7


  • Учителю
  • А.С. Пушкин. Капитанская дочка. 1 урок

А.С. Пушкин. Капитанская дочка. 1 урок

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОВЕСТИ



Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам,

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как... пустыня

И как алтарь без божества.

А.С. Пушкин, 1830 г.1



Знать: историческая правда и художественный вымысел.

Понимать: причины обращения Пушкина к теме пугачевского восстания.

Словарная работа: прототип, прообраз, мятеж, возмущение, восстание, фаворит, фаворитизм.



ХОД УРОКА

I. Приступая к изучению этого произведения, мы постараемся найти ответы на такие вопросы:

1. Как и когда возник замысел произведения?

2. Почему повесть о крестьянской войне носит такое название?

3. Какой смысл имеет дата, поставленная в конце повести, - 19 октября 1836 г.?

4. Почему эта повесть стала своеобразным завещанием А. С. Пушкина?

II. Обратимся к статье А. Т. Твардовского под названием «Наш вечный спутник» в учебной хрестоматии на стр. 34.

1. Как вы понимаете слова: «У каждого из нас - свой Пушкин»?

2. Какие прочитанные вами произведения А. С. Пушкина произвели на вас наиболее сильное впечатление? К каким жанрам эти произведения относятся?

Затем учащиеся знакомятся со статьей учебной хрестоматии на стр. 33, где сделан переход к повести «Капитанская дочка», готовящий к лекции учителя.



Материал для учителя2

В начале 30-х годов ХIХ века, после подавления кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе, Пушкин опять обращается к «смутным» временам отечественной истории. Фигура мятежного Пугачева теперь все более и более его привлекает и завораживает. Тему эту Пушкин в конце концов решает в двух планах: в качестве профессионального историка в «Истории Пугачева» и в качестве писателя в «Капитанской дочке».

Сначала было создано произведение историческое. Пушкин скрупулезно собирал факты и свидетельства для этого труда. Он объездил несколько губерний, где еще помнили Пугачева, где еще были живы люди, его знавшие, где гуляли из уст в уста предания о нем. Все это было записано поэтом-историком и передано потомству с самой строгой объективностью, пунктуальностью и деловитостью. И лишь затем Пушкин обратился к художественному воплощению темы.

Пушкина волновала участь его близких друзей-декабристов - Пущина, Кюхельбекера, Рылеева и других. Это были лучшие сыны России - самые благородные, самые самоотверженные.

Но почему же потерпели крушение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок России не изменился к лучшему? И можно ли наметить иные, более верные пути к благоденствию России?

Видимо, об этом задумывался автор «Капитанской дочки», когда приступал к ее созданию.

Работа над повестью продвигалась с трудом - в пушкинских бумагах сохранилось шесть различных планов повести «Капитанская дочка», И даже последний из планов имеет много различий с тем произведением, которое мы знаем.

Трижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванвич - офицер, подпоручик 2-го гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева. И отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в лагерь восставших. Это вызвано глубокими причинами.

Пушкин не сочувствовал таким людям, как Шванвич, и не восторгался крестьянским мятежом. «Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный», - говорит главный герой его романа. Так же думал и Пушкин. В 1831 году он был свидетелем одного из таких бунтов, о чем писал своему другу П. А. Вяземскому: «Ты, верно, слышал о возмущениях новгородских и Старой Руси. Ужасы. Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны в Новгородских поселениях со всеми утончениями злобы... 15 лекарей убито... четверили одного генерала, зарывали живых и проч.»3.

Не смягчая красок, рисует Пушкин кровавые эпизоды пугачевщины и в своем историческом труде, и в художественном произведении. Можно ли сказать, что автор осуждает пугачевский бунт? Объявляет его отъявленным злодейством?

Прежде всего он выясняет причины пугачевщины. В своем историческом труде А. С. Пушкин показал, что жесткость восставших была спровоцирована несправедливостью местных и правительственных властей. И на страницах «Капитанской дочки» появляется башкир - участник бунта 1741 года. Страницы, связанные с описанием этого человека, нельзя читать без содрогания.

И все же дворянин-офицер, перешедший на сторону восставших, не становится главным героем романа. Некоторые черты Шванвича переданы отрицательному герою Швабрину, близкому к типу романтического злодея. (На их связь указывает сходство фамилий.) Поиск героя продолжается. В черновиках писателя появляется Башарин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой возвращается опять в правительственную армию и отличается против Пугачева. Облик героя двоится: переход в другой стан и обратно в первый не слишком лестно его характеризует. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Даже временно. Появляется новый прототип4 героя. Это живой современник Пушкина - Валуев, девятнадцатилетний юноша, жених дочери П. А. Вяземского. Но и этот план был отвергнут. Наконец появляется герой, который останется главным в окончательном тексте романа - Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик А. М. Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении с элодеями, но по следствию оказались невинными».

Гринев в повести А. С. Пушкина стал очевидцем, свидетелем и участником событий. Вместе с ним мы пройдем путем испытаний, ошибок и побед, открытий и трудностей, путем познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия.

А теперь обратимся к тому времени, о котором рассказал А. С. Пушкин в своей повести «Капитанская дочка».

Итак, ХVII век, царствование Екатерины II, урожденной Софии Фредерики Августы, принцессы Ангальт-Цербстской (1729- 1796). В августе 1745 г. она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 г. Екатерина II пришла к власти, с помощью гвардии свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит, а дворяне, служившие в гвардии и оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы - фавориты - становились могущественными вельможами.

