7


  • Учителю
  • Проектная работа по литературе Будущее в тоталитарном государстве

Проектная работа по литературе Будущее в тоталитарном государстве

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 151»

(ФГКОУ «СОШ №151»)















БУДУЩЕЕ В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ

Проектная работа по литературе

обучающихся 10 и 9 классов

Рудалевой Полины, Хакимовой Кристины

















Руководитель: Орлова Наталья Михайловна

Учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории













Оленегорск-2, 2016

СодержаниеГлава 1

1.1 История вопроса

1.2 Основные понятия



4

5

Глава 2

2.1 Евгений Замятин «Мы». Мир Единого Государства

2.2 Джордж Оруэлл «1984». Океания - государство под надзором Большого Брата.



6

7

Заключение

8

Список литературы

10





































































Введение

Почти все задумываются над тем, что нас ждет в будущем, а творческие люди в особенности. Это нашло свое отражение в литературе: появлялись и появляются произведения, авторы которых пытаются создать свой сценарий развития мира в последующую эпоху. Жанр антиутопии с каждым днем становится все более популярным, появляются серии романов, изображающих образ будущего. Вновь актуальными оказываются произведения Евгения Замятина «Мы» и Джорджа Оруэлла «1984». В современной литературе жанр антиутопии продолжает оставаться востребованным направлением научной фантастики, во многом смыкаясь с политической фантастикой. Ведь общество, несмотря на глянцевый блеск, далеко от совершенства, а перспективы его развития вызывают обоснованную тревогу. Эта популярность связана еще и с тем, что именно сейчас человечество активно исследует пути своего развития, пытаясь найти различные способы преодоления гипотетических катастроф.

Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена интересом современного общества к фантастической в широком смысле слова литературе, в основе которой лежит образ мира будущего, что определяет необходимость исследования подобных произведений.

Предмет исследования: произведения Джорджа Оруэлла «1984», Евгения Замятина «Мы».

Объект исследования: картина будущего в русской и зарубежной литературе первой половине XX века.

Цель: выявить представления зарубежных и отечественных авторов о будущем в тоталитарном государстве.

Задачи:

  1. Прочитать романы Евгения Замятина «Мы», Джорджа Оруэлла «1984».

  2. Проанализировать прочитанные произведения в соответствии с целью.

  3. Описать основные черты государств, изображаемых в данных романах.

  4. Изучить критику и комментарии к заявленным произведениям.

  5. Вывести концепцию будущего, предлагаемого авторами романов.

Гипотеза: в произведениях Замятина и Оруэлла предстает картина будущего в тоталитарном государстве, которое лишает человека индивидуальности и самых человечных качеств.

Методы: метод описания, метод анализа, метод обобщения.

Глава 1

1.1 История вопроса

Идея совместного счастливого человеческого общежития, всеобщего братства издавна привлекала мыслителей. В дохристианскую эпоху - это философское сочинение древнегреческого философа Платона «Государство», в эпоху Возрождения - «Утопия» Т. Мора и «Город солнца» Т. Кампанеллы. В чем заключается секрет удивительной притягательности этой идеи?

В древности эпоха существования рода представлялась золотым веком, поскольку не существовало разделения на имущих и бедных, все были равны перед природой. Это родовое начало при неоформленных личных качествах помогало выжить, принять участие в общем деле продолжения жизни, осталось как золотая легенда в мифологии.

Сюжет «золотого века» можно назвать архетипическим, то есть часто повторяющимся, потому что он отшлифовался и остался в памяти - в коллективном бессознательном человечества, проявляясь так или иначе в философии, искусстве в различные эпохи. Одним из художественных образов, основанных на архетипе рода, и стало утопическое государство. Этот образ остался актуальным для художественного сознания на протяжении двух тысячелетий.

В новейшее время ситуация меняется. Появляются и усиливаются мощные дегуманизирующие факторы: в первую очередь, техническая цивилизация, вносящая враждебное человеку начало, поскольку средства воздействия технической цивилизации на человека, средства манипуляции его сознанием становятся все более мощными, глобальными.

