- Учителю
- Методическая разработка урока русского языка для 10 класса
Методическая разработка урока русского языка для 10 класса
Урок №4
Тема: «Антонимы. Контекстуальные антонимы»
Цель:
обучающая: сформировать понятие антонимов, сформировать знания о контекстуальных антонимах; показать роль антонимов как художественно-изобразительного средства языка; раскрыть стилистическую роль антонимов;
развивающая: развивать умение использовать изобразительно-выразительные средства языка в собственных текстах; умение вычленять авторскую позицию за счет анализа изобразительно-выразительных средств языка;
воспитательная: воспитывать исследователя, формировать мировоззрение, включающее нравственные категории, воспитывать человека, способного совершить выбор между правдой и ложью, добром и злом, честью и бесчестием.
Оборудование: учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, словарь антонимов, импровизированная «книжная полка»: А.П.Чехов «Дуэль», Ф.М.Достоевский «Идиот», Л.Н.Толстой «Живой труп»; Ф.Г.Лорка «Цыганка-монахиня», А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»; Н.В.Гоголь «Мертвые души».
Ход урока.
-
Организационный момент.
Приветствие.
Учитель читает наизусть стихотворение В.Солоухина «Здравствуйте»:
«Здравствуйте»,-
Поклонившись, мы сказали друг другу,
Хоть были совсем незнакомы.
Что особого тем мы друг другу сказали?
Ничего, просто «здравствуйте»,
Дальше ведь мы ничего не сказали?!
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
После паузы продолжает:
- Действительно, и настроение улучшается, и встреча сулит нечто незабываемое, интересное, важное, как только человек, глядя в глаза другому, скажет: «Здравствуйте!» Одно слово, а мир вокруг изменяется.
II. Учитель осуществляет переход к изучению темы, актуализировав знания по изученной теме «Синонимия» и знания по теме «Антонимы», полученные в средних классах.
Ученик, получивший предваряющее домашнее задание выучить наизусть стихотворение В.Полторацкого «Слово о словах» (с.32), будто продолжает речь учителя о том, что одно слово способно изменить мир вокруг нас:
Слова бывают разные -
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые.
То льстивые, фальшивые.
Есть слово - утешения
И слово - удушения.
Есть трезвые и пьяные,
Лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные,
А есть бесстыдно-грязные,
Одни помогут выпрямить,
Другие - душу вытравить.
Есть речь огнем горящая,
Есть тлением смердящая.
Слова - высокой доблести,
И самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено
Засеять душу зернами
Так сей же не иначе, как
Чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми,
А добрыми, правдивыми…
Чтоб хлеб добросердечности
Давала нива вечности.
Задание: найдите синонимы в тексте. Как вы понимаете смысл выделенного предложения? Какое средство художественной выразительности используется в этом стихотворении кроме синонимии?
-
Организация деятельности по теме урока.
1.Выпишите антонимичные пары из данного стихотворения. Проверьте по словарю антонимов, какие из них зафиксированы в словаре, какие - нет. Чем это объяснить?
2. Учитель осуществляет переход к менее изученному явлению - антитезе и оксюморону: «Итак, тема нашего урока - антонимы. Антонимы широко используются писателями и поэтами как изобразительные средства. Антонимы лежат в основе таких приемов, как антитеза и оксюморон. Антитеза (от греческого antithesis - противоположение) - противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа. Таковы противопоставления Дон Кихота и Санчо Пансы в романе М.Сервантеса «Дон Кихот», Ольги и Татьяны, Ленского и Онегина в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина (упражнение 51, с.30). Возникновение антитезы восходит к тем начальным стадиям развития культуры, когда первичное восприятие мира как хаотического царства случайностей сменялось определенным упорядочением представлений, основанном на принципе двойственности: море - суша, небо - земля, свет - тьма, север - юг, чет - нечет. Одно и то же противопоставление имеет различный смысл в разных контекстах. Один смысл имеет противопоставление «белый - черный» в сербской песне «У пахаря руки черные, а каравай белый», где он близок к русской пословице «Горька работа, да сладок хлеб», а другой - в начале поэмы «Двенадцать» А.Блока, утверждающей чистоту и святость революции: «Черный вечер. Белый снег». Наконец, третий смысл выражен в стихотворении В.Маяковского «Блек энд уайт» (запись русскими буквами англоязычного выражения «черное и белое» или «черный и белый»): «Белую работу делает белый, черную работу - черный». За противопоставлением двух цветов у поэта стоит расовый и одновременно классовый антагонизм, характеризующий внутреннее неблагополучие внешне процветающей Америки».
3. После мини - лекции учитель предлагает произвести исследовательскую работу по группам:
I группа: по тексту стихотворения В.Маяковского «Блек энд уайт».
Задача исследования текста: определить, как связаны между собой многозначность и антонимия, частично - синонимия в данном тексте. В чем особенности их словоупотребления в стихотворении?
Белый
ест
ананас спелый,
черный -
гнилью моченый.
Белую работу
делает белый,
черную работу -
Черный…
Негр
подходит
к туше дебелой:
«Ай бег ер пардон, мистер Брэгг!
Почему и сахар,
белый-белый,
Должен делать черный негр?
Черная сигара
не идет в усах вам-
Она для негра с черными усами.
А если вы
любите
кофий с сахаром,
То сахар
извольте
делать сами»
Обучающиеся составляют собственный лингвистический текст.
(У обучающихся появится результат исследования: «Развитие многозначности слова ведет к тому, что его разные значения могут встать в синонимические и антонимические отношения. Слова белый и черный выступают в трех значения каждое, при этом в каждом значении они антонимичны: раса (белый человек - черный человек (негр), цвет (белый сахар - черный негр, черные усы), работа чистая и грязная (белая - черная).
II группа: найдите ответ на вопрос «Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое - сырым?»; составьте подобные вопросы, используя материал упражнения 49 (с.30):
Свежий (хлеб, журнал, ветер, взгляд);
Бледный (луч, краски, рассказ, лицо);
Легкий (вопрос, аромат, ноша, походка, содержание, характер);
Глубокий (сон, озеро, знания, обморок, след).
III группа: передайте содержание шуточной миниатюры (ее идеи) в научном стиле.
«Встретились Копченый с Моченым, разговорились.
-Ну, как там наш Свежий? Опять чего-то с Черствым не поладил?
- Да, Свежий Черствому не товарищ. Черствый считает, что Свежий у него отбирает хлеб… Между прочим Теплый сначала поддержал Свежего. Пока речь шла о хлебе.
- Теплый в любом хлебном деле на стороне Свежего, хотя и отдает Черствому за его многолетний опыт.
- Зато потом, когда Тухлый поднял вопрос об атмосфере в коллективе, Теплый вдруг обрушился на Свежего, обвинил его в том, он охлаждает теплоту наших отношений. «Я синоним Свежего, сказал теплый, - пока дело идет о хлебе насущном. Но в отношении атмосферы - пусть он меня простит: тут я его антоним»
- Не поймешь этого Теплого: то он синоним, то антоним.
- Но самое интересное: когда речь зашла об атмосфере в коллективе, Свежего поддержал знаешь кт? Черствый!
Он же был против него?
- Это пока речь шла о хлебе. А когда речь зашла об атмосфере, об отношениях к товарищам… В этом отношении, между нами говоря, Черствый - синоним Холодного, а Холодный, между нами говоря, синоним Прохладного…
- А Прохладный - синоним Свежего? Ну и обстановка в нашем коллективе! Никогда не знаешь, кто тебе синоним, а кто Антоним… (Из книги И.М.Подгаецкой «Воспитание у учащихся интереса к русскому языку», М., «Просвещение, 1985г.)
IV группа:
Выполните исследовательскую работу.
Задание: определите, есть ли стилистическое различие в словосочетаниях люди добрые - добрые люди? Составьте с ними предложения, чтобы доказать правильность своей мысли.
V группа:
Задание: рассмотрите «книжную полку», определите, что хотел подчеркнуть автор, используя выразительные средства языка: а) антонимы, б) антитезу, в) оксюморон (оксюморон (от греческого остроумно-глупое) - это стилистический прием сопоставления не первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий; соединение контрастных величин, создающих новое понятие).
На книжной полке: А.П.Чехов «Дуэль», герой повести Лаевский сказал, что он «плохой хороший человек»; Ф.М.Достоевский «Идиот», герой романа Лев Мышкин; Л.Н.Толстой «Живой труп»; Ф.Г.Лорка «Цыганка-монахиня», А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»; Н.В.Гоголь «Мертвые души».
-
Организация рефлексии:
Какие задачи вы решали на уроке?
Что и за счет чего вы стали понимать на уроке?
Какая деятельность ведет к решению задач урока?
-
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Ф.Кривина «Лики лжи». Каково ваше отношение к этому стихотворению? Какова позиция автора, выраженная с помощью изученного изобразительного средства - антонимии? Какую позицию занимаете вы в данном вопросе? Задание 1 на странице 31.