- обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2»- обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии и нормативы оценки сочинений
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
-
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
-
полнота раскрытия темы;
-
правильность фактического материала;
-
последовательность и логичность изложения;
-
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
-
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
-
стилевое единство и выразительность речи;
-
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3»
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Литература. 5 кл.: Авторсост. Г.С. Меркин. - М.: «Русское слово», 2008 г.
Литература. 5 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.- Москва «Русское слово» 2008 г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата план
Дата факт
Введение (1 час)
1
Книга - твой друг.
1
Мифология (3 часа)
2
Античный мир. Происхождение мира и богов в античных мифах «рождение Зевса», «Олимп».
1
3
Мифологические герои и события в мифе «Одиссей на острове циклопов. Полифем».
1
4
Мифы древних славян как форма познания действительности.
1
Устное народное творчество (4 часа)
5
Малые жанры УНТ: загадки, пословицы, поговорки.
1
6
Русские сказки. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна - лягушка».
1
7
Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»
1
8
Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»
1
Древнерусская литература (3 часа)
9
Литература Древней Руси. «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы
1
10
Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы
1
11
Р/Р Подробное изложение по «Повести временных лет»
1
Басни (4 часа)
12
Из басен народов мира. Раскрытие характера персонажей в басни Эзопа «Лисица и виноград» и Жана де Лафонтена «Лисица и виноград»
1
13
Нравственная проблематика и злободневность русских басен
1
14
И. А. Крылов - великий русский баснописец
1
15
Предшественники и последователи И. Крылова в жанре басни
1
Литература ХIХ века (26 часов)
16
А.С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне».
1
17
Литературная сказка. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
1
18
Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.
1
19
Сказочные традиции в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила».
1
20
Урок внеклассного чтения.
Сказки с одинаковым сюжетом.
1
21
М.Ю. Лермонтов. Национально-патриотические мотивы стихотворения «Бородино».
1
22
М.Ю. Лермонтов. Национально-патриотические мотивы стихотворения «Бородино».
1
23
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
1
24
«Война и дети» Урок внеклассного чтения по фрагменту романа-эпопеи
Л.Н. Толстого «Война и мир».
1
25
Сжатое изложение по отрывку из романа - эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» «Первый бой Пети Ростова»
1
26
Р/Р Сжатое изложение по отрывку из романа - эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» «Первый бой Пети Ростова»
1
27
Н.В. Гоголь. Картины народной жизни и родной природы в повести «Ночь перед Рождеством»
1
28
Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством»
1
29
Р/Р Изложение с творческим заданием по повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством»
1
30
И.С. Тургенев. Обличение крепостного права в рассказе «Муму»
1
31
Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью
1
32
Р/Р «Эпизод рассказа, который произвел на меня самое сильное впечатление»
1
33
Н.А. Некрасов. Труд, судьба и народные страдания в стихотворениях «Орина, мать солдатская» и «Забытая деревня»
1
34
Тема детства в стихотворении
Н. Некрасова «Крестьянские дети»
1
35
Л.Н. Толстой. Нравственные ценности в рассказе «Кавказский пленник»
1
36
Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы
1
37
Осуждение войны и национальной вражды в рассказе «Кавказский пленник»
1
38
Письменный ответ на вопрос «О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?
1
39
Внеклассное чтение. Рассказы Чехова.
1
40
А. П. Чехов. Высмеивание страха и трусости в рассказе «Пересолил»
1
41
Написание юмористического рассказа
1
Литература ХХ века (16 часов)
42
Любовь к родной природе в поэзии А. Блока
1
43
И.А. Бунин. Художественное своеобразие стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги...»
1
44
Тема природы в рассказе И. Бунина «В деревне»
1
45
С.А. Есенин.
Единство человека и природы в лирике
1
46
Урок внеклассного чтения.
Родная природа в лирике поэтов XX в.
1
47
Обучение анализу поэтического текста
1
48
А.Н. Андреев. Нравственная проблематика рассказа «Петька на даче»
1
49
А.И. Куприн. Детские впечатления и их отражение в рассказе «Детский сад»
1
50
Тема милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор»
1
51
А. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита»
1
52
П.П. Бажов. Человек труда в сказе «Каменный цветок»
1
53
Е. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»
1
54
Ю.В. Сотник. Умение сопереживать -основная тема рассказа «Гадюка»
1
55
Н.А. Заболоцкий и его отношение к природе в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок...»
1
56
А. Твардовский. Чувство любви к родине в стихотворении «Станция Починок»
1
57
Урок внеклассного чтения.
«Уходит жизнь - приходит память. И память возрождает жизнь» (урок по повести Лиханова «Последние холода»)
1
Зарубежная литература (10 часов)
58
Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
1
59
Х.К. Андерсен. «Удивительная человеческая доброта» в сказках волшебника Андерсена
1
60
Победа добра, любви и дружбы над злом и коварством в сказке Андерсена «Снежная королева»
1
61
Внешняя и внутренняя красота в сказке «Снежная королева»
1
62
Создание сказки по пословице.
1
63
М. Твен. Мир детства и мир взрослых в повести «Приключения Тома Сойера»
1
64
Ж. Рони Старший. Эмоциональный мир древнего человека в повести «Борьба за огонь»
1
65
Д. Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише»
1
66
А. Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги»
1
67
Урок внеклассного чтения.
«Я хочу рассказать вам...»
1
68-70
Резерв.
3
Итого
70