Со временем в противовес утопии появляется антиутопия как антижанр, направленный на выявление негативного смысла утопии. По мнению современных исследователей, главное отличие антиутопии от утопии заключается в том, что «утописты ищут пути для создания… идеального мира, который будет базироваться на синтезе постулатов добра, справедливости, счастья и благоденствия, богатства и гармонии. А антиутописты стремятся понять, как же человеческая личность будет чувствовать себя в этой образцовой атмосфере»1.

Первым произведением, в котором черты этого жанра воплотились со всей определенностью, был роман Евгения Замятина «Мы», написанный в 1920 году.

1.2 Основные понятия

Тоталитарное государство - форма государства, характеризующаяся полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных свобод и прав.

Утопия - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества.

Антиутопия - проекция в воображаемое будущее пессимистических представлений о социальном процессе.















Глава 2

2.1 Евгений Замятин «Мы». Мир Единого Государства

Мир Единого Государства (ЕГ) представляет собой нечто строго рационализованное, геометрически упорядоченное и математически выверенное. Повсюду господствует эстетика кубизма: прямоугольные стеклянные коробки домов, где живут люди («божественные параллелепипеды прозрачных жилищ»), прямые просматриваемые улицы, площади («Площадь Куба»).

Жители ЕГ настолько тривиальны, что не имеют имен и различаются только по нумерам - индексам. Все представляют собой счастливое среднее арифметическое, обезличенное, лишенное индивидуальности. Появление гениев невозможно, творческое вдохновение воспринимается как неизвестный вид эпилепсии. Тот или иной нумер не обладает в глазах других никакой ценностью и легко заменяем.

Отдельным нумерам, проявившим склонность к самостоятельному мышлению, проводится Великая Операция по удалению фантазии, которая убивает способность мыслить. Главный герой, Д-503, подвергся такой операции. Он познал любовь и обнаружил, что «перестал быть слагаемым»; он осознает себя личностью и приходит к «преступному» заключению, что «мы» - не нужно. Теперь он - не «нумер» и не «молекула», а «простой человеческий кусок». Однако этот «человеческий кусок» обладает душой, которой впоследствии его лишили, потому что наличие души, в понятии ЕГ, - есть тяжкое заболевание.

Счастье, которое ЕГ дает людям, - лишь материальное, а главное - в общих, одинаковых и обязательных для всех формах. Каждый получает сытость, покой, занятие по способностям и полное удовлетворение всех физических потребностей. Ради этого нужно отказаться от всего, что отличает людей друг от друга: живых чувств, собственных стремлений, естественных привязанностей и побуждений. Словом, от собственной личности. Само понятие «человек» заменено понятием «нумер», и золотые бляхи с присвоенным нумером каждый носит на груди.

Однако человеческая природа не выносит такого пусть благополучного, но безличного существования. Вопреки безупречно организованному устройству жизни пробиваются, дают о себе знать живые человеческие эмоции и страсти.

Одна из главных в романе мысль о том, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они, поклоняясь абстрактно-разумному бытию, книжным, теоретически сконструированным идеалам, добровольно отказываются от свободы личного самоосуществления и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем.

Таким образом, Евгений Замятин, когда писал роман «Мы», попытался заглянуть в будущее и показать нам, к чему может привести технический прогресс. Это будущее, где создаются люди-нумера без чувств, без личности, без человеческого «Я».

2.2 Джордж Оруэлл «1984». Океания - государство под надзором Большого Брата.

Океания - государство с жестким тоталитарным строем. Жители лишены гражданских прав и индивидуальности. В Океании действует жёсткая социальная иерархия. Властным органом является Партия, которая делится на Внешнюю и Внутреннюю. Высшей общественной кастой является Внутренняя Партия, руках которой сосредоточена вся власть и богатства Океании. В отличие от почти нищих членов Внешней Партии, члены Внутренней Партии получают большую зарплату и имеют доступ к таким редчайшим продуктам как чай, белый хлеб, а также к таким, к которым члены Внешней Партии доступа не имеют: молоко, настоящий кофе, вино и фрукты.

Члены Партии обязаны отдавать своих детей в скаутскую военно-политическую молодёжную организацию, где детям навязывается любовь к Партии и Большому Брату - единоличному лидеру государства. Также из детей выращивают будущих солдат, осведомителей и сотрудников полиции мысли, к примеру, учат следить за родителями. В книге упоминается, что в газетах почти ежедневно появляются сообщения о детях, которые уличили родственников в мыслепреступлении и сдали их Полиции Мысли.

Низшей кастой является беспартийный пролетариат (на новом языке Океании - пролы). Они так же, как и Внешняя партия, нищенствуют, но в отличие от последних предоставлены сами себе. Распространяются преступность и спекуляция.

Граждане Океании лишены права на что-то человеческое: человеческие чувства, дружбу, любовь родных и близких, страсть, в конце концов. У них нет частной. Кроме всего прочего, людей лишили того, что помогало им оставаться людьми думающими, анализирующими: их лишили культуры, прошлого и языка.

У Океании Оруэлла нет четкого прошлого - оно меняется в зависимости от линии партии. Не останется и правдивого языка после того, как "гениальное" изобретение - новояз - полностью войдет в свои права.

Таким образом, перед нами контуры мира, где тоталитаризм всевластен, а человек без остатка подчинен безумной и лицемерной идеологии.

Заключение

Прочитав романы Евгения Замятина «Мы» и Джорджа Оруэлла «1984», проанализировав критику и комментарии, рассмотрев основные черты государств, представленных в данных произведениях, мы пришли к выводу, что романы Оруэлла и Замятина - это выражение настроения и даже предупреждение. Настроение близко к отчаянию за будущее человека, а предупреждение заключается в том, что если курс истории на пути к тоталитаризму не изменится, то люди по всему миру потеряют свои самые человечные качества: способность любить, дружить, сопереживать. В таком случае люди превратятся в бездумные машины, и не будут подозревать об этом.

Будущее в романах этих авторов показано, как мир, в котором нет индивидуальности, человека как отдельной личности, интимных чувств, всё принадлежит государству и все под надзором его.

В настоящее время мы уже очень близки к будущему, изображенному Замятиным, и можем видеть, что автор был прав: техника совершенствуется, она заменяет нам человеческие отношения: компьютеры, телевизоры, игровые приставки заменяют нам друзей и близких, с каждым годом она все больше и больше поглощает человека. Люди становятся менее восприимчивы к тому, что их окружает, чувства искажаются, эмоциональность снижается, зависимость от технического прогресса действительно делает их похожими на роботов. Возможно, при подобном развитии дальнейших событий, в нашем мире душа тоже станет пережитком, который можно будет удалить с помощью специальной операции. А кто-то может использовать это в своих целях, став таким образом «Благодетелем», подчинив себе все человеческое общество, которое также будет единым механизмом. И если люди не остановятся, то антиутопия Евгения Замятина может стать реальностью.

В середине ХХ века говорили, что в «1984» Оруэлл описал социалистическое общество. Но сейчас многие сходятся на мнении, что это общество как нельзя более соответствует США с царящим там полным личностным контролем, занесением всех «субъектов» в компьютерные базы и полным отслеживанием их жизней: от пеленок до савана. В Сети регистрируется любое упоминание о человеке. Да и так рекламируемая и воспитываемая «добропорядочность» граждан одним из элементов предполагает сообщение о любом проявлении «недобропорядочности» (иными словами, донос). Чем не «1984»?

















Список литературы

1. Мы / Евгений Замятин.-М.:Эксмо,2014.-608с.-(Русская классика).

2. Словарь иностранных слов / М.В.Петрова.-М.:РИПОЛ классик, 2013.-256 с.-(Познаем и учимся).

3.Словарь русского языка: В 4-х т.(4 том) / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981-1984.

4.1984: [роман] / Джордж Оруэлл; пер. с англ. В. Голышева.-Москва: Издательство АСТ,2015.-318,[2]с.-(Эксклюзивная классика).

5. Джордж Оруэлл. Почему социалисты не верят в счастье - orwell.ru/library/articles/socialists/russian/r_fun

6.Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в вузы - www.a4format.ru/pdf_files_bio2/475ee80d.pdf













































1

11



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал