- Учителю
- Тема: Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза” Своеобразие конфликта
Тема: Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза” Своеобразие конфликта
Тема: Смысл названия пьесы А. Островского "Гроза"
Своеобразие конфликта
Цель урока: проследить, как Островский универсально реализует метафору грозы, как через образ грозы показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей;
воспитывать любовь к русской литературе
ХОД УРОКА
На доске эпиграф: "Мы не подберем названия - что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?"
А. Н. Островский.
I. Постановка учебной задачи.
- Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами учебную задачу. О чем будем говорить на уроке? Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза - действующее лицо.) Значит, будем говорит о грозе как действующем лице пьесы. Этого недостаточно. Перечитайте эпиграф к уроку. Что нового хочет сказать автор? (Гроза - идея - сюжет).
Итак, учебная задача урока - выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст.
II. Беседа по тексту.
- Каково значение слова "гроза" по словарю В.И.Даля? (Страх,
шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление
природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
- В каком значении "гроза" появляется в пьесе? (В первом значении -
"угроза", "острастка", "ругатель".)
Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова "гроза". Островский универсально реализует метафору грозы.
- С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти
со всеми действующими лицами.)
- Какое значение "грозы" преобладает в экспозиции? (Страх, угроза,
грозить.)
Вывод № 2. Для калиновцев гроза "сверху" и "снизу". Сверху - наказание божье, снизу - власть и деньги имущего.
- Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой,
Кабанова.)
- В чем гроза Дикого? (Деньги - сила - страх.)
- В чем гроза Кабановой? (Деньги - сила под видом благочестия -
страх.)
Вывод № 3. Цель "воина" Дикого - беззаконное упоение властью. Кабанова - более сложный вариант самодурства: ее цель - законное упоение властью (под видом благочестия).
- Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
- Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью?
(Проанализируйте монолог Кулигина в 1-м действии.)
Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было
показать, что порядок купеческого городка, корни которого
старообрядческие, держится на страхе.
Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от
неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная,
страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится,
что-то сломано в механизме власти и подчинения.
Таким образом, метафора грозы - страх, упоение властью, угроза,
грозить - проходит через всю экспозицию.
- Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го
действия.)
- Рассмотрим значение этой сцены. Для чего ввел Островский
полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем
основано ее пророчество? ("Всю жизнь смолоду грешила".)
- Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)
- Какова реакция Катерины? ("Боюсь до смерти…")
Вывод № 5. У Варвары - здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины - полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.
- Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными,
лукавыми.)
- Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как
завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)
Таким образом, в завязке действия участвует гроза.
- Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона
перед отъездом в Москву? (Потрясена унижением.)
- Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл.
3,4.)
- "Предвещать дурной исход" - это еще одно значение слова "гроза".
Как это значение обыгрывается в данной сцене?
- "Тиша, не уезжай…" - "Ну, бери меня с собой…" - "Батюшки, погибаю
я…" - "…возьми клятву…" (Д. 2, явл.4.)
- Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя
нарушает Катерина? (Кидается Тихону на шею. - Не воет: "Что
народ-то смешить".)
- Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены
прощания? (" …сокрушила она меня…") Проанализируйте монолог
Катерины (Д.2, явл.4).
- Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины?
("Только бабы взаперти сидят." - "Значит, вы ее совсем загубить
хотите." - "Съедят, в гроб вколотят".)
Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.
- Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить
героиню? (Кулигин.)
- Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)
- Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с
Кулигиным о громоотводе? ("Гроза-то нам в наказание посылается…")
Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним "две недели никакой грозы не будет". Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.
- Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу?
Проанализируйте эту сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие
фразы присутствующих ("гроза даром не пройдет", "…ползет, шапкой
обложило ").
- Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?
- К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие,
ключевые фразы в речи барыни. ("…умирать не хочется…" -
"…Красота-то ведь погибель…" - "…в омут с красотой-то…" - "…от бога
не уйдешь…")
- Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в
душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих,
сумасшедшая барыня с ее пророчеством, геена огненная.)
И как удар грома звучит признание Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а
напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра
и правды. "… небесная гроза… только гармонирует с грозою
нравственною еще более ужасною. И свекровь - гроза, и сознание
преступления - гроза". (Мих. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату,
грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и
новое отношение к миру.
- В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. - Тихон впервые обвиняет принародно мать: "вы ее погубили". - Кулигин: "… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!")
Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова "гроза", указанные в словаре В. Даля.
III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.
Конфликт в драме «Гроза»
1. Между поколениями, со средой
2. Внутренний конфликт Катерины: между религиозным чувством и поступками
Своеобразие жанра «Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где всё люди «с песьими головами». После выхода «Грозы» А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что «действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех».
Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. Трагедия обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.
Трагедия «Грозы» раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц. Здесь «живые завидуют... умершим» (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной матери</. По поводу заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что «горе» Тихона в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, «в чем признает свое благо и спасение». Трагично по своей безысходности положение Кулигина, мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура - Дикого и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь «на хлеб насущный» «честным трудом».
Катерина отличается от «темного царства» Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но «обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх «перед судией» за грех самоубийства. Духовная сила Катерины «...и стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию» (В. И. Немирович-Данченко).
Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, «настоящая трагическая героиня». Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.
Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы, как явления природы.
При наличии несомненного трагического конфликта пьеса проникнута оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии «темного царства», о сопротивлении, о росте сил, призванных прийти на смену Кабанихам и Диким. Пусть еще робко, но уже начинают протестовать Кулигины.
Итак, жанровое своеобразие «Грозы» заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала осознанию личностью чувства собственного достоинства.
IV. Домашнее задание:
-
Подготовить устное сочинение на тему: "Смысл названия пьесы Островского "Гроза".
-
Наизусть отрывок по выбору ( Кулигин «Жестокие нравы у нас сударь….» 1 действ., явл. 3, Катерина «Я говорю: отчего люди не летают…» 1 действ., явл. 7.