7


  • Учителю
  • Конференция Импровизация по опорам как один из методов построения торжественной речи

Конференция Импровизация по опорам как один из методов построения торжественной речи

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ОБЛАСТАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ



СЕКЦИЯ «Русский язык»

Импровизация по опорам как один из методов построения торжественной речи.

Автор: Юдина Дарья Сергеевна,

учащаяся 11 класса ГБОУ СОШ №10

г.о. Чапаевск Самарской области



Научный руководитель: Дубровина Л.А.,

учитель русского языка и литературы





г.о. Чапаевск Самарской области

2012

Оглавление

Введение_________________________________________________________3

Глава 1. Истоки торжественного красноречия

1.1. Школа и теория___________________________________________6

1.2. Торжественный характер древнерусского красноречия __________7

1.3. Свойства древнерусского торжественного красноречия__________7

1.4. Торжественное красноречие как источник риторических идей и

стратегий _______________________________________________________9

Глава 2. Методы торжественной речи

2.1. Метод первый: импровизация по опорам_____________________10

2.2. Метод второй: сюжетный способ___________________________10

2.3. Метод третий: анекдот плюс_______________________________11

2.4. Четвертый метод: интересный факт плюс вывод_______________11

Глава 3. Практическая часть ________________________________________

3.1. Импровизация по опорам как один из методов построения торжественной речи_______________________________________________12

3.2. Лингвистический эксперимент Игра «Торжественная речь»___23

Заключение______________________________________________________24

Библиография____________________________________________________26

Приложение


Введение

Научиться говорить можно только говоря.

Скилеф

Знаете, что более всего объединяет людей на нашей планете? Неумение и страх произносить речь. Каждому человеку знакомо чувство оцепенения в теле и пустоты в голове, посещающее на торжественной трибуне, когда надо «красиво сказать». В этот момент мы думаем:

- Ну, почему я? Пусть кто-то другой!

А как часто слышишь отзывы: «Он столько знает, но выразить не может. Он не умеет убедительно излагать собственные мысли, его знания и умения остаются при нем».

А сколько тех, что сами признаются: «Не умею высказать, что хочу, не удается. Ну, лишен я этого дара». И угощают нас пламенной речью о своем недостатке. Забавно! Тот, кто в состоянии членораздельно произносить слова, может овладеть искусством публичных выступлений, нужно лишь освоить азы этой науки и поупражняться. Любой вопрос, каждая произне­сенная фраза, любой диалог - речь, выступление в миниатюре. И нет никаких препятствий развертыванию таких высказываний в пространное выступление, которое будет с интересом выслушано.

Слово - не добро и не зло, но дает возможность творить то и другое, созидать и разрушать, лечить и наносить раны. Мы являемся свидетелями обесценивания слова как на страницах газет, в радио- и телепередачах, так и в сфере бизнеса, при проведении деловых переговоров и встреч. Хороший оратор чем меньше говорит, тем лучше у него это выходит и доходит до слушателей.

Гипотеза: овладеть искусством публичных выступлений можно.

Цель нашей работы: на основе построения метода импровизации с помощью ключевых тезисов или опор проанализировать образцы эпидейктической речи и применить данный метод на практике.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

- представить некоторые признанные правила риторической практики в виде достаточно краткого, логичного и исчерпывающего обзора;

- изучить специальную литературу и систематизировать информацию;

- отобрать текстовый материал, необходимый для раскрытия темы;

- привлечь мнения самых разных деятелей и мыслителей,

действительно заинтересованных вопросами риторики;

- дать практические указания, полезные в речевой повседневности, пригодные для любой жизненной сферы;

- проанализировать торжественные речи М. В. Ломоносова, Д.Ф. Кеннеди, Д.Р. Холла, Александра Блока, Дмитрия Медведева, Остапа Бэндера («Двенадцать стульев»), протоиерея Фёдора Титова;

- применив метод импровизации по опорам, провести лингвистический эксперимент с группой учащихся 5-11 классов ГБОУ СОШ № 10 г.о. Чапаевск Самарской области, результатом которого будут составленные ими торжественные речи по случаю;

- опубликовать на личном сайте статью «Торжественная речь. Могу ли я?»;

- структурировать материал творческого отчета о проделанной работе.

В качестве объекта исследования были выбраны:

- научная литература;

- специальная литература;

- тексты выступлений:

  • М. В. Ломоносов «Слово похвальное блаженныя памяти государю императору Петру Великому, говоренное апреля 26 дня 1755 года»;

  • Д.Ф. Кеннеди «Речь в Американском Университете. 10 июня 1963года»;

  • Д.Р. Холл «Торжественная речь священника на свадьбе принца Уильяма и Кейт Миддлтон 29 апреля 2011года»;

  • Александр Блок «Речь, произнесенная в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина. Февраль 1921 года»;

  • протоиерей Фёдор Титов «Слово въ день священнаго вѣнчанія на царство ихъ Императорскихъ Величествъ, 14 мая 1902 года. (О значеніи православія, самодержавія и любви народа къ Царю въ исторіи Россіи)»;

  • Дмитрий Медведев «Речь на церемонии вступления в должность Президента РФ. 2008 года»;

  • Остап Бэндер «Речь по прибытии в Васюки» (из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», 1927 года)

- работы группы учащихся 5 - 11 классов.

Были использованы следующие методы научного познания:

- общенаучные (логические, доказательства, наблюдения, анализ);

- специальные (системный подход, информационный, диагностический);

- социальные (консультирования, собеседования, презентация).

Характер работы:

- теоретическое исследование: изучены и обобщены сведения, факты, материалы, содержащиеся в разных теоретических источниках;

- интегративный характер: элементы реферативного изложения материала, используемого из различных источников, сочетаются с собственными умозаключениями, подтверждаются и расширяются материалами практического эксперимента.

Новизна темы: заявленная тема не нова. Нами же впервые было проведено исследование, соединившее анализ торжественных речей, произнесённых в XVIII, XX, XXI веках по разным случаям, проведён лингвистический эксперимент среди учащихся 5-11 классов, в результате которого наша гипотеза была подтверждена, собраны образцы торжественной речи из документальной хроники, художественной литературы, а также получены отзывы в Интернете на статью «Торжественная речь. Могу ли я?», опубликованную на личном сайте.

Рассматриваем нашу работу как определенный вклад в разработку указанной темы, проштудировав её, вы, может быть, не станете блистательным оратором, но, во всяком случае, усовершенствуетесь.


Глава 1. Истоки торжественного красноречия

1.1. Школа и теория

У истоков русской риторики стоит торжественное слово - слово, обращенное к единомышленникам, слово поучительное, воспитательное, консолидирующее.

Русское красноречие возникло чрезвычайно рано, вместе с самой русской словесностью и русской письменностью, и достигло расцвета уже в 11-12 вв. Оригинальные, непереводные сочинения, созданные в области красноречия, появились на Руси едва ли не раньше, чем все другие отрасли литературы, наравне с летописанием и первыми житиями святых. Образцом для этих сочинений послужило византийское красноречие.

Следует помнить, что в отличие от западноевропейской традиции, тесно связанной с развитой риторической теорией, в восточно-христианском мире теория играла заметно меньшую роль. Эта особенность византийской традиции особенно отчетливо проявилась на Руси, где первое сочинение по риторической теории появилось лишь в 1620 году.

Это обстоятельство заслуживает особого внимания потому, что самым тесным образом связано с той высокой ролью, которая отводилась риторическим образцам, хорошо сочиненным ораторским текстам. Там, где нет учебника, учатся на примерах.

В Киевской Руси риторическая школа существовала. Ее хрестоматию составляли как переводные, так и оригинальные тексты. Из первых решающее значение имели тексты Иоанна Златоуста (Хризостома), собранные, в частности, в сборнике «Златоструй», имевшем широкое распространение уже в 12 в. Из русских авторов следует назвать митрополита Киевского Иллариона (середина 11 в.), епископа Новгородского Луку Жидяту (11 в.), епископа Туровского Кирилла (12 в.), митрополита Киевского Климента Смолятича (12 в.).

Как бы то ни было, древнерусское красноречие успешно существовало без школьного образования, по крайней мере, до тех пор, пока не столкнулось с новыми вызовами времени.

1.2. Торжественный характер древнерусского красноречия

Со времен Аристотеля красноречие принято делить на три больших рода: судебное, совещательное и торжественное. Не следует, однако, ориентируясь на термины «судебное» и «совещательное», делать вывод о том, что это деление связано со сферами применения риторики: в суде или на совещаниях. В основе трихотомии Аристотеля [2, стр.150] лежат более глубокие и важные для нас критерии, чем простое тематическое деление.

В судебном красноречии слушатель выступает как судья по отношению к уже свершившемуся: выносит вердикт относительного случившегося события. Темой такого красноречия являются прежде всего судебные казусы, почему этот род красноречия и получил название судебного.

Другой род красноречия - совещательный, касается уже не прошлого, а будущего. Совещательное красноречие живет, прежде всего, там, где люди советуются, совещаются. Отсюда и название. К области совещательного красноречия относится, например, предвыборная агитация и коммерческая реклама. В обоих случаях те, кто держит слово, выступают в роли советчиков, адресуясь к избирателю или покупателю.

Третий род красноречия - красноречие торжественное. Слушатель здесь не судья, а «простой зритель». Он просто выслушивает речь и делает для себя некоторые выводы, составляет некоторое мнение о предмете речи, что может проявиться в его поведении гораздо позже, но зато многократно. Таковы воспитательные, патриотические, просветительные речи. Греки называли их эпидейктическими, что означает «торжественные» или «показательные».


1.3. Свойства древнерусского торжественного красноречия

Красноречие Киевской Руси было исключительно торжественным. Отсюда проистекают его родовые свойства, в известном смысле ставшие потом свойствами русской риторики вообще [10, стр.57]. Что это за свойства?


Обращение к единомышленникам.

Обращение к «своим» - существенная черта древнерусского красноречия, хорошо осознаваемая самими древнерусскими ораторами, которые ставили перед собой одну цель и руководствовались одним стремлением - консолидировать аудиторию, закрепив воодушевленным словом уже имеющуюся убежденность.

Долговременное воздействие. Стратегия долговременного воздействия может быть охарактеризована следующей метафорой: заронить слово в душу и дать ему там прорасти. Конечно, не всякое торжественное слово способно заронить в душу зерно высокой истины. Но именно это и делает торжественное слово ответственным.

Учительность. В торжественном красноречии позиции говорящего и слушающего обычно не симметричны, иными словами, в пределах данного речевого жанра говорящий и слушающий не меняются местами. На учительность, как на древнейшую традицию русской словесности, опирались писатели-классики девятнадцатого века.

Этический пафос. Обращенностью к единомышленникам в торжественном красноречии предопределяется и характер доводов. Это не столько логические доказательства, сколько апелляция к общему этическому фундаменту, к тем общим нравственным категориям, на которых покоится мировоззрение и самого оратора, и слушателей. Для Древней Руси таким фундаментом было христианство.

Амплифицирующее построение. В композиционном оформлении речи древнерусские ораторы обращаются к различным тактикам. Иногда речь начинается с самого сильного довода, иной раз такой довод приберегается напоследок. Иногда же в речи можно выделить кульминацию, после которой наступает стремительная развязка. Разница тактик определяется, таким образом, расположением сильных и слабых доводов. Но главным ориентиром для оратора является скорее глубина довода, степень его потенциального укоренения в сознании слушателей.

Пристрастие к развернутым метафорам. Метафора может быть, как известно, расширена, развернута. Можно сказать «корабль нашего государства» (обычная метафора), а можно сказать «Корабль нашего государства попал в бурю революции, и кормчий не удержал руля» (развернутая метафора).

Развернутая метафора часто образует целый рассказ - притчу. Для древнерусского красноречия притчевое толкование темы - излюбленный прием.

Ритмизованный, «нарочитый» характер речи. Риторическая речь - это всегда речь особая, специфическая и в этом смысле хоть немного, но нарочитая. Нарочитой является любая литературная, обработанная речь, т.е. речь культивированная.

1.4. Торжественное красноречие как источник риторических идей и стратегий

Главное преимущество древнерусского красноречия киевской поры, безусловно, состояло в его консолидирующей силе, в едином этическом фундаменте, на который оно опиралось.

Сегодняшняя культурно-историческая ситуация в корне отличается от той, которая сложилась в Киевской Руси тысячу лет назад. И все-таки нам есть чему поучиться и там, в далеком прошлом. Главный урок состоит в том, что общая почва, на которой твердо стояли и говорящий, и слушающий, была почвой нравственной.

Итак, безупречную этическую основу речи - вот что следует заимствовать из древнерусского красноречия. Русская классическая литература опиралась именно на нее, что и обеспечило ей непререкаемый международный авторитет.


Глава 2. Методы торжественной речи

2.1. Метод первый: импровизация по опорам

В наше время существует много тренингов по ораторскому мастерству. Нас заинтересовала серия тренингов профессионального бизнес-тренера, практического психолога, ведущего открытых тренингов и семинаров Дмитрия Устинова, который предлагает следующую классификацию методов торжественной речи. [9]

Метод первый подходит к любой торжественной речи. Метод строится на импровизации с помощью ключевых тезисов или опор. Предлагается композиция:

1. Бодрое (или скорбное) обращение и приветствие.

2. Описание и поднятие значимости события (явления, человека).

3. Этапы большого пути.

4. Взгляд в будущее.

5. Комплименты в адрес юбиляра или людей, причастных к событию.

6. Выражение благодарности и других чувств лицам, причастным к событию.

7. Призыв, вывод, пожелание.

Порядок пунктов - любой. На своих местах, единственное исключение, должны быть только первый и последний. И вовсе не обязательно проходить все. Можно воспользоваться только двумя, или тремя, или четырьмя. Дело творческое. Это схема, но к любой схеме нужна еще креативность мышления и творческий подход. Необходимо раскрывать те позиции, которые в первую очередь подходят под тот или иной повод.

2.2. Метод второй: сюжетный способ

Второй метод произнести торжественную речь: озвучить сюжет плюс вывод. Сюжет - это любая история, имеющая сюжет, то есть некое действие, движение персонажей. А именно, сюжеты имеют любые случаи из жизни, поучительные истории, рассказы, басни, сказки, анекдоты. Выводом является призыв к действию, пожелание. Вывод должен соединять сюжет с концовкой по принципу ассоциации (ассоциация - это связь, в переводе с латинского). И ассоциация должна быть понятна слушателям, а не только оратору.

Типичная поучительная история - это притча - сосредоточие мудрости для многих народов. Если есть хотя бы основы ассоциативного мышления, умение быстро связывать одно с другим, то любой сюжет можно связать с любым выводом (см. приложение 1).

В качестве сюжета вполне годятся притчи, легенды, интересные случаи из жизни, личные поучительные ситуации. Главное, рассказать их красиво, изящно, компактно и с помощью ассоциативного ряда привязать к поводу. Успех обеспечен! Примером тому является речь Стива Джобса, произнесённая перед выпускниками Стэнфорда (см. приложение 2).

2.3. Метод третий: анекдот плюс

Анекдот - это сюжетный рассказ и поучительная история. Но особенностью анекдота является его лаконичность и очень неожиданный и остроумный ход в концовке, вызывающий смех зала.

Принцип построения торжественной речи с помощью анекдота тот же самый. Рассказанный анекдот автоматически несет с собой круги смыслов, ассоциации. И ваша задача, найти подходящую под торжественный повод ассоциацию, новый неожиданный вывод, и озвучить это в резюме последней фразы

2.4. Четвертый метод: интересный факт плюс вывод

Самый лаконичный способ. Но и, пожалуй, наиболее сложный, поскольку в любом факте содержится маловато понятий и отсюда не так много ассоциаций. Поэтому здесь необходимо обладать особенно богатым и развитым ассоциативным мышлением.

Для этого метода необходим уже набор интересных фактов, шокирующих событий, а также крылатых выражений, красивых цитат, изящных афоризмов, мудрых изречений. Ключевые начала плюс вывод или пожелание, привязанное к поводу. ( Великий режиссер Константин Станиславский сказал: «Театр начинается с вешалки!» А наша школа начиналась для нас с…)

Глава 3. Практическая часть

3.1. Импровизация по опорам как один из методов построения торжественной речи

Изучив все методы построения торжественной речи, мы пришли к выводу, что импровизация по опорам - самый эффективный способ.

Метод первый подходит к любой торжественной речи. Он строится на импровизации с помощью ключевых тезисов или опор. Импровизация - это более подробное раскрытие смысла, обыгрывание короткого тезиса. Композицию этого метода, мы сейчас разберем. Задача - брать опору и раскрывать, обыгрывать ее в своей речи по объему примерно на один абзац или хотя бы на одно-два предложения. Последовательное раскрытие этих тезисов и даст полноценную праздничную речь.

Композиция

Пояснение

Ключевые фразы

1. Бодрое (или скорбное) обращение и приветствие.

Во вступлении вы называете того или тех, к кому обращаетесь с речью.

- Дорогие Друзья! Рад вас приветствовать на этом празднике!

-Уважаемые Родственники! Я рад вас видеть сегодня!

-Дамы и Господа! Разрешите открыть наш торжественный вечер!

-Россияне! К вам обращаюсь я в этот важный момент нашей истории!

2. Описание и поднятие значимости события (явления, человека).


Раскрывая этот тезис, вы рассказываете, что для нас значит этот человек.

Какой сегодня важный этап в его богатой на события жизни.

Почему именно сегодняшний день мы запомним навсегда. Что значит этот день для человечества.

Чем неповторим для нас этот вечер.

-Если бы не наши замечательные строители, не было бы никакой нашей организации

-Это событие трудно переоценить, но пятилетие нашей фирмы стало событием в сфере нашего бизнеса…

- Сегодня, ровно пятьдесят лет назад, погожим весенним днем родился Иван Иваныч…

3.Этапы большого пути.


Здесь вы бросаете взгляд в прошлое этого события, явления или человека. Раскрываете, как складывался жизненный путь.

Что повлияло на становление личности этого человека.

Как он шел к этому открытию.

- Я знаю этого человека с юных лет…

- Какие же должности только не занимал за эти 20 лет юбиляр на нашем заводе…!

- В тот день я вошел в эту дверь и даже не мог представить, что будет дальше…

4.Взгляд в будущее.


Вы переходите к раскрытию, чем этот человек (событие, явление) будет важен для нас и что ожидает нас в ближайшее время.

Выражаете свои предположения о роли этой личности в обозримом будущем.

Выражаете надежду на дальнейшее развитие.

- Я надеюсь, что наша фирма и ее коллектив способен на еще большие успехи! А именно…

- У меня есть уверенность, что Людмила Семёновна и в дальнейшем…

- Я надеюсь, что наши молодожены станут надежной ячейкой нашего общества…

5.Комплименты в адрес юбиляра или людей, причастных к событию.

В этом фрагменте речи вы, настроившись на искренность и неподкупность, говорите все хорошее, что можете скреативить в адрес человека, события, явления.

О профессиональных его качествах, о его выдающихся морально - волевых достоинствах.

- Одним из главных достоинств Иван Иваныча является…

- Я всегда красотой наших женщин, которой не мешает даже деловая обстановка…

- Особенно хочу отметить работу начальника нашего транспортного отдела…

6.Выражение благодарности и других чувств лицам, причастным к событию.


В этом абзаце вы выражаете благодарность виновнику торжества и причастным к событию людям за то хорошее, что они сделали.

Вы благодарите всех участников и подельников за то, что это событие, наконец, свершилось.

Здесь же уместно сказать несколько слов о других позитивных чувствах, с которыми у вас связан повод, виновник торжества и лица, причастные к событию.

- Моя особая благодарность Ивану Иванычу за личный вклад в становление меня как специалиста…

- Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность коллективу менеджеров нашего отдела…

- И отдельно хочу поблагодарить мою маму и передать ей привет с этой сцены…


7.Призыв, вывод, пожелание.

В завершение речи ваша задача поставить убедительную яркую точку.

Уместно сделать вывод, озвучить призыв, выразить пожелание.

Последние фразы должны стать кульминационным эпизодом всей речи.

- Да здравствует Советская Власть!

- Мы строили, строили, и, наконец - построили!

- Ударим автопробегом по разгильдяйству и

бездорожью!

- Горько!

- Ну, за искусство!


Напомним, что порядок пунктов может быть любой, вы можете воспользоваться только двумя или тремя. Главное, раскрыть те позиции, которые подходят под ваш повод, захватить внимание слушателей своей энергетикой и сказать речь на одном дыхании. По времени торжественная речь не должна быть затянута.

Мы проанализировали образцы торжественной речи и убедились, что все они построены на ключевых опорах.


«Речь по прибытии в Васюки» из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», 1927 года (см. приложение 3)

Композиции

Цитаты

1. Описание и поднятие

значимости события (явления, человека).

«Знаете ли вы, что ваш «Клуб четырех коней» при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки? Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам!»

2.Взгляд в будущее.

«Васюкинцы денег платить не будут. Они будут их по-лу-чать! Ведь на турнир с участием таких величайших гроссмейстеров съедутся любители шахмат всего мира. Сотни тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки. Во-первых, речной транспорт такого количества пассажиров поднять не сможет. Следовательно, НКПС построит железнодорожную магистраль Москва-Васюки.»

«А там, как знать, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!»

3.Комплименты в адрес юбиляра или людей, причастных к событию.

«Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город».

Дмитрий Медведев

Речь на церемонии вступления в должность Президента РФ 2008 года (см. приложение 3)

Композиции

Цитаты

1. Бодрое (или скорбное) обращение и приветствие.

«Уважаемые граждане России! Дорогие друзья!»

2. Описание и поднятие значимости события (явления, человека).

«Только что мной принесена президентская присяга, она дается народу России, и в ее самых первых строках - обязательство уважать и охранять права и свободы человека. Именно они признаны высшей ценностью в нашем обществе, и именно они определяют смысл и содержание всей государственной деятельности».

3.Этапы большого пути.


«За последние восемь лет был создан мощный фундамент для долгосрочного развития, для просто десятилетий свободного и стабильного развития. И этот уникальный шанс мы должны максимально использовать, чтобы Россия стала одной из лучших стран мира, лучшей - для комфортной, уверенной и безопасной жизни наших людей: в этом - наша стратегия, и в этом - ориентир на годы вперед».

4.Взгляд в будущее.

«Мы будем добиваться внедрения инновационных подходов во все сферы жизни, строить самые передовые производства, модернизировать промышленность и сельское хозяйство, создавать мощные стимулы для частных инвестиций и в целом стремиться к тому, чтобы Россия прочно утвердилась среди лидеров технологического и интеллектуального развития».

5.Комплименты в адрес юбиляра или людей, причастных к событию.

«…сделать всё для лучшей жизни наших людей, их успеха и уверенности в своем будущем, во имя дальнейшего подъёма и процветания нашей любимой Родины - нашей великой России».

6.Выражение благодарности и других чувств лицам,

причастным к событию.

«Я сердечно благодарю Президента Владимира Владимировича Путина за его неизменную личную поддержку, которую я постоянно ощущал. Уверен, что так будет и впредь».

7.Призыв, вывод,

пожелание.

«И, наконец, подлинное торжество закона возможно лишь при условии безопасной жизни людей. И я сделаю всё, чтобы безопасность граждан была не только гарантирована законом, но и реально обеспечена государством».

Протоиерей Фёдор Титов

Слово въ день священнаго вѣнчанія на царство ихъ Императорскихъ Величествъ, 14 мая 1902 года. (О значеніи православія, самодержавія и любви народа къ Царю въ исторіи Россіи) (см. приложение 3)

Композиции

Цитаты

1. Бодрое (или скорбное) обращение и приветствие.

«Веселится духомъ нынѣ нашъ русскій Царь. Веселится и торжествуетъ вмѣстѣ съ нимъ и весь русскій православный народъ, все наше русское царство».

2. Описание и поднятие значимости события (явления, человека).

«День священнаго вѣнчанія нашего Благочестивѣйшаго Государя на царство - великій праздникъ, одинъ изъ самыхъ радостныхъ и торжественныхъ церковно-гражданскихъ праздниковъ. Какъ велико значеніе этихъ идей въ исторіи нашего народа, такъ должно быть высоко и радостно и торжество его въ нынѣшній день».

3.Этапы большого пути.


«Для того, чтобы понять и уяснить себѣ особенное значеніе нынѣшняго праздника, мы должны обратиться мыслію къ тому дню, который послужилъ первообразомъ и началомъ нынѣшняго торжества, къ тому дню, въ который совершилось дѣйствительное вѣнчаніе нашего Благочестивѣйшаго Государя на Царство».

4.Взгляд в будущее.

«Да будетъ же весь нашъ русскій народъ неизмѣнно вѣренъ самодержавной царской власти, даровавшей ему столь великія благодѣянія въ прошломъ и такъ необходимой ему и для дальнѣйшаго благополучнаго, лучшаго и счастливаго развитія».

5.Комплименты в адрес юбиляра или людей, причастных к событию.

«На этомъ обширномъ пространствѣ живетъ чрезвычайно разноплеменное, разновѣрное, разнохарактерное и разнообразное по языку, быту и степени умственнаго и нравственнаго развитія народонаселеніе».

6.Призыв, вывод, пожелание.

«Помолимся отъ всего сердца Господу Богу о нашемъ Царѣ, «да укрѣпитъ Онъ всесильнымъ Духомъ Своимъ державу правленія Его и да подастъ Ему силу къ укрѣпленію порядка и правды въ дѣлахъ, къ просвѣщенію народа въ истинахъ вѣры, къ утвержденію въ каждомъ званіи вѣрности долгу и закону, къ охраненію всеобщей безопасности, къ возвеличенію благоденствія и славы возлюбленнаго нашего отечества».


Александр Блок

Речь, произнесенная в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина. Февраль 1921 года (см. приложение 3)

Композиции

Цитаты

1. Описание и поднятие значимости события (явления, человека).


«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними - это легкое имя: Пушкин».

2.Этапы большого пути.


«Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта - не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его - внутреннее - культура, - это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога».

3.Взгляд в будущее.

«Мы умираем, а искусство остается. Его конечные цели нам неизвестны и не могут быть известны. Оно единосущно и нераздельно».

4.Комплименты в адрес юбиляра или людей, причастных к событию.

«Сегодня мы чтим память величайшего русского поэта».

5.Призыв, вывод, пожелание.

«Никаких особенных искусств не имеется; не следует давать имя искусства тому, что называется не так; для того чтобы создавать произведения искусства, надо уметь это делать.

В этих веселых истинах здравого смысла, перед которым мы так грешны, можно поклясться веселым именем Пушкина».


Д.Ф. Кеннеди

Речь в Американском Университете. 10 июня 1963года

(см. приложение 3)

Композиции

Цитаты

1. Описание и поднятие значимости события (явления, человека).


«Я избрал этот момент и это место для того, чтобы обсудить тему, по поводу которой очень уж часто проявляется невежество и очень уж редко преследуется цель добиться правды, хотя эта тема является наиболее важной в мире - мир во всем мире».

2.Взгляд в будущее.

«Но мы будем готовы к ней, если ее захотят другие. Мы будем готовы попытаться остановить ее. Но мы также выполним нашу роль в строительстве мира во всем мире, в котором слабым ничто не будет угрожать, а сильные будут справедливыми. Мы не беспомощны перед лицом этой задачи и верим в ее осуществимость. Убежденные и бесстрашные, мы будем продолжать работать не ради осуществления стратегии уничтожения, а ради стратегии мира».

3.Призыв, вывод, пожелание.

«Короче говоря, и Соединенные Штаты и их союзники, и Советский Союз и его союзники взаимно глубоко заинтересованы в справедливом и подлинном мире и прекращении гонки вооружений», «Так что давайте упорно продолжать наши усилия».

Торжественная речь священника Д.Р. Холла на свадьбе принца Уильяма и Кейт Миддлтон. 29 апреля 2011года (см. приложение 3)

Композиции

Цитаты

1. Бодрое (или скорбное) обращение и приветствие.

«Уважаемые гости!»

2. Описание и поднятие значимости события (явления, человека).

«Мы собрались здесь перед Богом и верующими людьми, чтобы сочетать этого мужчину и эту женщину в священном союзе, что есть святое состояние, институт самого Бога, означающего для нас мистический союз между Христом и Церковью, что союз, благословленный Христом и совершаемый при его незримом Присутствии»

3.Этапы большого пути.

« ...брак - есть продолжение рода человеческого согласно воле Божией, и тем детям надлежит быть воспитанными в Божием трепете, окруженными Божественной природой вещей, во славу Божию. ...Следуя этим обетам эти два человека пришли сюда, чтобы соединить свои судьбы. »

4.Призыв, вывод, пожелание.

«Таким образом, если есть какой-нибудь человек, который может свидетельствовать против того, чтобы этот брак совершился сейчас, пусть выскажет это сейчас, если нет, то пусть в их жизни вечно царит мир».


М. В. Ломоносов

Слово похвальное блаженныя памяти государю императору Петру Великому, говоренное апреля 26 дня 1755 года (см. приложение 3)

Композиции

Цитаты

1. Бодрое (или скорбное) обращение и приветствие.

«Священнейшее помазание и венчание на Всероссийское государство всемилостивейший самодержицы нашея празднуя, слушатели, подобное видим к Ней и к общему Отечеству Божие снисхождение, каковому в ея рождении и в получении отеческаго достояния чудимся».

2. Описание и поднятие значимости события (явления, человека).

«Что ж нынешний праздник? Верх и венец прежде реченных. Венчал Господь ея чудное рождение, венчал преславное восшествие, венчал бесприкладныя добродетели, венчал благодатию, ободрил благонадежною радостию и благословил громкими победами, победами восшествию ея подобными, ибо, как внутренние враги побеждены без пролития крови, так и внешние с малым уроном преодолены были»

3.Этапы большого пути.

«Таковыя изображения в мыслях представляет нам, слушатели, воспоминание тогдашней радости!»

4.Взгляд в будущее.

«Везде Петра Великаго вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени -- и не могу сам себя уверить, что один везде Петр, но многие и некраткая жизнь, но лет тысяча»

5.Комплименты в адрес юбиляра или людей, причастных к событию.

«Я вижу в древности и в новых временах обладателей, великими названных».

6.Призыв, вывод, пожелание.

«Услыши нас, Боже, награди Господи!»

3.2. Лингвистический эксперимент «Торжественная речь»

С целью научить группу учащихся построению торжественной речи по случаю, мы предложили ребятам 5 - 11 классов ознакомиться с методом импровизация по опорам и написать торжественную речь на следующие предложенные темы:

- открытие фестиваля клоунов (7 класс);

  • премьера фильма «Высоцкий» (11 класс);

  • премьера полнометражного мультипликационного фильма «Иван Царевич и Серый Волк» (5 класс);

  • открытие памятника Ивану-дурачку (6 класс);

  • открытие завода по изготовлению скрепок (9 класс);

  • выпускной вечер (11 класс);

  • аукцион по продаже зубных щеток (8 класс)

Проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что импровизация по опорам является самым эффективным методом построения торжественной речи. Его легко применять на практике как учащимся среднего, так и старшего звена. У ребят получились очень интересные и необычные сочинения (см. приложение 4), что является подтверждением нашей гипотезы. Надеемся, что наши занятия не прошли даром, были полезными не только для учащихся, но и для людей, которые прочитали нашу статью в Интернете и отозвались на нее (см. приложение 5).


Заключение


Сегодня человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени. Именно поэтому ему необходимо научиться воздействовать на аудиторию, подвигнуть людей на активные действия, а иногда, может быть, заставить изменить образ жизни и мировосприятие.

Умение красиво говорить ценилось во все времена, цениться и в наше время. Человек, который словами способен увлечь слушателей, убедить их в чем-либо, способен повлиять на многие вещи. Именно люди, для которых ораторское искусство - не просто пустой звук, а важный и неотъемлемый элемент успеха, добиваются больших высот на различных поприщах.

Красноречие рождается из многих знаний и умений. Для того чтобы быть хорошим оратором, по словам Цицерона, «...необходимо усвоить самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединиться юмор и остроумие, образование...Кроме того, необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры...»[11, стр. 129]

Если задаться вопросом, для кого ораторское искусство является важным элементом, то придти к какому-то конкретному ответу (определить конкретную категорию людей) нельзя. Умение увлекать людей словом является важным практически для любого человека, независимо от его сферы и рода деятельности.

Умение говорить красиво - это ценнейший дар, он помогает человеку производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться к любой ситуации. Однако каждый из нас знает, что говорить можно по-разному: одних людей хочется слушать и слушать, других выслушать до конца просто нереально, появляется огромное желание закрыть уши и немедленно убежать подальше. Искусство красиво и образно говорить встречается всё реже. Правильная речь имеет почти магическое действие и очень сильно влияет на качество жизни.

Речь современного успешного человека должна быть яркой и запоминающейся. Вы поразитесь, насколько обширную информацию можно получить, насколько проще вам станет жить, если вы умеете и готовы без труда и страха разговаривать с людьми.

Аксиома, не требующая доказательств, - умеешь хорошо говорить, значит, всегда будешь на высоте.



Библиография

  1. Анисимова Т.В. Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: учебное пособие. 287 стр.

  2. Аристотель. Поэтика. Риторика. - СПб.: Издательство «Азбука», 2000. 440 стр.

  3. Барсов А. А. О пользе красноречия в Российской империи. - СПб.: 1761. 247 стр.

  4. Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем. В 20 томах. Том 8. Проза (1908-1916). Издательство: ИМЛИ РАН. 2010 год. 470 стр.

  5. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Издательство: АСТ. 2010 год. 350 стр.

  6. Ломоносов М. В. Краткое руководство к риторике. - ПСС. - М.; Л., АН СССР, 1952. - Т. 7. - С. 410 стр.

  7. Ломоносов М.В. Слово Похвальное Петру Великому. М.В. Ломоносов . Сочинения. - М.,1957. - С. 418-435.

  8. Савкова З.В. Искусство оратора. - СПб.: Общество «Знание», 2003. 280 стр.

  9. Устинов Дмитрий. «Прошу слова! или искусство торжественной речи». 2010 год. (Интернет - статья)

  10. Хазагеров Г.А. Риторика и поэтика - Древняя Русь. ЭКСМО. 2010год. 245 стр.

  11. Цицерон М.Т. Об ораторе. Три трактата об ораторском искусстве. - М.: Ладомир, 1994. 390 стр.

Интернет - ресурсы:

26



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал