- Учителю
- Конспект урока по литературе по рассказу Л.Н.Толстого После бала
Конспект урока по литературе по рассказу Л.Н.Толстого После бала
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Тема: Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу.
Л.Толстой. Из «Дневников»
Цели урока:
-
Понять содержание рассказа, постигнуть авторскую мысль, идею рассказа, посмотреть, как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора;
-
Продолжать учиться анализировать эпизоды текста, делать выводы из своих наблюдений;
-
Продолжать развивать речь, учиться строить свои высказывания;
Дома вы прочитали рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Сегодня мы с ним работаем, постигаем его идею.
Имя автора, Л. Н. Толстого, нам уже хорошо известно. Давайте немного поговорим об этом человеке. Что вы о нем знаете?
-
Лев Толстой прожил долгую жизнь, скончался на восемьдесят третьем году;
-
Многое испытал в своей жизни. Был и студентом Казанского университета, и военным, причем подвергался смертельной опасности на Кавказе и в Севастополе ; был путешественником, и педагогом, и общественным деятелем, и философом;
-
Граф Толстой любил сам принимать участие в крестьянском труде (пахал сам землю, сажал сады и леса);
-
Очень активный, энергичный, любил жизнь во всех проявлениях. В 67 лет выучился кататься на велосипеде, на коньках. Толстой был неутомимый ходок в прогулках, превосходно ездил верхом, отлично плавал;
-
Задумывался о серьезных проблемах бытия: о смысле жизни, о смерти, о добре и зле;
-
У Толстого появилось сознание нравственной незаконности своего положения помещика среди нищеты окружающих его бедняков.
Мысль Толстого, что нельзя быть счастливым, если рядом с тобой много горя и страданий;
-
На свой талант он смотрел не как на средство достижения личных целей, а как на оружие, данное ему свыше для служению человечеству;
-
Вся его жизнь - это и есть служение человечеству. Толстой в многочисленных статьях и художественных произведениях борется с существующим злом и неправдой, обличает насилие и деспотизм власти, протестует против совершающихся войн, называя войну «самым ужасным злодеянием , какое только может совершить человек»;
-
Толстой призывал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к созданию своей нравственной ответственности за все свои поступки.
Слово учителя .
Посмотрите, как много мы знаем об этом человеке. Можем с полной уверенностью сказать, что Л. Н. Толстой - это личность, неординарный человек. Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, мыслитель, но и как человек, как личность. В истории человечества такие люди, как Лев Толстой, появляются только веками.
Обратимся к рассказу.
Наше задание : постигнуть авторскую мысль, идею рассказа, посмотреть , как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора.
-
Почему этот текст по своему жанру является рассказом?
В центре повествования всего лишь 2 эпизода: бал и после бала. Одно важное событие из жизни героя. Какое?
В рассказе описывается бал у губернского предводителя, влюбленность героя и потрясение от жестокости случившегося после бала.
-
Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших после бала, хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц?
Именно после бала происходит событие, изменившее всю жизнь героя.
-
Работа в группах.
Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» - первая группа, «После бала» - вторая группа.
На балуПосле бала
Краски, цветовая гамма
Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского.
Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.
Описание внешности главного героя эпизода
Варенька
Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались.
Солдат
Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал : «Братцы, помилосердуйте»
Звуки, характер музыки
Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс.
Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов.
Психологическое состояние рассказчика
1)Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро;
2)Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;
3)Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство(к отцу ее);
4)Бесконечно счастлив.
На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил.
Описание полковника
Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец.
Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте
-
Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий - это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности.
Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.
-
Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу?
Человек думающий, размышляющий о жизни. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: « Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь…Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было».
-
Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое, чего я не знал».
-
О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать» ?
Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть.
Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича.
-
Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?
Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь « неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль.
Вывод: Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра - смысл его жизни.
Домашнее задание.
Творческая работа «Утро, изменившее жизнь».