Екатерина II Великая вступила на русский престол 33 лет от роду и правила практически всю вторую половину ХVIII столетия. Это время стали называть екатерининской эпохой. Такая характеристика во многом объясняется успехами России на мировой арене и решением многих внутриполитических задач.

При правлении Екатерины расширилась территория России, особенно в южном и западном направлениях. Россия вела активную внешнюю торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья.

Укрепление аппарата власти, расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещения и искусства требовали больших денег. Доходы казны выросли во вторую половину ХVIII века в 4 раза, однако расходы увеличились еще больше - в 5 раз.

Екатерина II обнаружила ум и способности крупного государственного деятеля. Она была весьма образованна. Она должна была выработать политику, отвечавшую задачам развития страны. Эта политика получила название «просвещенного абсолютизма».

В своей государственной деятельности императрица использовала идеологию Просвещения, вела переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждала с ними государственные дела. Она придавала большую роль законодательству, считая, что законы создаются «для воспитания граждан». По подсчетам историков, императрица за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц.

Уже в первом манифесте после вступления на престол Екатерина II недвусмысленно заявила: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать»5.

Тем не менее не все дворяне были сторонниками ее власти, и в повести «Капитанская дочка» Пушкин показывает представителей «старинного» дворянства, сыгравшего в свое время важную роль в русской истории, а в эпоху циничного фаворитизма» потерявшего свое былое значение (представителями этого дворянства являются А. П. Гринев, граф Миних, который остался верным Петру III).

В «Моей родословной» Пушкин писал:



Мой дед, когда мятеж поднялся

Средь петергофского двора,

Как Миних, верен оставался

Паденью третьего Петра.



Итак, в годы правления Екатерины II появилось два типа дворянства - дворянство «старинное» и новое дворянство, а положение крепостных крестьян в это время еще более ухудшилось: крестьяне нищенствовали, их можно было продавать, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, ссылать их на каторгу, творить произвол. Бесправие, нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись.

В такой обстановке, после внезапной и таинственной для народа смерти Петра III, разнеслись слухи, что император жив, что убит кто-то другой, а царь спасен и скрывается, но он появится перед народом, вернет свой законный престол, накажет и царицу, и помещиков, даст крестьянам свободу и землю. Вера в доброго царя всегда жила в народе. И в 1773 году на далеких берегах реки Яик (впоследствии по указу императрицы ее назвали Урал), в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры о том, что царь Петр III появился. Об этом говорили его воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Этим человеком был Емельян Иванович Пугачев (материал о нем см. урок 4). За ним пошел народ, восстание охватило огромную территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено, но мятеж еще долго полыхал.

В 1833 году А. С. Пушкин поехал в те места, где 60 лет тому назад бушевало восстание. Он побывал в Казани, Оренбурге, Уральске. Поездка потребовала несколько месяцев. Кроме этого шла постоянная напряженная работа с документами, проходили встречи со многими людьми, еще помнившими время Пугачева.

Труд Пушкина - историка и автора «Капитанской дочки» - был огромным. Своим творческим воображением великий художник слова восполнил то, что скупо изложено в документах, что недосказано в воспоминаниях. Он воспроизводит давно ушедшую жизнь, характеры людей, создает увлекательный сюжет, в котором каждая картина является необходимым звеном единого целого.

«Капитанская дочка» одновременно является и историческим произведением, и откликом на современную писателю действительность, и духовным завещанием для нас тех, кто будет жить после него.



Домашнее задание.

1. Чем был вызван интерес А.С. Пушкина к истории Пугачевского восстания?

2. Прочитать главу I повести «Капитанская дочка» (по хрестоматии, стр. 36-43).

3. Что привлекает и что отталкивает вас в эпизоде в симбирском трактире?

Индивидуальные задания.

Ответить на вопросы:

1) Какой смысл имеют эпиграфы ко всей повести и к данной главе?

2) От чьего имени ведется рассказ, зачем Пушкин вводит рассказчика?

3) Каков быт дворянской усадьбы ХVIII века?

4) В чем заключалось воспитание недоросля?

5) Чему научил Гринева первый день на «воле»?



По материалам методических рекомендаций:

Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. - 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2002. - 240 с.



1 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М.: ГИХЛ, 1949. с. 119.

2 Использованы книги: Дегожская А. С. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении: Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1971; Волков Г. Я. Я предпринял... литературный подвиг // Вступ. статья к книге: Пушкин А. С. Драматические произведения. Проза. М.: Художественная литература, 1982; Макогоненко Г. П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Л.: Художественная литература, 1977; Добин Е. С. История девяти сюжетов. Л.: Детская литература, 1990. С. 110-140; Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина Капитанская дочка. Комментарий. Л.: Просвещение, 1977.

3 Добин Е. История девяти сюжетов. Л.: Детская литература, 1990. С. 118.

4 Прототип - первоначальный образец, прообраз, преимущественно действительное лицо как источник для создания литературного образа героя. (Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. С. 542.)

5</ Использована книга: Орлов А. С., Георгиев В. Л., Полуков А. Ю., Терещенко Ю. Я. Основы курса Истории России. М.: Простор , 1999. С. 187-197.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал