7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 6 класс Коровина

Рабочая программа по литературе 6 класс Коровина

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с.Кышик»





Рекомендована МО учителей Согласовано:

учителей гуманитарного цикла зам.директора по УР

протокол № ____ от _________ В.В.Рыженкова _____

руководитель МО ___________

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по литературе



6 класс



2015-2016 учебный год



















Программу разработала:

Сидорова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория













2015 год

СОДЕРЖАНИЕ





  1. Пояснительная записка………………………………………..

  2. Учебно-тематический план……………………………………

  3. Содержание учебного предмета………………………………

  4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения…………………………………………………….

  5. Список литературы…………………………………………….

  6. Приложение ……………………………………………………











































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской и примерной программ по литературе к учебному комплексу для 6 класса (Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы). Под редакцией В.Я.Коровиной. Авторы: В.Я.Коровина., В.П.Журавлев., В.И.Коровин М.: Просвещение. 2008г), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по литературе. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.



1.2. Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения:

  • программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,

  • определяет общую стратегию обучения,

  • способствует воспитанию и развитию учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.



1.3. Общие цели и задачи учебного предмета

На данном этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить коммуникативные навыки на основе осознания языка и образности литературного текста.



1.4. Место предмета в учебной программе школы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета литература на этапе общего образования.

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

- практических работ (развитие речи) - 9

- классных сочинений - 2

- домашних сочинений - 8

- уроков внеклассного чтения - 4

- контрольных работ - 2

- тестирований - 4



1.5. Роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова и др.

  • изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Изучение русской литературы должно предоставить учащимся возможность:

  • читать произведения русской литературы ХIХ и ХХ веков, вершинные произведения зарубежной литературы, литературы народов России и осознавать их как явления словесного искусства;

  • характеризовать этапы и факты жизненного и творческого пути писателей;

  • получить целостное представление о русской литературе XIX и ХХ веков, соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизм, романтизм, реализм, модернизм);

  • характеризовать авторскую позицию в литературном произведении и формулировать её сущность;

  • научиться писать классные и домашние сочинения по мотивам изученных литературных произведений и на основе жизненных впечатлений;

  • осознавать себя носителем своей национальной культуры, способным к диалогическому общению с русской и другими национальными культурами.

1.6. Используемые современные образовательные технологии

На основании Закона РФ «Об образовании» основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования являются:

1. Формирование у обучающихся ценностно-смысловых,

общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций;

2. Формирование информационной культуры личности.

Создание условий для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала способствует повышению качества знаний учащихся, овладением учащимися ключевыми компетентностями, формированию научно-исследовательских навыков у обучающихся.

Для достижения этих результатов а учебном курсе литературы используются следующие образовательные технологии:

  • Технология развивающего обучения

  • Технология речевого развития (работа с текстом)

  • Тестовые технологии на уроках литературы

  • Технология проблемного обучения

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

  • Технология «Творческая мастерская»

  • Технология «Метод проектов». Руководство исследовательским проектом в старших классах

  • Технология обучения анализу поэтического текста

  • Технология «Дебаты»

  • Информационные технологии в преподавании литературы.



1.7. Учебно-методический комплекс

Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект:

Программа: Программа по литературе. 5-11классы. Базовый уровень. / Авторы: В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П.Полухина г. Москва. «Просвещение» 2008 г.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература 6кл. ч.1,2., г. Москва, «Просвещение», 2013г.

Рабочие тетради: Тесты по литературе. К учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 6 класс» Е.Л.Ляшенко

В перечень учебно-методического комплекса включены пособия, изданные в течение последних нескольких лет, а также издания прошлых лет. Включение в перечень таких пособий объясняется тем, что они не переиздавались в последние годы, но представляют собой методическую ценность.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник».вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»;Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»;А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).



Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 - 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера - ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям - доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».



4. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Учебно-программные материалы:.

1)Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин- М. : Просвещение, 2008



Учебно-теоретические материалы:

1) Литература: 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина - М.: Просвещение, 2008

2) И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004 Н.В.Егорова «Поурочные разработки по литературе» М.: «ВАКО», 2013.

  1. В.Я.Коровина,Т.А.Збарский «Литература 6 класс.». 4Т.М.Курдюмова «Практикум»2009г.

Учебно-практические материалы:

  1. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл.-М.: Просвещение, 2003

  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие - М.: Дрофа, 2003

  3. Тесты по литературе. К учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 6 класс» Е.Л.Ляшенко



Учебно-справочные материалы:

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - М.: Азбуковник, 2008

  2. Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев - М.: Просвещение, 2013



Мультимедийные пособия.

В.Я.Коровина,В.П.Журавлев, В.И. Коровин / МП3 Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»,М.;Просвещение»,2009

Электронный учебник «Кирилл и Мефодий» Литература 6 класс



Наглядно-демонстрационный материал по литературе

1.Альбом по литературе «Русские писатели XVIII-XIXвв»;

2.Альбом «Портреты иностранных писателей»;

3.Комплект портретов «Русские писатели XXв»;

4.Комплект «А.М.Горький»;

5. Комплект «А.С.Пушкин»;

6. Альбом по литературе(иллюстрации к художественным произведениям, репродукции картин);

7.Раздаточный материал к художественным произведениям, изучаемым

в 6 классе.

8. Электронное приложение к урокам литературы 6 класс.

9. Фонохрестоматия к учебнику по литературе 6 класс





5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Перечень литературы и средств обучения для учащихся:

Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях / В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -10-е изд.- М.: Просвещение, 2011Дидактические материалы для 6 класса. «Читаем, думаем, спорим».

З.Я. Рез. Лермонтов в школе.

М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. М.: 2000

А.А. Крундешев. Как работать над сочинением. С-Пб., 1992.

Русское народное поэтическое творчество под ред. А.М. Новикова, М.: 1978.

На подступах к риторике: 5-10 кл./ Сост. В.Я.Коровина.- М.,1996.

Хрестоматии: Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-9 кл./ Сост. О.В.Творогов.-М.: Просвещение,2002.

Российская школьная хрестоматия: 5-11 кл./Сост. В.И.Коровин, В.Я.Коровина. - М.: Интербук, 1995-1996.

Cловари:

Русские писатели XIX- начала XX века: Библиографический словарь/ под ред. Н.Н.Скатова.- М.: Просвещение,1995.

Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2ч./ Под ред. П.А.Николаева.- М.: Просвещение, 1996.

А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь/ под ред. В.И.Коровина.- М.: Просвещение,1999.

Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 2002.

Для учителя:

С.М. Анихина, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе 6 класс М.: «Вако», 2003.

Ж.Н. Критарова. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 класс: Пособие для учителя - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.

Литература 5-9 кл.: развернутое тематическое планирование/ сост. О.А. Арисова и др. - Волгоград: учитель, 2008.

- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.: ил. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ).













































6. ПРИЛОЖЕНИЕ



ПРИЛОЖЕНИЕ 6.1.



Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 6 классе на 2015-2016 уч.год

2часа в неделю, 70 часов





п\п

Тема

Дата

Коррект.

Домашнее задание

Введение (1 час)

1

Русская литература и история







Устное народное творчество (1час)

2

Отражение жизни народа в народных песнях







Из древнерусской литературы (3 часа)

3

Предания «О Пугачеве», «О покорении Ермаком Сибири»







4

«Житие Александра Невского»







5

«Шемякин суд»







Из русской литературы 18в (3 часа)

6

Историческая основа повести Н.М.Карамзина «Наталья, дочь боярская»







7

Д.И.Фонвизин «Недоросль»







8

Д.И.Фонвизин «Недоросль» Анализ комедии







Из русской литературы 19в (26 часов)

9

И.А.Крылов «Лягушки, просящие царя»







10

И.А.Крылов «Обоз»







11

Думы К.Ф.Рылеева







12

А.С.Пушкин «Туча», «К***», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября»







13

А.С.Пушкин и история А.С.Пушкин «История Пугачева»







14

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»







15

Гринев: жизненный путь героя







16

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина







17

Пугачев и народное восстание в романе







18

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»







19

А.С.Пушкин «Пиковая дама»







20

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина







21

М.Ю.Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве







22

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»







23

Особенности композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»







24

Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»







25

Исторические произведения Н.В.Гоголя







26

Н.В.Гоголь «Ревизор»







27

Разоблачение пороков чиновничества







28

Хлестаков как нравственное явление







29

Сочинение «Роль эпизода в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»







30

Н.В.Гоголь «Шинель»







31

И.С.Тургенев «Ася»







32

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города». Образы градоначальников







33

Обучение анализу эпизода из романа М.Е.Салтыкова «История одного города»







34

Контрольная работа по теме «Литература 19в»







Из литературы 20в (26часов)

35

Н.С.Лесков «Старый гений»







36

Л.Н.Толстой «После бала»







37

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала»







38

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»







39

Поэзия родной природы в творчестве поэтов 19в.







40

А.П.Чехов «О любви»







41

И.А.Бунин «Кавказ»







42

А.И.Куприн «Куст сирени»







43

Сочинение «Что значит быть счастливым?»







44

А.А.Блок «Россия»







45

С.А.Есенин «Пугачев»







46

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина







47

Подготовка к домашнему сочинению







48

М.А.Осоргин «Пенсне»







49

И.С.Шмелев «Как я стал писателем»







50

Журнал «Сатирикон». Тэффи «Воротник». М.Зощенко «История болезни»







51

Контрольная работа по теме «Литература 20в»







52

А.Т.Твардовский «Василий Теркин»







53

Василий Теркин - защитник родной страны







54

Композиция и язык поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»







55

А.Платонов «Возвращение»







56

Стихи и песни о Великой Отечественной войне







57

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»







58

Сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20в»







59

Русские поэты о Родине, родной природе







60

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине







Из зарубежной литературы (10 часов)

61

У.Шекспир «Ромео и Джульетта»







62

Сонеты У.Шекспира







63

Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»







64

Черты классицизма в комедии Мольера







65

Дж.Свифт «Путешествия Гулливера»







66

Дж.Свифт «Путешествия Гулливера»







67

В.Скотт «Айвенго»







68

Литература и история в произведениях, изученных в 8кл.







69

Итоговое тестирование по зарубежной литературе







70

Задания для летнего чтения





























































ПРИЛОЖЕНИЕ 6.2.



Произведения для заучивания наизусть

Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (по выбору).

А.С.Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).

М.Ю.Лермонтов. Мцыри (отрывок по выбору уч-ся).

Н.В.Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).

Л.Н.Толстой. После бала (отрывок на выбор).

А.Т.Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).

О родной природе, о родине ( 2-3 стихотворения, на выбор).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Произведения для самостоятельного чтения

Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе..», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя…», «Ах вы , ветры, ветры буйные..», «Авдотья Рязаночка»

Из русской литературы XIX века

И.А.Крылов. Кошка и Соловей.. и др.

К.Ф.Рылеев. «Я ль буду в роковое время..», Иван Сусанин.

П.А.Вяземский. Тройка.

Е.А.Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой не громок..». Муза.

А.В. Кольцов. Русская песня. Разлука.

А.С.Пушкин. «Вновь я посетил…», Повести Белкина. «Капитанская дочка»

М.Ю.Лермонтов. Маскарад. «Мцыри». Стихи

Н.А.Некрасов. «Душно! Без счастья и воли…». «Ты всегда хороша несравненно…». Поэма «Русские женщины»

Ф.И.Тютчев. «Пошли, Господь, свою отраду…». Поэзия.

А.А.Фет. «На заре ты ее не буди…». «Буря на небе вечернем…». «Я жду…Соловьиное эхо…».

А.Н.Майков. «Вчера - и в самый мир разлуки…».

А.П.Чехов. Толстый и тонкий. Тоска. Хамелеон. Из трилогии «О любви»

В.Г.Короленко. Мгновение

Из литературы XX века

М.Горький. Старуха Изергиль. Челкаш.

И.Ф.Анненский. Снег.

А.А.Блок. Стихотворения (на выбор).

А.Белый. Заброшенный дом.

М.А.Волошин. Коктебель.

C.А.Есенин. Письмо матери.

Н.М.Рубцов. «В святой обители природы…».

А.Т.Аверченко. О шпаргалке.

Н.Н.Дубов. Горе одному.

В.Ф.Тендряков. Весенние перевертыши.

Из зарубежной литературы

У.Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.

Г.Уэллс. Война миров.

Э.По. Золотой жук.



ПРИЛОЖЕНИЕ 6.3.

Контроль уровня обученности

(примерное содержание контрольных и тестовых работ)



Контрольная работа после изучения произведения А.С.Пушкина

« Капитанская дочка» /20 вопросов/

  1. Жанр произведения:

А) роман; Б) историческая повесть; В) повесть.

  1. В этом произведении автор:

А) высказывает от своего лица; Б) не высказывается; В) делает редкие замечания.

  1. В строке: « К нему не зарастет народная тропа…»- автор использует:

А) сравнение; Б) метафору; В) гиперболу.

  1. Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги:

А) Пугачев; Б) капитан Миронов; В) Гринев.

  1. Гринева и Швабрина объединяет:

А) служба у Пугачева;

Б) презрительное отношение к людям;

В) общественное и служебное положение.

  1. К теме народного восстания Пушкин обращается в повести:

А) «Станционный смотритель»; Б) «Капитанская дочка»; В) «Метель».

  1. Идейный и художественный центр « Капитанской дочки» олицетворяет:

А) Маша Миронова; Б) Гринев; В) Пугачев.

  1. Образы Гринева и Швабрина вводятся в повествование по принципу::

А) антитезы; Б) сопоставления; В) взаимодополнения.

  1. Повествование в произведении ведется от лица:

А) повествователя; Б) Гринева; В) нескольких персонажей.

  1. В основе произведения лежит принцип:

А) фантастики; Б) жизнеподобия; В) сочетания жизнеподобия и фантастики.

  1. В произведении ближе всех к народу по своему имущественному положению, культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей:

А) Гринев; Б) семья капитана Миронова; В) Швабрин.

  1. Наиболее поэтизирован в произведении образ:

А) Маши Мироновой; Б) Василисы Егоровны; В) Ивана Кузьмича.

  1. «Веселое лукавство ума» характерно для:

А) Гринева; Б) Савельича; В) Пугачева.





  1. Повелительное наклонение преобладает в речи:

А) Пугачева; Б) старика Гринева; В) генерала.

  1. Речевая характеристика Гринева помогает раскрытию его:

А) многопланового образа; Б) общественного положения;

В) культурного уровня.



  1. Сказка, рассказанная Пугачевым Гриневу, - это:

А) ирония; Б) иносказание; В) сатира.

  1. В раскрытии образа Пугачева особую роль играет:

А) фольклор (песни, сказки, пословицы, поговорки);

Б) сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике;

В) сцена на военном совете.

  1. «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок»- это портрет:

А) Гринева ; Б) Пугачева; В) Швабрина.

  1. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:

А) наступательно; Б) путем подкупа; В) оборонительно.

  1. Проблема чести возникает в произведении:

А) «Капитанская дочка» ; Б) «Песнь о вещем Олеге»; В) «Борис Годунов»

Тест по произведению И.С.Тургенева «Ася».

1. Причина несостоявшейся любви Аси и господина N:

А) душевная слабость, малодушие героя

Б) характер героини

В) несогласие Гагина

2. Особое очарование главной героини - в её:

А) характере

Б) поведении

В) романтической таинственности

3. В этом произведении авторская позиция:

А) выражена в авторском повествовании

Б) передана одним из персонажей

В) скрыта

4. Отметить, что интересует героя повести в жизни:

А) Природа и люди

Б) Только он сам и его чувства

В) Памятники старины, произведения искусства

Г) Исключительные люди

5. Отметить причину, по которой герой повести не решается жениться на Асе:

А) она ещё молода

Б) он пасует перед её любовью и самоотверженностью

В) он чувствует, что недостоин её

Г) он слишком любит её, чтобы испортить ей жизнь

6. Отметить верную характеристику типа «тургеневской девушки».

A) Национальный русский тип

Б) Тип юной девушки вообще

B) Мировой литературный тип

7. Отметить, каковы чувства героя после расставания с Асей.

A) Осознание потери навсегда единственной любви

Б) Осознание невосполнимости утраты приходит к нему лишь в старости

В)Понимание, что с такой женой счастья не сыщешь

8. Прочесть слова героя в конце повести. Отметить, почему автор именно так заканчивает повествование. «... И я сам - что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека - переживает самого человека».

A)Он осуждает героя на одинокую жизнь

Б) Он подчеркивает бесцельность жизни героя

B)Он говорит о краткости и тщетности человеческого существования на фоне вечной природы



9. Отметить, на чём сосредоточено внимание в повести:

А) Поступки героев

Б) Чувства как реакция на поступки, слова

В) Любовные отношения

Г) Любовь главного героя к самому себе



10. Какие события потребовались герою, чтобы осознать потерю любимой?

А) Отъезд Аси с братом

Б) Прожить всю жизнь в одиночестве

В) Промучиться в погоне за Асей несколько лет







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

в

в

г

б

а

б

в

б

б







Тест по произведению А.Т.Твардовского. «Василий Тёркин».

1. Отметить тему поэмы «Василий Теркин».

A. Фронтовая жизнь Василия Теркина

Б. События Великой Отечественной войны

B. Судьба и характер русского солдата в Великой Отечественной войне

2. Отметить, каково соотношение юмористического и трагического в поэме «Василий Теркин».

A. Некоторые главы юмористические, некоторые трагические

Б. Каждая глава начинается трагически, а заканчивается юмористически

B. В каждой главе юмористическое и трагическое присутствуют нераздельно



3. Отметить, каково соотношение автора и героя поэмы.

A. Автор и герой знакомы

Б. Автор и Теркин - одно лицо

B. Автор - непосредственный участник событий

Г. Автор выступает в роли повествователя, знающего о том, что произошло, но принимающего в событиях непосредственного участия



4. Отметить, какие качества русского характера отражены в образе Василия Теркина.

A. Удаль

Б. Юмор

B. Отвага

Г. Оптимизм

д. Пессимизм

Е. Бесшабашность



5. Гипербола - это:

А. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.

Б. Изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.

В. Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.



6. Особенность композиции поэмы:

А. Законченность глав

Б. Ретроспективность

В. Градация

  1. Авторская позиция в произведении:

А. Отсутствует

Б. Скрыта

В. Ясно выражена.



  1. Особенностью стиха является:

А. Наличие высокопарной лексики

Б. Тесная связь с живой разговорной речью

В. Нарочитая усложнённость



  1. В главе «Гармонь» звучит:

А. Непреходящая печаль о погибших

Б. Желание Тёркина поднять настроение товарищей

В. Жизнеутверждающая сила



  1. Глава «Два солдата» по своему колориту приближается к:

А. Бытовой сказке

Б. Балладе

В. Очерку



  1. Рисуя образы героев в главе «Два солдата», автор использует:

А. Противопоставление

Б. Сравнение

В. Сопоставление



  1. Характер героя в главе «О награде» раскрывается в:

А. Монологе героя

Б. Рассказе о нём кого-то из присутствующих

В. Рассказе повествователя о нём



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

в

в

г

А,б,в,г

в

а

в

б

в

а

в

а





Контрольная работа №2 (По теме «Романтические традиции в русской литературе»)

1 вариант



Вечер



Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.



Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река,

Прогорев золотыми каймами

Разлетелись, как дым, облака.



На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

А.А.Фет



В8. Как в литературоведении называется разновидность описания, с помощью которого А.А. Фет создает поэтическую картину природы:

Далеко, в полумраке, луками…





Тестирование по зарубежной литературе

Вы познакомились с произведениями зарубежной западноевропейской литературы, а также с произведениями русской литературы от памятников Древней Руси до современности. Многое было прочитано вами самостоятельно по моей рекомендации, по рекомендации родителей и друзей. Проверьте себя: насколько прочитанное вами оставило след в вашей памяти и сердце.



  1. Какие жанры устного народного творчества и древнерусской литературы вам известны?

  2. Какие фольклорные произведения и тексты древнерусской литературы вы прочитали в 5-8 классах?

  3. Какова история создания текстов «Повести временных лет»?

  4. Каковы особенности изображения биографии героя в жанре жития?

  5. Почему Дон Кихот рассматривается в мировом искусстве как «вечный образ»?

  6. Художественный смысл финала и историческая реальность повести Н.М.Карамзина «Марфа Посадница»?

  7. Какова мораль басни И.А.Крылова «Волк на псарне», и ее роль в реальных событиях?

  8. Расскажите о главном герое романа В.Скотта «Айвенго».

  9. Какова роль эпиграфов в повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»?

  10. Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю.Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

  11. В чем заключается мастерство Н.В.Гоголя в изображении природы на страницах повести «Тарас Бульба»?

  12. Как вы считаете в чем заключается популярность романов Александра Дюма-отца?

  13. Гуманистический пафос рассказа Л.Н.Толстого «После бала»? Какова авторская позиция в произведениях М.Алданова «Чертов мост», « Святая Елена, маленький остров»?

  14. В чем смысл названия произведения Л.М.Леонова «Золотая карета»?



Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценка сочинений

Критерии оценивания

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):

Количество сочинений и их объёмкласс

классных

домашних

объем сочинений

V

4

0

1 - 1,5 стр.

VI

3

1

1,5 - 2 стр.

VII

2

2

2 - 2,5 стр.

VIII

2

3

2,5 - 3 стр.

IX

3

3

3 - 4 стр.

X

4

3

4 - 5 стр.

XI

4

3

5 - 7 стр.

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V-VIII и 10 дней в IX-XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

В V-XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к русскому языку.

Оценка сочинения

Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка.

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:

Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3-4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Допускается:

1 недочет в содержании и

1 - 2 речевых недочета.

Допускается:

1 негрубая орфографическая или

1 пунктуационная или

1 грамматическая ошибка

«4»

  • Допускается:

  • не более 2 недочетов в содержании и

  • не более 3 - 4 речевых недочетов

Допускаются:

  • 2 орфографические + 2 пунктуационные + 2 грамматические ошибки;

  • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 2 грамматические ошибки;

0 орфографических + 4 пунктуационные + 2 грамматические ошибки;

«3»

Допускается:

не более 4 недочетов в содержании и

5 речевых недочетов

Допускается:

  • 0 орфографических + 5 - 7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);

  • 1 орфографическая + 4 -7 пунктуационных + 4 грамматических ошибки;

  • 2 орфографические + 3 - 6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;

  • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматических;

4 орфографических + 4 пунктуационных + 4 грамматические

«2»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Имеются фактические неточности.

3. Допущены нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь невыразительна.

Допускаются:

  • 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

  • 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических ошибок.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:</ Отметка

Тест

«5»

90 - 100 %

«4»

78 - 89 %

«3»

60 - 77 %

«2»

менее 59 %











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал