7


  • Учителю
  • Урок: Базаров – герой романа. Можно ли его назвать героем эпохи? Звучание финала.

Урок: Базаров – герой романа. Можно ли его назвать героем эпохи? Звучание финала.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: Базаров - герой романа. Можно ли его назвать героем эпохи? Звучание финала.



Сегодня у нас завершающий урок по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Базаров - герой романа, а вот можно ли его назвать героем эпохи? На этот вопрос нам и предстоит ответить на уроке.

На предыдущем уроке мы составили вопросы, которые помогут нам найти ответ.

- Кто такой герой?

(Человек, совершивший подвиг, проявивший личное мужество, самоотверженность, готовность к самопожертвованию.
Тот, кто привлёк к себе внимание, вызывает интерес, восхищение и т.п., является для кого-л. предметом поклонения, образцом для подражания и т.п.
быть предметом всеобщего внимания, интереса.
держаться, как человек, заслуживший всеобщего внимания, уважения.

Лицо, воплощающее в себе характерные, типичные черты своей эпохи, среды.)

- Вспомните об эпохе, описанной в романе. (слайд)

- Тургенев о своем герое. (слайд)

- Прототипы Базарова. (слайд)

-Что обозначает имя Евгений? (благородный). Как оно сочетается с фамилией? Вспомните о происхождении Базарова. (антитеза).

- Базаров называет себя нигилистом. Что такое нигилизм? (слайд)

- Соответствуют ли взгляды Базарова нигилистическим? Ответ на него вы нашли в тексте романа. Приведите примеры, отражающие взгляды Базарова.

(Взгляды Базарова вполне соответствуют нигилистическим воззрениям. Отрицание, доходящее до абсурда, всего и всех: нравственных законов, музыки, поэзии, любви, семьи; попытка объяснить все явления действительности, даже необъяснимые, с помощью научных изысканий, материалистически.)

Нигилизм Базарова находит выражение во всем. И в споре с отцами, …

Спор с «отцами»

Хочет найти истину или просто выясняет отношения?

Отношение к родителям

Мотив блудного сына

Дружба с Аркадием


Любовь к Одинцовой


Отношение к народу


Отношения с «учениками»

- Глядя на всё критически, можно найти недостатки, ошибки, исправить их. Сомнения и отрицание всегда были двигателем научного и социального прогресса. Всё новое строится на основе отрицания старого. Но нельзя всё слепо отрицать, нельзя отказываться от положительного опыта, от традиций. Обязательно должна быть новая позитивная программа. Что предлагаешь взамен, какими способами?

- Базаров критически относился к крепостному праву, к самодержавию, к государственному строю вообще, к религии, к законам, к традициям. Базаров собирается «место расчистить», т.е. сломать старое.

-Как называются люди, ломающие старый строй?

Революционерами.

- Значит, Базаров по взглядам - революционер. Тургенев писал: «…и если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Теперь скажите, во имя чего ломают старое? Зачем?

Чтобы построить новое - лучше старого.

- И что же собирается строить Базаров?

Ничего. Он говорит, что это не его дело. Его дело - место расчистить, и всё.

- Что же хорошо и что плохо в программе Базарова?

Хорошо, что он видит недостатки современного общества. Плохо, что не знает, что строить, и не собирается строить. У него нет созидательной программы.

Социальная обреченность очевидна.

  • Базаров и Кирсановы (борьба идей).

  • Базаров и Одинцова (неразделенная любовь).

  • Базаров и родители (разное воспитание, мировоззрение).

  • Базаров и Кукшина (пошлость).

  • Базаров и народ ( непонимание).

Слайды № 8, 9, 10, 11, 12, 13.

- Своеобразна и кольцевая композиция. Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. Какова роль такой композиции?

- Так почему же Тургенев обрекает его на смерть?

(Он считает его обреченным. Две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт героя. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.)



- Какие качества Базарова проявились в эпизоде смерти? (слайд)

«Когда я писал заключительные строки "Отцов и детей", я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись», - писал автор.

жизнь победила теорию, и смерть Базарова - не случайность, а следствие художественной логики романа. Смерть словно возвышает героя. "Умереть так, как умер Базаров, - скажет Д.И. Писарев, - это всё равно что сделать подвиг". Действительно, изображение последних дней жизни героя обнажает героическое и трагическое начала в его характере: "Мне мерещилась фигура сумрачная, дикая, и всё-таки обречённая на погибель, потому что она стоит в преддверии будущего" (Тургенев). А будущее есть отрицание настоящего, значит, наступление любой новой эпохи будет рождать Базаровых - людей, чей нигилизм будет наиболее полным и беспощадным. Поэтому и споры о нигилизме - это не только и столько споры о будущем России, сколько размышления о том, а есть ли граница отрицания и что произойдёт с человеком, если он "переступит" эту границу.

  • "Базаров побеждён не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни" (Н.Н. Страхов).

  • Перед лицом смерти в Базарове исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное:

- ?

( цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира)

- Однако в смерти героя отразилось неверие Тургенева в молодое революционное поколение. Среди друзей писателя было много революционных демократов. Совсем не случайно и роман посвящен В. Белинскому. Но будучи либералом по убеждениям, Тургенев не приветствовал насильственного решения проблем времени.

- Поэтому как ни силен Базаров, он все же обречен на гибель.

- Рефлексия: Был ли Базаров героем своего времени?

(Я счи­таю, что да. За такими, как он, - будущее России. Это можно доказать, проследив его жизнь, поступки, взаимоотношения с людьми, соотнеся его взгляды на жизнь с проблемами, волновавшими русское обще­ство в 60-е годы XIX века, когда был написан роман).

- Звучание финала. Почему же роман не заканчивается смертью героя?

(Не до конца ясна судьба некоторых героев. Сам писатель не до конца высказал свое отношение к героям, в частности к Базарову, к его жизненным принципам)

Обратимся к 28 главе. Это эпилог.

( В древнегреческой драме так называли заключительный монолог-обращение к зрителю, чаще всего с поучениями или с просьбой о снисхождении. Запишем в тетради небольшой отрывок из статьи "Словаря литературоведческих терминов": "В современной литературе эпилог - заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героя после изображенных в нем событий").

- Особенности композиции 28 главы.

Главу обрамляют два пейзажа, а в центральной части рассказывается о судьбах героев. Открывает главу чисто русский зимний пейзаж.

Прочитаем выразительно отрывок:

"Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу, вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались огни".

Второй пейзаж, завершающий роман, насквозь пронизан лиризмом, мыслью о вечности, о бессмертной силе любви и о "жизни бесконечной".


- Какова роль пейзажа?
(почти треть текста эпилога занимают картины природы, которые, как обычно у Тургенева, гармонируют с чувствами и переживаниями героев или же оттеняют их. Природа как бы становится главным действующим лицом в том нравственно- психологическом конфликте, к которому приходят герои в эпилоге).

- Следующая, очень важная особенность эпилога - через весь роман, включая и последнюю главу, проходят два мотива - иронический и лирический.

- О ком из героев романа, изображая их жизнь в эпилоге, автор пишет: "...немножко грустно и в сущности очень хорошо"?

(Николай Петрович, Аркадий, Федосья Николаевна, Катя, Павел Кирсанов. Их дальнейшая судьба предельно ясна, им и на прощальном обеде, и в дальнейшей жизни будет "немножко грустно и в сущности очень хорошо").

- обратимся к такому важному приему, как художественная деталь. Найдем в тексте романа сцену прощания героя с родными перед отъездом за границу:

"...у Фенечки он, сверх того, поцеловал руку, которую та еще не умела подавать как следует".

- О чем, по вашему мнению, говорит эта деталь?



Далее Тургенев повествует о жизни Павла Петровича за границей.

- чего больше при описании заграничной жизни героя - грусти или иронии?

ирония:"Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя".

Сложнее найти те строки, где автор показывает трагическое одиночество героя: "...но жить ему тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает... Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув зубы, потом вдруг опомнится и начнет незаметно креститься..."

Обратим внимание на изменения авторской интонации в эпилоге.

- О ком из героев писатель рассказывает с явной иронией, то усиливая ее, то уменьшая?

Доказывая свое мнение, ученики находят строки, посвященные Петру, княжне X., а также Одинцовой. Особенно внимательно нужно перечитать предложение, посвященное Анне Сергеевне и ее мужу: "Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви". Тонкая тургеневская ирония улавливается не сразу, а только лишь при внимательном перечитывании этих страниц. Более того, можно обратить внимание класса и на еще одну особенность этой части эпилога: о дальнейшей судьбе Одинцовой рассказывается в том же абзаце, где повествуется о Петре и его выгодной женитьбе.

- В каких предложениях эпилога мягкий юмор сменяется едкой сатирой и даже сарказмом?

Попросим привести примеры из абзаца, посвященного мнимым ученикам Евгения.

- заметили ли вы изменение интонации при описании могилы Базарова. И с какой интонацией нужно читать последний абзац романа? Слайд №17

Торжественно, грустно и величаво.

- найти самостоятельно в тексте повторы, восклицания, вопросы.

Все эти приемы передают драматизм раздумий автора, искренность его чувств. Более сложным может оказаться задание, связанное со своеобразием авторского стиля.

- найти в эпилоге двойные и даже тройные эпитеты

("святая, преданная любовь", "страстное, грешное, бунтующее сердце")

- символы? какова их роль в тексте.


Вывод: так можно писать лишь о дорогом и очень близком человеке. И хотя возможны различные объяснения последних строк романа, несомненно одно - автор, прощаясь со своими героями, еще раз отчетливо выразил свое к ним отношение.

В заключение зачитываем отрывок из статьи Н.Н. Страхова ""Отцы и дети" И. Тургенева":

"Тургенев ... имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный, не ретроградный, а, так сказать, всегдашний... Гоголь о своем "Ревизоре" говорил, что в нем есть одно честное лицо - смех, точно так об "Отцах и детях" можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц и даже выше Базарова, - жизнь".

  • Творческое задание. Кластер «Жизнь…»

(гармония во всем, мировое дерево)

Домашнее задание: творческое задание.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал