- Учителю
- Рабочая программа по литературе (Ладыженская)
Рабочая программа по литературе (Ладыженская)
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
-
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
-
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
-
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
-
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
-
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
-
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметныеумения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
-
определять тему и основную мысль произведения (5-6 кл.);
-
владеть различными видами пересказа (5-6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6-7 кл.);
-
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5-6 кл.); оценивать систему персонажей (6-7 кл.);
-
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5-7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7-9 кл.);
-
определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5-9 кл.);
-
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7-9 кл.);
-
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5-7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8-9 кл.);
-
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе - на своем уровне);
-
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе - умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
-
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе - на своем уровне); вести учебные дискуссии (7-9 кл.);
-
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе - на своем уровне);
-
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе - на своем уровне);
-
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагментыпроизведений художественнойлитературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
-
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5-9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5-9 кл.) (в каждом классе - на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям - качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
-
выразительно прочтите следующий фрагмент;
-
определите, какие события в произведении являются центральными;
-
определите, где и когда происходят описываемые события;
-
опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
-
выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
-
ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
-
определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
II уровеньсформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведениизначимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читательэтого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.
-
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа - пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений - рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
-
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
-
выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;
-
покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
-
покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);
-
проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
-
сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
-
определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
-
дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
-
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
-
выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
-
определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
-
определите позицию автора и способы ее выражения;
-
проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
-
объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
-
озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
-
напишите сочинение-интерпретацию;
-
напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы..
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами1).
Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5-6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 7-8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).
Русский фольклор
Обучающийся научится:
-
осознанно воспринимать и принимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
-
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
-
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
-
жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
-
целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
-
определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
-
выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
-
пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
-
выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
-
выделять необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
-
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
-
сочинять сказку ( в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
-
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
-
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
-
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XYIII в.
Русская литература XIX- XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Обучающийся научится:
-
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
-
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
-
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
-
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
-
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы;
-
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
-
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
-
работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
выбирать анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
-
элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
-
сопоставлять « чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
-
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
-
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
-
сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
-
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
«Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость
воеводы Претича»
Русский фольклор:
Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).
Русские народные сказки:«Царевна-лягушка»,«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
М.В.Ломоносов
«Случились вместе два Астронома в пиру…»
И.А. Крылов
Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом»
В.А. Жуковский
Баллада: «Кубок»
Сказка:«Спящая царевна»
А.С. Пушкин
Стихотворение: «Няне»
Пролог к поэме «Руслан и Людмила: «У Лукоморья дуб зеленый…»
Сказка:«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
М.Ю. Лермонтов
Стихотворение: «Бородино»
Литературные сказки XIX - ХХ века:
А. Погорельский.«Черная курица, или Подземные жители»
М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»
Н.В. Гоголь
Повести: «Заколдованное место» (из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» (по выбору учащихся).
Н.А. Некрасов
Стихотворение:«Крестьянские дети»
Н.А. Некрасов
«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
И.С. Тургенев
Повесть: «Муму»
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»
Поэзия второй половины XIX века:
А.Н. Майков. «Ласточки»
И.С. Никитин.«Зимняя ночь в деревне», «Утро»
И.З. Суриков. «Зима»
А.Н. Плещеев. «Весна»
А.А. Фет
Стихотворения:«Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»
Л.Н. Толстой
Рассказ: «Кавказский пленник»
А. П. Чехов
Рассказ: «Хирургия»
С.А. Есенин
Стихотворения:«Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
Проза конца XIX -
начала XX вв.
И.А. Бунин.«Косцы», «Подснежник»
В.Г. Короленко. «В дурном обществе»
П.П. Бажов.«Медной горы Хозяйка»
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»
Поэзия конца XIX -
начала XX вв.
И.А. Бунин.«Помню - долгий зимний вечер…»
Дон-Аминадо.«Города и годы»
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях
К.Г. Паустовский.«Теплый хлеб», «Заячьи лапы»
С.Я. Маршак
Пьеса-сказка: «Двенадцать месяцев
А.П. Платонов
Рассказ: «Никита»
Проза о детях:
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»
Поэзия о Великой Отечественной войне:
А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»
Поэзия 20-50-х годов
ХХ века:
Д. Кедрин.«Аленушка»
А. Прокофьев.«Аленушка»
Поэзия 2-й половины
ХХ века:
Н. Рубцов. «Родная деревня»
Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит»
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Р.Л. Стивенсон.«Вересковый мёд»
Д. Дефо.«Робинзон Крузо» (главы по выбору)
Х.К. Андерсен.«Снежная королева»
Зарубежная проза о детях и подростках:
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»
Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы:
Джек Лондон.«Сказание о Кише»
6 КЛАСС
«Сказание о белгородском киселе». (Из «Повести временных лет»)
Русский фольклор:
Загадки, пословицы, поговорки, песня.
И.А. Крылов
Басни: «Осел и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик»
И.И. Дмитриев
Басня: «Муха»
А.С. Пушкин: «Дубровский».
Стихотворения: «Зимнее утро», «Зимний вечер»
А.С. Пушкин
Стихотворения: «И.И. Пущину, «Узник»
«Повести Белкина»: «Барышня-крестьянка»
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Тучи», «Утес», «Парус»
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Три пальмы», «Листок»
И.С. Тургенев. «Бежин луг», «Хорь и Калиныч» (из «Записок охотника»)
Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья», «Еще в полях белеет снег…»
А.А. Фет
Стихотворения:«Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них у дуба, у березы…»
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «Железная дорога»
Н.С. Лесков. «Левша», «Человек на часах»
А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»
Поэзия 2-й половины
XIXвека
Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…»
Е.А. Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…»
А.К.Толстой.«Где гнутся над омутом лозы…»
А.А. Блок
Стихотворения: «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»
С.А. Есенин
Стихотворения:«Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»
А.А. Ахматова
Стихотворения:«Перед весной бывают дни такие…»
Проза конца XIX -
начала XX вв.
А.И. Куприн. «Чудесный доктор».
А.С. Грин. «Алые паруса»
А.П.Платонов
«Неизвестный цветок», «Корова», Цветок на земле»
Поэзия о Великой Отечественной войне:
К.М. Симонов
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
Д.С. Самойлов
«Сороковые»
Проза о детях:
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»
В.Г. Распутин. «Уроки французского»
Ф.А. Искандер.«Тринадцатый подвиг Геракла»
В.М. Шукшин.
Рассказы: «Критики», «Чудик», «Срезал»
Поэзия 2-й половины
ХХ века:
Н.М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Г. Тукай.
Стихотворения:«Родная деревня», «Книга»
К. Кулиев.
Стихотворения:«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…»
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Зарубежный фольклор: легенды, баллады, саги, песни
Мифы Древней Греции.Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»
Гомер. «Илиада» ,«Одиссея»
Геродот.«Легенда об Арионе»
М. де Сервантес Сааведра.
«Дон Кихот»
Ф. Шиллер.«Перчатка»
Зарубежная новеллистика
П. Мериме. «Маттео Фальконе»
А. де Сент-Экзюпери.«Маленький принц»
-
Основные теоретико-литературные понятия,
-
требующие освоения в основной школе
-
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
-
Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
-
Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
-
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
-
Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
-
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
-
Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 классп/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Уроки
В том числе из на:
Внеклассное чтение
Развитие
речи
Контрольные работы
1.
Введение
1
1
-
-
-
2.
Русский фольклор
10
9
-
1
-
Древнерусская литература
2
2
-
-
-
Русская литература XVIII века
2
1
1
-
-
Русская литература XIX века
- И.А. Крылов
- В.А. Жуковский
- А.С. Пушкин
- Литературные сказки XIX - ХХ века
- М.Ю. Лермонтов
- Н.В. Гоголь
- Н.А. Некрасов
- И.С. Тургенев
- А.А. Фет
- Л.Н. Толстой
- А.П. Чехов
- Поэзия 2-й половины XIX века
40
4
2
8
2
3
3
3
4
1
4
3
3
27
2
2
5
2
2
2
3
3
1
2
1
2
5
1
-
1
-
1
1
-
-
-
-
1
-
6
1
-
1
-
-
-
-
1
-
1
1
1
2
-
-
1
-
-
-
-
-
-
1
-
-
Русская литература ХХ века
- И.А. Бунин
- В.Г. Короленко
- С.А. Есенин
- П.П. Бажов
- К.Г. Паустовский
- С.Я. Маршак
- А.П. Платонов
- В.П. Астафьев
- Поэзия о Великой Отечественной войне
- Русские поэты ХХ века о родине и родной природе
- Писатели улыбаются
29
2
4
1
2
3
4
2
4
2
2
3
22
1
3
1
2
2
2
2
2
2
2
3
3
1
-
-
-
1
1
-
-
-
-
-
2
-
1
-
-
-
1
-
-
-
-
-
2
-
-
-
-
-
-
-
2
-
-
-
Зарубежная литература
- Р.Л. Стивенсон
- Д. Дефо
- Х.К. Андерсен
- М. Твен
- Джек Лондон
18
1
3
6
3
5
11
1
3
3
2
2
1
-
-
1
-
-
5
-
-
2
1
2
1
-
-
-
-
1
Итого:
102
73
10
14
5
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
Кол-во недель
9
7
10
8
34
Кол-во часов
27
21
30
24
102
Вн.чт.
2
3
4
1
10
Р/р
3
2
4
5
14
К/р
-
1
3
1
5
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6классп/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Уроки
В том числе из на:
Внеклассное чтение
Развитие
речи
Контрольные работы
1.
Введение
1
1
-
-
-
2.
Русский фольклор
4
2
1
1
-
Древнерусская литература
1
1
-
-
-
Русская литература XVIII века
1
1
-
-
-
Русская литература XIX века
- И.А. Крылов
- А.С. Пушкин
- М.Ю. Лермонтов
- И.С. Тургенев
- Ф.И. Тютчев
- А.А. Фет
- Н.А. Некрасов
- Н.С. Лесков
- А.П. Чехов
- Поэзия 2-й половины XIX века
48
4
14
6
4
3
4
3
4
3
3
34
3
9
4
3
3
3
2
2
2
3
5
-
2
-
1
-
-
-
1
1
-
6
1
1
2
-
-
1
-
1
-
-
3
-
2
-
-
-
-
1
-
-
-
Русская литература ХХ века
- А.И. Куприн
- А.С. Грин
- А.П. Платонов
- Поэзия о Великой Отечественной войне
- В.П. Астафьев
- В.Г. Распутин
- В.М. Шукшин
- Ф.И. Искандер
- Родная природа в русской поэзии ХХ века
26
2
2
2
2
3
3
2
3
7
19
2
2
1
2
2
3
1
2
4
3
-
-
1
-
-
-
1
-
1
3
-
-
-
-
1
-
-
-
2
1
-
-
-
-
-
-
-
1
-
Литература народов России
2
2
-
-
-
Зарубежная литература
- Мифы народов мира
- Произведения зарубежных писателей
19
7
12
13
5
8
3
2
1
2
-
2
1
-
1
Итого:
102
73
12
12
5
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
Кол-во недель
9
7
10
8
34
Кол-во часов
27
21
30
24
102
Вн.чт.
3
1
4
4
12
Р/р
3
4
1
4
12
К/р
2
1
1
1
5
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ
Номер
урока
Содержание
(разделы, темы)
Количество
часов
Даты проведения
ИКТ
план
факт
1 четверть
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
1.
Введение. Художественное произведение, автор, герои
1
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 ч + 1 ч Вн.чт. + 1 ч Р/р = 4 ч)
Обрядовый фольклор
1
Пословицы и поговорки
1
Вн.чт. №1 Загадки
1
Р/р №1.Урок-посиделки «Русский фольклор»
1
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 ч)
Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. Развитие представлений о русских летописях
1
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (1 ч)
Русские басни. И.И. Дмитриев. Рассказ о баснописце. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья
1
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (34 ч + 5 ч Вн.чт. + 6 ч Р/р + 3 ч К/р = 48 ч)
И.А. Крылов
4
И.А. Крылов. «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства
1
И.А. Крылов. «Листы и корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага
1
И.А. Крылов «Ларчик» - пример критики «мнимого мудреца» и неумелого хвастуна
1
Р/р 2. «Веселое лукавство ума». Конкурс инсценированной басни
1
А.С. Пушкин
14
А.С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях
1
А.С. Пушкин. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта
1
А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотив единства красоты человека, природы и жизни. Роль антитезы в композиции
1
Вн.чт. №2 А.С. Пушкин. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть. Тема дороги в лирике Пушкина
1
Р/р №3. А.С. Пушкин. Двусложные размеры стиха
1
А.С. Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекурова
1
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян
1
Образ Владимира Дубровского. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности
1
Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям
1
«Дубровский»: композиция романа
1
К/р №1. Подготовка к классному сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
1
К/р №1. Написание классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
1
А.С. Пушкин. «Повести Белкина». Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои
1
Вн.чт. №3 «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои, особенности композиции повести
1
М.Ю. Лермонтов
6
М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи»: чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставленной им родине
1
М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Нарушение красоты и гармонии человека с миром
1
2 четверть
М.Ю. Лермонтов. «Листок». Антитеза как основной композиционный прием стихотворения. Тема одиночества и изгнанничества
1
М.Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком стоит одиноко…». Лирические персонажи стихотворений и их символический характер
1
Р/р №4. Трехсложные размеры стиха
1
Р/р №5. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова
1
И.С. Тургенев
4
И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Образ автора, его сочувственное отношение к крестьянским детям
1
И.С. Тургенев «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность
1
Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
1
Вн.чт. №4 И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника»
1
Ф.И. Тютчев
3
Ф.И. Тютчев. Рассказ о поэте. «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, созвучных противоречивым чувствам в душе поэта
1
Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека
1
Ф.И. Тютчев. «Листья». Динамические картины природы. Листья как символ краткой, но яркой жизни
1
А.А. Фет
4
А.А. Фет. Рассказ о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного
1
А.А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви
1
А.А. Фет. «Учись у них - у дуба, у березы…». Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности
1
Р/р №6. Подготовка к домашнему анализу лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
1
Н.А. Некрасов
3
Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Железная дорога». Своеобразие композиции. Значение эпиграфа. Роль пейзажа
1
Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». Народ - созидатель духовных и материальных ценностей.
1
К/р №2. Контрольная работа по творчеству И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова
1
Н.С. Лесков
4
Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Знакомство с героями сказа. Сказовая форма повествования
1
Н.С. Лесков. Секрет тульских мастеров. Царь Николай Павлович, его окружение. Платов и Левша
1
Р/р №7. Н.С. Лесков «Левша». Судьба мастера
1
3 четверть
Вн.чт. №5 Н.С. Лесков «Человек на часах».
1
А.П. Чехов
3
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе
1
А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Речь героев и художественная деталь как источник юмора
1
Вн.чт. №6 Рассказы А.П. Чехова. «Среди героев Антоши Чехонте»
1
Поэзия 2-й половины XIX века
3
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…»
1
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е.А. Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…». А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…»
1
Романсы на стихи русских поэтов. А.С. Пушкин. «Зимний вечер»; М.Ю. Лермонтов. «Парус»; Ф.И. Тютчев. «Еще в полях белеет снег…»
1
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (19 ч + 3 ч Вн.чт. + 3 ч Р/р + 1 ч К/р = 26 ч)
А.И. Куприн
2
А.И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа
1
А.И. Куприн «Чудесный доктор». Образ главного героя. Тема служения людям
1
А.С. Грин
2
А.С. Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести
1
А.С. Грин «Алые паруса». Душевная чистота героев. Отношение автора к героям
1
А.П. Платонов
2
А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас
1
Вн.чт. №7 «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова (по рассказам «Цветок на земле», «Корова» и др.)
1
Поэзия о Великой Отечественной войне
2
К.М. Симонов. Краткий рассказ о поэте-фронтовике. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Скорбная память о павших на полях сражений
1
Д.С. Самойлов. Краткий рассказ о писателе-фронтовике. «Сороковые». Образы и картины военного времени
1
В.П. Астафьев
3
В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы
1
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе
1
Р/р №8. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Речевая характеристика героев
1
В.Г. Распутин
3
В.Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени
1
В.Г. Распутин «Уроки французского». Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою
1
В.Г. Распутин «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения
1
В.М. Шукшин
2
В.М. Шукшин. Слово о писателе. «Критики»: образ «странного» героя в литературе. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности
1
Вн.чт. №8 В.М. Шукшин. Рассказы «Чудик», «Срезал». Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников
1
Ф.И. Искандер
3
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
1
Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
1
КР 3. Классное сочинение по произведениям В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, Ф.А. Искандера (по выбору)
1
Родная природа в русской поэзии ХХ века
7
Родная природа в русской поэзии ХХ века. А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы
1
С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и родине
1
А.А. Ахматова. Краткий рассказ о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы
1
Н.М. Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная
1
4 четверть
Вн.чт. №9 Н.М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа в «тихой» лирике поэта.
1
Р/р №9. Страна высоких вдохновений. Пейзажная лирика поэтов XIX - ХХ веков
1
Р/р №10. Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и ХХ веков о родине и родной природе
1
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ (2 ч)
Г. Тукай. Слово о татарском поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа
1
К. Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы
1
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (13 ч + 3 ч Вн.чт. + 2 ч Р/р + 1 ч К/р = 19 ч)
Мифы народов мира
7
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»
1
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид»
1
Вн.чт. №10 Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла
1
Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе»
1
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде».
1
Гомер «Одиссея». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. «Одиссей на острове циклопов. Полифем»
1
Вн.чт. №11 «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях. Одиссей и сирены. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец
1
Произведения зарубежных писателей
12
М. Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем
1
«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни.
1
Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы
1
Ф. Шиллер. Рассказ о писателе. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести
1
П. Мериме. Рассказ о писателе. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация
1
«Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства
1
А. де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц». Мечта о естественном отношении к вещам и людям
1
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Маленький принц, его друзья и враги.
1
Вн.чт. №12 «Маленький принц»: вечные истины в сказке.
1
К/р №4. Итоговая контрольная работа
1
Р/р №11. Путешествие по стране Литературии
1
Р/р№12. Наши литературные впечатления и результаты учебной деятельности. Задания для летнего чтения
1
1</</font>